Дело № 5-611/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Рязань 7 декабря 2020 года
Судья Советского районного суда г. Рязани Прошкина Г.А., при секретаре судебного заседания Брюнцовой М.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ФИО1 - Илюхиной С.В., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ФИО1, зарегистрированного по адресу: <...>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, являясь должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям и физическим лицам – министром сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, допустил нарушение условий предоставления субсидий, при следующих обстоятельствах:
Пункт 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации гласит, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской федерации о бюджете субъекта Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления влечет административную ответственность по ч.1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Так, в 2019-2020 годах в рамках реализации подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Подпрограмма) государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса», утвержденной постановлением Правительства Рязанской области от 30 октября 2013 года № 357, осуществлялось финансирование мероприятий, в том числе мероприятия 2.5 «Субсидии на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот».
Главным распорядителем средств областного бюджета, предоставляемых на реализацию Подпрограммы, являлось министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области (далее по тексту – Министерство).
На основании ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации мероприятий Подпрограммы был разработан Порядок предоставления субсидий на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, утвержденный постановлением Правительства Рязанской области от 13 февраля 2013 года № 28 (далее по тексту – Порядок).
В рамках реализации мероприятия 2.5 «Субсидии на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот», субсидии предоставлялись в соответствии с вышеуказанным Порядком (в редакции, действовавшей на момент предоставления субсидий).
В соответствии с Порядком субсидии предоставлялись на возмещение части фактически осуществленных расходов (без учета НДС) на культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот.
Пунктом 5 Порядка определены условия предоставления субсидий, к которым отнесены: проведение культуртехнических мероприятий на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в том числе расчистка земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха, а также камней и иных предметов, рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы, внесение мелиорантов, понижающих кислотность почв (далее по тексту – культуртехнические мероприятия), в текущем финансовом году, а также в отчетном финансовом году; наличие у получателей проекта на проведение культуртехнических мероприятий; наличие правоустанавливающих документов на земельные участки, на которых проведены культуртехнические мероприятия.
В силу положений п.п. 8, 12 Порядка, Министерство в течение 10 рабочих дней с даты принятия заявления к рассмотрению: осуществляет обязательную проверку соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий, заключающуюся в рассмотрении документов и сведений, представляемых получателями, а также запрашиваемых посредством межведомственных запросов, их анализе на предмет соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий, в том числе в рамках внутреннего финансового контроля; принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии в форме уведомления.
Субсидии предоставляются на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключаемого с получателем при условии принятия Министерством решения о предоставлении субсидии (п. 9 Порядка).
Исходя из требований Порядка на культуртехнические мероприятия для получения субсидий получателю необходимо предварительно провести культуртехнические мероприятия на выбывших сельскохозяйственных угодьях, вовлекаемых в сельскохозяйственный оборот, в соответствии с проектом проведения культуртехнических мероприятий, представить правоустанавливающие документы на земельные участки, на которых проведены культуртехнические мероприятия, и подтвердить фактическое выполнение работ и произведенные расходы актами о приемке выполненных работ и справками о стоимости выполненных работ и затрат; а Министерство, в свою очередь, обязано провести проверку соблюдения получателями условий, целей и порядка предоставления субсидий, принять решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии в форме уведомления, и, как следствие, заключить или не заключить соглашение о предоставлении субсидии.
В соответствии с планом работы на 2020 год (п.1.1.13) и приказом председателя Контрольно-счетной палаты Рязанской области (№ 44 от 7 сентября 2020 года) проведено контрольное мероприятие «Проверка целевого и эффективного использования средств, выделенных из областного бюджета в 2019-2020 годах на реализацию мероприятий подпрограммы «Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения» государственной программы Рязанской области «Развитие агропромышленного комплекса», в том числе на реализацию федерального проекта «Экспорт продукции агропромышленного комплекса» (национальный проект «Международная кооперация и эксперт»).
В ходе контрольного мероприятия при проверке ИП главы КФХ \\ было отмечено нарушение одного из условий предоставления субсидии, а именно условия о наличии у Получателей проекта на проведение культуртехнических мероприятий.
Анализ документов, предоставляемых ИП главой КФХ \\ (в соответствии с пунктом 7 Порядка на культуртехнические мероприятия) для получения субсидии показал следующее.
