ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-60/2018 от 09.06.2018 Советского районного суда г.Тулы (Тульская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

09 июня 2018 года <...>

Судья Советского районного суда г.Тулы Наумкина О.И.,

при секретаре Кузнецовой Е.Г.,

с участием

представителя ООО «Альфа – Рязань» по доверенности ФИО1,

рассмотрев дело № 5-60/2018 об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань», юридический адрес: <...>, нежилое помещение Н27, ИНН <***>, зарегистрированного в качестве юридического лица 10.06.2014 года, ОГРН <***>, осуществляющего деятельность в организации торговли, расположенной по адресу: <...>,

у с т а н о в и л:

05.06.2018 года в 10 часов Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в организации торговли ООО «Альфа Рязань», расположенной по адресу: <...>, установлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения - ст. 11, п.5 ст.15, п.2 ст.24, п.3 ст.39 Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ (в редакции от 18.08.2018 года)«О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.п. 2.4, 3.3, 5.2 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», а именно:

планировка и технические возможности организации не обеспечивают требуемые условия приема и реализации пищевых продуктов, в организации торговли оборудован один вход, расположенный с фасада здания жилого дома, где расположены окна жильцов, который используется для загрузки пищевых продуктов, входа посетителей и персонала. Организация торговли не оборудована раздельной внутренней системой канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод с самостоятельными выпусками на внутриплощадочную сеть канализации.

Представитель ООО «Альфа Рязань» по доверенности ФИО1 в ходе судебного разбирательства первоначально, в судебном заседании 7 июня 2018 года факт совершения правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, не признал, просил о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в действиях ООО «Альфа-Рязань» состава административного правонарушения, поскольку наличие отдельных систем вентиляции и канализации предусмотрено договором аренды занимаемого магазином помещения, переданного согласно договору арендодателем в пользование арендатору полностью пригодного для его использования для целей аренды - размещения магазина. Утверждал, что разгрузка продуктов питания в магазин «Красное&Белое», расположенный по адресу: <...>, осуществляется в соответствии с санитарными нормами и правилами со стороны магистрали - улицы Фрунзе, где на проезжей части паркуется автомобиль с товаром, после чего грузчики переносят товар в магазин вручную, что разрешается пунктом 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», допускающим возможность не устраивать загрузочные помещения при площади встроенных общественных помещений до 150 кв.м., тогда как площадь арендуемого ООО «Альфа Рязань» помещения составляет 76,6 кв.м. Разгрузка товара осуществляется до открытия магазина, а в случае прибытия товара в магазин в период его работы, магазин закрывается на период разгрузки на технический перерыв. Такой порядок осуществления разгрузки и приемки товара определен приказом директора ООО «Альфа Рязань» от 15 сентября 2017 года, в связи с чем, нарушения поточности при разрузке товара не допускается.

В настоящем судебном заседании, не отрицая установленного судом факта отсутствия в организации торговли ООО «Альфа Рязань» по адресу: <...> отдельной канализации, полагал, что, производство по делу в отношении ООО «Альфа Рязань» подлежит прекращению, а все доказательства по делу, полученные Управлением Роспотребнадзора по Тульской области в ходе проведения проверки следует признать недопустимыми, поскольку внеплановая проверка организации торговли ООО «Альфа Рязань» была проведена с нарушением Федерального закона № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с тем, что обращение гражданина было подано в электронном виде, без использования средств информационно-коммуникационных технологий, предусматривающих обязательную авторизацию заявителя в единой системе идентификации и аутентификации.

В случае признания ООО «Альфа Рязань» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, представитель ФИО1 просил о назначении административного наказания в виде штрафа, поскольку ООО «Альфа Рязань» намерено устранить все выявленные в организации торговли нарушения в кратчайший срок.

Выслушав представителя ООО «Альфа Рязань», представителя Управления Роспотребнадзора по Тульской областипо доверенности ФИО4, допрошенную судом в качестве свидетеля, исследовав письменные доказательства, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Статья 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность занарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Согласно ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (в редакции от 18.04.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также пищевых продуктов при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.

В силу п.5 ст.15 вышеуказанного Федерального закона юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарно-эпидемиологические требования.

Согласно п.2 ст.24 Закона юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.

В силу п.3 ст.39 Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Согласно п. 2.4. СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов» загрузку продуктов следует предусматривать с торцов жилых зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей при наличии специальных загрузочных помещений.

В силу п.3.3, 5.2 Санитарных правил внутренняя система канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод должна быть раздельной с самостоятельными выпусками во внутриплощадочную сеть канализации. В организациях торговли все помещения должны располагаться с учетом поточности, отсутствия встречных потоков и перекрестов сырых и готовых пищевых продуктов, продовольственных и непродовольственных товаров, персонала и посетителей.

В ходе судебного разбирательства по настоящему делу установлено, что 05.06.2018 года сотрудниками Управления Роспотребнадзора по Тульской области было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Альфа Рязань».

