ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-626/17 от 23.05.2017 Находкинского городского суда (Приморский край)

Дело № 5-626/17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Об административном правонарушении

23 мая 2017 года г. Находка Приморского края

ул. Школьная, 22

Судья Находкинского городского суда Приморского края Елистратова О.Б.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.20 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <.........>, пенсионера,

У С Т А Н О В И Л

01.01.2017г. ОМВД России по г. Находке в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен в установленном законом порядке, что подтверждено почтовым уведомлением.

От защитника ФИО1 - адвоката Пирогова Р.Л. (ордер от 23.05.2017 № 131) поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, которое оставлено судьей без удовлетворения.

В связи с чем, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело рассмотрено в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и его защитника.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

Административным правонарушением, предусмотренным частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ, признается нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Частью 1 ст. 6 ФЗ от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" установлено, что участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Из материалов дела установлено, что в отношении ФИО1 ОМВД России по г. Находке составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, из которого следует, что 01.05.2017г. в период времени с 11 час. 00 мин. до 13 час. 00 мин. на территории Площади «Красных Партизан» по адресу: <...>, ФИО1, являясь участником публичного мероприятия, выразил своё недоверие Правительству РФ и Президенту РФ, нарушив тему заявленного публичного мероприятия, целью которого была социальная справедливость, чем нарушил ФЗ от 19.12.2012 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Между тем, порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", (а не ФЗ от 19.12.2012, как указано в протоколе об административном правонарушении).

Кроме того, в протоколе об административном правонарушении в отношении ФИО1 не указано, нарушение какой именно нормы Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" вменяется ФИО1, поскольку нарушение темы заявленного публичного мероприятия, не является нарушением требований, предъявляемых ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" к участникам публичного мероприятия и не влечет административную ответственность.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Согласно положений ч. 3 ст. 6 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).

Участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения (часть 4 статьи 6 ФЗ-54 "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Из материалов дела установлено, что указанные требования ст. 6 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» ФИО2 не были нарушены.

Из рапортов сотрудников полиции, письменных объяснений организатора митинга, уполномоченного представителя администрации Находкинского городского округа и участников митинга, имеющихся в материалах дела, следует, что нарушение ФИО2 порядка проведения согласованного публичного мероприятия в форме митинга, проводимого 01.05.2017г. Находкинским местным отделением партии КПРФ, выразилось в том, что в ходе своего выступления ФИО1, будучи участником митинга, выразил недоверие Правительству РФ и Президенту РФ, т.е. допустил высказывания, по своему содержанию, не имеющие отношения к регламенту и цели заявленного публичного мероприятия.

Пунктом 2 ч. 3 ст. 6 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" предусмотрена обязанность участников публичного мероприятия во время проведения публичного мероприятия соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия.

Доказательства нарушения ФИО2 в ходе проведения митинга общественного порядка, в материалах дела отсутствуют.

Что же касается доводов, изложенных в рапортах сотрудников полиции о том, что ФИО2 допустил высказывания, по своему содержанию, не имеющие отношения к регламенту и цели заявленного публичного мероприятия, то данные выводы представляются ошибочными, поскольку в силу положений п. 8 ст. 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" регламент проведения публичного мероприятия - документ, содержащий повременное расписание (почасовой план) основных этапов проведения публичного мероприятия с указанием лиц, ответственных за проведение каждого этапа.

Однако в материалах дела отсутствует регламент проведения указанного митинга, а из уведомления о проведении указанного публичного мероприятия от 18.04.2017, а также из распоряжения и.о. главы Находкинского городского округа от 20.04.2017г. не усматривается, что митинг проводился по какому-либо утвержденному регламенту.

Таким образом, ФИО2 не может быть вменено нарушение регламента проведения митинга, поскольку регламента проведения митинга не имелось.

Более того, в соответствии со ст. 3 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции РФ, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

На основании ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

В силу пункта 1 статьи 2 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

Согласно уведомлению Находкинского местного отделения партии КПРФ о проведении данного публичного мероприятия в виде митинга от 18.04.2017г. - цель проведения митинга: социальная справедливость.

В связи с чем, критика работы Правительства РФ и Президента РФ (при этом из материалов дела следует, что оскорблений в адрес Президента РФ либо Правительства РФ ФИО2 не высказывал), не может быть признана нарушением темы заявленного публичного мероприятия о социальной справедливости, поскольку статьей 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них.

В соответствии с ч. 1 ст. 18 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия, должностные лица и другие граждане не вправе препятствовать участникам публичного мероприятия в выражении своих мнений способом, не нарушающим общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия.

Положениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетирования, в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2).

При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.1 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, выражается в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2 КоАП РФ.

Между тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что действия ФИО2 содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ о нарушении установленного порядка проведения митинга.

В соответствии с частями 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Таким образом, вина ФИО2 в совершении указанного правонарушения доказательствами не подтверждена.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО2 подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ – за отсутствием состава административного правонарушения.

В силу положений п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса, выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГ. года рождения, уроженца <.........> в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Находкинский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Елистратова О.Б.