ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-616/2016 от 12.07.2016 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

ПЕТРОПАВЛОВСК-КАМЧАТСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД КАМЧАТСКОГО КРАЯ

Камчатский край, г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

12 июля 2016 года г. Петропавловск-Камчатский

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Кулагина Юлия Анатольевна, при секретаре ФИО5, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ в отношении

ФИО2, гражданки Украины, родившейся ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> Донецкой области Украины, зарегистрированной по месту жительства по адресу: <адрес> Донецкой области Украины, фактически проживающей в <адрес>, владеющей русским языком, не работающей, не состоящей в браке, ранее не привлекавшейся к административной ответственности за совершение однородного административного правонарушения,

УСТАНОВИЛ:

ДД.ММ.ГГГГ в 15 часов 00 минут при проверке документов в помещении УФМС России по Камчатскому краю в г. Петропавловске-Камчатском по <адрес>, выявлено, что гражданка Украины ФИО2, прибыла на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ встала на учет по месту временного пребывания по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Разрешение на работу, патент, разрешение на временное проживание или вид на жительство ФИО2 не получала. В настоящее время в нарушение ч. 2 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» не выехала из Российской Федерации по истечении срока временного пребывания, фактически проживает на территории Камчатского края без постановки на миграционный учет по месту пребывания и уклоняется от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время. Тем самым ФИО2, являясь иностранным гражданином, допустила нарушение режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

При рассмотрении дела гражданка Украины ФИО2 вину в совершении административного правонарушения признала в полном объеме, поддержала свои письменные объяснения, согласно которым в Российскую Федерацию она приехала ДД.ММ.ГГГГ совместно с подругой ФИО3. Сейчас с ней отношения не поддерживает. На территорию Камчатского края прилетела ДД.ММ.ГГГГ. В настоящее время она проживает в гражданском браке с гражданином Российской Федерации ФИО1 по адресу <адрес>. В связи с тем, что до июня 2016 года она являлась несовершеннолетней, поэтому не смогла оформить какие - либо разрешительные документы. Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время проживает на территории края без регистрации. Близких родственников граждан России у нее нет. Ее мать ФИО4 является гражданкой Украины, проживает в Донецкой области. Из телефонных разговоров с матерью, она знает, что в настоящее время там идут боевые действия. Возвращаться в Донецкую область опасно для жизни. У матери нет возможности приехать в Россию (л.д. 3).

Дополнительно пояснила, что до прибытия в Россию проживала с матерью и братьями в <адрес> Донецкой области Украины. Близких родственников в Российской Федерации у нее не имеется. Мать с братьями по-прежнему проживают в <адрес>. Она приехала с целью жить и учиться в России, но поскольку не достигла совершеннолетия, не смогла оформить необходимые документы. В статусе беженца ей отказали по причине несовершеннолетия, разрешение на временное проживание, вид на жительство, гражданство Российской Федерации она не получала. По истечении срока пребывания не покинула территорию Российской Федерации, поскольку по месту ее жительства в Донецкой области происходят военные действия. И <адрес>, и <адрес>, где проживает ее дед, находятся в зоне АТО. По этой причине существует угроза ее жизни и здоровью. Более ей ехать некуда.

Также указала, что на территории Камчатского края около года проживает с ФИО6, с которым они ведут совместное хозяйство и намерены зарегистрировать брак.

Выслушав пояснения ФИО2, свидетеля ФИО6, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Вина ФИО2 в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

ФИО2 является гражданкой Украины, что следует из копии паспорта (л.д.4).

Из миграционной карты 1414 , выданной на имя гражданки Украины ФИО2, следует, что она въехала на территорию Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 6).

В соответствии с данными досье иностранного, гражданка Украины ФИО2ДД.ММ.ГГГГ въехала на территорию РФ, ей была выдана миграционная карта . ДД.ММ.ГГГГ она встала на миграционный учет по месту пребывания по адресу: г. Петропавловск-Камчатский, <адрес> сроком до ДД.ММ.ГГГГ. Сведений о том, что ФИО2 обращалась в УФМС России по Камчатскому краю за оформлением разрешения на работу или патента, разрешения на временное проживание или вида на жительство, не имеется. Сведений о приобретении ФИО2гражданства РФ не имеется (л.д. 9).

