ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-616/19 от 13.07.2019 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Дело №5-616/2019

51RS0002-01-2019-002766-71

Постановление в окончательно форме изготовлено 13 июля 2019 года

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

11 июля 2019 года город Мурманск

Судья Первомайского районного суда города Мурманска Дурягина М.С., рассмотрев в помещении суда (<...>) материалы дела об административном правонарушении в отношении:

Публичного акционерного общества «Мурманский траловый флот» (ПАО «МТФ»), ранее к административной ответственности за совершение правонарушений в области таможенного дела не привлекавшегося,

в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

*** на таможенную территорию Евразийского экономического союза в порт Мурманск адрес*** прибыло транспортное средство международной перевозки *** ИМО *** флаг *** судовладелец - ПАО «Мурманский траловый флот», с грузом: морское рыболовное судно ****** года постройки, грузоотправитель/грузополучатель – ПАО «МТФ».

При осуществлении таможенного контроля таможенному органу перевозчиком, среди прочих, были предоставлены документы и сведения, в том числе генеральная (общая) декларация от ***, в которой в графе 13 «Краткое описание груза» указано: «Морское рыболовное судно ***», ИМО ****** г. постройки…», в графе 16 «Замечания» указано, что *** на борту судна нет.

В грузовой судовой декларации от *** в графе 7 «Количество и вид упаковки, наименование товара» указано: «Морское рыболовное судно *** регистровый №***, ИМО ***, ***. постройки, ввозится для ремонта радиооборудования и установки СЗС «***» в порту ***».

Также на приход перевозчиком были представлены Мурманской таможне списки промыслового снабжения от ***, имеющегося на борту судна.

В ходе проведения таможенного осмотра на *** был обнаружен товар.

В результате проведения таможенного досмотра установлено, что товар представляет собой ***. Данный товар не был заявлен в стандартных документах перевозчика.

Административным органом выявлено, что перевозчиком были заявлены недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке и наименовании при прибытии на таможенную территорию Союза *** транспортного средства международной перевозки ***

*** по данному факту в отношении ПАО «МТФ» было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

Данный товар был изъят по протоколу изъятия вещей и документов от *** и помещен в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни.

*** по результатам административного расследования в отношении ПАО «МТФ» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном части 3 статьи 16.1 КоАП РФ.

*** административное дело в отношении ПАО «МТФ» поступило в Первомайский районный суд города Мурманска.

В судебном заседании защитник ПАО «МТФ» ФИО3 пояснил, что при заходе судна в порт капитаном судна в целях соблюдения законодательства были предоставлены все необходимые документы. Намерения скрывать от таможенных органов *** у Общества не было, о чем свидетельствует нахождение *** в зоне видимости. Полагает допущенное правонарушение малозначительным, поскольку тяжких последствий для государства не повлекло, в связи с чем просит освободить Общество от ответственности, применив положения ст. 2.9КоАП РФ, изъятый товар возвратить Обществу.

Представители Мурманской таможни ФИО4, ФИО5 в судебном заседании вопрос о признании правонарушения малозначительным оставили на усмотрение суда.

Заслушав мнение участников процесса, изучив протокол об административном правонарушении, приложенные материалы административного расследования, прихожу к выводу о наличии в действиях ПАО «МТФ» признаков административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (Далее – КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, установленными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями, иными документами, вещественными доказательствами, показаниями специальных технических средств.

Факт совершения вменяемого административного правонарушения, доказан исследованными в судебном заседании следующими письменными материалами дела:

- определением о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ***, в котором изложены обстоятельства, оцененные должностным лицом Мурманской таможни как событие административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ; (л.д. 1-3)

- протоколом изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении №*** от ***, согласно которому должностным лицом таможенного органа на борту судна *** ИМО *** изъят товар: *** (л.д. 5-8)

- актом о приеме-передаче от *** изъятого на борту судна *** товара в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни; (л.д. 10)

