ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-60/2022 от 23.05.2022 Коношского районного суда (Архангельская область)

Дело №5-60/2022

Мотивированное постановление составлено

23 мая 2022 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

Судья Коношского районного суда Архангельской области Зайцева М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.9.11 КоАП РФ, в отношении юридического лица - муниципального унитарного предприятия «Ерцевские теплосети», юридический адрес: ,

УСТАНОВИЛ:

В ходе проведения Северо-Западным управлением Ростехнадзора мероприятий по контролю (надзору) ДД.ММ.ГГГГ с 10 часов 00 минут до 17 часов 00 минут и ДД.ММ.ГГГГ с 12 часов 00 минут до 17 часов 00 минут выявлено, что муниципальное унитарное предприятие «Ерцевские теплосети» допускает нарушения обязательных требований правил в области энергетической безопасности, а именно:

- по котельной, расположенной по адресу: :

не представлены результаты очередного технического освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы с выводами о возможной дальнейшей безопасной эксплуатации. Кроме того, металлическая дымовая труба имеет множественные прогары в виде сквозных отверстий, граничащая с аварийной ситуацией, чем нарушены требования пунктов 3.3.9, 3.3.14 «Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок», утв. приказом Минэнерго России от 24.03.2003 № 115 (далее Правил №115);

- по котельной, расположенной по адресу: :

не представлены результаты очередного технического освидетельствования специализированной организацией строительных конструкций здания котельной и дымовой трубы с выводами о возможной дальнейшей безопасной эксплуатации, чем нарушены требования пунктов 3.3.9, 3.314 Правил № 115;

- не представлены документы, подтверждающие проведение технического диагностирования специализированной организацией (отчет по техническому диагностированию) водогрейных котлов: котел Шатер-0,65 № 1, 2006 г.в.; котел Шатер-0,65 № 2, 2006 г.в.; котел Энергетик КВ-Р-1, 1-95 № 3, 2010 г.в., отработавших расчетный ресурс в 10 лет, чем нарушены требования пунктов 2.2.1; 13.2 Правил № 115, п. 5.8 ГОСТ 21563- 2016;

по указанным котельным:

качество топлива (дрова) не соответствует государственным стандартам и техническим условиям, в частности использовалось топливо в период с октября 2021г. по февраль 2022г. неудовлетворительного качества, а именно: отходы производства (б/у шпалы, шпальный брус и т.п.) использовать которое не допустимо. Качество всех видов поставляемого для котельных топлива должно соответствовать государственным стандартам и техническим условиям, а именно: расчетные виды топлива и их теплота сгорания МДж/кг (ккал/кг)

- дрова 12,351 (2950), влажностью Wp=30%;

- каменный уголь 20,515 (4900),

согласно техническим отчетам режимно-наладочных испытаний водогрейных котлов от 2019г, вышеуказанных котельных в , и данных паспортов котлов, чем нарушены требования пункта 4.1.3 Правил № 115;

- не обеспечивается учет топлива (уголь, дрова) по качеству. Не проводится инвентаризация с целью контроля качества поступившего и расходованного котельной топлива (не реже одного раза в квартал) (нет актов инвентаризации топлива), чем нарушены требования пунктов 4.1.2, 4.1.4 Правил № 115, ч.3 ст.23.2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" - при поступлении в организацию организовывается учет всего топлива по количеству и качеству, при котором обеспечивается: периодический контроль качества топлива; обмер древесного топлива; предъявление претензий поставщикам при обнаружении недостачи или ненадлежащего качества топлива;

- в организации не разработан план мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу, согласованный с региональными природоохранными органами, в связи с использованием шпального бруса в качестве топлива, чем нарушены требования пункта 2.12.4 Правил № 115;

- не проводятся мероприятия по поддержанию исправного и работоспособного технического состояния участка тепловой сети, запитанной от котельной по : повреждены (частично разрушены, имеет ветхий вид) деревянные короба сети отопления; изношена тепловая изоляция (опилок, засыпанный когда-то в короба, просел, сгнил, т.е. фактически отсутствует), чем нарушены требования пункта 6.2.25 Правил № 115;

- не проведено техническое диагностирование сетей отопления, запитанных от вышеуказанных котельных, с целью определения дальнейшего срока эксплуатации. Так, ДД.ММ.ГГГГ в ходе проведения ремонтноаварийных работ на тепловых сетях в районе жилого дома по , работниками МУП «Ерцевские теплосети» было принято решение о невозможности дальнейшей эксплуатации данного участка тепловой сети, вследствие его значительного износа, чем нарушены требования пункта 13.2 Правил № 115.