Из справки врио начальника ОИК УФМС России по Камчатскому краю от ДД.ММ.ГГГГ следует, что гражданка Украины ФИО2, въехала в Российскую Федерацию ДД.ММ.ГГГГ. Патент, разрешение на работу, разрешение на временное проживание в Российской Федерации или вид на жительство не получала. ДД.ММ.ГГГГ была поставлена на учёт по месту временного пребывания сроком до ДД.ММ.ГГГГ по адресу г. Петропавловск - Камчатский, <адрес>. В настоящее время на учёте по месту временного пребывания на территории Российской Федерации не состоит. Гражданство Российской Федерации не приобретала (л.д. 7).

В протоколе об административном правонарушении зафиксировано, что ДД.ММ.ГГГГ выявлено нарушение ФИО2 режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а именно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.2).

Статья 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (с изм., далее - Закон) признает законно находящимся в Российской Федерации лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации. Разрешение на временное проживание и вид на жительство являются документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина или лица без гражданства и подтверждающие их право на временное или постоянное проживание в Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1,2 ст. 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом. Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом. Срок временного пребывания иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину разрешения на работу либо при продлении срока действия разрешения на работу в соответствии со статьей 13.2 или 13.5 настоящего Федерального закона. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина продлевается при выдаче иностранному гражданину патента, при продлении срока действия патента или при переоформлении патента в соответствии со статьей 13.3 настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Документов, подтверждающих право ФИО2 на пребывание с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время на территории Российской Федерации, судье не представлено.

При таких обстоятельствах в действиях ФИО2 имеется нарушение требований статьи 5 Закона о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации.

Как установлено в ходе рассмотрения дела, правонарушение ФИО2 является длящимся, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ и до выявления сотрудниками УФМС России по Камчатскому краю совершенного административного правонарушения и пресечения его совершения (ДД.ММ.ГГГГ), она находилась на территории Российской Федерации, то есть продолжала совершать административное правонарушение.

Исследовав и оценив в совокупности представленные доказательства, судья считает вину гражданки Украины ФИО2 в совершении административного правонарушения доказанной и квалифицирует её действия по ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, является признание вины.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Санкция ч. 1.1 статьи 18.8 КоАП РФ в качестве административного наказания предусматривает административный штраф в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей с административным выдворением за пределы Российской Федерации.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

При этом согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

В силу ч. 2 ст. 1.1 КоАП РФ данный Кодекс основывается на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации.

Назначение наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, такой меры ответственности, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делам об административных правонарушениях.

В соответствии со ст. 7 Международного пакта о гражданских и политических правах, в толковании Комитета ООН по правам человека, статьей 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от ДД.ММ.ГГГГ лицо не подлежит выдаче в случае, если имеются серьезные основания полагать, что в запрашивающем государстве оно может быть подвергнуто не только пыткам, но и бесчеловечному либо унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

В силу ст. 3 Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от ДД.ММ.ГГГГ ни одно государство-участник не должно высылать, возвращать (refouler) или выдавать какое-либо лицо другому государству, если существуют серьезные основания полагать, что ему может угрожать там применение пыток.

В Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В настоящее время на территории Украины не завершен вооруженный конфликт, что может свидетельствовать о наличии угрозы жизни и здоровью ФИО2

Как следует из содержания 13-го и 14-го доклада Управления Верховного комиссара по правам человека ООН о ситуации с правами человека в Украине, вооруженный конфликт на востоке Украины продолжает приводить к жертвам среди гражданского населения. Отмечаются факты пыток в отношении частных лиц, задержанных украинскими властями в связи с вооруженным конфликтом, нарушения прав данных лиц на справедливый суд. УВКПЧ зафиксировало сообщения о насильственных исчезновениях, произвольных задержаниях, содержании под стражей, пытках и жестоком обращении которые безнаказанно применяются представителями правоохранительных органов Украины, преимущественно сотрудниками Службы безопасности Украины (СБУ).

