ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-621/2021УИД760014-02-2021-000747-96 от 17.05.2021 Кировского районного суда г. Ярославля (Ярославская область)

Дело № 5-621/2021 УИД 76RS0014-02-2021-000747-96

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Ярославль 17 мая 2021 года

Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., при секретаре Ляминой К.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «БЛОК-2», ИНН <***>, ОГРН <***>, адрес <данные изъяты>

у с т а н о в и л:

В Кировский районный суд г. Ярославля поступил протокол по делу об административном правонарушении в отношении АО «БЛОК-2» по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, согласно которому АО «БЛОК-2» является собственником здания манежа, входящего в состав «Ансамбля Малой Ярославской мануфактуры ( Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в., расположенного по адресу <адрес> ( Лит. Ж, Ж1), являющегося объектом культурного наследия федерального значения в соответствии с Указом президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176. На основании задания департамента от 09.03.2021 № 70-п должностным лицом департамента охраны объектов культурного наследия Ярославской области 18.03.2021 проведено мероприятие по контролю за состоянием объекта и установлено, что здание находится в ненадлежащем техническом состоянии, собственник не организовал работы по сохранению объекта культурного наследия и не осуществлял расходы на содержание и поддержание здания в надлежащем техническом состоянии.

В соответствии с абз. 1 п.11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности.

В соответствии с п. 13 раздела 2 охранного обязательства, утвержденного приказом департамента от 19.12.2019 № 36, состав ( перечень) и сроки ( периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия «Дом жилой Шварева и ФИО1 с воротами», конец XIX века определяются департаментом на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п.2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, при утверждении охранного обязательства.

Согласно п.14 раздела 2 охранного обязательства, утвержденного приказом департамента от 19.12.2019 № 36, лицо ( лица), указанные в абз. 1 п.11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ обязано ( обязаны) обеспечить финансирование и организацию проведения научно-исследовательских, изыскательских, проектных работ, консервации, ремонта, реставрации и иных работ, направленных на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия в порядке, установленном Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Согласно п.п.1 п.1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии

В соответствии с п.2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным пунктом 7 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия.

Таким образом, АО «БЛОК-2» не обеспечено содержание объекта культурного наследия- здания манежа, входящего в состав «Ансамбля Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в., расположенного по адресу <адрес> ( Лит. Ж, Ж1) в надлежащем техническом состоянии, чем нарушены требования п.п.1 п.1 ст. 47.3, абз.1 п.1 ст. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ, то есть АО «БЛОК-2» совершило нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Защитник АО «БЛОК-2» по доверенности ФИО2 вину АО «БЛОК-2» в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что состав административного правонарушения в действиях АО «БЛОК-2» отсутствует, поскольку в силу положений Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия не могут быть выполнены без согласования с департаментом охраны объектов культурного наследия Ярославской области разделов проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия. В период 2015-2016 г.г. АО «БЛОК-2» проведены две государственные историко-культурные экспертизы раздела проектной документации, обосновывающей мероприятия по сохранению объекта культурного наследия, документации на проведение работ по сохранению, получено согласование совета экспертов Ассоциации организаций сохранения культурного наследия при содействии Министерства культуры России, Союза архитекторов России от 28.03.2017. 28.06.2017 в ДОКН ЯО направлено заявление о согласовании раздела об обеспечении сохранности объекта культурного наследия с приложением данных документов, 28.08.2017 департамент принял решение о согласии с выводами, изложенными в заключении экспертов, согласовании раздела проектной документации, одновременно ДОКН ЯО сообщил, что департамент не располагает сведениями об отсутствии на земельном участке планируемого строительства объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в том числе археологического. В связи с указанным обстоятельством в период с сентября 2017 по март 2021 АО «БЛОК-2» занималось проведением изыскательских, проектных работ и и проведением государственной историко-культурной экспертизы. 14.08.2018 заключен договор на услуги по проведении. Археологических полевых работ с ООО 2Ивановская Археологическая экспедиция», в 2019-2020 г.- разработка проектной документации ООО 2Архерологическая служба «Находка», с 01.02.2020-11.12.2020 – проведение государственной историко-культурной экспертизы, 21.12.2021- получен акт ГИКЭ, 04.02.2021 АО «БЛОК-2» направило в адрес ДОКН ЯО заявление о согласовании раздела «Об обеспечении сохранности выявленного культурного (археологического наследия «Культурный слой бывшей Спасской слободы» XVI в». Таким образом, выводы должностного лица о бездействии собственника по осуществлению расходы на содержание объекта культурного наследия и проведению работ по сохранению не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю виновность АО «БЛОК-2» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, не установленной.

Согласно ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 1 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Федерального закона N 73 "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25 июня 202 г. N 73-ФЗ) объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (ч. 1 ст. 47.3 названного Федерального закона).

В судебное заседание защитником представлены заявление о согласовании разделов проектной документации об обеспечении сохранности объектов культурного наследия ( о проведении спасательных археологических полевых работ» от 28.06.2017, письмо ДОКН ЯО от 28.08.2017 о согласовании разделов проектной документации, содержащее указание на то, что департамент не располагает сведениями об отсутствии на земельном участке планируемого строительства объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, в том числе археологического, акт ГИКЭ от 06.11.2015, акт ГИКЭ от 25.06.2015, заявление о согласовании раздела об обеспечении сохранности объектов культурного наследия от 04.02.2021, письмо ДОКН ЯО от 19.03.2021 о согласовании разделов проектной документации, договор № 11-18 от 14.08.018 на услуги по проведению археологических полевых работ, раздел проектной документации по обеспечению сохранности выявленного объекта культурного ( археологического) наследия Культурный слой бывшей Спасской слободы» XVI в», акт ГИКЭ от 12.12.2020.

Указанные доказательства, исследованные судом, свидетельствуют о том, что АО «БЛОК-2» в период с 2016 по 18.03.2021 года предпринимались меры, направленные на обеспечение сохранности объекта культурного наследия федерального значения- здания манежа, входящего в состав «Ансамбля Малой Ярославской мануфактуры ( Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в., а именно производились археологические изыскания, разрабатывались разделы проектной документации по обеспечению сохранности объектов культурного наследия, неслись расходы по содержанию объекта культурного наследия. Без выполнения вышеуказанных мероприятий выполнение работ по сохранению объекта культурного наследия в силу положений п.2 ст. 36 Федерального закона № 73-ФЗ недопустимо.

При указанных обстоятельствах объективная сторона вмененного АО «БЛОК-2» административного правонарушения, а именно незаконное бездействие, выразившегося в не обеспечении содержания объекта культурного наследия- здания манежа, входящего в состав «Ансамбля Малой Ярославской мануфактуры (Николо-Мокринские казармы)», 1-я пол. XVIII в., кон. XIX в., отсутствует, в связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, судья,

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении акционерного общества «БЛОК-2» по ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья В.В.Барышева