- проколом опроса свидетеля ФИО1 от *** капитана судна ***», ИМО *** который указал, что границу ЕАЭС в качестве капитана судна под *** он пересекает в первый раз. С таможенным законодательством ЕАЭС знаком. Им были поданы стандартные документы перевозчика, в которых не было указано полученное в порту *** оборудование для установки на судно *** а именно *** Данное оборудование было получено ***г. и планировалось к установке в предстоящем ремонте за границей. Данное оборудование не подпадает под надзор Морского регистра. Сведениями о том, зафрахтовано ли данное судно, не обладает; (л.д. 12-14, 29)

- копией генеральной декларации на судно *** ИМО *** согласно которой в качестве груза указано судно *** ИМО ***; (л.д. 16)

- копией грузовой декларации *** ИМО *** в которой отражено, что грузополучателем судна является ПАО «МТФ»; (л.д. 17)

- копией коносамента от ***; (л.д. 18-19)

- Копией декларации о судовых припасах от ***; (л.д. 20)

- копией приложения к декларации о судовых припасах от ***; (л.д. 21)

- копией сведений об имеющемся на борту промысловом снабжении от ***; (л.д. 22-23)

- копией сведений о имеющихся на судне продуктов питания; (л.д. 24)

- копией судовой роли; (л.д. 25-27, 42,49)

- копией декларации о личных вещах экипажа; (л.д. 28)

- копией товарной накладной с переводом; (л.д. 30-31, 102-106)

- копией заявки на заход судна в порт Мурманск №*** P/D; (л.д. 32)

- копией декларации на товары ПАО «МТФ»; (л.д. 33)

- копией акта таможенного осмотра от ***№***, в котором зафиксировано обнаружение товара *** (л.д. 34-35)

- фото-таблицей к акту осмотра от ***№***, на которой отображен обнаруженный товар; (л.д. 36-41)

- копией акта таможенного досмотра от ***№***, в котором зафиксировано обнаружение товара *** (л.д. 46-47)

- фото-таблицей к акту осмотра от ***№***, на которой отображен обнаруженный товар; (л.д. 48)

- выпиской ЕГРЮЛ в отношении ПАО «Мурманский траловый флот» от *** года; (л.д. 56-59)

- письмом ПАО «МТФ» от ***№***, из которого следует, что судно *** принадлежит ПАО «МТФ» и ПАО «МТФ» осуществляло его управление во время захода судна в порт Мурманск ***г. В аренду третьим лицам не передавалось. Собственником и владельцем изъятой ***г. Мурманской таможней *** является ПАО «МТФ». В связи с выходом из строя *** на борту рыболовного судна, ***г. был составлен судовой акт о ее списании. ***г. от судна в адрес судовладельца поступила заявка на приобретение *** На основании акта на списание и заявки, ПАО «МТФ» приобрело *** (инвойс *** от ***г.). Подраздел 2.2.2. Стандарта 2.2 Конвенции по облегчению международного морского судоходства (Лондон, 1965 года) не предусматривает указания в Общей декларации сведений о судовых запасных частях и оборудовании судна. С учетом изложенного, капитан судна *** при заходе в порт Мурманск ***г., выполнив положения п.п.51 статьи 2, пункта 4 статьи 278 ТК ЕАЭС, положения 2.2.2 Стандарта 2.2 Конвенции 1965 г., заявил сведения о судне в Общей декларации, как о транспортном средстве международной перевозки с запасными частями и оборудованием, предназначенными для ремонта, технического обслуживания или эксплуатации транспортного средства в пути следования. ФИО6 не скрывалась от таможенного контроля, что свидетельствовало об отсутствии намерений со стороны экипажа судна нарушить таможенной законодательство; (л.д. 66-70)

- протоколом об административном правонарушении №*** от *** в отношении ПАО «МТФ», в котором описаны обстоятельства административного правонарушения, установленные по результатам административного расследования, а также содержащим выводы должностного лица Мурманской таможни о наличии в действиях ПАО «МТФ» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ; (л.д. 91-94);

- а также иными документами, представленными в административном деле.

Изучив материалы дела, считаю вину ПАО «МТФ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, полностью установленной и доказанной.