Законные представители юридического лица МУП «Ерцевские теплосети» В.А. и В.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, признали, пояснили, что юридическое лицо приняло все возможные меры для устранения данных нарушений, а именно: по п.1 протокола: распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ-рп выделено из резервного фонда: 1075000 руб. на приобретение котла Квр-2,0 на котельную по ; 1450000,0 рублей - на приобретение дымовой трубы на котельную по ; 700000,0 рублей - на приобретение трубной части котла Квр-2,0 на котельную по ; - 600 000,0 рублей - на приобретение трубной части котла Квр-1,6 на котельную по . По п.2: МУП «Ерцевские теплосети» заключило ДД.ММ.ГГГГг. с ИП Р.В. договор на выполнение работ по проведению технического освидетельствования конструкций зданий котельных. Срок выполнения работ - 70 календарных дней.

По п. 4.: котельные в могут отапливаться как углем, так и дровами. Действительно иногда использовался для топлива котельных шпальный брус, но не шпалы. В основном для котельных используется твердое топливо - уголь, что подтверждается актами на списание твердого топлива от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

По п.6: направлено заявление в ООО Экомир на разработку предельно допустимых выбросов в окружающую природную среду при использовании дров, в том числе шпального бруса в качестве топлива.

По п.8.: признан аварийным и расселен, поэтому не требуется ремонт тепловых сетей к данному дому.

Кроме этого, арматура, установленная на котлах и трубопроводах котельной, пронумерована по схеме котельной, предохранительные клапаны котлов котельных тип OR с пружинами NПС-350 проверены, опрессованы и отрегулированы на срабатывание при давлении, что подтверждается соответствующими актами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ. В план мероприятий по подготовке к отопительному периоду 2022-2023г.г. запланирован частичный ремонт водогрейных котлов «Шатер-0,65»№2,№3, замена трубной части котла Квр2,0 №4, Квр1,6 №1, замена основной дымогарной трубы, замена котла №1, частичный ремонт котла №2, частичный ремонт с заменой трубной части водогрейного котла №3 «Энергетик».

За выявленные в ходе проверки нарушения привлечен к административной ответственности инженер по производству В.В.

Суд, заслушав представителей МУП «Ерцевские теплосети», исследовав письменные доказательства, приходит к следующему.

Согласно п. 3.3.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115 (Зарегистрировано в Минюсте России 02.04.2003 N 4358), строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.

В соответствии с п. 3.3.14 данных Правил, в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью:

- визуальный внешний осмотр газоотводящего ствола, фундаментов, опорных конструкций, анкерных болтов, вантовых оттяжек и их креплений - один раз в 3 месяца;

- проверка наличия конденсата, отложений сажи на внутренней поверхности трубы и газоходов через люки - один раз в год в период летнего отключения;

- инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов;

- наблюдение за осадкой фундаментов нивелированием реперов: после сдачи в эксплуатацию до стабилизации осадок (1 мм в год и менее) - один раз в год; после стабилизации осадок - один раз в 5 лет;

- проверка вертикальности трубы геодезическими методами (с помощью теодолита) - один раз в 5 лет; в случае заметного наклона трубы, обнаруженного визуально, организовывается внеочередная инструментальная проверка вертикальности трубы;

- инструментальная проверка сопротивления заземляющего контура трубы - один раз в год, весной перед грозовым периодом.

