ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-606/18 от 22.10.2018 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело № 5-606/2018

Постановление в окончательной форме принято 22.10.2018 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Мурманск ***

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Кутушова Ю.В., ***, рассмотрев административное дело в отношении:

Открытого акционерного общества «Североморский Альянс», адрес***, ***, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - ***, *** - Выговский И.В., ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося, в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Как следует из протокола об административном правонарушении, в ходе проведения *** таможней камеральных таможенных проверок у ОАО «Североморский Альянс» установлено недекларирование данной организацией товаров ***, необходимых для ремонта судна 1, при их вывозе *** с таможенной территории ЕАЭС на данном судне.

Морское рыболовное судно 1 принадлежит на праве собственности ОАО «Североморский Альянс», согласно Свидетельству о праве собственности на судно от ***№***.

В целях обеспечения деятельности судов, находящихся в управлении ОАО «Североморский Альянс», данной организацией с ООО «Промрыбснаб» *** был заключен Договор поставки товаров №***.

Во время нахождения данного судна в порту ***, в период с *** по ***, в рамках Договора поставки товаров №*** от *** ООО «Промрыбснаб» в соответствии с товарными накладными, кроме прочих товаров, в адрес ОАО «Североморский Альянс» на судно 1 были поставлены запасные части и материалы:

Таблица № 1.1

№ и дата товарной накладной

Товар

Стоимость, руб.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Стоимость поставленных товаров ОАО «Североморский Альянс» была оплачена в полном объеме.

Кроме того, согласно сведениям бухгалтерского учета ООО «Североморский Альянс», во время нахождения судна 1 в порту ***, на борт судна *** были поставлены товары:

Таблица № 1.2

Инвойс

Товар

Стоимость, руб.

***

***

***

***

***

***

***

***

Указанные товары *** ранее, кроме прочих товаров, были приобретены ОАО «Североморский Альянс» у иностранной организации *** в рамках договора №*** от *** (инвойсы №*** от *** и №*** от ***), ввезены на таможенную территорию ЕАЭС и выпущены в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления согласно декларации на товары №***.

***, перед убытием судна 1 из порта ***, все указанные товары, в соответствии с актом о приеме-передаче товарно-материальных ценностей на хранение от ***№*** были приняты на хранение ООО «Промрыбснаб». Хранение товаров осуществлялось в соответствии с Договором ответственного хранения от ***№***, заключенным ОАО «Североморский Альянс» с ООО «Промрыбснаб» ***.

*** судно 1 убыло с таможенной территории ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки из морского порта Морской порт *** (судовое дело №***).

*** морское рыболовное судно 1 пришло в порт *** (судовое дело №***).

В соответствии с актом о возврате товарно-материальных ценностей, сданных на хранение от ***№*** запасные части и материалы, *** ООО «Промрыбснаб» были возвращены на судно 1 с хранения.

Во время нахождения судна 1 в порту ****** по ***) помимо уже имеющихся запасных частей и материалов, указанных в таблицах № 1.1 и № 1.2, на борт судна в рамках Договора поставки товаров №*** от *** ООО «Промрыбснаб» в соответствии с товарными накладными были поставлены запасные части и материалы:

Таблица № 1.3

№ и дата товарной накладной

Товар

Стоимость, руб.

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Стоимость поставленных товаров ОАО «Североморский Альянс» была оплачена в полном объеме.

Кроме перечисленных товаров, во время нахождения судна 1 в порту ***, на борт судна согласно товарных накладных №*** от *** и №*** от *** были поставлены ***

В бухгалтерском учете ОАО «Североморский Альянс» все вышеуказанные запасные части и материалы были учтены на балансовом счете 10.05 «Материалы, запасные части».

