Дело 5-61/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
с.Усть-Цильма 06 июня 2018 года
Судья Усть-Цилемского районного суда Республики Коми Усов Л.Ю., рассмотрев материал по делу об административном правонарушении в отношении должностного Еремеевой Е.Е., родившейся ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
В Усть-Цилемский районный суд Республики Коми поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.34 КоАП РФ, в отношении должностного лица Еремеевой Е.Е.
Из протокола об административном правонарушении № от 16 мая 2018 года следует, что 18 апреля 2018 года в период времени с 20 час. 45 мин. до 20 час. 57 мин. на участке автомобильной дороги - Республики Коми, Усть-Цилемского района, с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова, напротив д. 56 допущено нарушение, а именно Еремеева Е.Е., являясь должностям лицом - <данные изъяты>, к компетенции которого согласно устава МО МР «Усть-Цилемский», распоряжения № от 22 августа 2017 года, относиться осуществление общего руководства деятельностью администрации муниципального района, её структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации, а также ответственным за деятельность структурных подразделений и органов администрации муниципального района, организацию и контроль выполнения собственных решений органами и подразделениями администрации, не обеспечила контроль за безопасностью дорожного движения при содержании на указанном участке автомобильной дороги, т.е. в нарушение п. 4.6.1 ГОСТа Р 50597-93, 4.6.1.13 ГОСТа Р 52766-2007, не включены (не горят) наружные осветительные установки в темное время суток, при наличии на указанном участке автодороге обустроенного стационарного электрического освещения, чем нарушила пункт 13 ОП ПДД РФ.
Должностное лицо, начальник ОГИБДД ОМВД России по Усть-Цилемскому району о дате и времени извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, согласно ходатайства просила рассмотреть дело в её отсутствие.
Должностное лицо - Еремеева Е.Е. о дате и времени извещена надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель МО МР «Усть-Цилемский» ФИО1., действующий в интересах Еремеевой Е.Е., в судебном заседании просил производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Заслушав объяснения ФИО1., изучив письменные возражения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения. Санкцией этой нормы предусмотрено наказание в виде наложения административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Основанием для составления в отношении администрации протокола об административном правонарушении и привлечения его к административной ответственности, предусмотренной данной нормой, послужило то, что 18 апреля 2018 года в период времени с 20 час. 45 мин. до 20 час. 57 мин. на участке автомобильной дороги - Республики Коми Усть-Цилемского района с. Усть-Цильма, ул. им. В.Ф. Батманова напротив д. 56 допущено нарушение, а именно Еремеева Е.Е. являясь должностям лицом - <данные изъяты>, к компетенции которого согласно устава МО МР «Усть-Цилемский», распоряжения № от 22 августа 2017 года, относиться осуществление общего руководства деятельностью администрации муниципального района, её структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации, а также ответственным за деятельность структурных подразделений и органов администрации муниципального района, организацию и контроль выполнения собственных решений органами и подразделениями администрации, не обеспечила контроль за безопасностью дорожного движения при содержании на указанном участке автомобильной дороги, т.е. в нарушении п. 4.6.1 ГОСТа Р 50597-93, 4.6.1.13 ГОСТа Р 52766-2007, не включены (не горят) наружные осветительные установки в темное время суток, при наличии на указанном участке автодороге обустроенного стационарного электрического освещения, чем нарушила пункт 13 ОП ПДД РФ.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: событие административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ).
В соответствии с п. 4.6.1. ГОСТ Р 50597-93 включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк.
Согласно п. 4.6.1.13 ГОСТ Р 52766-2007 наружные осветительные установки включают в вечерние сумерки при естественной освещенности менее 20 лк, а отключают - в утренние сумерки при естественной освещенности более 10 лк.
Перечисленные нормы ГОСТа и ОП ПДД РФ не возлагают на должностное лицо обязанности по обеспечению контроля за безопасностью дорожного движения при ремонте и содержании автомобильной дороги.
Статьей 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
В силу положений п. 12 ст. 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
На основании п.6 ст.3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм законов, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта соответствующего административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании ст. 216 ГК РФ, вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются право пожизненного наследуемого владения земельным участком (ст. 265), право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (ст. 268), сервитуты (ст. 274, 277), право хозяйственного ведения имуществом (ст. 294) и право оперативного управления имуществом (ст. 296).
Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.
Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.
Согласно ст. 130 ГК РФ к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
На основании постановления администрации муниципального района «Усть-Цилемский» от 18 августа 2016 года № 08/525 «О закреплении в оперативное управление муниципальному казенному учреждению муниципального района «Усть-Цилемский» «Дорожный ремонтно-строительный участок» муниципального имущества», уличная осветительная сеть в селе Усть-Цильма закреплена в оперативное управление МКУ «ДРСУ».