В силу п. 2.2.1 указанных Правил, руководитель организации обеспечивает:

- содержание тепловых энергоустановок в работоспособном состоянии и их эксплуатацию в соответствии с требованиями настоящих Правил, требований безопасности и охраны труда, соблюдение требований промышленной и пожарной безопасности в процессе эксплуатации оборудования и сооружений, а также других нормативно-технических документов;

- своевременное и качественное проведение профилактических работ, ремонта, модернизации и реконструкции тепловых энергоустановок;

- разработку должностных и эксплуатационных инструкций для персонала;

- обучение персонала и проверку знаний правил эксплуатации, техники безопасности, должностных и эксплуатационных инструкций;

- поддержание исправного состояния, экономичную и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок;

- соблюдение требований нормативно-правовых актов и нормативно-технических документов, регламентирующих взаимоотношения производителей и потребителей тепловой энергии и теплоносителя;

- предотвращение использования технологий и методов работы, оказывающих отрицательное влияние на людей и окружающую среду;

- учет и анализ нарушений в работе тепловых энергоустановок, несчастных случаев и принятие мер по предупреждению аварийности и травматизма;

- беспрепятственный доступ к энергоустановкам представителей органов государственного надзора с целью проверки их технического состояния, безопасной эксплуатации и рационального использования энергоресурсов;

- выполнение предписаний органов государственного надзора в установленные сроки.

Согласно п. 13.2 Правил, контроль за металлом проводится по планам, утвержденным техническим руководителем, в сроки и объемах, предусмотренных нормативно-техническими документами, как правило, неразрушающими методами контроля.

В нормативно-технических документах содержатся требования по входному контролю и контролю за металлом в пределах нормативного ресурса. Техническое диагностирование оборудования, отработавшего расчетный ресурс, проводится специализированными организациями в целях определения дополнительного срока службы и разработки мероприятий, обеспечивающих надежную работу.

В силу п. 4.1.2 Правил при поступлении в организацию, расходовании на производство и хранении на складах и в резервуарах организовывается учет всего топлива по количеству и качеству, при котором обеспечивается:

- взвешивание всего твердого топлива, поставляемого по железной дороге и автомобильным транспортом, или обмер либо определение его количества по осадке судов при поступлении водным транспортом;

- взвешивание всего поставляемого жидкого топлива или его обмер;

- определение количества всего сжигаемого газообразного топлива по приборам;

- инвентаризация твердого и жидкого топлива;

- периодический контроль качества топлива;

- обмер древесного топлива;

- предъявление претензий поставщикам при обнаружении недостачи или ненадлежащего качества топлива.

В соответствии с п. 4.1.3 данных Правил качество всех видов поставляемого для котельных топлива должно соответствовать государственным стандартам и техническим условиям на поставку.

В документах на поставку топлива указываются:

- для твердого топлива - марка, низшая теплота сгорания, группа по зольности, предельное значение зольности и влажности, содержание летучих, класс по крупности, отсутствие в топливе посторонних включений, кроме того, для кузнецких углей - группа окисленности, а для торфа - минимальное значение влажности;

- для жидкого топлива - марка, низшая теплота сгорания, температура вспышки и предельное содержание серы, допустимое содержание влаги;

- для газообразного топлива - низшая теплота сгорания, плотность газа и предельное содержание влаги, конденсата, механических примесей и серы.

Согласно п. 4.1.4 Правил, для контроля количества поступившего на склад и израсходованного котельной топлива не реже 1 раза в квартал проводится его инвентаризация.

В соответствии с п. 2.12.4 Правил в организации, эксплуатирующей тепловые энергоустановки, разрабатывается план мероприятий по снижению вредных выбросов в атмосферу при объявлении особо неблагоприятных метеорологических условий, согласованный с региональными природоохранными органами, предусматривающий мероприятия по предотвращению аварийных и иных залповых выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.

Пунктом 6.2.25 данных Правил установлено, что при текущей эксплуатации тепловых сетей необходимо:

- поддерживать в исправном состоянии все оборудование, строительные и другие конструкции тепловых сетей, проводя своевременно их осмотр и ремонт;

- наблюдать за работой компенсаторов, опор, арматуры, дренажей, воздушников, контрольно-измерительных приборов и других элементов оборудования, своевременно устраняя выявленные дефекты и неплотности;

- выявлять и восстанавливать разрушенную тепловую изоляцию и антикоррозионное покрытие;

- удалять скапливающуюся в каналах и камерах воду и предотвращать попадание туда грунтовых и верховых вод;

- отключать неработающие участки сети;

- своевременно удалять воздух из теплопроводов через воздушники, не допускать присоса воздуха в тепловые сети, поддерживая постоянно необходимое избыточное давление во всех точках сети и системах теплопотребления;

- поддерживать чистоту в камерах и проходных каналах, не допускать пребывания в них посторонних лиц;

- принимать меры к предупреждению, локализации и ликвидации аварий и инцидентов в работе тепловой сети;

- осуществлять контроль за коррозией.