*** морское рыболовное судно 1 убыло с таможенной территории ЕАЭС в качестве транспортного средства международной перевозки из морского порта Морской порт *** (судовое дело №***) с грузом судового снабжения, предназначенного для судна 2

На отход судна капитаном, как представителем судовладельца, на таможенный пост Морской порт *** таможни были представлены документы, предусмотренные статьей 159 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) и Приказом ГТК России от ***№*** (зарегистрирован в Минюсте ***№***), необходимые для целей таможенного декларирования и таможенного контроля. В графе 12 Генеральной (общей) декларации были указаны краткие сведения о рейсе: 1) доставка снабжения для судна 2 2) получение собственного рейсового снабжения, стоянка в ожидании промысла *** В графе 16 генеральной (общей) декларации было указано, что запасных частей и оборудования на борту судна нет.

Письмом от ***№*** на требование №****** таможни о предоставлении документов и сведений при камеральной таможенной проверке (от ***№***) ОАО «Североморский Альянс» пояснило, что вышеуказанные запасные части и материалы, были вывезены с таможенной территории ЕАЭС *** в качестве предметов материально-технического снабжения и снаряжения в составе транспортного средства международной перевозки - морского рыболовного судна 1

В частности, на борту судна 1*** были вывезены и использованы в процессе выполнения работ по Договору от ***№*** в порту *** следующие товары:

Таблица №***.1

№ п/п

Наименование товаров

и количество

Стоимость, руб.

Коды ТН ВЭД ЕАЭС

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

Вывезенные с таможенной территории ЕАЭС *** на судне 1 товары были использованы ОАО «Североморский Альянс» для ремонта данного судна в порту *** в рамках Договора подряда на производство работ по ремонту №*** от ***, заключенного с ООО «Баренц Морсервис».

Согласно данному договору ОАО «Североморский Альянс»» (Заказчик) поручает, а ООО «Баренц Морсервис» (Подрядчик) принимает на себя производство работ по ремонту 1 согласно ремонтных ведомостей заказчика из материалов и комплектующих заказчика. Работы по ремонту осуществляются в период стоянки 1 в порту *** в период с *** по ***. Согласно Приложению №*** к договору подряда №*** от *** (протокол согласования стоимости работ на 1) стоимость ремонта по договору подряда составила *** Перечень выполняемых работ по договору был утвержден согласно трем ремонтным ведомостям, являющимися приложениями к договору подряда №*** от ***. В соответствии с данными ремонтными ведомостями с судном 1 планировалось выполнить различные виды ремонтных работ по всем частям судна (корпусной, механической, электрической, трубопроводной, промысловой и другим). По результатам проведенного ремонта между ОАО «Североморский Альянс» и ООО «Баренц Морсервис» был составлен приемо-сдаточный акт №*** от ***. Согласно данному акту работы приняты заказчиком, и стоимость выполненных работ составила ***

За ремонт судна 1 по договору подряда №*** от *** ООО «Баренц Морсервис» в адрес ОАО «Североморский Альянс» был выставлен счет-фактура от ***№*** на сумму *** Данный счет-фактура ОАО «Североморский Альянс» был оплачен путем перевода денежных средств со своего счета в Северо-западном банке ПАО Сбербанк *** на счет ООО «Баренц Морсервис» в ПАО «Банк «Санкт-Петербург» согласно платежному поручению от ***№***.

Указанные в таблице № 2.1 товары (всего 115 наименований), вывезенные с таможенной территории ЕАЭС, кроме прочих товаров в соответствии с отчетом о расходовании материалов в процессе выполнения работ по договору подряда №*** от *** на судне 1 были получены ООО «Баренц Морсервис» от ОАО «Североморский Альянс» согласно накладным от ***№*** и №***, от ***№*** на общую сумму 4 805 021,86 руб. и использованы для ремонта судна 1

Согласно сведениям бухгалтерского учета ОАО «Североморский Альянс» товары при приобретении были учтены ОАО «Североморский Альянс» на счете 10.05 «Материалы. Запасные части». Передача материалов Подрядчику (ООО «Баренц Морсервис») для осуществления ремонтных работ было отражено на счете 10.07 «Материалы. Материалы, переданные в переработку на сторону». По окончании ремонта судна израсходованные материалы в бухгалтерском учете ОАО «Североморский Альянс» были списаны на счет затрат 20.01 «Основное производство».

