Дело № 5-611/17
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г.Новокузнецк 09 ноября 2017 года
Судья Новоильинского районного суда г. Новокузнецка Кемеровской области Шлыкова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КРФобАП в отношении автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный Центр «Молодость Запсиба»,
УСТАНОВИЛ:
..... Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзора) сотрудниками отдела лицензировнаия и лицензионного контроля ФИО1, ФИО2, ФИО3 на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области, согласованного с Прокуратурой Кемеровской области, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от .......... была проведена плановая выездная проверка в отношении автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный Центр «Молодость Запсиба» по адресу: ......
..... главным специалистом отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области ФИО1 в отношении Автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный Центр «Молодость Запсиба» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому Автономная некоммерческая организация «Учебно-производственный Центр «Молодость Запсиба» является некоммерческой организацией, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии А ..... регистрационный ....., предоставленной автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный Центр «Молодость Запсиба» Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования ...........
В ходе проведения плановой выездной проверки Автономной некоммерческой организации "Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба" обнаружены следующие нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от ......
1.В нарушение требований подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности", в автономной некоммерческой организации "Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба" отсутствуют разработанные и утверждённые данной организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательные программы профессионального обучения по профессиям: “Токарь”, “Слесарь- ремонтник”, “Швея”, “Электросварщик ручной сварки".
При проведении проверки были представлены только учебные (учебно- тематипические) планы по данным профессиям, при этом согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации” образовательная программа наряду с учебио-телштическим (учебным) планом включает в себя также:
календарный учебный график;
рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов;
оценочные и методические материалы.
Факт реализации Автономной некоммерческой организацией "Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” образовательных программ профессионального обучения "Токарь”, “Слесарь-ремонтник”, “Швея”, “Электросварщик ручной сварки” на дату проведения проверки подтверждается учебной документацией.
Письменная информация о том, что образовательные программы профессионального обучения “Токарь", “Слесарь-ремонтник”, "Швея”, "Электросварщик ручной сварки", соответствующие требованиям пункта 9 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от ..... № 275-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", отсутствуют, предоставлена директором Автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” ФИО4 при проведении проверки.
2. В соответствии с требованиями подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона ‘‘Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Представленный при проверке гражданско-правовой договор (договор подряда на выполнение работ (предоставление услуг) от ..... М 09/55), заключенный между Автономной некоммерческой организацией “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” и лицом, фактически исполняющим обязанности (функции) педагогического работника (преподавателя, мастера производственного обучения): К1, не является трудовым договором, заключенным с данным лицом как с педагогическим работником.
Трудовой договор с вышеуказанным лицом как с педагогическим работником при проверке не представлен.
Наличие вышеуказанного лица, фактически исполняющего обязанности педагогического работника (преподавателя, мастера производственного обучения) на ином законном основании (трудовой договор по совместительству, служебный контракт, дополнительные соглашения к трудовым договорам и. т. п.) на момент проведения проверки не представлено.
3. В соответствии с требованиями подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации”, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации” номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”.
Данной номенклатурой предусмотрены следующие должности педагогических работников, не отнесённых к профессорско-преподавательскому составу: воспитатель, инструктор-методист. инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, руководитель физического воспитания, социальный педагог, старший вожатый, старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель. тьютор, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед.
Данный перечень является исчерпывающем.
Согласно учебной и кадровой документации лицензиата, представленной при проведении проверки, функции педагогических работников (преподавателей и мастеров производственного обучения) в данной организации исполняют лица, замещающие должности: “Директор” (ФИО4), “Механик’’ (Б), “Инструктор производственного обучения” (М, К), “Мастер участка ” (М1, Т).
Должности: “Директор”. “Механик”, “Инструктор производственного обучения”, “Мастер участка” Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”, не предусмотрены.
В действующем штатном расписании Автономной некоммерческой организации "Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба", утвержденным директором Автономной некоммерческой организации "Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба", ФИО4..... должности педагогических работников, предусмотренные Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утверждённой Постановлением Правительства Российской Федерации от .......... "Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”, отсутствуют.
Таким образом, в нарушение требований подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности”, в распоряжении Автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба", осуществляющей образовательную деятельность на основании имеющейся лицензии, отсутствуют педагогические работники, соответствующие требованиям статьи 46 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации".
4. В соответствии с требованиями подпункта “и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие у профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьёй 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.
Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ “Об образовании в Российской Федерации" организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно действующей лицензии на осуществление образовательной деятельности. Автономная некоммерческая организация “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба’" является организацией, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения. Данные образовательные программы лицензиатом разработаны и реализуются.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Условия, указанные в статье 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации" в Автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба" отсутствуют, в помещения, используемые в образовательном процессе, не обеспечен беспрепятственный доступ обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, а также не обеспечены условия их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальных пониженных стоек-барьеров и т. п.).
