ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-617/2017 от 17.11.2017 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу № 5-617/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Новороссийск 17 ноября 2017

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1,

при секретаре Куличковой Н.В.,

с участием:

представителя Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – главного специалиста-эксперта Новороссийского отдела по надзору на море ФИО2,

представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенностей ФИО3, ФИО4,

рассмотрев поступившее из Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора дело об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.14 КоАП РФ, в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть»,

установил:

В Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края поступило для рассмотрения дело об административном правонарушении, возбужденное Черноморо-Азовским морским Управлением Росприроднадзора в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» по признакам административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ –нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты при следующих обстоятельствах.

На основании приказа Черноморо-Азовского морского управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) от 01.06.2017 г. № ...... в отношении АО «Черномортранснефть» проведена плановая выездная проверка.

На основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2015 г. № ......, АО «Черномортранснефть» предоставлен водный объект (акватория Черного моря) в пользование для сброса сточных, в том числе дренажных вод в координатах ...... (......, ......).

20.06.2017 г. работниками Новороссийского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» были отобраны пробы сточных вод АО «Черномортранснефть» перед сбросом в водный объект (Черное море) через водовыпуск № 2 ПК «Шесхарис». Составлен соответствующий протокол отбора (измерений) проб сточной воды № ...... от 20.06.2017 г.

По результатам лабораторных испытаний указанных проб Новороссийским отделом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» составлен протокол испытаний (измерений) проб воды № ...... от 26.06.2017 г., представлено экспертное заключение по результатам анализов сточных вод АО «Черномортранснефть» от 27.06.2017 г.

По результатам анализа сточных вод, поступающих в Черное море от АО «Черномортранснефть» (выпуск № 2) установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляет сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит-ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор) без специального разрешения. По данным загрязняющим веществам АО «Черномортранснефть» не осуществляется производственный контроль.

В связи с чем административный орган пришел к выводу, что 20.06.2017 г. АО «Черномортранснефть», при осуществлении сброса загрязняющих веществ в окружающую среду (водный объект - Черное море) нарушало правила водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты.

По данному факту 01.09.2017 г. в отношении АО «Черномортранснефть» составлен протокол об административном правонарушении №...... по факту нарушения требований ст. 3, ст. 4, ст.23, ст. 34, ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7- ФЗ «Об охране окружающей среды, ст.35, ст.39, ст.44, ст.55, ст.56 Федерального закона от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ «Водный кодекс РФ».

Представитель Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора – главный специалист-эксперт Новороссийского отдела по надзору на море ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ. Просил признать юридическое лицо АО «Черномортранснефть» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 КоАП РФ и назначить административное наказание в соответствии с санкцией ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.

В судебном заседании представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Черномортранснефть», действующие на основании доверенностей ФИО3, ФИО4 просили производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «Черномортранснефть» прекратить за отсутствием состава административного правонарушения. При этом пояснили, что согласно акту проверки 20.06.2017 работниками Новороссийского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» были отобраны пробы сточных вод перед сбросом в водный объект (Черное море) через водовыпуск № 2 ПК «Шесхарис» АО «Черномортранснефть». Составлен соответствующий протокол отбора (измерений) проб сточной воды № ...... от 20.06.2017. По результатам лабораторных испытаний составлен протокол испытаний (измерений) проб воды № ...... от 26.06.2017, представлено экспертное заключение от 27.06.2017 № ....... По результатам анализа сточных вод, поступающих в Черное море установлено, что АО «Черномортранснефть» осуществляет сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в пересчете на азот, нитрит-ионы в пересчете на азот, фосфат-ионы в пересчете на фосфор) без специального разрешения. По данным загрязняющим веществам Обществом не осуществляется производственный контроль. ПК «Шесхарис» АО «Черномортранснефть» осуществляет пользование водным объектом (Черное море) для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2015 № ...... (выпуск № 2 производственно-дождевых сточных вод) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (Черное море) по выпускам №№ 1, 2 от 24.03.2014 № ......, утвержденного приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 27.03.2014 № .......Указанными документами установлен перечень и количество загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект. Нормативы по азоту аммонийному, БПК полн., нитрату-ионов, нитриту-ионов, фосфату-ионов для ПК «Шесхарис» не установлены. При установлении НДС на уровне нормативов качества вод водного объекта, НДС утверждаются на пять лет. При установлении НДС с учетом разбавления, НДС утверждаются на три года. Разработка и утверждение новых НДС до истечения срока действия утвержденных в установленном порядке НДС осуществляется в определенных случаях. Однако ни в акте проверки, ни в протоколе не указано, что в обществе изменились показатели, определяющие водохозяйственную обстановку на водном объекте, либо изменилась технология производства, методы очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса. Не имеются указания на другие основания, в соответствии с которыми необходимо утвердить новые НДС до истечения установленного срока. Процедура установления НДС определена Административным регламентом Федерального агентства водных ресурсов по предоставлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, утвержденным приказом Минприроды России от 02.06.2014 № 246. Согласно п.12.2 Регламента по НДС основанием для отказа в утверждении НДС является несоответствие проекта НДС положениям Методики. В связи с тем, что НДС Рег. № 1253-13 утвержден Федеральным агентством водных ресурсов, следовательно, проект НДС соответствует положениям Методики, в том числе и в части определения перечня нормируемых загрязняющих веществ. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р утвержден Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды. Применительно к сбросу в водные объекты данный Перечень включает порядка 160 наименований загрязняющих веществ, в том числе особо опасных веществ. В акте проверки и протоколе указано, что осуществляется сброс загрязняющих веществ (азота аммонийного, БПК полн., нитрат-ионов, нитрит-ионов, фосфат-ионов) без специального разрешения. Почему административный орган выбрал для проведения анализа именно данные вещества, а не другие наименования из 160 включенных в Перечень, нормативно не обосновано. Не указан нормативно - правовой акт, который определял бы конечный перечень загрязняющих веществ, который должен контролироваться в сточных водах предприятия.