Морское рыболовное судно 1*** возвратилось в порт *** (судовое дело №***). На приход судна капитаном, как представителем судовладельца, на таможенный пост Морской порт *** таможни в числе прочих документов были поданы ИМО Генеральная (общая) декларация и Грузовая декларация. Согласно данным документам, на таможенную территорию Таможенного союза в качестве транспортного средства, осуществляющего международную перевозку пассажиров и товаров по маршруту ****** (получение снабжения) – Баренцево море (промысел) – ***, обратно ввозилось морское рыболовное судно 1. При этом было заявлено, что судно следует своим ходом со следующим грузом: ***, а в порту *** с судном производились ремонтные работы.

В соответствии с пояснительной запиской капитана судна 1ФИО1 от ***, поданной таможенному органу на приход судна в порт ***, в период нахождения данного судна за пределами таможенной территории Таможенного союза с *** по *** на судне производились следующие ремонтные работы в порту ***

*** ОАО «Североморский Альянс» обратилось на таможенный пост Морской порт *** таможни с заявлением №***. Согласно данному заявлению, при обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС *** морского рыболовного судна 1, в соответствии с ч.2 ст.347 ТК ТС, подлежали уплате таможенные пошлины и налоги в связи с осуществлением с судном операций по переработке в соответствии с различными договорами (контрактами), в том числе, в соответствии с Договором подряда на производство работ по ремонту №*** от ***. В стоимость названных операций по переработке вошла, кроме прочего, стоимость запасных частей и материалов, использованных ООО «Баренц Морсервис» для ремонта судна в соответствии с накладными от ***№*** и №***, от ***№*** на общую сумму 4 805 021,86 руб. В свою очередь, данные накладные содержали сведения о запасных частях и материалах, вывезенных с таможенной территории ЕАЭС *** на судне 1 и указанные в таблице 2.1.

Исходя из заявленной декларантом - ОАО «Североморский Альянс» стоимости операций по переработке судна 1 таможенным постом Морской порт *** был составлен таможенный приходный ордер №***/№***. Согласно данному приходному ордеру подлежали уплате таможенные пошлины и налоги в общей сумме 4531744,25 руб. Данные таможенные платежи ОАО «Североморский Альянс» были уплачены согласно п/п №*** от *** и п/п №*** от ***, а также были уплачены пени за просрочку уплаты указанных таможенных пошлин и налогов в общей сумме 169600,53 руб.

Кроме того, при обратном ввозе на таможенную территорию ЕАЭС *** судна 1 после проведенных с данным судном операций по переработке, кроме вышеперечисленного, было установлено, что Российским Морским Регистром судоходства *** была одобрена техническая документация на замену валогенератора *** мощностью 300 кВт на валогенератор типа *** мощностью 490 кВт.

*** в порту *** судно 1 по заявке судовладельца прошло внеочередное освидетельствование Российским Морским Регистром судоходства. Согласно Акту Российского Морского Регистра судоходства от ***№*** выданного по результатам освидетельствования судна, на судне были выполнены работы по демонтажу существующего валогенератора, и судно может быть допущено к эксплуатации без валогенератора для перехода на базу ремонта на срок до ***.

Впоследствии Российским Морским Регистром судоходства в порту *** в период с *** по *** было произведено внеочередное освидетельствование судна 1 в связи с проверкой выполнения требования Российским Морским Регистром судоходства от ***№***. По результатам освидетельствования вновь установленный валогенератор найден соответствующим применимым требованиям Правил Регистра судоходства и класс судну было рекомендовано сохранить.

Дробилку наживки ОАО «Североморский Альянс» приобрело в соответствии с Контрактом №*** от ***, заключенным с иностранной организацией ***. При этом, инвойс за продажу дробилки №*** был выставлен ***, то есть до выхода судна 1 в рейс ***. Установку дробилки наживки производило ООО «Баренц Морсервис» в соответствии с Договором подряда на производство работ по ремонту №*** от ***. Данным договором также была предусмотрена установка валогенератора, необходимость в установке которого возникла до выхода судна 1 в рейс ***.