Событие административного правонарушения и вина МУП «Ерцевские теплосети» в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении /ПТ от ДД.ММ.ГГГГ, решением о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом осмотра территории, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов /ПтО, актом внеплановой выездной проверки /А от ДД.ММ.ГГГГ, предписанием об устранении выявленных нарушений /ПР от ДД.ММ.ГГГГ

Данные доказательства получены в установленном законом порядке и отнесены статьей 26.2 КоАП РФ к числу доказательств по делу об административном правонарушении.

Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно Уставу МУП «Ерцевские теплосети» данное предприятие является юридическим лицом, преследует извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и несет ответственность согласно действующему законодательству.

Недвижимое имущество - котельные по адресам: и находятся в хозяйственном ведении МУП «Ерцевские теплосети» и переданы юридическому лицу по акту приема - передачи от МО «Коношский муниципальный район», что подтверждается Распоряжением главы администрации МО «Коношский муниципальный район» от ДД.ММ.ГГГГ-р, актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, у МУП «Ерцевские теплосети» с марта 2015 года имелась возможность для соблюдения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Действия МУП «Ерцевские теплосети» подлежат квалификации по ст.9.11 КоАП РФ, как нарушение правил эксплуатации топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.

Смягчающим административную ответственность обстоятельством суд признает принятие юридическим лицом мер к частичному устранению допущенных нарушений путем проведения ремонтных работ, заключения договора на выполнение работ по проведению технического освидетельствования конструкций зданий котельных, решение вопроса по выделению денежных средств на приобретение котла на котельную по и на приобретение дымовой трубы, трубной части котлов для котельной по , что подтверждается распоряжением Правительства Архангельской области от 12.05.2022 №202-рп, договором на выполнение работ по проведению технического освидетельствования конструкций зданий котельных от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного МУП «Ерцевские теплосети» с ИП Р.В., актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ, актом настройки предохранительных клапанов котлов от ДД.ММ.ГГГГ.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая, что в настоящее время юридическим лицом принимаются меры к устранению допущенных нарушений, то, что путем эксплуатации вышеуказанных дымовых труб и котельной в настоящее время обеспечивается отопление жилых домов и административных зданий в , а также то, что отопительный сезон подходит к концу (учитывая возможное его продление до ДД.ММ.ГГГГ), суд полагает возможным не назначать МУП «Ерцевские теплосети» административное наказание виде административного приостановления деятельности, ограничившись назначением наказания в виде штрафа.

При рассмотрении дела представителем МУП «Ерцевские теплосети» заявлено устное ходатайство о применении части 4 статьи 2.1 КоАП РФ.

Согласно ч.4 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.

Однако оснований для применения положений части 2 статьи 24.4 КоАП РФ, не имеется, поскольку юридическим лицом не представлены доказательства того, что им были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность статьей 9.11 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Муниципальное унитарное предприятие «Ерцевские теплосети» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.9.11 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцати тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты штрафа: УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (Северо-Западное управление Ростехнадзора), банк получателя - Отделение Архангельск/УФК по Архангельской области и Ненецкому автономному округу г. Архангельск, ИНН <***>, КПП 784101001, БИК 011117401, расчетный счет <***>, ОКТМО 117001000, КБК (код дохода) 49811601091 01 0011 140, УИН 49878411710561108426.

В силу ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом «О национальной платежной системе», организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года №103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами».

Квитанцию об уплате штрафа следует предоставить в отдел делопроизводства Коношского районного суда Архангельской области.

Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей (ч.1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде непосредственно или через Коношский районный суд Архангельской области в течении десяти суток с момента получения копии данного постановления.

Судья М.В. Зайцева