В определении указано, что поводом к его вынесению явилось обращение заявителя от 17.05.2018 года, содержащее данные, указывающее на наличие события административного правонарушения в организации торговли ООО «Альфа Рязань» по адресу: <...>.

В ходе проведения проверки Управлением Роспотребнадзора былизафиксированы указанные в протоколе об административном правонарушении факты нарушения в организации торговли по адресу: <...> законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с чем, сделан вывод о совершении ООО «Альфа Рязань» административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства, виновность ООО «Альфа Рязань» в совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждены следующими исследованными судом доказательствами.

Показаниями представителя Управления Роспотребнадзора по Тульской области по доверенности ФИО4, допрошенной судом в качестве свидетеля, пояснившей суду, что проверка организации торговли ООО «Альфа Рязань» по адресу: <...> была проведена в связи с обращением, поступившим в Управление Роспотребнадзора по Тульской области в электронном виде. Ею, ФИО4, было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, которое было направлено в адрес юридического лица. Поскольку в жалобе было указано на отсутствие в организации торговли автономной вентиляции, автономной канализации, о нарушении правил разгрузки товаров и технологических процессов, в ООО «Альфа Рязань» были истребованы сведения и документы относительно доводов жалобы. Организацией был представлен договор аренды занимаемого помещения, план вентиляции и фотографии. Также был представлен договор №6308 на отпуск воды и прием сточных вод от 01.02.2012 года, заключенный с собственником нежилого помещения, переданного в аренду ООО «Альфа Рязань». Но этот договор ею, ФИО4, не был принят по внимание при проведении проверки, поскольку относится к магазину непродовольственных товаров, и не имеет отношения к магазину «Красное и Белое», который реализует широкий ассортимент продовольственных товаров: алкогольные и безалкогольные напитки, пиво, скоропортящуюся мясную, рыбную и молочную продукцию.

Во время проверки она осмотрела вентиляцию, и, несмотря на отсутствие документов о ее автономности и эффективности работы, нарушений не выявила.

Документы, подтверждающие, что канализация в организации торговли работает автономно, представлены при проверке не были. В договоре аренды указано, что помещение, где расположен магазин - это бывшая квартира №145, сведений о том, что квартира реконструировалась для открытия продовольственного магазина, договор не содержит, в связи с чем, ею был сделан вывод о том, что канализация в магазине общедомовая.

Планировка и технические возможности организации не отвечают условиям приема и реализации пищевых продуктов. Загрузка осуществляется в одну дверь, куда проходят покупатели, товар при поступлении ставят в торговый зал, а не в зону приемки, где должен подготавливаться к реализации. ФИО2 подъезжает не к входу в магазин, а останавливается на ближайшей дороге, товар проносят через тротуар, что может доставить неудобства пешеходам. Со слов сотрудников магазина доставка товара осуществляется 3 раза в день, в связи с чем, нарушается процесс работы магазина, магазин закрывается на его разгрузку. Приказ № 120 от 15.09.2017 года ей при проверке ООО «Альфа Рязань» представлен не был. При проведении проверки она руководствовалась санитарными правилами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, которые предусматривают обязательность соблюдения поточности технологических процессов.

По результатам проверки ею были составлены: протокол осмотра организации торговли, протокол о временном запрете деятельности организации торговли с 11 часов 05.06.2018 года, и протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Альфа Рязань» по ст.6.3 КоАП РФ.

Представитель Управления Роспотребнадзора по Тульской области полагала, что при выявленных в ходе проверки нарушениях требований санитарно-эпидемиологического законодательства функционирование данной организации торговли невозможно.

Виновность ООО «Альфа Рязань» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ, также подтверждается:

- протоколом осмотра от 05.06.2018 года организации торговли ООО «Альфа Рязань» по адресу: <...>, согласно которому организация расположена на первом этаже многоэтажного жилого дома на основании договора аренды, общая площадь 76,6 кв.м (бывшая квартира № 145). Организация имеет один вход, расположенный с фасада здания жилого дома, где расположены окна жильцов, который используется для загрузки пищевых продуктов, для входа посетителей и персонала. Организация торговли не оборудована раздельной внутренней системой канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод с самостоятельными выпусками на внутриплощадочную сеть канализации. Не представлены (отсутствуют) документы, подтверждающие автономность системы канализации организации торговли от систем жилого дома.

- протоколом о временном запрете деятельности № 179/03 от 05.06.2018 года, согласно которому деятельность организации торговли ООО «Альфа Рязань» по адресу: <...>, фактически прекращена 05.06.2018 года в 11 часов 00 мин.

- протоколом об административном правонарушении № 179/03 от 05.06.2018 года, составленным сотрудником Управления Роспотребнадзора по Тульской области по ст.6.3 КоАП РФ.