Населенные пункты <адрес> и <адрес> области находятся в границах территории, контролируемой властями Украины. Расположены на территории Артемовской области, по которой пролегает линия соприкосновения враждующих сторон.

Из показаний свидетеля ФИО6 следует, что он прибыл на территорию России из Украины около года назад, к настоящему моменту получил гражданство Российской Федерации. Ранее являлся сотрудником милиции Украины. В настоящее время поддерживает связь с коллегами, находящимися в Украине, от которых ему известно, что в <адрес> Донецкой области на территории подконтрольной властям Украины имеет место преследование русскоязычных граждан. Сотрудниками СБУ выявляются граждане, поддерживающие традиции празднования Дня Победы 9 мая, поддерживающие вхождение Крыма в состав России, не принимающие новую идеологию. Данные граждане подвергаются задержанию, угрозе физической расправы.

С учетом информации, содержащейся в 13-м и 14-м докладах УВКПЧ ООН о ситуации с правами человека в Украине, оснований не доверять показаниям ФИО6 не имеется.

С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, принимая во внимание факт ведения боевых действий на территории гражданской принадлежности, проживания ФИО2 (в Донецкой области Украины), судья приходит к выводу, что в случае выдворения ФИО2 могут быть поставлены под угрозу ее неотъемлемые права на жизнь, здоровье.

Кроме того, наличие информации о произвольном лишении проживающих в зоне АТО граждан свободы, факты применения пыток и жестокого обращения, свидетельствуют о наличии потенциальной угрозы применения пыток и жестокого обращения к ФИО2, являющейся русскоязычной гражданкой Украины, более года пребывавшей на территории Российской Федерации.

При таких условиях необходимость применения к ФИО2 административного выдворения за пределы Российской Федерации, а также соразмерность данного вида наказания в качестве единственно возможного способа достижения баланса публичных и частных интересов не является обоснованной. Назначение такого вида наказания противоречило бы принципу гуманизма и требованиям международных норм.

Кроме того, в ходе рассмотрения дела установлено, что в течение года гражданка Украины ФИО2 состоит в фактических брачных отношениях с гражданином Российской Федерации ФИО1

Как следует из объяснений ФИО6, в настоящее время он проживает в гражданском браке с гражданкой Украины ФИО2 по адресу <адрес>. В связи с тем, что у неё закончился срок временного пребывания (нет регистрации), они не могут официально заключить брак. Так как в настоящее время на территории Донецкой области ведутся боевые действия, и преследование русскоговорящего населения, выезд ФИО2 опасен для жизни. Сам он вернуться на территорию Украины без риска быть подвергнутому пытками и жестокому обращению в связи с имеющейся гражданской позицией, не может. Просил суд не выдворять ФИО2, не разрушать семью.

Принимая во внимание требование норм международного права, правовую позицию, выраженную в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П, с учетом характера и обстоятельств совершенного административного деяния, данных о личности виновной, обстоятельств смягчающих административную ответственность, судья находит возможным назначить гражданке Украины ФИО2 наказание в виде административного штрафа в размере, предусмотренном санкцией ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, без административного выдворения за пределы Российской Федерации.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать гражданку Украины ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 500 (двух тысяч пятисот) рублей.

Постановление может быть обжаловано в Камчатский краевой суд в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.А.Кулагина

Банковские реквизиты на перечисление административного штрафа:

ИНН <***> Управление федерального казначейства по Камчатскому краю

(УФМС России по Камчатскому краю)

Счет 401 018 101 000 000 100 01

ГРКЦ ГУ Банка России по Камчатскому краю г. Петропавловск-Камчатский

БИК 043002001 КПП 410101001 Код 192 116 4 0000 01 6020140

ОКАТО 30401000000

УИН 19

Постановление не вступило в законную силу