По данным исследований, проведенных в рамках мероприятий по контролю соблюдения законодательства в области использования и охраны водных объектов, превышение установленных нормативов допустимого сброса не выявлено. Попадание загрязняющих веществ: азота аммонийного, БПК полн., нитрат-ионов, нитрит-ионов, фосфат-ионов в производственные сточные воды (выпуск № 2) исключено, т.к. в производственном цикле (хранение нефти в резервуарах, перекачка нефти по системе герметичных технологических трубопроводов) не используются химические вещества, содержащие указанные загрязняющие вещества. В процессе производства на ПК «Шесхарис» используется вода питьевого качества, поступающая из централизованной системы (ООО «......). Согласно экспертному заключению от 27.06.2017 № 163 ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», содержание указанных загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах меньше предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения, т.е. соответствует установленным нормативам качества окружающей среды, негативное воздействие на водный объект отсутствует.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав доводы участников, суд приходит к следующему.

Из материалов дела установлено, что Черноморо - Азовским морским управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании приказа от 01.06.2017 № ...... в период с 14.06.2017 по 31.07.2017 проведена плановая выездная проверка акционерного общества «Черноморские магистральные нефтепроводы» соблюдения АО «Черномортранснефть» обязательных требований по предотвращению причинения вреда окружающей среде.

В соответствии с протоколом отбора (измерений) проб сточной воды № ...... от 20.06.2017 г. работниками Новороссийского отдела ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» 20.06.2017 г. были отобраны пробы сточных вод АО «Черномортранснефть» перед сбросом в водный объект (Черное море) через водовыпуск № 2 ПК «Шесхарис».

По результатам анализа сточных вод, поступающих в Черное море от АО «Черномортранснефть» (выпуск № 2) административный орган пришел к выводу, что АО «Черномортранснефть» осуществляет сброс загрязняющих веществ (азот аммонийный, БПК полн., нитрат-ионы в перерасчете на азот, нитрит-ионы в перерасчете на азот, фосфат-ионы в перерасчете на фосфор) без специального разрешения. По данным загрязняющим веществам АО «Черномортранснефть» не осуществляется производственный контроль.

Однако суд не может согласится с доводами административного органа по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.

При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного в ст. 8.14, являются отношения по охране окружающей среды и порядок природопользования (в частности, водопользования). Виновный нарушает нормы Закона об охране окружающей среды и Водного кодекса.

Объективная сторона правонарушений, предусмотренных в ч. 1 ст. 8.14 состоит в том, что виновный нарушает правила водопользования при заборе (например, для промышленных нужд, полива земель, а также без изъятия воды, т.е. когда вода не забирается, например, используется как источник получения водорослей) и сбросе сточных вод (канализации, промышленного объекта) в водные объекты (реку, озеро, пруд и т.п.). При этом виновный либо полностью игнорирует эти правила, либо частично.

В соответствии со ст.22 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов (часть 1).