ИП главой КФХ \\ представлено три проекта на проведение культуртехнических мероприятий, запланированных на четырех земельных участках и осуществлявшихся на основании договора оказания услуг, заключенных с ООО «Алиот».
Работы на земельных участках с кадастровыми номерами \\ и \\ выполнены в соответствии с видами и объемами работ, определенными в проектно-сметной документации на проведение культуртехнических работ: на площади 260,3 га (земельный участок с кадастровым номером \\) и на площади 514 га (земельный участок с кадастровым номером \\).
Вместе с тем, по проектно-сметной документации на проведение культуртехнических работ на площади 167,54 га (земельные участки с кадастровыми номерами \\ и \\), в соответствии с которой планировалось проведение культуртехнических мероприятий на двух земельных участках (\\ на 146,64 га и \\ на 20,9 га), выполнение работ подтверждено только на земельном участке с кадастровым номером \\ на 146,64 га (акт о приемке выполненных работ по форме № от 15 сентября 2019 года № ); а документы о выполнении работ на земельном участке с кадастровым номером \\ отсутствовали.
Исходя из положений договора на оказание услуг по проведению культуртехнических мероприятий от 29 июля 2019 года №, заключенного с ООО «Алиот», выполнение работ на земельном участке с кадастровым номером \\ не планировалось, поскольку указанным договором было определено выполнение работ на земельных участках с кадастровым номером \\ на 146,64 га и \\ на 20,9 га.
Фактически работы выполнены на земельном участке с кадастровым номером \\ на площади 146,64 га (акт о приемке выполненных работ по форме № от 15 сентября 2019 года № 2), на земельном участке с кадастровым номером \\ на площади 19,1 га (акт о приемке выполненных работ по форме № от 15 сентября 2019 года № 3).
Таким образом, работы на части земельного участка \\ (19,1 га) проведены в отсутствие проекта на проведение культуртехнических мероприятий, наличие которого в соответствии с п. 5 Порядка на культуртехнические мероприятия является одним из условий предоставления субсидии.
Соответственно, ИП главой КФХ \\ неправомерно получена субсидия на сумму 140,6 тыс. руб. (70% от фактически осуществленных расходов на культуртехнические мероприятия).
На период предоставления субсидий главным распорядителем бюджетных средств в Министерстве, несущим персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление полномочий, осуществляющим руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия, а также заключающим в пределах своей компетенции договора, соглашения и совершающий сделки и иные юридически значимые действия (пп. 2, пп.1, 3 п. 4 раздела IV «Организация деятельности Министерства» Положения о министерстве, утвержденное постановлением Правительства Рязанской области от 9 июня 2008 года № 89), являлся министр ФИО1, назначенный на данную государственную должность на срок полномочий Правительства Рязанской области распоряжением Губернатора Рязанской области от 8 июля 2019 года № 350-рг.
Разделом 1 Реестра государственных должностей Рязанской области, являющегося приложением к Закону Рязанской области от 3 августа 2009 года № 94-ОЗ «О статусе лиц, замещающих государственные должности Рязанской области», должность министра Правительства Рязанской области отнесена к государственным должностям Рязанской области.
В силу ст. 5 Закона № 94-ОЗ к основным обязанностям лица, замещающего государственную должность, отнесено соблюдение Конституции Российской Федерации, федерального законодательства, Устава (Основного Закона) Рязанской области, законов и иных нормативных правовых актов Рязанской области и обеспечение их исполнения.
Согласно ст. 10 Закона № 94-ОЗ лицо, замещающее государственную должность, за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных полномочий несет ответственность, предусмотренную действующим законодательством.
При таких обстоятельствах, министр сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ФИО1 является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, то есть должностным лицом главного распорядителя бюджетных средств, допустившим нарушение условий предоставления субсидий, выразившееся в подписании Соглашения о предоставлении субсидий (соглашение от 27 ноября 2019 года № 1 на общую сумму 7716,2 тыс. руб.), а также в перечислении субсидий (платежные поручения от 28 ноября 2019 года № на сумму 5511,6 тыс. руб., от 6 декабря 2019 года № на сумму 2204,6 тыс. руб.).
Соответствующее административное правонарушение, было совершено по адресу: <...> (Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области), то есть по месту исполнения министром своих должностных обязанностей, и считается оконченным 6 декабря 2019 года, то есть в день оформления последнего платежного поручения на перечисление субсидии.