Положениями пункта 1 статьи 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) определено, что ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза – совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами. (подпункт 3)

Декларант – лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары. (подпункт 7)

Перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза. При перемещении товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи перевозчиком является лицо, ответственное за использование трубопроводного транспорта или линий электропередачи, и (или) за перемещение товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередачи, и (или) за контроль и учет этих товаров (подпункт 26).

Перемещение товаров через таможенную границу Союза – ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза (подпункт 27).

Таможенное декларирование - заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35).

Таможенный контроль – совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании (подпункт 41).

Товар - любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу (подпункт 45).

В соответствии с п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 настоящего Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

В соответствие с пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы и сведения при международной перевозке водным транспортом: общая декларация; декларация о грузе; сведения о количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования, общее количество и описание).

Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 года (Лондон), установлено следующее.

Согласно пункт А раздела 1 «Определения» приложения к Конвенции: груз - любые товары и любого рода предметы, перевозимые на судне, за исключением почты, судовых припасов, судовых запасных частей и снаряжения, личных вещей экипажа и багажа, следующего с пассажирами;

Согласно пункту А «Общая часть» раздела 2 «Приход, стоянка и отход судна» приложения к Конвенции: государственные власти не требуют для оставления у себя по приходу или отходе судов, к которым настоящая Конвенция относится, каких-либо других документов, кроме тех которые указаны в настоящем разделе. Этими документами являются: общая декларация; декларация о грузе.

******

То есть, Конвенцией по облегчению международного морского судоходства от 9 апреля 1965 года (Лондон), ст. 89 ТК ЕАЭС, определен исчерпывающий перечень сведений, которых обязан сообщить перевозчик таможенному органу в документах, представляемых на приход судна в порт.

В соответствии со ст.104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию в случаях, предусмотренных п.4 ст.272 ТК ЕАЭС.

В соответствии с п.4 ст.272 ТК ЕАЭС, транспортные средства международной перевозки для временного нахождения и использования на таможенной территории Союза подлежат таможенному декларированию и выпуску без помещения под таможенные процедуры, если иное не установлено главой 38 ТК ЕАЭС.

Согласно положениям пп.49 п.1 ст.2 ТК ЕАЭС категория «транспортное средство» применительно к водному судну включает в себя предусмотренные техническими паспортами или техническими формулярами такого водного судна запасные части, принадлежности и оборудование, если они перевозятся вместе с указанным транспортным средством.

Таким образом, сведения о перемещаемых на борту водного судна запасных частях, принадлежностях и оборудовании должны быть отражены в журналах материального учета судна, технических паспортах или технических формулярах, а при отсутствии в перечисленных документах сведений, недостающие сведения сообщаются путем представления таможенному органу иных стандартных документов перевозчика (приложений к ним), являющихся неотъемлемой частью таможенной декларации на транспортное средство.

В случае, если перевозчик заявляет в качестве товара водное судно, которое самостоятельно перемещается (двигается) через таможенную границу Союза, то в соответствии с Приложением № 3 «Классификатор видов транспорта и транспортировки товаров» к Решению Комиссии Таможенного союза от 20 сентября 2010г. № 378, указанное водное судно рассматривается как «транспортное средство, перемещающееся в качестве товара своим ходом».

В соответствии со ст.8 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под судовладельцем понимается лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

Учитывая положения пункта 1 статьи 88 ТК ЕАЭС, субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП России, в рассматриваемом случае является ПАО «МТФ», поскольку согласно генеральной декларации от ***г., перевозчиком товара является ПАО «МТФ».

Частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам

Согласно примечанию к данной статье под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.

Материалами дела установлено, что *** при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС товара (лебедки вспомогательной), доставляемого на судне *** перевозчиком товаров ПАО «МТФ», Мурманской таможне в соответствии с требованиями Конвенции по облегчению международного морского судоходства от 09.04.1965 (Лондон) и статьями 88, 89 ТК ЕАЭС, были представлены недействительные документы (грузовая декларация *** от ***.), необходимые для международной морской перевозки и сообщены недостоверные сведения о количестве грузовых мест товаров, об их маркировке и наименовании.