Оценивая указанные обстоятельства, административный орган пришел к выводу, что отправляя судно 1 в рейс *** ОАО «Североморский Альянс» заранее планировало проведение работ по Договору подряда на производство работ по ремонту №*** от ***. Проведение данных работ не было связано с аварийными случаями с судном и не было связано с проведением безвозмездным (гарантийным) ремонтом. Товары, указанные в таблице 2.1 *** и вывезенные на судне 1*** изначально планировалось использовать для ремонта судна в порту *** На данное обстоятельство указывает факт закупки и хранения части запасных частей и материалов на таможенной территории ЕАЭС.

В судебном заседании защитники ОАО «Североморский Альянс» Михейкина А.Г., Тишков Э.Э. вину юридического лица в совершении административного правонарушения и факт его совершения не оспаривали, однако не согласились с перечнем объектов, отнесенных таможенным органом к предмету административного правонарушения по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, и приобщенным к материалам дела.

Представители Мурманской таможни Мелещенко М.В., Есаулов В.Н., Маркова А.К. о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, ранее при рассмотрении жалобы настаивали на привлечении юридического лица к административной ответственности. Пояснили, что при определении предмета административного правонарушения таможенный орган руководствовался положениями пункта «А» раздела I Приложения 1 к Конвенции по облегчению международного морского судоходства, согласно которому судовые запасные части – предметы, предназначенные для ремонта или замены частей оборудования судна, на котором они перевозятся.

В соответствии с пунктом 40 статьи 4 ТК ТС, действовавшего на момент убытия и прибытия судна 1, транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию Таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 350 ТК ТС таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном ввозе на таможенную территорию Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и вывозе таких временно ввезенных транспортных средств с такой территории, а также при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

Согласно пункту 2 статьи 350 ТК ТС в качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены Таможенного союза, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки, указанные в статье 159 ТК ТС. Если в представленных стандартных документах перевозчика не содержатся все необходимые сведения, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется путем представления таможенной декларации на транспортное средство установленной формы. При этом представленные стандартные документы перевозчика рассматриваются как неотъемлемая часть таможенной декларации на транспортное средство.

Из изложенного, следует, что товары являются судовым запасными частями при условии подтверждения их целевого назначения для целей ремонта. В соответствии с пунктом 2 статьи 350 ТК ТС декларирование запасных частей и оборудования осуществляется в таможенной декларации на транспортное средство. В качестве таможенной декларации на транспортное средство применяются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, если в них содержатся сведения о транспортном средстве международной перевозки, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) транспортного средства международной перевозки и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации транспортного средства международной перевозки.

Заслушав мнение сторон, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья находит вину ОАО «Североморский Альянс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, установленной и доказанной.

Факт совершения ОАО «Североморский Альянс» административного правонарушения доказан исследованными в судебном заседании письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования №***

- актами камеральных таможенных проверок №***, №*** с материалами данных проверок, согласно которым установлено недекларирование ОАО «Североморский Альянс» товаров, необходимых для ремонта судна 1, при их вывозе *** с таможенной территории ЕАЭС на данном судне;

- материалами судового дела №***, согласно которым сведения о нахождении на борту судна товаров, необходимых для ремонта судна 1, заявлены не были. В графе 16 Общей декларации от *** капитаном судна 1, как представителем судовладельца – ОАО «Североморский Альянс», было заявлено, что запасных частей и оборудования на судне нет;

- договором подряда на производство работ по ремонту №*** от *** с приложением, согласно которому *** ОАО «Североморский Альянс» с ООО «Баренц Морсервис» был заключен Договор подряда на производство работ по ремонту. Согласно данному договору ОАО «Североморский Альянс»» (Заказчик) поручает, а ООО «Баренц Морсервис» (Подрядчик) принимает на себя производство работ по ремонту 1 согласно ремонтных ведомостей заказчика из материалов и комплектующих заказчика. Работы по ремонту осуществляются в период стоянки 1 в порту *** в период с *** по ***. Согласно Приложению №*** к договору подряда №*** от *** (протокол согласования стоимости работ на 1) стоимость ремонта по договору подряда составила ***. Перечень выполняемых работ по договору был утвержден согласно трем ремонтным ведомостям, являющимися приложениями к договору подряда №*** от ***. В частности, в соответствии с данными ремонтными ведомостями с судном 1 планировалось выполнить различные виды ремонтных работ по всем частям судна (корпусной, механической, электрической, трубопроводной, промысловой и другим). По результатам проведенного ремонта между ОАО «Североморский Альянс» и ООО «Баренц Морсервис» был составлен приемо-сдаточный акт №*** от ***. Согласно данному акту работы приняты заказчиком, и стоимость выполненных работ составила ***

