ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-616/2011 от 23.12.2011 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

  Дело №

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 По делу об административном правонарушении

 ДД.ММ.ГГГГ г. Сочи

 Судья Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края Вергунова Е.М.,

 при секретаре судебного заседания Мартыновой Л.А.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г. Сочи поступившее из Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

 ОАО «Краснодарводстрой», ИНН №, юридический адрес: Краснодарский край, город ФИО1, <адрес>,

 УСТАНОВИЛ:

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года № 285 «О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю», объекты, оказывающие негативное воздействие на особо охраняемые природные территории федерального значения подлежат федеральному государственному экологическому контролю.

 В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.1993г. №337 город Сочи является курортом федерального значения и подлежит федеральному экологическому контролю.

 На основании приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО №1730 от 07.09.2011г. государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО ФИО7 проведено обследование старой дороги от МТЦ «<данные изъяты>» до «<данные изъяты>» в г. Сочи, где ведётся строительство водовода от санатория «<данные изъяты>» до микрорайона «<данные изъяты>» г. Сочи. В ходе осмотра были выявлены не санкционированные места складирования твердых бытовых отходов и отвалов грунта. Также в ходе осмотра установлен факт образования на объекте строительства отходов различных классов опасности, а именно: металлолом, емкости из-под лакокрасочной продукции, древесные отходы, отработанные автомобильные шины, ТБО, и т.д. Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документов, подтверждающих ведение Обществом производственного экологического контроля за атмосферным воздухом и отходами производства и потребления, в ходе проведения осмотра установить не удалось. В ходе визуального осмотра строительной площадки обнаружены многочисленные места складирования отходов производства и потребления, а именно: обрезки доски, металлолом, картонная и пластиковая упаковка, автомобильные покрышки, тара из - под лакокрасочных изделий, бочки из- под моторного масла и т.д. Временное размещение строительных отходов в нарушение требований главы II СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденные главным государственным санитарным врачом РФ от 30.04.2003 г. осуществляется в необорудованных для этих целей местах.

 По результатам проведенного административного расследования составлен протокол о привлечении ОАО «Краснодарводстрой» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

         В судебном заседании представитель ОАО «Краснодарводстрой» по доверенности Грабо Е.А. вину юридического лица в совершении указанного административного правонарушения не признала, суду пояснила, что в нарушение ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» ОАО «Краснодарводстрой» о проведении проверки должным образом уведомлено не было, ознакомления с приказом о проведении проверки до ее проведения представители ОАО «Краснодарводстрой» не производилось. По результатам проверки должен быть составлен Акт по установленной форме в двух экземплярах, к которому приложены протоколы отбора образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии. Один экземпляр Акта проверки с копиями приложений должен быть вручен руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки. Ни одно их указанных требований закона Росприроднадзором исполнено не было. Более того, у ОАО «Краснодарводстрой» есть сомнения в реальном проведении проверки на их объекте, так как ДД.ММ.ГГГГ представители ОАО «Краснодарводстрой» находились на объекте, но проверяющих на объекте не было, что подтверждается следующими документами: Приказ ОАО «КВС» от ДД.ММ.ГГГГ о направлении в командировку ФИО6 для проведения проверки соблюдения правил и норм по охране труда, командировочное удостоверение на имя ФИО6, билеты на ж/д транспорт от ДД.ММ.ГГГГ, служебное задание, авансовый отчет № от ДД.ММ.ГГГГ, акт проведения дня техники безопасности, объяснительная ФИО6 В Журнале учета проверок юридического лица ОАО «КВС» представители уполномоченного органа не зарегистрировались, что также подтверждает их отсутствие на объекте ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, по мнению представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, отсутствует событие административного правонарушения. В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что проверка проведена на основании приказа Департамента Роспотребнадзора по ЮФО от ДД.ММ.ГГГГ, а согласно протокола проверка проводилась ДД.ММ.ГГГГ. В качестве состава административного правонарушения контролирующий орган указал, что при проведении проверки им не удалось установить наличие Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, документов, подтверждающих ведение Обществом производственного, экологического контроля за атмосферным воздухом и отходами производства и потребления, в ходе проведения осмотра установить не удалось. Однако проверяющих на объекте не было, поэтому подобного рода документы в момент проведения так называемой «проверки» они истребовать не могли. Кроме того, в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 25 февраля 2010 года № 50 «О порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» порядок разработки предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц..... за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства. ОАО «Краснодарводстрой» относится к субъектом среднего предпринимательства, что подтверждается Актом № 7-13/94 Некоммерческого партнерства «Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей Кубани» (НП «СРО»РОСК»). Обязанность изготовления проектов нормативов ПДВ и лимитов на размещение отходов возложена на заказчика строительства - ГУ «ГУСКК», что подтверждается письмом Сочинского отдела государственной экологической экспертизы, нормирования и администрирования платежей от 12.10.2009г за исх. № 909120-10. Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении представителю ОАО «КВС» были представлены на обозрение фотоматериалы, приложенные к материалам административного дела. Указанные фотографии не идентифицированы, т.е. нет никаких доказательств того, что сделаны они именно на участке строительства, которое осуществляет ОАО «КВС». В протоколе об административном правонарушении факт приобщения фотоматериалов (вещественных доказательств) не отражен, что является нарушением ч. 1, 2 ст.26.6 КоАП РФ, согласно которой под вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в том числе, орудия совершения или предметы административного правонарушения, сохранившие на себе его следы. Согласно ч.4 ст. 26.7 КоАП РФ, в случаях, если документы обладают признаками, указанными в статье 26.6 настоящего Кодекса, такие документы являются вещественными доказательствами. Таким образом, считают, что результаты данной проверки недействительны ввиду грубого нарушения установленных требований к организации и проведении проверок, а именно: проведение проверки без распоряжения или приказа руководителя, непредставления акта проверки, отсутствие вещественных доказательств, отсутствия факта проверки как таковой и как следствие отсутствие события административного правонарушения.

