Дело № 5-61/2016
П О С Т А НО В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
Судья Ужурского районного суда Красноярского края Моховикова Юлия Николаевна,
при секретаре Пацира М.В.,
с участием законного представителя ФБУ «Войсковая часть 32441» командира Ометова С.А.,
защитника ФБУ «Войсковая часть 32441» Загренбанцев Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 32441 (ОГРН 1032400950097, регистрация в МИФНС № 12 по Красноярскому краю 24 апреля 1995 года, ИНН 2439003869, КПП 243901001), расположенного по <адрес>,
У С Т А Н О В И Л:
В период с 13 по ДД.ММ.ГГГГ Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена плановая выездная проверка соблюдения ФБУ «Войсковая часть 32441» законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, погрузки, выгрузки опасных грузов на железнодорожном транспорте и пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава. В результате проведенной проверки выявлены нарушения требований лицензирования отдельных видов деятельности, а именно: ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 00 минут на железнодорожной станции «Лесная» в ЗАТО <адрес> края грузополучателем ФБУ «Войсковая часть 32441» было выгружено четыре вагона №, №, № и № с опасным грузом «взрывчатые материалы» без обязательного разрешения - лицензии на вид деятельности «Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте».
По факту выявленного нарушения ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФБУ «Войсковая часть 32441» составлен протокол об административном правонарушении. Действия ФБУ «Войсковая часть 32441» квалифицированы по ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Законный представитель ФБУ «Войсковая часть 32441» командир Ометов С.А. в судебном заседании пояснил, что о проведенной проверке в июле 2016 года Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, он не знал. Всех проверяющих надзорных органов до начала проверки принимает лично. Главного государственного инспектора Иванов Б.М. не видел и с ним не встречался. Распоряжение о проведении плановой проверки и акт проверки не подписывал, его подпись в данных документах поставил начальник службы военных сообщений Баутин И.В., который также за него подписал доверенность на свое имя. Считает проверку незаконной.
Защитник ФБУ «Войсковая часть 32441» Загренбанцев Д.Б. в судебном заседании пояснил, что с протоколом об административном правонарушении не согласен, считает проведенную проверку незаконной, поскольку ФБУ «Войсковая часть 32441» надлежащим образом не было уведомлено о проведении плановой проверки. Полагает, что результаты проверки не могут служить основанием для привлечения ФБУ «Войсковая часть 32441» к административной ответственности, просит прекратить производство по делу.
Заслушав объяснения законного представителя и защитника, опросив свидетеля, исследовав протокол об административном правонарушении, другие материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
В соответствии с п. 27 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте подлежит лицензированию. Порядок лицензирования погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте определен Положением о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 221 от 21.03.2012 года «О лицензировании отдельных видов деятельности на железнодорожном транспорте» (далее Положение, утвержденное Постановлением Правительства РФ № 221).
В соответствии с п. 3 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 221, в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования.
Согласно п. 1 и 2 ст. 20.1 Федерального закона от 10.01.2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» государственный надзор в области железнодорожного транспорта осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти при осуществлении им федерального государственного транспортного надзора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. К отношениям, связанным с осуществлением государственного надзора в области железнодорожного транспорта, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных п. 3-8 данной статьи.
В силу п. 1 Положения о федеральном государственном транспортном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 марта 2013 года № 236, на Федеральную службу по надзору в сфере транспорта возложены надзорные функции в области транспорта.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
В силу ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 20 Федерального закона № 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя. Нарушение требований, предусмотренных ч. 12 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ ( в части срока уведомления о проведении проверки) отнесено к грубым нарушениям законодательства при осуществлении контроля.
Согласно ст. 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Таким образом, лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до её начала. Нарушение данного срока является грубым нарушением законодательства при осуществлении контроля.
ДД.ММ.ГГГГ распоряжением начальника Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №-р назначено проведение плановой, выездной проверки Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 32441 с целью проверки соблюдения законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, погрузки, выгрузки опасных грузов на железнодорожном транспорте и пожарной безопасности при эксплуатации железнодорожного подвижного состава, в соответствии с Планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управлениями Центрального аппарата и территориальными управлениями Федеральной службы по надзору в сфере транспорта на 2016 год. Лицом, уполномоченным на проведение проверки, в том числе назначен главный государственный инспектор отдела надзора за опасными грузами, чрезвычайными ситуациями, пожарной и промышленной безопасностью Иванов Б.М.
Из распоряжения о проведении плановой выездной проверки №-р от ДД.ММ.ГГГГ следует, что копия распоряжения получена Ометовым С.А.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается подписью и печатью «Войсковая часть 32441». Согласно имеющемуся на данном документе штампу входящей корреспонденции распоряжение поступило в войсковую часть ДД.ММ.ГГГГ.