- договором поставки товаров №*** от ***, согласно данному договору ООО «Промрыбснаб» (Поставщик) обязан поставить, а ОАО «Североморский Альянс» (Покупатель) принять и оплатить товары (товары, материалы, оборудование). Также, согласно договору, товар считается принятым с момента подписания накладной покупателем, и покупатель оплачивает поставленный поставщиком товар по ценам, указанным в накладных, счетах-фактурах на данную партию товара;

- служебной запиской ОТП *** таможни от ***№***, согласно которой вывозимый товар (запасные части и оборудование, использованные при ремонте судна 1, проведенного за пределами таможенной территории ЕАЭС), по состоянию на *** вывозными таможенными пошлинами, налогами не облагаются;

- протоколом опроса свидетеля главного государственного таможенного инспектора отдела таможенного контроля после выпуска товаров (ОТКПВТ) *** таможни ФИО2 от ***, в котором он подтвердил обстоятельства обнаружения правонарушения;

- заключением эксперта ООО «Финансовый аналитический центр» №*** от ***, согласно которому рыночная стоимость незадекларированного товара, являющегося предметом административного правонарушения, по состоянию на ***, составляет ***

- письмом ОАО «Североморский Альянс» от *** исх.№***;

- заключением ОТПиТК Мурманской таможни (служебная записка №*** от ***);

- протоколом об административном правонарушении №***.

Допрошенная в судебном заседании в качестве специалиста главный бухгалтер ООО «Северный Альянс» ФИО3 пояснила, что в нормативных документах для бухгалтерского учета не указан порядок разделения товара для учета в качестве запасных частей или предметов материально-технического обеспечения. Основанием для классификации товаров является целевое назначение товара.

Совокупность исследованных судом доказательств по делу об административном правонарушении суд находит достаточной для установления наличия события административного правонарушения и виновности лица, привлекаемого к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно статье 32 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее – Договор), которым учрежден Евразийский экономический союз, в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями Договора.

В соответствии с пунктом 1 статьи 101 Договора, до вступления в силу Таможенного кодекса ЕАЭС таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с Договором о Таможенном кодексе Таможенного союза от 27.11.2009 и иными международными договорами государств-членов, регулирующими таможенные правоотношения, заключенными в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства и входящими в соответствии со статьей 99 Договора в право Союза, с учетом положений статьи 101 Договора.

Пунктом 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) установлено:

4) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза - совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до фактического пересечения таможенной границы;

6) декларант - лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары;

21) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку товаров и (или) пассажиров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств;

22) перемещение товаров через таможенную границу – ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза;

23) припасы - товары: необходимые для обеспечения нормальной эксплуатации и технического обслуживания морских (речных) судов, судов внутреннего плавания, судов плавания «река – море», судов на подводных крыльях, судов на воздушной подушке и маломерных судов, включая самоходные и несамоходные лихтеры и баржи (далее - водные суда), воздушных судов и поездов в пути следования или в пунктах промежуточной остановки либо стоянки, за исключением запасных частей и оборудования;

26) таможенная процедура - совокупность норм, определяющих для таможенных целей требования и условия пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Таможенного союза или за ее пределами;

27) таможенное декларирование - заявление декларантом таможенному органу сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров;

24) таможенная декларация - документ, составленный по установленной форме, содержащий сведения о товарах, об избранной таможенной процедуре и иные сведения, необходимые для выпуска товаров;

35) товар – любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств – членов Таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу;

40) транспортные средства международной перевозки - транспортные средства, ввозимые на таможенную территорию таможенного союза или вывозимые за ее пределы в целях начала и (или) завершения международной перевозки грузов, пассажиров и (или) багажа, с находящимися на них специальным оборудованием, предназначенным для погрузки, разгрузки, обработки и защиты грузов, предметами материально-технического снабжения и снаряжения, а также запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 203 ТК ТС по выбору лица товары, перемещаемые через таможенную границу, помещаются под определенную таможенную процедуру, в порядке и на условиях, которые предусмотрены ТК ТС и законодательством государств - членов Таможенного союза.

