ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-624/2022 от 21.04.2022 Свердловского районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 5-624/2022

66RS0028-01-2022-000498-29

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Пермь 21.04.2022 года

Судья Свердловского районного суда г. Перми Кочегарова Д.Ф., при секретаре Наркевич Я.А.,

с участием защитника ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «», ОГРН , место нахождения юридического лица:А, офис 22

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-Ф3) и Положением об Управлении государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области (далее - Управление), утвержденным постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2015 № 1216-ПП, Управление осуществляет государственный контроль (надзор) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения, расположенных на территории Свердловской области.

Управлением в рамках государственного контроля (надзора) в соответствии с пунктом 5 статьи 11 Федерального закона № 73-Ф3 уполномоченным должностным лицом Управления ФИО4 на основании задания Управления от 15.11.2021 № 38-03-21/61-21 16.11.2021 проведено мероприятие по систематическому наблюдению за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «», расположенного по адресу: . Объект культурного наследия регионального значения «», расположенный по адресу: (далее - объект культурного наследия), принят на государственную охрану решением Исполнительного комитета Свердловской области Совета народных депутатов от 04.12.1986 № 454 «О взятии под государственную охрану памятников истории и культуры Свердловской области», зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под регистрационным номером - .

На основании договора от 26.04.2021 № б/н между муниципальным автономным учреждением муниципального образования город Ирбит «Центр охраны памятников истории и культуры» (далее - МАУ МО «Центр охраны памятников истории и культуры») и обществом с ограниченной ответственностью строительная компания «» (ИНН , ОГРН , лицензия на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия от 03.06.2014 МКРФ 01769) (далее - ООО СК «») об обязанности ООО СК «» провести работы по сохранению объекта культурного наследия, Управлением ООО СК «» выдано разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (реставрация и приспособление) от 26.05.2021 .

Согласно договору на осуществление авторского надзора и научного руководства от 11.05.2021 № (далее - договор N° ) между МАУ МО «Центр охраны памятников истории и культуры и обществом с ограниченной ответственностью «» (ИНН , ОГРН , лицензия на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия от 22.06.2016 МКРФ 03557) (далее - ООО «»), приказу ООО «» от 11.05.2021 ответственным лицом по осуществлению научного руководства и авторского надзора является генеральный директор ООО «» ФИО5

В соответствии с договором от 11.05.2021 , приказом общества с ограниченной ответственностью «» (далее — ООО «») от 11.05.2021 № обязанности по техническому надзору возложены на директора ООО «» ФИО6

В ходе проводимого 16.11.2021 мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом и в соответствии с актом осмотра от 16.11.2021 установлено, что журнал научного руководства и авторского надзора на объекте культурного наследия не хранится, лицо, осуществляющее научное руководство и авторский надзор, в ходе проведения мероприятия не присутствовало.

Вывод об отсутствии журнала научного руководства и авторского надзора на объекте культурного наследия сделан на основании того, что в ходе мероприятия, проводимого 16.11.2021, данный журнал не был представлен представителями подрядчика ООО СК «» уполномоченному должностному лицу Управления ФИО4 по ее требованию (были представлены общий журнал и журнал технического надзора).

По окончании мероприятия подрядчик ООО СК «», представители которого, в соответствии с пунктом 9.3 ГОСТ Р 56200-2014 «Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения» (далее - ГОСТ Р 56200-2014), ответственны за хранение журнала научного руководства и авторского надзор на объекте, дал письменные пояснения (письмо от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которым отсутствие данного журнала на объекте могут подтвердить директор ООО «» ФИО6 и производитель работ ООО СК «» ФИО7, которые присутствовали при осмотре объекта культурного значения 16.11.2021.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Федерального закона № 73-Ф3 работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В соответствии с пунктом 5 статьи 45 Федерального закона № 73-Ф3 лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

В соответствии с пунктом 7.9 ГОСТ Р 56200-2014 обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих авторский надзор, включают, в том числе:

- контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия;

- регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора;

- проведение фотофиксации наиболее ответственных видов работ, в том числе скрытых (до момента начала указанных работ, в процессе их проведения и по окончании), запись о которой заносится в журнал.

