ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-61/2014 от 28.05.2014 Нижневартовского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

 П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

 по делу об административном правонарушении

 г. Нижневартовск 28 мая 2014 года

 Судья Нижневартовского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Милаев И.М.,

 с участием помощника прокурора Нижневартовского района Латыповой А.Х.,

 законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – ведущего юрисконсульта Открытого акционерного общества «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление» ФИО4, предоставившей доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,

 рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Открытого акционерного общества «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление», местонахождение: <данные изъяты>

 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

 У С Т А Н О В И Л:

 В марте-апреле 2014 года прокуратурой Нижневартовского района проведена проверка исполнения законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов, а также исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности, наличия необходимого уровня защиты потенциальных объектов террористических посягательств, в ходе которой в деятельности ОАО «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление» (далее - «АМЖКУ») установлены нарушения закона.

 Установлено, что ОАО «АМЖКУ» на основании лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов № ВХ-58-015213 от ДД.ММ.ГГГГ, эксплуатирует на территории Нижневартовского района опасные производственные объекты: участок транспортный, площадка паровой передвижной установки, система теплоснабжения г.<адрес>, сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая.

 В соответствии со ст. ст. 9, 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана соблюдать положения Федерального закона «О промышленной безопасности», других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

 В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников.

 Статьи 7, 10 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяют, что в соответствии с законодательством Российской Федерации аварийно-спасательные формирования могут создаваться на нештатной основе - нештатные аварийно-спасательные формирования.

 Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством Российской Федерации, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

 Все аварийно-спасательные формирования подлежат обязательной регистрации. Регистрацию аварийно-спасательных формирований осуществляют федеральный орган исполнительной власти, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своими полномочиями.

 Согласно требованиям ст. 12 Федерального закона от 22 августа 1995 года №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» все аварийно-спасательные формирования подлежат аттестации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. Аварийно-спасательные формирования, не прошедшие аттестацию или не подтвердившие в ходе проверок свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, к обслуживанию организаций по договору не допускаются и к проведению аварийно-спасательных работ не привлекаются.

 В соответствии с п.п. 2, 3, 5, 18, 37 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 1091 от 22 декабря 2011 года, аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ.

 Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации.

 Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, формирований и спасателей:

 Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей, образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

 аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими органами;

 аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, образуемые этими организациями;

 аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

 Аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

 После принятия решения об аттестации сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях) и спасателях заносятся в регистрационные реестры аттестационной комиссии - регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований).

 Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона созданное в обществе приказом № от ДД.ММ.ГГГГ нештатное аварийно-спасательное формирование не аттестовано в установленном Правительством Российской Федерации порядке, не имеет соответствующего свидетельства об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, в связи с чем не имеет доказательств, подтверждающих свою готовность к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации, и не может быть допущено к проведению аварийно-спасательных работ.

 В соответствии со ст. 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности», п. 11 РД-03-19-2007 Положения об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным приказом Ростехнадзора от 29 января 2007 года № 37, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности.

 _В ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона член аттестационной комиссии - старший мастер цеха ТС ФИО2 не аттестован в области промышленной безопасности в соответствии с должностными обязанностями (протоколы заседания аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ и др.).

 Также в ходе проверки установлено, что в нарушение требований ч. 2 ст. 10 Федерального закона «О промышленной безопасности», п. 9 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 730, планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах не согласованы с руководителем профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), с которым Обществом заключен договор на обслуживание объектов, а именно, с ООО «<данные изъяты>».

 Кроме того, статья 11 Федерального закона «О промышленной безопасности», п. 14.1 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 10 марта 1999 года № 263, определяет, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

 Сведения об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности представляются в письменной форме либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в федеральные органы исполнительной власти в области промышленной безопасности или их территориальные органы ежегодно до 1 апреля соответствующего календарного года.

 Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона до 1 апреля 2014 года сведения об организации производственного контроля за 2013 год ОАО «АМЖКУ» в Северо-Уральское управление Ростехнадзора не представлены.

 Исполнение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов является гарантией безопасной эксплуатации опасных производственных объектов, направлено на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

 Информация о наличии у ОАО «АМЖКУ» объективных причин для неисполнения требований законодательства о промышленной безопасности в установленные законом сроки в прокуратуру района не поступала.

 18 апреля 2014 года прокурор Нижневартовского района Галицкий Ю.Г. вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ОАО «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление».