Согласно статье 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта. Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.

Согласно п.1 ст.252 ТК ТС, действовавшего на момент убытия судна М-0344 «Морской Бриз», переработка вне таможенной территории – таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся с таможенной территории Таможенного союза с целью совершения операций по переработке вне таможенной территории Таможенного союза в установленные сроки с полным условным освобождением от уплаты вывозных таможенных пошлин и без применения мер нетарифного регулирования с последующим ввозом продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза.

Согласно статье 254 ТК ТС операциями по переработке товаров по таможенной процедуре переработки вне таможенной территории является ремонт товара, включая его восстановление, замену составных частей.

Согласно п.1 ст.212 ТК ТС экспорт - таможенная процедура, при которой товары Таможенного союза вывозятся за пределы таможенной территории Таможенного союза и предназначаются для постоянного нахождения за ее пределами.

Таким образом, при вывозе вышеуказанных товаров, предназначенных для ремонта судна М-0344 «Морской Бриз», с таможенной территории ЕАЭС, данные товары подлежали помещению под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории или таможенную процедуру экспорта с использованием бланков декларации на товары. Декларация на вывезенные товары (всего 115 наименований), на помещение данных товаров под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории или таможенную процедуру экспорта не подавалась. Вместе с тем, для временно вывезенных транспортных средств международной перевозки Таможенным кодексом Таможенного союза была предусмотрена возможность совершения операций по переработке без помещения данных транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.

Согласно п.2 ст.347 ТК ТС операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 данной статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со ст.262 ТК ТС.

Необходимые для ремонта товары относятся к запасным частям и оборудованию, предназначенным для ремонта транспортного средства. Соответственно, данные товары при вывозе их на судне М-0344 «Морской Бриз», с таможенной территории ЕАЭС подлежали декларированию путем указания сведений о вывозимых товарах в декларации на транспортное средство.

В соответствии с п.1 ст.350 ТК ТС, таможенное декларирование транспортных средств международной перевозки осуществляется при временном вывозе с таможенной территории Таможенного союза транспортных средств международной перевозки и ввозе таких временно вывезенных транспортных средств международной перевозки на такую территорию путем подачи перевозчиком таможенному органу таможенной декларации на транспортное средство.

Согласно п.9 раздела II Решения Комиссии Таможенного союза № 422 от 14.10.2010 «О форме таможенной декларации на транспортное средство и инструкции о порядке ее заполнения», в графе 10 «Запасные части и оборудование» указывается наличие запасных частей и оборудования (краткое описание и количество в удобных для декларанта единицах измерения), предназначенных для ремонта и эксплуатации транспортного средства международной перевозки.

При временном вывозе с таможенной территории ЕАЭС морского рыболовного судна 1 ОАО «Североморский Альянс» на т/посту Морской порт *** таможни была оформлена таможенная декларация транспортного средства (ТДТС) №***, а само транспортное средство было выпущено таможенным органом *** (судовое дело №***).

В качестве ТДТС использовались стандартные документы перевозчика, поданные таможенному органу на отход транспортного средства международной перевозки (ТСМП) судна 1 из порта ******, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 18.11.2010 № 511 «Об Инструкции о порядке совершения отдельных таможенных операций в отношении временно ввозимых и временно вывозимых транспортных средств международной перевозки». Пунктом 2 данной инструкции установлено, что в качестве ТДТС используются стандартные документы перевозчика, предусмотренные международными договорами в области транспорта, участниками которых являются государства - члены ЕАЭС, если в них содержатся сведения о ТСМП, его маршруте, грузе, припасах, об экипаже и о пассажирах, цели ввоза (вывоза) ТСМП и (или) наименовании запасных частей и оборудования, которые перемещаются для ремонта или эксплуатации ТСМП, указанные в статье 159 ТК ТС, в зависимости от вида транспорта.

