Дело № 5-61/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 декабря 2019 года г. Десногорск
Судья Десногорского городского суда Смоленской области Касаткин А.В., при секретаре Прокопенковой Е.С., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, женатого, иждивенцев не имеющего, пенсионера, зарегистрированного по адресу: Смоленская область, <адрес>, не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
25.10.2019 прокурором г. Десногорска Смоленской области Васиным М.А. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, из которого следует, что 07.10.2019 с 14 час. 00 мин. по 17 час. 00 мин. в кабинете (зале заседаний) № <адрес> по адресу: Смоленская область, г. Десногорск, <адрес> ФИО1, являясь председательствующим и уполномоченным по ведению сессии Десногорского городского Совета, в нарушение ст. 23 Федерального закона от <данные изъяты> «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон), проявил бездействие, выразившееся в не рассмотрении протеста исполняющего обязанности прокурора г. Десногорска Смоленской области от 16.08.2019, тем самым совершил правонарушение, предусмотренное ст. 17.7 КоАП РФ.
ФИО1 и его защитник – адвокат Новиков И.В. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали, пояснив, что вменяемое административное правонарушение ФИО1 не совершал, предпринимал действия по рассмотрению протеста прокурора.
Помощник прокурора г. Десногорска Смоленской области Молотков С.С. постановление поддержал в полном объеме по изложенным в нем доводам.
Заслушав объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и его защитника, прокурора, изучив письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Статья 17.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. ст. 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме (ч. 2 ст. 23 Федерального закона).
Из материалов дела следует, что 16.08.2019 исполняющим обязанности прокурора г. Десногорска Смоленской области на основании ст. 23 Федерального закона в адрес Десногорского городского Совета принесен протест на абзац 2 ч. 5, ч. 6 ст. 44 Правил благоустройства территории муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области, утвержденных решением Десногорского городского Совета от 21.05.2019 № 518 (далее – Правила), в котором прокурор требовал: отменить положения абзаца 2 ч. 5, ч. 6 ст. 44 Правил как противоречащие федеральному законодательству; рассмотреть данный протест безотлагательно на ближайшей сессии Десногорского городского Совета; о результатах рассмотрения протеста сообщить прокурору г. Десногорска в письменной форме.
Данный протест поступил в Десногорский городской Совет 13.09.2019.
Из постановления прокурора следует, что до настоящего времени протест рассмотрен не был.
Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения прокурором г. Десногорска Смоленской области в отношении председательствующего уполномоченного Десногорского городского Совета ФИО1 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ.
Согласно данному постановлению должностным лицом ФИО1 проявлено бездействие, выразившееся в не рассмотрении протеста прокурора от 16.08.2019.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно требованиям ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению обстоятельства, в частности: имело ли место событие административного правонарушения, а при наличии такового, виновность либо невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, устанавливается на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ).
Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 13 Постановления от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закрепленного в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности - презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
Объективную сторону административного правонарушения составляет умышленное невыполнение законных требований прокурора, субъективная сторона выражается в форме умысла.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.2. КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.
Согласно п. 1 ст. 22 Регламента Десногорского городского Совета, утвержденного решением Десногорского городского Совета от <данные изъяты> (далее – Регламент) городской Совет созывается на первую сессию председателем избирательной комиссии муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области (далее – ТИК МО «г. Десногорск») не позднее 30 дней со дня избрания не менее ? от установленного числа депутатов городского Совета.
Первую сессию городского Совета открывает председатель избирательной комиссии. После сообщения фамилий избранных депутатов городского Совета председателем избирательной комиссии объявляется старейший из депутатов вновь избранного городского Совета, и ему передаются полномочия председательствующего по ведению сессии городского Совета до избрания председателем городского Совета (п. 3 ст. 22 Регламента).
На первой сессии городского Совета проводятся выборы председателя городского Совета в порядке, предусмотренном Уставом муниципального образования и ст. 10 настоящего Регламента. Полномочия председательствующего прекращаются в случае избрания на первой сессии председателя городского Совета либо в случае временного возложения полномочий председателя городского Совета на депутата городского Совета (п. 4 ст. 22 Регламента).
В судебном заседании установлено, что 08.09.2019 состоялись выборы депутатов Десногорского городского Совета пятого созыва.
07.10.2019 состоялась организационная сессия Десногорского городского Совета пятого созыва, на которой полномочия председательствующего по ведению сессии до избрания председателя Десногорского городского Совета переданы ФИО1 как старейшему из депутатов вновь избранного Десногорского городского Совета.
Согласно сформированной ТИК МО «г. Десногорск» повестки дня первой сессии Десногорского городского Совета, в данную повестку были включены следующие вопросы: выборы председателя и заместителей председателя Десногорского городского Совета; формирование постоянных депутатских комиссий и выборы их председателей и заместителей председателей; разное.
Из протокола первой установочной сессии Десногорского городского Совета пятого созыва от 07.10.2019 № 1 усматривается, что председательствующий по ведению сессии Десногорского городского Совета ФИО1 акцентировал внимание депутатов на наличие нерассмотренного протеста прокурора г. Десногорска Смоленской области, а также предоставлял слово присутствующему в зале прокурору г. Десногорска Смоленской области Васину М.А., который слово не взял, мнение по обсуждаемому вопросу не высказал.
Указанные обстоятельства подтверждаются также представленной в материалах дела видеозаписью сессии Десногорского городского Совета.