Таким образом, анализируя вышеизложенные нормы действующего таможенного законодательства, прихожу к выводу о признании ПАО «МТФ» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающей ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве мест товара об их маркировке, о наименовании товара при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС путем предоставления недействительных документов.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации формы вины (статья 2.2 КоАП РФ) не выделяет.

Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях Особенной части КоАП РФ возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Представленные таможенным органом доказательства, свидетельствуют о том, что при прибытии на таможенную территорию ЕАЭС перевозчиком ПАО «МТФ» таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о перемещаемом товаре путем предоставления недействительных документов.

Данные обстоятельства дают основания считать, что Общество не предприняло всех возможных и зависящих от него мер для обеспечения соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.

Доказательств, свидетельствующих о том, что имелись обстоятельства, по которым у Общества отсутствовала возможность предотвратить правонарушение, в ходе судебного разбирательства по делу не представлено.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываю характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих наказание юридического лица, признаю: совершение административного правонарушения впервые; оказание содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении.

Обстоятельств, отягчающих наказание юридического лица не установлено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Санкцией части 3 статьи 16.1 КоАП РФ для юридических лиц предусмотрена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Принимая во внимание характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, наличие смягчающих обстоятельств, отсутствие вредных последствий в сфере экономических интересов государства, назначаю юридическому лицу наказание в виде предупреждения.

Назначая наказание в виде предупреждения, считаю, что данная мера административного наказания, в данном случае может рассматриваться органами административной юрисдикции как необходимое и достаточное для правонарушителя негативное последствие, отвечающее достижению целей административного наказания, и принципам справедливости, неотвратимости юридической ответственности.

Оснований для освобождения ПАО «МТФ» от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения, в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нахожу, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного деяния. Административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ имеет формальный состав и не зависит от наступления либо ненаступения общественно-опасных последствий.

В период административного расследования таможенным органом понесены издержки, связанные с необходимостью перевода документов с *** на русский язык, о чем в материалах дела представлен соответствующий счет, выставленный ИП ФИО2

В соответствии с частью 2 статьи 24.7 КоАП РФ издержки по делу об административном правонарушении, совершенном физическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, относятся на счет федерального бюджета.

Следовательно, издержки за выполнение перевода документов с *** на русский язык в сумме 900 рублей (счет на оплату №*** от ***), считаю, необходимым отнести на счет федерального бюджета.

Согласно положениям ст. 26.6 КоАП РФ орудия совершения или предметы административного правонарушения являются вещественными доказательствами и приобщаются по делу об административном правонарушении. Судьба вещественных доказательств подлежит разрешению по окончании рассмотрения дела.

В соответствии с положениями части 3 статьи 29.10 КоАП РФ в постановлении по делу об административном правонарушении должен быть решен вопрос об изъятых вещах и документах, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. Вместе с тем, в силу пункта 1 указанной части и статьи, вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу.

Учитывая назначенную меру наказания, вещественные доказательства (предмет административного правонарушения): лебедка вспомогательная, изъятая по протоколу от ***г. и помещенная на ответственное хранение по акту приема-передачи в камеру хранения вещественных доказательств Мурманской таможни (адрес***), подлежит возврату законному владельцу после вступления настоящего постановления в законную силу и надлежащего таможенного оформления.

Руководствуясь ст.ст. 3.4, ч.3 ст. 16.1, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Публичное акционерное общество «Мурманский траловый флот» (ПАО «МТФ») признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде предупреждения.

Предмет административного правонарушения, а именно ***, изъятую по протоколу изъятия вещей и документов от ***г. в рамках дела об административном правонарушении №***, помещенную в КХВД Мурманской таможни адрес*** - вернуть владельцу после вступления настоящего постановления в законную силу и завершения таможенного оформления.

Издержки по делу об административном правонарушении, понесенные Мурманской таможней по оплате услуг переводчика при осуществлении перевода документов, в сумме 900 рублей – отнести на счет федерального бюджета.

Постановление может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Первомайский районный суд города Мурманска в течение 10-ти дней со дня получения его копии.

Судья Первомайского

районного суда города Мурманска подпись М.С. Дурягина

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***

***