Согласно сообщению генерального директора АО «Тулагорводоканал» от 08.06.2018 года в архиве технического отдела данной организации отсутствует техническая документация (проектная, исполнительная) на отдельный выпуск и сеть канализации от вышеуказанного объекта с подключением к муниципальным дворовым сетям канализации. Обращений о выдаче технических условий для подключения к муниципальным сетям канализации от собственника и правообладателей квартиры № 145 в жилом доме по ул.Фрунзе д.6 в технический отдел не поступало.

Указанное сообщение опровергает первоначальные доводы представителя ООО «Альфа Рязань» о наличии в организации торговли раздельной внутренней системы канализации производственных и хозяйственно-бытовых сточных вод с самостоятельными выпусками на внутриплощадочную сеть канализации.

Не содержит таких сведений и договор аренды № АР-268-07/2016 от 28.12.2016 года, заключенный между ИП ФИО3 и ООО «Альфа Рязань» на нежилое помещение XVII (бывшая квартира 145) по адресу: <...>, общей площадью 76,6 кв.м.

Показания свидетелей ФИО4, протокол осмотра от 05.06.2018 года, протокол о временном запрете деятельности, протокол об административном правонарушении, сообщение АО «Тулагорводоканал» суд признает относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами, в своей совокупности, подтверждающими что ООО «Альфа Рязань» в организации торговли, расположенной по адресу: <...> допустило нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушение действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий при обстоятельствах, указанных в протоколе об административном правонарушении от 05.06.2018 года, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст.6.3 КоАП РФ.

Совокупность вышеприведенных доказательств судья признает достаточными для разрешения дела по существу и признает ООО «Альфа Рязань» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

С учетом вышеизложенного, оснований к прекращению производства по делу по доводам представителя ООО «Альфа Рязань» суд не усматривает.

Проверка организации торговли ООО «Альфа Рязань» была проведена Управлением Роспотребнадзора по Тульской области на основании вынесенного 17.05.2018 года определения о возбуждении дела об административном правонарушении, поводом к которому явилось обращение гражданина.

Проверка проводилась в присутствии уполномоченного представителя ООО «Альфа Рязань» по доверенной ФИО5

Поскольку организация торговли ООО «Альфа Рязань» по адресу: <...> осуществляет реализацию продовольственных товаров и пищевых продуктов, представитель Роспотребнадзора по Тульской области обоснованно указала, что деятельность организации торговли должна соответствовать требованиям СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», в связи с чем доводы представителя ООО «Альфа Рязань» о соответствии деятельности организации торговли п.3.7 "СанПиН 2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" суд признает необоснованными.

Вместе с тем, учитывая, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении юридического лица, суд не усматривает в действиях ООО «Альфа Рязань» нарушения п.14 СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», как предусматривающего обязанности руководителя по соблюдению санитарных правил.

В соответствии со статьей 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

При назначении административного наказания ООО «Альфа Рязань» судом учитываются характер совершенного административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность правонарушителя.

Учитывая, что ООО «Альфа Рязань» допущены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, создающие непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей, оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным, освобождению ООО «Альфа Рязань» от административной ответственности не имеется.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъектов об административных правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не были приняты меры по их соблюдению.

Доказательств того, что ООО «Альфа Рязань» приняты все зависящие от него меры, направленные на устранение выявленных нарушений в организации торговли, в том числе после проведения проверки, в материалах дела не имеется и суду не представлено.

С учетом всех обстоятельств по делу, личности правонарушителя, суд считает необходимым назначить ООО «Альфа Рязань» административное наказание в виде административного приостановления торговой деятельности в организации торговли по адресу: <...>.

Согласно ч.1 ст.3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается, в том числе во временном прекращении деятельности юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Одним из оснований применения административного приостановления деятельности в ч.1 ст.3.12 КоАП РФ указана угроза жизни или здоровью людей, а также совершение административного правонарушения, посягающего на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения.

Суд полагает, что менее строгий вид административного наказания в виде административного штрафа, не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, посколькуустановленные в организации торговли ООО «Альфа Рязань» нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения создают угрозу для жизни и здоровья людей.

При этом суд учитывает, что в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, судом может быть разрешен вопрос о его досрочном прекращении.

Руководствуясь ст.6.3, ст. 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Альфа Рязань» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КоАП РФ.

Назначить ООО «Альфа Рязань» по ст.6.3 КоАП РФ административное наказание в виде административного приостановления торговой деятельности в организации торговли по адресу: <...>, - сроком на 60 ( шестьдесят) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с 05 июня 2018 года.

Постановление подлежит немедленному исполнению судебным приставом-исполнителем межрайонного ОСП по ИОИП УФССП России по Тульской области.

Разъяснить ООО «Альфа Рязань» право ходатайствовать о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного административного наказания.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Управление Роспотребнадзора по Тульской области.

Постановление может быть обжаловано в Тульский областной суд через Советский районный суд г.Тулы в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья О.И. Наумкина