 В судебном заседании представитель Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу Долматов Р.С. пояснил суду, что проверка была проведена на основании поручения начальника Департамента Росприроднадзора по ЮФО, который приезжал и сам лично производил осмотр олимпийских объектов, после его распоряжения Долматов Р.С. выехал на объект, составил Акт осмотра, после чего возбудил дело об административном правонарушении. Осмотр производился с участием представителя ОАО «Краснодарводстрой», работающим прорабом, фамилию того не помнит, указанное лицо и дало координаты юридического лица, привлекаемого к административной ответственности. Он не произвел отметку в Книге учета проведения проверок поскольку ему не была предоставлена такая книга. Доводы представителя ОАО «Краснодарводстрой» о том, что общество является субъектом среднего бизнеса, просил признать не состоятельными, так как во время проведения административного расследования были истребованы все документы от ОАО «Краснодарводстрой», однако последнее не представило документов.

 Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, суд пришел к выводу, что в действиях юридического лица ОАО «Краснодарводстрой» имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, т.е. несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

 Вина юридического лица в совершении указанного административного правонарушения подтверждается протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором перечислены нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами (л.д. 2-5).

 Суд принимает во внимание, что указанный протокол в установленном законом порядке не оспорен, не отменен.

         Кроме того, вина подтверждается Актом натурного обследования б/н от ДД.ММ.ГГГГ, которым были выявлены нарушения ст. 10, 26 № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г., ст.ст. 19-24, 34, 37, 51, 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г; ст.ст. 12, 30 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»; СанПиН № 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденным главным санитарным врачом РФ от 30.04.2003 г. (л.д. 32-33), фототаблицей к Акту натурного обследования от ДД.ММ.ГГГГ г. (л.д. 34-41).

 Суд критически относится к доводам представителя ОАО «КРАСНОДАРВОДСТРОЙ», что фактически в протоколе указано, что проверка проведена на основании приказа Департамента Росприроднадзора по ЮФО № от ДД.ММ.ГГГГ, а акт осмотра составлен ДД.ММ.ГГГГ

 В соответствии со ст. 28.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются:

 1) непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения;

 2) поступившие из правоохранительных органов, а также из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений материалы, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения;

 3) сообщения и заявления физических и юридических лиц, а также сообщения в средствах массовой информации, содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 2 статьи 5.27, статьями 14.12, 14.13 настоящего Кодекса); и др.

         Из пояснений представителя Департамента Росприроднадзора по ЮФО Долматова Р.С. в судебном заседании следует, что проверка была проведена на основании письменного поручения начальника Департамента Росприроднадзора по ЮФО от 07.09.2011 года, который до этого лично произвел осмотр олимпийских объектов, данное поручение приобщено к другим материалам об административных правонарушениях.