Кроме того, в силу п. 1 ст. 25 Регламента предварительное рассмотрение вопросов, вносимых на рассмотрение городского Совета проводится на заседаниях постоянных депутатских комиссий при наличии заключения контрольно-ревизионной комиссии по вопросам, относящимся к полномочиям и компетенции контрольно-ревизионной комиссии.
При вынесении проекта решения в городской Совет должны быть представлены: пояснительная записка к проекту решения, которая должна содержать описание предмета правового регулирования и концепции проекта решения; прогноз социально-экономических и иных последствий принятия проекта решения; указание разработчика проекта решения; текст проекта решения; перечень решений городского Совета, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению (по необходимости); лист согласований, где указываются название документа, его разработчик, предполагаемый докладчик, отмечаются предложения, замечания, делаются заключения специалистов по данному вопросу, виза юриста, отмечается предполагаемая рассылка. Проект решения в обязательном порядке согласуется с юридическими службами органов местного самоуправления. Проекты решений городского Совета и документы к ним представляются к рассмотрению с пояснительной запиской, в которой указываются разработчик, предполагаемый докладчик, предполагаемая рассылка, а также обоснование необходимости принятия решения городским Советом (п. 2 ст. 25 Регламента).
На указанные требования Регламента в ходе проведения первой сессии Десногорского городского Совета ФИО1 указывали начальник юридического отдела администрации муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области ФИО11 и депутат ФИО12., ссылаясь на то, что депутатам необходимо внимательно ознакомиться с представленными документами и разобраться в них с учетом положений действующего законодательства.
Кроме того, согласно сообщению Десногорского городского Совета от 13.09.2019 № № данный протест, направленный в Десногорский городской Совет только 07.09.2019, поступил 13.09.2019 и в соответствии с действующим законодательством будет рассмотрен на сессии Десногорского городского Совета пятого созыва, которая состоится после проведения организационной сессии Десногорского городского Совета пятого созыва, запланированной на 07.10.2019.
Таким образом, прокурору г. Десногорска Смоленской области было достоверно известно о том, что протест исполняющего обязанности прокурора г. Десногорска Смоленской области от 16.08.2019 будет рассмотрен на следующей после организационной сессии Десногорского городского Совета.
В соответствии с п. 8 ст. 26 Регламента подлежат обязательному включению в повестку дня сессии городского Совета вопросы, вносимые по инициативе прокурора г. Десногорска.
Прокурор может взять слово для выступления в любое время (п. 9 ст. 30 Регламента).
Вместе с тем, присутствующий на сессии Десногорского городского Совета прокурор г. Десногорска Смоленской области вопрос о рассмотрении протеста исполняющего обязанности прокурора г. Десногорска Смоленской области от 16.08.2019 перед депутатами не ставил.
Также суд учитывает, что на первой сессии Десногорского городского Совета был избран исполняющий обязанности председателя Десногорского городского Совета – ФИО13., который обладая фактическими полномочиями председателя городского Совета, не поставил на обсуждение депутатов вопрос о рассмотрении протеста прокурора.
Согласно п. 4 ст. 22 Регламента полномочия председательствующего прекращаются в случае избрания на первой сессии председателя городского Совета либо в случае временного возложения полномочий председателя городского Совета на депутата городского Совета.
Таким образом, после избрания исполняющего обязанности председателя Десногорского городского Совета ФИО13. полномочия ФИО1 в качестве председательствующего на данной сессии прекратились.
Кроме того, согласно п. 4 ст. 26 Регламента в экстренных и чрезвычайных случаях председатель городского Совета принимает решение о немедленном созыве внеочередной сессии городского Совета.
Пунктом п. 4 ст. 30 Регламента предусмотрено, что, если в течение дня городской Совет не рассмотрел вопросы повестки дня, он может принять решение о продлении данной сессии на другой день или о переносе вопросов на очередную сессию городского Совета.
Между тем, исполняющий обязанности председателя Десногорского городского Совета ФИО13. указанными полномочиями не воспользовался.
В том числе, учитывая, что в протесте прокурора ставится вопрос о внесении изменений в Правила, а именно: отмена положений абзаца 2 ч. 5, ч. 6 ст. 44 Правил, что требует с учетом положений Регламента проработки данного вопроса на заседаниях постоянных комиссий, которые на первой организационной сессии Десногорского городского Совета сформированы не были, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ФИО1 факта умышленного неисполнения протеста прокурора.
В силу п. 10 ст. 26 Регламента не могут быть включены в повестку дня сессии городского Совета непосредственно на сессии вопросы, требующие углубленной проработки и анализа.
Проанализировав исследованные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что в судебном заседании не нашел свое подтверждение тот факт, что ФИО1, являясь председательствующим Десногорского городского Совета, умышленно проявил бездействие, выразившееся в не рассмотрении протеста прокурора, за что предусмотрена административная ответственность ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку из материалов дела следует, что последний предпринимал меры к рассмотрению протеста прокурора на сессии Десногорского городского Совета.
Установление виновности предполагает доказывание вины субъекта и его непосредственной причастности к совершению действия, то есть объективной стороны деяния, т.е. необходимо доказать, что именно данное лицо совершило административное правонарушение.
Вместе с тем, таких доказательств прокурором г. Десногорска Смоленской области не представлено и в материалах дела таковые отсутствуют.
К обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении, относится, в том числе, отсутствие состава административного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ).
При таких обстоятельствах суд считает, что в действиях ФИО1 отсутствует объективная и субъективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, и, таким образом, в его действиях отсутствует указанный состав административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 26.11, 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд Смоленской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.В. Касаткин