В соответствии с пунктом 8.2 ГОСТ Р 56200-2014 физические и юридические лица, осуществляющие научное руководство и авторский надзор, в том числе несут ответственность за качественное и своевременное исполнение обязанностей, возложенных на них в соответствии с данным стандартом, а также договорами на осуществление научного руководства и авторского надзора.

Согласно пункту 9.1 ГОСТ Р 56200-2014 при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала научного руководства и авторского надзора (далее - журнал), который находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению.

В соответствии с пунктом 9.3 ГОСТ Р 56200-2014 журнал оформляется руководителем авторского коллектива перед началом проведения работ. Журнал необходимо пронумеровать, прошнуровать, скрепить печатью и передать на ответственное хранение подрядной организации (генеральному подрядчику) на основании акта приема-передачи документации на срок ведения работ. Представители подрядной организации, ответственные за хранение журнала на объекте, определяются приказом по указанной организации. Специалистам, осуществляющим научное руководство и авторский надзор на объекте, журнал должен выдаваться по первому требованию.

В соответствии с пунктом 1.1 договора ООО «» в лице генерального директора ФИО5 обязуется оказать услуги по осуществлению авторского надзора и научного руководства за работами по сохранению объекта культурного наследия.

Согласно пункту 1.2 договора услуги оказываются при соблюдении Федерального закона № 73-Ф3 и ГОСТ Р 56200-2014.

Срок осуществления авторского надзора и научного руководства, согласно пункту 1.3 договора , с даты заключения названного договора до даты фактического окончания работ по сохранению объекта культурного наследия.

ООО «» в лице генерального директора ФИО5 обеспечивает выезд специалиста на объект для осуществления авторского надзора и научного руководства один раз в месяц (пункт 1.4 договора ).

ООО «» обязано осуществлять регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора (пункт 4.2.3.2.10 договора ).

Учитывая изложенное выявлено, что ООО «», имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ МКРФ 03557, оказывающим услугу по осуществлению авторского надзора и научного руководства за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, при оказании указанных услуг в рамках выданного Управлением разрешения от 26.05.2021 , допущено оказание услуги по осуществлению авторского надзора и научного руководства с нарушениями требований пунктов 9.1 и 9.3 ГОСТ Р 56200-2014, что является нарушением пункта 1 статьи 45 Федерального закона № 73-Ф3, то есть Обществом совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.13 ч. 1 КоАП РФ.

В судебном заседании защитник возражал против привлечения к административной ответственности, по доводам, указанным в письменных возражениях, дополнительно указав, что отсутствует состав вменного административного правонарушения.

Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области не явился, извещен в предусмотренном порядке

Исследовав материалы дела, выслушав защитника, судья приходит к следующему.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 и 3 настоящей статьи.

Отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации".

В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Пунктом 1 статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ установлено, что, в частности, объекты культурного наследия, включенные в реестр, подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

Сохранение объекта культурного наследия - это меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).

В пункте 1 статьи 45 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ определено, что работы по сохранению выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 данной статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Согласно требованиям части 5 указанной статьи 45 Федерального закона N 73-ФЗ лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением.

Приказом Росстандарта от 30 октября 2014 года N 1460-ст утвержден и введен в действие ГОСТ Р 56200-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Научное руководство и авторский надзор при проведении работ по сохранению объектов культурного наследия. Основные положения", которым установлен общий порядок организации и осуществления научного руководства и авторского надзора на объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации при проведении работ по их сохранению, за исключением работ по сохранению движимых объектов, относящихся к музейному фонду Российской Федерации.

Согласно пункту 4.3 ГОСТа Р 56200-2014 авторский надзор за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия осуществляется в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям.

Исходя из требований пункта 7.9 ГОСТ Р 56200-2014, в частности, обеспечивается контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия.

В соответствии с пунктом 3.4 ГОСТ Р 56200-2014 документ, отражающий ведение автором проекта или членами авторского коллектива контроля за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям, и являющийся обязательным приложением к научно-реставрационному отчету обозначается как журнал научного руководства и авторского надзора.