         Довод представителя ОАО «Краснодарводстрой» о том, что материалами дела не доказано, что выявленные нарушения закона имели место именно на строительной площадке, занимаемой указанным обществом, опровергается фотоматериалом, приложенным к акту натурного обследования. В частности, на фото на стр. 34 изображен паспорт объекта, на котором указано: «Подрядчик - ОАО «Краснодарводстрой», руководитель на строительстве объекта - ФИО8, прораб ФИО9».

 Иные доводы представителя ОАО «Краснодарводстрой» о допущенных процессуальных нарушениях, касающихся процедуры проведения проверки, со ссылкой на Федеральный закон от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», суд не принимает во внимание, так как указанный Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.

 В названном Законе полномочия государственных органов и органов местного самоуправления на проведение государственного контроля (надзора), муниципального контроля разделены в зависимости от уровня, на котором такой контроль (надзор) проводится. В статье 4, на которую ссылается представитель юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, указаны полномочия органов исполнительной власти, которые осуществляют мероприятия по государственному контролю (надзору) на федеральном уровне. Федеральный государственный контроль (надзор) - деятельность федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на государственный контроль (надзор) на всей территории Российской Федерации. Установление организационной структуры, полномочий, функций и порядка деятельности федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), определяется в соответствии с Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" (в ред. от 30 декабря 2008 г.). Правительство Российской Федерации руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач. Правительство Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать свои территориальные органы и назначать должностных лиц; оно распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете. Правительство России устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, определяет размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.

          С учетом изложенного, суд признает доводы представителя ОАО «Краснодарводстрой» о нарушении при проведении проверки требований ФЗ от 26.12.2008 г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» не состоятельными.

 Субъектами административной ответственности за данное правонарушение являются граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели и юридические лица.

         Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.

 Исходя из статьи 1 Закона об отходах производства и потребления обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.

 Под накоплением отходов понимается временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.

 Суд пришел к выводу, что общество на своей территории складировало и хранило отходы, факт образования которых в результате его производственной деятельности подтвержден материалами дела.

 Поэтому действия общества правомерно отнесены государственным инспектором Департамента Росприроднадзора по ЮФО к накоплению отходов.

 Законом об отходах производства и потребления установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.

 Следовательно, общество, в результате производственной деятельности которого образуются отходы, обязано соблюдать требования Закона об отходах производства и потребления, а также экологические и санитарно-эпидемиологические требования, предусмотренные действующим законодательством.

 С учетом вышеизложенного, суд пришел к выводу о наличии в действиях ОАО «Краснодарводстрой» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.

 В силу ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

 При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч.3).

 При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного ОАО «Краснодарводстрой» административного правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность юридического лица.

 Сведения об имущественном и финансовом положении юридического лица его представителем суду не представлены.

 Санкция ст. 8.2 КоАП РФ предусматривает административное наказание для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

 Такое административное наказание какприостановление деятельности в соответствии со ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств и др.

 Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

        При избрании вида и меры наказания суд принимает во внимание, что юридическое лицо, привлеченное к административной ответственности, - ОАО «Краснодарводстрой» осуществляет свою деятельность по строительству объекта, предусмотренного Программой строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта, утвержденной Постановлением Правительства РФ № 991 от 29.12.2007 г.

         С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что приостановление деятельности ОАО «Краснодарводстрой» может привести к нарушению выполнения в установленные сроки вышеуказанной Программы, поэтому обществу необходимо назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере ста тысяч рублей.

         На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9-29.10 Кодекса «Об административных правонарушениях» РФ, судья

 ПОСТАНОВИЛ:

 Признать ОАО «Краснодарводстрой», ИНН №, юридический адрес: Краснодарский край, город ФИО1, <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей, который должен быть уплачен по следующим реквизитам:

 ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ ПО РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ,

 гор. РОСТОВ-НА-ДОНУ, ИНН 6164226375, КПП 616801001,

 БИК 046015001, р/с 40101810400000010002,

 получатель платежа УФК по Ростовской области

 (Департамент Росприроднадзора по ЮФО).

 Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее тридцати дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

 Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.

 Судья                                                                                                         Е.М. Вергунова