Таким образом, учитывая положения ст. 130 ГК РФ, уличная осветительная сеть является движимым имуществом, поскольку не является объектом прочно связанным с землей, перемещение которого без несоразмерного ущерба невозможно.
В связи с этим регистрация права оперативного управления на объекты уличной осветительной сети, в том числе по улице им. В.Ф. Батманова в с. Усть-Цильма, не требуется. В связи с этим владельцем и пользователем улично-дорожной сети является МКУ «ДРСУ»
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ (ред. от 15.02.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация муниципального района исполнительно-распорядительный орган муниципального образования наделенный уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления могут создавать муниципальные учреждения, осуществлять финансовое обеспечение деятельности муниципальных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями.
Согласно п. 1 ст. 123.21 ГК РФ учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
В силу п. 2 указанной статьи учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
На основании п. 1 ст. 123.22 ГК РФ государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Согласно статье 6 БК РФ казенным учреждением является государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
На основании перечисленных норм в целях реализации полномочий по решению вопросов местного значения касающихся дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения, администрацией муниципального района «Усть-Цилемский» создано муниципального казенного учреждение муниципального района «Усть-Цилемский» «Дорожный ремонтно-строительный участок», а также утвержден Устав данного казенного учреждения (постановление от 28.10.2016 года № 11/1365).
Как следует из устава, учреждение является некоммерческой организацией, находится в подчинении администрации муниципального района «Усть-Цилемский, которая осуществляет функции и полномочия учредителя.
В соответствии с пунктами 2.2 и 2.3 устава, предметом деятельности МКУ «ДРСУ» является реализация полномочий муниципального района «Усть-Цилемский», в том числе переданных полномочий из иных муниципальных образований, в сферах дорожная деятельность; деятельность по благоустройству населённых пунктов.
Основными целями деятельности казённого учреждения являются обеспечение надлежащего содержания дорог, улиц, дворовых территорий, многоквартирных домов, обеспечение сохранности и развития автомобильных дорог на территории муниципального района «Усть-Цилемский», улучшение их технического состояния, организация выполнения муниципальных целевых программ в сфере содержания, строительства, реконструкции, капитального ремонта автомобильных дорог, дорожных сооружений, многоквартирных домов и благоустройства населённых пунктов муниципального района «Усть-Цилемский», планомерное повышение качества жизни населения муниципального района в сфере благоустройства населённых пунктов, обеспечение законности и защита прав населения муниципального района «Усть-Цилемский» в дорожной и жилищно-коммунальной сфере.
Согласно п. 5.4. устава МКУ «ДРСУ» руководитель несёт персональную ответственность за ненадлежащее функционирование казённого учреждения, в том числе неисполнение или ненадлежащее исполнение задач и функций, возложенных на казённое учреждение настоящим уставом.
Созданное казенное учреждение не является подрядной организацией, при этом в силу закона и устава учреждения наделено полномочиями и функциями органа местного самоуправления, в части решения вопросов местного значения отнесенных к дорожной деятельности и безопасности дорожного движения. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств местного бюджета на основании бюджетной сметы.
Кроме того на положения п. 4.6.4 ГОСТа Р 50597-93 и п. 4.6.1.15. ГОСТа Р52766-2007 допускается частичное (до 50%) отключение наружного освещения в случае, когда интенсивность движения пешеходов составляет менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.
Приведенные выше нормы, а также устав учреждения и иные нормативные акты администрации муниципального района дают основания для вывода о том, что описанное в протоколе нарушение допущено не должностным лицом администрации, а иным должностным лицом, в ведении которого находится уличная осветительная сеть, так как фактически лицом, ответственным за состояние уличной осветительной сети является МКУ «ДРСУ», которому переданы соответствующие полномочия и предоставляется финансирование, что также подтверждается договором энергоснабжения от 19 января 2018 года № 1788 заключенным между АО «Коми энергосбытовая компания» и МКУ «ДРСУ».
Имеющиеся в материалах дела фотографии не содержат даты и времени проведения фотосъемки, а также данных об единицах измерения освещенности (освещенность измеряется в люксах (лк)). При этом измерение освещенности может быть произведено только специальным прибором - люксметром и по правилам измерения такой освещенности.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что администрация не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 КоАП РФ, и необоснованно привлечена к административной ответственности.
Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина; неустранимые сомнения виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ст.1.5 КоАП РФ).
В соответствии со ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При данных обстоятельствах, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд,
П О С Т А Н О В И Л:
Прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица Еремеевой Е.Е., родившейся ДД.ММ.ГГГГ года, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.12.34 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения копии постановления в Верховный суд Республики Коми через Усть-Цилемский районный суд.
Судья Л.Ю. Усов