При составлении протокола ФИО1 вину в совершении инкриминируемого ему деяния не признал, но и не опровергнул, а в судебное заседании, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте его проведения, не явился и ходатайства об его отложении не представил, а потому суд посчитал возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Защитник Илюхина С.В. настаивала на отсутствии в действиях (бездействии) ФИО1, как министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, состава инкриминированного ему административного правонарушения, а именно вины в его совершении, поскольку проверка соблюдения получателем условий, целей и порядка предоставлении субсидии на предмет достоверности представленной информации и принятие решения в форме уведомления осуществлялось иными уполномоченными должностными лицами министерства.
Однако, несмотря на непризнание лицом, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, своей вины, соответствующие обстоятельства подтверждаются следующими доказательствами:
- протоколом об административном правонарушении № от 2 ноября 2020 года;
- выпиской из акта по результатам контрольного мероприятия № от 26 октября 2020 года;
- заявлением о предоставлении субсидий ИП главы КФХ \\ от 15 ноября 2019 года;
- распоряжением Губернатора Рязанской области от 8 июля 2019 года № о назначении на должность министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ФИО1;
- постановлением Правительства Рязанской области № 89 от 9 июня 2008 года;
- платежным поручением № от 6 декабря 2019 года;
- платежным поручением № от 28 ноября 2019 года;
- соглашением о предоставлении субсидий от 27 ноября 2019 года № 38 между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области и ИП главой КФХ \\;
- справками-расчетами к соглашению № от 27 ноября 2019 года;
- справкой об отсутствии просроченной задолженности по заработной плате от 15 ноября 2019 года;
- выпиской из ЕГРИП № от 15 ноября 2019 года;
- справкой о состоянии расчетов по страховым взносам № от 8 ноября 2019 года;
- реестром о банкротстве;
- сведениями УФНС России по Рязанской области об отсутствии задолженности от 20 ноября 2019 года;
- сведениями Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области об отсутствии налоговой задолженности от 19 ноября 2019 года;
- дополнительным соглашением № от 2 декабря 2019 года к соглашению № от 27 ноября 2019 года;
- уведомлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области № от 27 ноября 2019 года;
- уведомлением Министерства сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области № от 29 ноября 2019 года;
- проектно-сметной документацией на проведение культуртехнических работ от 2019 года;
- проектом производства работ на проведение культуртехнических работ от 2019 года;
- проектно-сметной документацией на проведение культуртехнических работ от 2019 года;
- договором аренды земельного участка с кадастровым номером \\ от 20 июля 2018 года;
- соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 17 декабря 2018 года;
- соглашением об изменении условий соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 28 декабря 2018 года;
- договором субаренды земельного участка с кадастровым номером \\ от 22 апреля 2019 года;
- согласием арендодателя о передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 17 декабря 2018 года;
- согласием арендодателя о передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 22 апреля 2019 года;
- договором аренды земельного участка с кадастровым номером \\ от 20 июля 2018 года;
- соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 17 декабря 2018 года;
- соглашением об изменении условий соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 28 декабря 2018 года;
- договором субаренды земельного участка с кадастровым номером \\ от 22 апреля 2019 года;
- согласием арендодателя о передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 17 декабря 2018 года;
- согласием арендодателя о передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 22 апреля 2019 года;
договором на оказание услуг по проведению культуртехнических мероприятий № от 26 августа 2019 года;
- справкой стоимости выполненных работ № от 7 октября 2019 года;
- актом о приемке выполненных работ № от 7 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 17 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 17 октября 2019 года;
- счетом на оплату № от 15 октября 2019 года;
- договором аренды земельного участка с кадастровым номером \\ от 20 июля 2018 года;
- соглашением о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 17 декабря 2018 года;
- соглашением об изменении условий соглашения о передаче прав и обязанностей по договору аренды от 28 декабря 2018 года;
- договором субаренды земельного участка с кадастровым номером от 22 апреля 2019 года;
- договором на оказание услуг по проведению культуртехнических мероприятий № от 20 мая 2019 года;
- согласием арендодателя о передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 17 декабря 2018 года;
- согласием арендодателя о передачи прав и обязанностей по договору аренды № от 22 апреля 2019 года;
- актом о приемке выполненных работ № от 30 августа 2019 года;
- справкой стоимости выполненных работ № от 30 августа 2019 года;
- платежным поручением № от 16 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 16 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 15 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 11 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 10 октября 2019 года;
- платежным поручением № от 12 сентября 2019 года;
- счетом на оплату № от 10 сентября 2019 года;
- договором на оказание услуг по проведению культур технических мероприятий № от 29 июля 2019 года;
- справкой стоимости выполненных работ № от 15 сентября 2019 года;
- актом о приемке выполненных работ № от 15 сентября 2019 года;
- справкой стоимости выполненных работ № от 15 сентября 2019 года;
- актом о приемке выполненных работ № от 15 сентября 2019 года;
- платежным поручением № от 17 октября 2019 года;
- счетом на оплату № от 5 октября 2019 года;
- выпиской из ЕГРН от 22 сентября 2020 года;
- выпиской из ЕГРН от 22 сентября 2020 года.