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий (часть 2).

В соответствии с ч.1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" нормативы допустимых сбросов - нормативы сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в водные объекты, которые определяются как объем или масса химических веществ либо смеси химических веществ, микроорганизмов, иных веществ, как показатели активности радиоактивных веществ, допустимые для сброса в водные объекты стационарными источниками.

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 23 июля 2007 г. N 469 "О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей" нормативы допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей утверждаются Федеральным агентством водных ресурсов по согласованию с Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральным агентством по рыболовству и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования на основании предложений водопользователей, подготовленных в соответствии с нормативами допустимого воздействия на водные объекты, разработанными в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2006 г. N 881 "О порядке утверждения нормативов допустимого воздействия на водные объекты".

Согласно пункту 12 Методических указаний по разработке нормативов допустимого воздействия на водные объекты, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ от 12.12.2007 № 328 величины нормативов допустимых сбросов веществ (НДС) разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей. Разработка величин НДС осуществляется как организацией-водопользователем, так и по его поручению проектной или научно-исследовательской организацией.

В судебном заседании установлено, что приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №...... от 27.03.2014 г. утверждено разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в Черное море) по выпуску №1 в составе коллекторно-дренажных и хоз-бытовых сточных вод; по выпуску №2 в составе поверхностных и производственных сточных вод ОАО (АО) «Черномортранснефть» (ПК «Шесхарис). Установлен срок действия разрешения с 27.03.2014 г. до 18.12.2018 г.

Таким образом на основании приказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея №16-29/13 от 27.03.2014 г. ПК «Шесхарис» АО «Черномортранснефть» осуществляет пользование водным объектом (Черное море) для целей сброса сточных, в том числе дренажных вод, на основании решения о предоставлении водного объекта в пользование от 15.05.2015 № ...... (выпуск № 2 производственно-дождевых сточных вод) и разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (Черное море) по выпускам №№ 1, 2 от 24.03.2014 № .......

Согласно перечню и количестве загрязняющих веществ, разрешенных к сбросу в водный объект в Черное море по выпуску №2, который является приложением №2 к разрешению на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду (в водный объект) от 27.03.2014 г. №......, выданного Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея: допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса – взвешенные вещества составляет 3,00 мг/дм?; допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса – железо общее составляет 0,10 мг/дм?;допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса –СПАВ составляет 0,10 мг/дм?;допустимая концентрация загрязняющего вещества на выпуске сточных (или) дренажных вод в пределах норматива допустимого сброса – нефтепродукты – 0,050 мг/дм?.

Превышение установленных нормативов допустимого сброса других загрязняющих веществ, в ходе анализа сточных вод, поступающих в Черное море от АО «Черномортранснефть» (выпуск №2) не выявлено.

Из пояснений представителей юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, АО «Черномортранснефть», действующих на основании доверенностей ФИО3, ФИО4 в судебном заседании следует, что попадание загрязняющих веществ: азота аммонийного, БПК полн., нитрат-ионов, нитрит-ионов, фосфат-ионов в производственные сточные воды (выпуск № 2) исключено, т.к. в производственном цикле (хранение нефти в резервуарах, перекачка нефти по системе герметичных технологических трубопроводов) не используются химические вещества, содержащие указанные загрязняющие вещества.

Данный довод представителем Черноморо-Азовского морского Управления Росприроднадзора не опровергается.

Согласно имеющего в материалах дела экспертному заключению от 27.06.2017 № ...... ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО», содержание указанных загрязняющих веществ в сбрасываемых сточных водах меньше предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ, установленных для водоемов рыбохозяйственного значения, т.е. соответствует установленным нормативам качества окружающей среды, негативное воздействие на водный объект отсутствует.

В материалах дела, в частности ни в акте проверки, ни в протоколе не указано, какие в АО «Черномортранснефть» изменились показатели, определяющие водохозяйственную обстановку на водном объекте, либо изменилась технология производства, методы очистки сточных, в том числе дренажных вод, параметров сброса.

Административный орган не представил в суд доказательства об изменении хозяйственной деятельности в АО «Черномортранснефть» на ПК «Шесхарис».

Указанные обстоятельства исключают наличие в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты.

В соответствии со ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 8.14, 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренное ч.1 ст.8.14 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «Черномортранснефть» - прекратить, в связи с отсутствием в действиях юридического лица АО «Черномортранснефть» состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г.Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ленинского

районного суда г.Новороссийска ФИО1