В соответствии с требованиями 9.1 ГОСТ Р 56200-2014 журнал научного руководства и авторского надзора, ведение которого осуществляется при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, должен находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению.

Представители подрядной организации делают в журнале отметки о выполнении требований и указаний специалистов, осуществляющих научное руководство и авторский надзор, и несут ответственность за своевременное и качественное их выполнение (9.7).

Событие и состав административного правонарушения в действиях Общества, его вина в совершении правонарушения, нашли свое подтверждение исследованными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 22.02.2022; выпиской из ЕГРЮЛ; договором от 26.04.2021, заключенного между МАУ МО город Ирбит «Центр охраны памятников истории и культуры» и ООО Строительная компания «», где предметом является – проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Жилой дом в стиле позднего русского классицизма»; приказом ООО «» от 11.05.2021 «Об утверждении правил внутреннего распорядка о назначении лиц, ответственных за осуществление научного руководства и авторского надзора»; договором от 11.05.2021 на осуществление авторского надзора и научного руководства, заключенного между МАУ МО город Ирбит «Центр охраны памятников истории и культуры» и ООО «», где предметом является – осуществление авторского надзора и научного руководства за работами по сохранению культурного наследия регионального значения «»; договором на осуществление технического надзора от 11.05.2021, заключенного между МАУ МО город Ирбит «Центр охраны памятников истории и культуры» и ООО «», где предметом является – осуществление технического надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «»; разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия от 26.05.2021; заданием на проведение мероприятий по контролю за состоянием объектов культурного наследия и систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия от 15.11.2021 ; актом осмотра объекта культурного наследия от 16.11.2021; фототаблицей.

Регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора входит в обязанности юридического лица, осуществляющего авторский надзор, что следует из пунктов 4.2.3.2.10, 4.2.3.2.11. договора от 11.05.2021 на осуществление авторского надзора и научного руководства за выполнением работ по сохранению культурного наследия регионального значения «».

Вопреки установленным требованиям, при проведении систематического наблюдения в отношении объекта культурного наследия уполномоченным органом установлено отсутствие на объекте журнала авторского наблюдения, что зафиксировано актом осмотра объекта культурного наследия от 16.11.2021, и подтверждается письмом ООО Строительная компания «», где указано, что на момент осмотра на объекте отсутствовал журнал научного руководства и авторского надзора.

Доводы защитника, в которых заявитель оспаривает указанные обстоятельства, не могут быть приняты во внимание, так как опровергаются материалами дела.

В данном случае утверждение о том, что обязанности по осуществлению научного руководства и авторского надзора исполнялись в соответствии с условиями Договора и требованиями действующего законодательства, равно как и указание о том, что при выходе на объект осуществлялось ведение журнала научного руководства и авторского надзора в установленном порядке, безосновательны.

Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины Общества в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Действия Общества судья квалифицирует по ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Отягчающих вину обстоятельств и смягчающих ответственность обстоятельств судьей не установлено.

При решении вопроса о назначении Обществу вида и размера наказания, судья учитывает обстоятельства совершения административного правонарушения, характер и степень его общественной опасности, отношение к содеянному, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, тот факт, что ранее Общество не привлекалось к административной ответственности (в материалах дела сведения отсутствуют), и считает, что в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами, необходимо назначить наказание Обществу в виде административного штрафа, с применением положений ч. 2.2. ст. 4.1. КоАП РФ, в размере менее минимального административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Оснований для применения положений ст. 3.4, 2.9 КоАП РФ судьей не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «», ОГРН , место нахождения юридического лица:А, офис , виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате до истечения 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 770301001, Банк получателя: ОПЕРАЦИОННЫЙ ДЕПАРТАМЕНТ БАНКА РОССИИ//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, БИК 024501901, Единый казначейский счет 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, ОКТМО 45382000, КБК 054 1 16 01191 01 0005 140

Разъяснить, что за неуплату административного штрафа в течение 60 дней со дня вступления в законную силу данного постановления лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ и копия постановления будет направлена судебному приставу-исполнителю.

Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в суд: <...>. 310.

Постановление может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья: Д.Ф. Кочегарова