Согласно п.1 ст.163 ТК ТС для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза перевозчик обязан представить таможенному органу таможенную декларацию либо иной документ, допускающий их вывоз с таможенной территории Таможенного союза, а также документы и сведения, предусмотренные статьей 159 данного Кодекса, в зависимости от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка товаров.

В стандартных документах перевозчика, поданных таможенному органу на отход судна 1 из порта ******, сведения о нахождении на борту судна товаров, необходимых для ремонта судна 1***, заявлены не были. В графе 16 Общей декларации от *** капитаном судна 1, как представителем судовладельца – ОАО «Североморский Альянс», было заявлено, что запасных частей и оборудования на судне нет.

Таким образом, ОАО «Североморский Альянс» не задекларировал по установленной форме товар, запасные части и оборудование, при их вывозе *** с таможенной территории ЕАЭС на судне 1

Действия правонарушителя судья квалифицирует по ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, ОАО «Североморский Альянс» совершил недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

ОАО «Североморский Альянс», являясь декларантом и перевозчиком товаров имела возможность соблюсти таможенное законодательство, т.к. у Обществаа была возможность задекларировать вывозимые товары, но данной организацией не были предприняты все надлежащие для этого меры, а именно, не был осуществлен должный контроль со стороны руководства Компании за работниками, в чьи обязанности входило декларирование данного товара. Работа по декларированию товаров не была организована должным образом и данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению таможенных правил, т.е. объективных обстоятельств, препятствующих выполнению ОАО «Североморский Альянс» таможенных обязанностей, не установлено. Вступая в таможенные правоотношения, ОАО «Североморский Альянс» должно было не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, т.е. обеспечить ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона. Административное правонарушение, в данном случае, не было вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля организации. При должной организации работы, при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения обязанностей, установленных законодательством, данное административное правонарушение было бы предотвращено.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи, с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Приведенные стороной защиты обстоятельства, в том числе отсутствие умысла на совершение правонарушения, не могут служить основанием для выводов о его малозначительности.

По обращению ОАО «Североморский Альянс» в Союз «Торгово-промышленная палата» /Северная/ о предоставлении консультаций (заключения) по правильному с точки зрения таможенного законодательства отнесению товарно-материальных ценностей к категории судовых запасных частей или расходных материалов представлено заключение, подготовленное привлеченным экспертом компанией ООО «КМТ Сервис» (таможенный представитель).

В соответствии с абз. 1 п. 2 ст. 3 и п.п. «д», «з» п. 1 ст. 12 Закон РФ от 07.07.1993 № 5340-1 «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» торгово-промышленные палаты оказывают помощь российским организациям и индивидуальным предпринимателям, представляют и защищают их интересы по вопросам, связанным с осуществлением хозяйственной деятельности, в том числе и за границей; оказывают юридическую, информационную, консультационную и иную помощь организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам по вопросам, связанным с предпринимательской деятельностью.

Торгово-промышленные палаты в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе проводить по поручению государственных и муниципальных органов, российских и иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей и граждан экспертизу по определению страны происхождения товаров, иные экспертизы и контроль качества, количества и комплектности товаров, а также экспертизу выполненных работ и оказанных услуг.

При решении вопроса о предмете административного правонарушения, полагаю возможным принять разъяснения, содержащиеся в экспертном заключении ООО «КМТ-Сервис» от *** относительно определения запасных частей и оборудования.