Об отсутствии в Автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба" специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьёй 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации" также письменно пояснено директором Автономной некоммерческой организации "Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба” ФИО4.
Следовательно, Автономная некоммерческая организация “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” не соответствует лицензионным требованиям при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренным подпунктом “и” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности".
В соответствии с подпунктом “а" пункта 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности", к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение лицензионных требований, предусмотренных, в том числе и подпунктами “г”, “д”, “и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности. Нарушены: п.п. “г”, “д”, “и” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности".
В судебном заседании главный специалист отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзор) ФИО1, действующий на основании доверенности ..... от ..... пояснил, что в ходе проведения плановой выездной проверки Автономной некоммерческой организации "Учебно-производственный Центр "Молодость Запсиба" обнаружены нарушения обязательных требований, зафиксированные в акте проверки от ......, по результатам проверки в отношении юридического лица составлен административный протокол. Однако считает, что с учетом того, что юридическое лицо впервые привлекается к административной ответственности, данные о причинении вреда, возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, отсутствуют юридическому лицу возможно назначить наказание в виде административного штрафа с заменой его в силу ст. 4.1.1 КоАП РФ на предупреждение.
Представитель Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области – ФИО3, начальник отдела лицензирования и лицензионного контроля Кузбассобрнадзора, действующий на основании доверенности, поддержал объяснения ФИО1
Директор автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный центр «Молодость Запсиба» - ФИО4 в судебном заседании, вину в совершении административного правонарушения не признал.
Защитник автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный центр «Молодость Запсиба» - ФИО5, действующая на основании доверенности ..... от ..... пояснила, что 25.09.2017г. на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области была проведена плановая выездная проверка в отношении АНО УПЦ «Молодость Запсиба», по результатам которой был составлен протокол об административном правонарушении.
Согласно протоколу автономной некоммерческой организацией «Учебно-производственный центр «Молодость Запсиба» были нарушены пп. «г», «д», «и» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности». За совершение указанного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к административной ответственности в соответствии с ч.З ст. 19.20 КоАП РФ.
С указанным протоколом не согласны, в действиях автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный центр «Молодость Запсиба» отсутствует состав административного правонарушения.
Автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный центр «Молодость Запсиба» вменяется в вину грубое нарушение требований лицензии при ведении образовательной деятельности. В соответствии с примечанием к ст. 19.20 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности. Согласно п.9 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В силу ч.11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
В протоколе должностного лица не отражено наличие предусмотренных последствий.
Состав правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ при нарушении требований лицензирования на ведение образовательной деятельности, является материальным и включает в себя наступление последствий, предусмотренных ч.11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Деятельность автономной некоммерческой организации «Учебно-производственный центр «Молодость Запсиба» не вызвала никаких негативных последствий, связанных с возникновением угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, не повлекла за собой нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, не вызвала иных последствий, предусмотренных ч. 11 ст. 19 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Таким образом, в действиях АНО УПЦ «Молодость Запсиба» не содержится состава правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в виду отсутствия состава административного правонарушения.
Кроме того, у АНО УПЦ «Молодость Запсиба» имеются возражения по вменяемым пунктам нарушений Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013г. № 966 «О лицензировании образовательной деятельности».
При проведении проверки АНО УПЦ «Молодость Запсиба» были представлены имеющиеся образовательные программы профессионального обучения по профессии «Токарь», «Слесарь-ремонтник», «Электросварщик ручной сварки», «Швея» (Сборники учебных планов и программа для профессиональной подготовки и повышения квалификации рабочих). Указанные сборники предусматривают квалификационные характеристики профессии, учебные планы с указанием сроков профессионального обучения, рабочие программы теоретических учебных курсов по темам, тематические планы производственного обучения. Более того, сборник учебных планов и программа по профессии «Электросварщик ручной сварки» была согласована с Сибирским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.
Согласно п. 2 Протокола об административном правонарушении АНО УПЦ «Молодость Запсиба» вменяется нарушение пп. «д» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно отсутствие трудового договора с К1 как с педагогическим работником. Вместе с тем пп. «д» п.6 Положения устанавливает в качестве одного из лицензионных требований наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
Указанная норма допускает привлечение педагогического работника на ином законном основании.
Министерство труда и социального развития РФ в пункте 2 Постановления от 30.06.2003 № 41 установило дополнительные правила для педагогических работников, определив виды работ, не считающихся для них совместительством и не требующих заключения (оформления) трудового договора.
Согласно п.2 Постановления «для указанных в пункте 1 настоящего Постановления категорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения (оформления) трудового договора следующие виды работ: в) педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часов в год».