 Законный представитель юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, ФИО4 в судебном заседании показала, что все выявленные нарушения устранены, что подтверждается приказом № от ДД.ММ.ГГГГ, планами ликвидации аварийных ситуаций, сведениями, направленными в Ростехнадзор об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. Дан письменный ответ прокурору Нижневартовского района об устранении всех выявленных нарушений. Конкретно в обеспечение требований приказа № 253 от 14 октября 2010 года спланирована обязанность аттестовать лиц, участвующих в нештатном аварийно-спасательном формировании. Старший мастер цеха ФИО2 выведен из состава членов аттестационной комиссии, на его место назначен аттестованный работник. План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий согласован со спасательными службами. Сведения об организации производственного контроля направлены в управление Ростехнадзора.

 Помощник прокурора Нижневартовского района Латыпова А.Х. в судебном заседании пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения на момент рассмотрения дела в суде устранены, что подтверждается ответом об устранении выявленных нарушений в адрес прокурора Нижневартовского района.

 Виновность юридического лица ОАО «АМЖКУ» в нарушении требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждается:

 - копией лицензии № № от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности ОАО «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление», лицензия предоставлена бессрочно (л.д. 16-17);

 - копией свидетельства о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов № А58-40054 от ДД.ММ.ГГГГ об удостоверении опасных производственных объектов, эксплуатируемых ОАО «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление», среди которых участок транспортный, площадка паровой передвижной установки ОАО «АМЖКУ», система теплоснабжения п.г.т. Новоаганск, сеть газоснабжения, в том числе межпоселковая (л.д. 18);

 - копией приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в командно-начальствующем составе коммунально-технической спасательной службы гражданской обороны г.<адрес> состоят начальник гражданской обороны ФИО6, заместители начальника гражданской обороны ФИО7, ФИО8, ФИО9, помощники начальника гражданской обороны ФИО10, ФИО11 (л.д. 19-20);

 - копией положения о коммунально-технической службе гражданской обороны п.г.т. Новоаганск (л.д. 21-23);

 - справками о прохождении курса предаттестационной подготовки работников ОАО «АМЖКУ» ФИО7, ФИО12, ФИО13, ФИО10, ФИО8, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО6, ФИО18, ФИО19 (л.д. 44, 45, 46);

 - копией договора № от ДД.ММ.ГГГГ на обслуживание организации, осуществляющей эксплуатацию опасных производственных объектов по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций между ОАО «АМЖКУ» и ООО <данные изъяты>» (л.д. 47-48).

 Оценивая исследованные доказательства, судья считает вину юридического лица ОАО «АМЖКУ» установленной и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

 Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность юридического лица ОАО «АМЖКУ», в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает признание вины в совершении правонарушения, добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, выявленных нарушений.

 Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судьей не установлено.

 Согласно правовым позициям, выраженным в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, на основе требований Конституции Российской Федерации, размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, минимальный размер за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, что позволяет учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания.

 Учитывая, что отсутствуют вредные последствия совершенного юридическим лицом ОАО «АМЖКУ» административного правонарушения, нарушения устранены до вынесения постановления по делу об административном правонарушении, характер совершенного ОАО «АМЖКУ» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья приходит к выводу о назначении административного наказания ОАО «АМЖКУ» в виде административного штрафа, однако административный штраф, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере от 200 000 до 300 000 рублей является несоразмерным характеру совершенного правонарушения и, исходя из принципа соразмерности, справедливости и индивидуализации административного наказания считает возможным снизить размер административного наказания в виде административного штрафа ниже низшего предела, установив его в размере 10 000 рублей.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.7, п. 1 ч. 1 ст. 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

 П О С Т А Н О В И Л :

 Признать виновным юридическое лицо Открытое акционерное общество «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

 Штраф необходимо уплатить на счет:

 Получатель: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа - Югры)

 Лицевой счет <***>

 ИНН – <***>

 КПП – 860101001

 БИК – 047162000

 Счет – 40101810900000010001

 РКЦ г. Ханты-Мансийск

 ОКТМО – 71871000

 КБК – 41511690010016000140

 Копию настоящего постановления направить прокурору Нижневартовского района, ОАО «Аганское многопрофильное жилищно-коммунальное управление».

 Настоящее постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

 Судья: И.М. Милаев