Согласно примечания 2 к разделу XVII (Средства наземного транспорта, летательные аппараты, плавучие средства и относящиеся к транспорту устройства и оборудование) Единой товарной номенклатуры Евразийского экономического союза, утверждённой Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 г. № 54 (ред. от 21.08.2018 г.) «Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза»:

«Термины «части» и «части и принадлежности» не применяются в отношении следующих изделий независимо от того, могут ли они быть идентифицированы как предназначенные для товаров данного раздела:

(а) соединений, шайб, прокладок и аналогичных изделий из любого материала (классифицируемых в соответствии с материалом, из которого они изготовлены, или в товарной позиции 8484) или других изделий из вулканизованной резины, кроме твердой резины (товарная позиция 4016);

(б) частей общего назначения из недрагоценных металлов (раздел XV) в соответствии с примечанием 2 к разделу XV или аналогичных товаров из пластмасс (группа 39);

(в) изделий группы 82 (инструменты);

(г) изделий товарной позиции 8306;

(д) машин и оборудования товарных позиций 8401 - 8479 или их частей, кроме радиаторов для изделий данного раздела; изделий товарной позиции 8481 или 8482 или, если они являются составными частями двигателей или силовых установок, изделий товарной позиции 8483;

(е) электрических машин или оборудования (группа 85);

(ж) изделий группы 90;

(з) изделий группы 91;

(и) оружия (группа 93);

(к) ламп или осветительного оборудования товарной позиции 9405;

(л) щеток, используемых как части в транспортных средствах (товарная позиция 9603)»

Товары, вывезенные на морском судне 1 относятся к указанным группам единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а именно: ***

Таким образом, указанные предметы материально-технического снабжения не относятся к частям или принадлежностям морского судна и обязанность по таможенному декларированию таможенному органу в графе №*** Общей (генеральной) декларации в качестве запасных частей и оборудования вышеуказанных товаров при убытии за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза у администрации морского судна 1 отсутствовала.

В связи с разъяснениями Постановлениями Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 (ред. от 19.12.2013) «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в статье 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.

Административный орган не представил достаточных и неопровержимых доказательств, которые позволили бы отнести все товарно-материальные ценности, использованные при ремонте судна к судовым запасным частям и оборудованию.

При таких обстоятельствах, полагаю обоснованными доводы стороны защиты и прихожу к выводу, что товары подлежат исключению из перечня объектов, отнесенных к предмету административного правонарушения.

Кроме того, спорным представляется утверждение административного органа об отнесении всего объема товара к предмету административного правонарушения исходя из оценки накопительного характера его приобретения, который расценивается должностным лицом как заблаговременная подготовка к ремонту и позволяет определить его как запасные части и оборудование.

ОАО «Североморский Альянс» указало, что закупки материалов производились преимущественно для целей обслуживания судна и его поддержания в исправном техническом состоянии в период стоянки в порту Мурманск. Оставшиеся в излишке в порту *** расходные материалы были впоследствии израсходованы при следующем ремонте судна в *** в порту *** В подтверждение указанных обстоятельств защитником представлены договоры подряда, заключенные в ***, с товарными накладными и карточками субконто.

Назначая наказание, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими наказание ОАО «Североморский Альянс», судьей признаются: совершение административного правонарушения впервые; признание вины, оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание ОАО «Североморский Альянс», судьей не установлено.

Учитывая изложенное и принимая во внимание, что ОАО «Североморский Альянс» ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекалось, правонарушение тяжких последствий за собой не повлекло, судья считает возможным назначить ему наказание в виде штрафа без конфискации предмета административного правонарушения.

В соответствии с ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику.

С учетом изложенного издержки по оплате товароведческой экспертизы в сумме 7000 (семь тысяч) рублей, подтвержденные счетом-фактурой №*** от ***, относятся на счет ООО «Североморский Альянс».

Руководствуясь ст. 3.5, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Открытое акционерное общество «Североморский Альянс» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде в виде штрафа в размере 347 342 (триста сорока семи тысяч триста сорока двух) рублей 73 копеек.

Издержки по делу об административном правонарушении в сумме 7000 (семь тысяч) рублей по оплате экспертизы отнести на счет ООО «Североморский альянс».

Административный штраф подлежит уплате в течение 60 суток со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:

***

***

***

***

***

Издержки подлежат оплате по следующим реквизитам:

***

***

***

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд г. Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Ю.В. Кутушова