Соответствие данной правовой нормы законодательству Российской Федерации было установлено Решением Верховного Суда РФ от 21.12.2006 № ГКПИ06-1518.
Согласно учебному плану по профессии «Швея», утвержденному в АНО УПЦ «Молодость Запсиба» срок теоретического обучения составляет 240 часов в год.
На основании вышеизложенных норм и руководствуясь нормой ст. 421 ГК РФ о свободе договора, АНО УПЦ «Молодость Запсиба» и К1 заключили между собой гражданско-правовой договор подряда (оказания услуг) ..... от 18.09.2017г., согласно которому К1 оказывала услуги по теоретическому обучению по профессии «Швея». По факту оказания услуг сторонами подписывается Акт оказанных услуг и осуществляется оплата.
В связи с тем, что за профессиональным обучением по профессии «Швея» в АНО УПЦ «Молодость Запсиба» обращаются не каждый год, у АНО УПЦ «Молодость Запсиба» нет необходимости держать педагогического работника на постоянной основе. В 2017 году по данной профессии проходят обучение лишь два человека, по этой причине и был привлечен соответствующий специалист для теоретического обучения по гражданско-правовому договору.
Довод проверяющего органа о несоответствии должностей педагогических работников АНО УПЦ «Молодость Запсиба», утвержденной Номенклатуре должностей не учитывает особенности профессионального обучения в АНО УПЦ «Молодость Запсиба».
В Протоколе об административном правонарушении указано, что в АНО УПЦ «Молодость Запсиба» отсутствуют условия, предусмотренные ст. 79 ФЗ «Об образовании», для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.8 ст. 79 ФЗ профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. То есть законодатель не предусматривает для образовательных организаций профессионального обучения безусловную обязанность разрабатывать и утверждать адаптированные образовательные программы.
Иные условия в АНО УПЦ «Молодость Запсиба» созданы, а именно:о бустроен пандус для беспрепятственного доступа обучающихся, туалетная комната с поручнями, были приобретены швейные машины с ручным приводом.
Между АНО УПЦ «Молодость Запсиба» и ГКУ «Центр занятости населения г.Новокузнецка» в ...... были заключены Договоры о предоставлении финансовых средств работодателю для оснащения рабочих мест для инвалидов. Во исполнения указанных Договоров были созданы условия и оснащены рабочие места для трудоустройства незанятых инвалидов.
В связи с этим позиция проверяющего органа об отсутствии необходимых условий для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья не обоснована и не соответствует действительности.
Также обращает внимание суда на то, что выявленные в деятельности организации нарушения были совершены впервые, ранее организация не привлекалась к административной ответственности. Деятельность организации не повлекла каких-либо негативных последствий для общественно охраняемых интересов, не причинила вред и не повлекла угрозу причинения вреда жизни и здоровью людей, не причинила имущественного ущерба.
Напротив, осуществляемое организацией профессиональное обучение направлено на возможность получения профессиональной компетенции лицами различного возраста, ранее не имевшим профессии рабочего. Организация также осуществляет деятельность по социальной реабилитации, профессиональному обучению и трудоустройству неблагополучных подростков в возрасте 15-18 лет, не имеющих общего образования.
Положительная работа АНО УПЦ «Молодость Запсиба» и ее вклад в образование и социокультурное развитие города отмечены неоднократными благодарственными письмами, грамотами, в том числе, Благодарственным письмом Администрации Кемеровской области «Предприятию за благотворительную помощь инвалидам и их общественным организациям», Благодарственным письмом Департамента труда и занятости населения Кемеровской области, Почетной грамотой Совета народных депутатов Кемеровской области «За большой вклад в воспитание неблагополучных подростков, нетрадиционный подход в вопросах профессионального обучения, решения социально-значимой задачи - трудоустройства молодежи в возрасте 14-15 лет», Дипломом Торгово-промышленной палаты РФ, Почетной грамотой Кузбасской ТПП, Почетными грамотами Администрации г.Новокузнецка «За поддержку в решении социальных проектов». Организация является победителем конкурса «Брэнд Кузбасса - 2010» в номинации «Лучший инновационный брэнд в группе «Образование».
Директор организации - ФИО4 был награжден знаком «Лучший предприниматель в сфере социального предпринимательства» по итогам 2015г., благодарственным письмом Совета народных депутатов ....., благодарственными письмами Администрации города Новокузнецка и Администрации Новоильинского района.
Социально направленная образовательная деятельность Организации не раз отмечалась в средствах массовой информации г. Новокузнецк (Газета «Новокузнецк», выпуск .....), «Кузнецкий мост», выпуск ......).
Все это свидетельствует о положительной деловой репутации АНО УПЦ «Молодость Запсиба» и высокой оценке ее деятельности.