Актом проверки № ОГ 3294/10 от ДД.ММ.ГГГГ в ФБУ «Войсковая часть 32441» установлен ряд нарушений федерального законодательства о железнодорожном транспорте и о лицензировании отдельных видов деятельности. Согласно данному акту проверка ФБУ «Войсковая часть 32441» проводилась с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, с копией распоряжения о проведении проверки командир войсковой части 32441 Ометов С.А. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ в 10 часов 20 минут. С актом проверки ознакомлен, копию акта с приложениями получил командир войсковой части 32441 Ометов С.А.ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено подписями Ометова С.А.
Согласно доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части 32441 Ометов С.А. доверил Баутин И.В. представлять его интересы как должностного лица, а также представительствовать по делам войсковой части 32441 в Сибирском Управлении государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, в том числе с правом подписания протоколов о совершении административных правонарушений.
Из протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17-19) следует, что Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения №-р от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка ФБУ «Войсковая часть 32441», в ходе которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ грузополучателем ФБУ «Войсковая часть 32441» на площадке для выгрузки взрывчатых материалов железнодорожной станции «Лесная», находящейся по адресу: <адрес>, ЗАТО Солнечный, на железнодорожных путях необщего пользования, примыкающих к железнодорожной станции Ужур Красноярской железной дороги - филиала ОАО «РЖД», было выгружено четыре вагона №, №, № и № с опасным грузом «взрывчатые материалы», относящиеся к 1 классу опасности, без обязательного разрешения - лицензии на вид деятельности «Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте». Данный протокол составлен в присутствии представителя юридического лица ФБУ «Войсковая часть 32441» Баутин И.В., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
Свидетель Баутин И.В., начальник службы военных сообщений войсковой части 32441, предупрежденный об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст. 17.9 КоАП РФ, в судебном заседании показал, что ДД.ММ.ГГГГ по почте в службу тыла войсковой части 32441 поступило распоряжение Сибирского Управления государственного железнодорожного надзора о проведении плановой, выездной проверки, которое было передано ему. О предстоящей проверке командиру войсковой части 32441 Ометову С.А. он не сообщил. Когда ДД.ММ.ГГГГ приехал с проверкой государственный инспектор Иванов Б.М., то в распоряжении о проведении проверки №-р от ДД.ММ.ГГГГ в разделе копию распоряжения получил, он собственноручно поставил за Ометова С.А. подпись, с её расшифровкой, дату ДД.ММ.ГГГГ и печать войсковая часть 32441. Ометов С.А. о данной проверке ничего не знал. Кроме того, за командира войсковой части 32441 Ометова С.А. он поставил подпись и печать в акте проверки № ОГ 3294/10 от ДД.ММ.ГГГГ. Также от имени Ометова С.А. он изготовил и подписал доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ на свое имя.
Таким образом, установлено, что с распоряжением о проведении плановой выездной проверки и актом проверки ознакомлено лицо, не имеющее соответствующих полномочий по представлению интересов юридического лица ФБУ «Войсковая часть 32441».
В соответствии с ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица в соответствии с КоАП РФ являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Согласно п. 3 и 5 Положения Федеральное бюджетное учреждение «Войсковая часть 32441», является некоммерческой организацией. Учреждение является юридическим лицом с момента государственной регистрации.
Согласно выписке из приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГОметов С.А. назначен командиром 62 Ракетной дивизии (<адрес> край).
Таким образом, законным представителем ФКУ «Войсковая часть 32441» является её командир Ометов С.А., либо иное лицо, действующее на основании выданной им соответствующей доверенности.
Учитывая, что законный представитель ФКУ «Войсковая часть 32441» Ометов С.А. распоряжение о проведении Сибирским управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта плановой, выездной проверки не получал, о проведении самой проверки не знал, принимая во внимание, что распоряжение о проверки в ФКУ «Войсковая часть 32441» поступило 11 июля 2016 года, при этом в нарушение срока уведомления о проведении плановой проверки, установленного ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», проверка начата 13 июля 2016 года, а потому проведенная проверка не может считаться законной, а её результаты не могут быть использованы в качестве основания для составления протокола об административном правонарушении и привлечении ФКУ «Войсковая часть 32441» к административной ответственности. При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что в действиях ФКУ «Войсковая часть 32441» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в случае отсутствия состава административного правонарушения. С учетом изложенного производство по делу в отношении ФКУ «Войсковая часть 32441» подлежит прекращению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ,
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Федерального бюджетного учреждения - войсковая часть 32441 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ужурский районный суд.
Судья Ю.Н. Моховикова