Оценивая вышеуказанные доказательства в совокупности, исходя из требований ст. 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает их достаточными, относимыми к данному делу, допустимыми и собранными с соблюдением требований действующего законодательства.
В соответствии со ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Как указывалось выше, главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии в рассматриваемой области, является Министерство сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области, и именно на его министре, осуществляющим руководство деятельностью Министерства на основе единоначалия, лежит персональная ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач и осуществление Министерством своих полномочий (Положение о министерстве, утвержденное постановлением Правительства Рязанской области от 9 июня 2008 года № 89).
Причем, предоставление субсидий представляет собой комплекс взаимосвязанных, неотрывных друг от друга, последовательных мероприятий, результатом которых является подписание соглашения о предоставлении субсидии и, как следствие, перечисление соответствующих бюджетных денежных средств.
При таком положении дела, вопреки ошибочной правовой позиции защиты, наличие иных уполномоченных должностных лиц, в обязанности которых входило совершение того или иного отдельного мероприятия, предшествовавшего фактическому предоставлению субсидии, как и факт совершения ими тех или иных действий, в том числе факт подписания конкретным должностным лицом решения (уведомления) о предоставлении субсидии, не освобождало министра от обязанности контроля за соблюдением действующего законодательства подчиненными лицами.
Более того, подписывая соглашение о предоставлении субсидии, он был обязан убедиться в наличии не только решения о предоставлении субсидии, но и совокупности иных условий для ее предоставления.
Таким образом, в действиях, бездействии ФИО1, ненадлежащим образом исполнившим свои служебные обязанности, содержится состав административного правонарушения ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Принимая во внимание исследованные доказательства и установленные обстоятельства, как в отдельности, так и в совокупности, нахожу событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтвержденным, а вину ФИО1 в его совершении полностью доказанной.
Срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленной ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на момент рассмотрения дела не истек, так как для данной категории дел составляет 2 года (ч. ч. 1, 3).
Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь освобождение лица от административной ответственности, при производстве по делу допущено не было и их наличие в судебном заседании не установлено.
Как указывалось выше, санкцией ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа или в виде дисквалификации.
По общему правилу, установленному ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
По смыслу данной нормы назначаемое наказание должно отвечать требованиям пропорциональности, справедливости и соразмерности, индивидуализации административной ответственности, а также соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Так, в соответствии со ст. 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должность соответствующей, в том числе государственной службы.
Административный штраф, налагаемый по правилам ст. 3.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является денежным взысканием.
В рассматриваемом случае обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, как и смягчающих такую ответственность, не имеется.
Принимая во внимание вышеизложенное, учитывая обстоятельства дела, свидетельствующие о перерасходе бюджетных средств, но также обстоятельства, характеризующие личность лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, и фактическое последующее устранение выявленных нарушений путем привлечение должностных лиц, также ответственных за допущенные нарушения, и путем возврата денежных средств в бюджет, суд считает возможным ограничиться применением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать должностное лицо – министра сельского хозяйства и продовольствия Рязанской области ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) руб.
Реквизиты для уплаты штрафа:
Штраф должен быть оплачен в УФК по Рязанской области (Контрольно-счетная палата Рязанской области л/с \\.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении установленного законом срока (60 дней), постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате направляется в течение 10 суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством, а в отношении лица, не уплатившего административный штраф, судебным приставом-исполнителем составляется протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Рязанский областной суд непосредственно либо через Советский районный суд г. Рязани в течение 10 суток со дня получения либо вручении копии настоящего постановления.
Судья (подпись)