В настоящий момент ведется работа по исправлению выявленных недочетов и приведению деятельности АНО УПЦ «Молодость Запсиба» в строгое соответствие с лицензионными требованиями.
Юридическое лицо также ходатайствует о применении меры наказания, не предусмотренной санкцией ч.3. ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку назначение административного штрафа приведет АНО УПЦ «Молодость Запсиба» к тяжелому финансовому положению и затруднит возможность дальнейшего осуществления основной деятельности. Просит при назначении наказания применить ст. 4.1.1 КРФобАП.
Суд, заслушав представителей Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования Кемеровской области (Кузбассобрнадзора), представителей правонарушителя, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Часть 3 статьи 19.20 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 40 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Согласно ч. 2 ст. 2 данного Федерального закона соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого виде деятельности.
Пунктом 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные ч. 11 ст. 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе:
а) нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения;
В соответствии с требованиями подпункта "г" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие разработанных и утверждённых органы нищей, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ.
В соответствии с требованиями подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона ‘‘Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации" право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.
В соответствии с частью 21 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 “Об образовании в Российской Федерации" педагогический работник - физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.
В соответствии со статьёй 56 Трудового Кодекса Российской Федерации трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
Согласно статье 15 Трудового Кодекса Российской Федерации заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения между работником и работодателем, не допускается.
В соответствии с требованиями подпункта “д” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации”, а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации” номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждается Правительством Российской Федерации.
Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 № 678 “Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций”.
Данной номенклатурой предусмотрены должности педагогических работников, не отнесённых к профессорско-преподавательскому составу. Перечень должностей является исчерпывающим.
В соответствии с требованиями подпункта “и" пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности”, одним из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьёй 79 Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”.
Согласно части 10 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ “Об образовании в Российской Федерации" организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с частью 3 статьи 79 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЭ "Об образовании в Российской Федерации" под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Факт совершения юридическим лицом при осуществлении образовательной деятельности требований подпунктов “г, д, и” пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 “О лицензировании образовательной деятельности" зафиксирован уполномоченным должностным лицом в протоколе об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельства правонарушения также подтверждаются предоставленными суду документами: приказом о проведении плановой выездной проверки № 1687 /02 от 11.09.2017 г., актом проверки от 25.09.2017 г., лицензией № 11152 от 22.06.2011 г., на право ведения образовательной деятельности, письменными пояснениями директора автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба”, расписанием занятий, сборниками учебных планов, штатным расписанием, трудовыми договорами.
Установленные нарушения отнесены законом к грубым нарушениям лицензионных требований в соответствии с пп.а п.9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постанволением Правительства РФ от 28.10.2013 г. № 966.
Таким образом, действия автономная некоммерческая организация “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” суд квалифицирует по ч.3 ст. 19.20 КРФобАП, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), если специальное разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно ч.1 ст.4.1 КРФобАП, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, определенных законом, устанавливающим ответственность за данное административное правонарушение.
Согласно ч.3 ст.4.1 КРФобАП, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В соответствии с ч.3.2 ст.4.1 КРФобАП, При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Учитывая, что ранее автономной некоммерческой организацией “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” не привлекалась к административной ответственности за аналогичное/тождественное административное правонарушение, суд считает правильным, признавая автономную некоммерческую организацию “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КРФобАП, назначить ему административное наказание в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией ч.3 ст.19.20 КРФобАП, в минимальном размере 150 000 рублей.
Оснований для применения ч.3.2 ст.4.1 КРФобАП и назначении наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КРФобАП, суд не усматривает, поскольку не имеется исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Вместе с тем, имеются основания для замены административного штрафа на предупреждение, о чем ходатайствовал защитник автономной некоммерческой организацией “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба”.
В соответствии с ч.1 ст. 3.4 КРФобАП предупреждение- мера административного наказания, выраженная в официальном порицании юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В соответствии со ст. 4.1.1 КРФобАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
В соответствии с ч.2 ст. 3.4 КРФобАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Автономная некоммерческая организация “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” впервые привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Совершенное автономной некоммерческой организацией “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” правонарушение не повлекло причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, либо др. возможных последствий, указанных в ч.2 ст. 3.4 КРФобАП.
Учитывая обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, суд считает возможным заменить наказание в виде административного штрафа на административное наказание в виде официального порицания юридического лица – предупреждение.
Руководствуясь ч.3 ст.19.20, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КРФобАП, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать автономную некоммерческую организацию “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” (..... виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КРФобАП.
Назначить автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” (..... административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 (сто пятьдесят тысяч) рублей.
На основании ст. 4.1.1 КоАП РФ назначенное автономной некоммерческой организации “Учебно-производственный Центр “Молодость Запсиба” (654011..... административное наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей заменить на предупреждение.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: О.А.Шлыкова