ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-626/2021 от 21.09.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Иваново 24 сентября 2021 года

Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2021 года

Постановление в полном объеме изготовлено 24 сентября 2021 года

Судья Ленинского районного суда города Иваново Раскина Ю.С.,

с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО2,

его защитника Мальцевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда города ФИО3 (г. ФИО3, <адрес>) материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении

ФИО2, родившегося ДД.ММ.ГГГГ в г. ФИО3, гражданина Российской Федерации, состоящего в фактических брачных отношениях, имеющего несовершеннолетнего ребенка, являющегося генеральным директором ООО «ТрансКом», зарегистрированного по адресу: ФИО1ФИО3, <адрес>, д<адрес>, <адрес>, проживающего по адресу: г. ФИО3, <адрес>, <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

ФИО2, являясь участником публичного мероприятия, нарушил установленный порядок проведения митинга.

ФИО2, находясь 21 апреля 2021 года в 19 часов 30 минут у <...> принимал участие в публичном мероприятии в форме «митинга», проводимого без согласования места и времени с органами исполнительной власти города Иваново, на неоднократные требования сотрудников органов внутренних дел (полиции) прекратить проведение митинга и разойтись, подававшиеся с использованием средств громкоговорящей связи, не реагировал, продолжал активное участие в митинге, находился в положении, образующем «живую цепь», чем нарушил требования п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года №54-ФЗ.

В судебном заседании ФИО2, заявив о непризнании вины в совершении инкриминируемого административного правонарушения, показал, что 21 апреля 2021 года он присутствовал на пл. Революции г. Иваново, выражал гражданскую позицию согласно Конституции РФ своим присутствием, не выкрикивал лозунги, не сопротивлялся законным требованиям сотрудников полиции. Подтвердил, что он слышал высказанные сотрудниками полиции требования, но никак не реагировал на них. Просил учесть, что он знал о направлении в Администрацию г. Иваново уведомления о проведении публичного мероприятия у памятника «Борцам революции». Сотрудники полиции, сообщая об отсутствии соответствующего уведомления, вводили в заблуждение лиц, собравшихся на пл. Революции. Указал, что в момент нахождения на пл. Революции г. Иваново 21 апреля 2021 года на нем была надета куртка черного цвета, на видеозаписи он отсутствует.

Защитник ФИО2 – Мальцева И.А. просила учесть, что требования сотрудников полиции не были направлены конкретно к ФИО2; вмененное ФИО2 нахождение в положении, образующем «живую цепь», ничем не подтверждается; на ФИО2 была надета куртка черного цвета, а не красного цвета; ФИО2 не знал об ответе, данном Администрацией г. Иваново на уведомление о проведении публичного мероприятия у памятника «Борцам революции».

В судебном заседании ФИО2 и его защитником Мальцевой И.А. были заявлены ходатайства о привлечении к рассмотрению дела прокурора для осуществления функции стороны обвинения. Также от защитника поступило ходатайство о прекращении производства по делу об административном правонарушении, поскольку протокол об административном правонарушении был составлен в отсутствие ФИО2, тот не был надлежащим образом извещен о дате и времени его составления; 7 июня 2021 года судья Ленинского районного суда г. Иваново Пацановская Н.В. уже вынесла в отношении данного протокола определение о его возвращении, как составленного с существенными нарушениями, которые невозможно устранить в рамках судебного процесса; протокол от 31 мая не составлялся; доказательств вины ФИО2 нет в материалах дела.

Рассмотрев заявленное ходатайство о привлечении прокурора для осуществления функции стороны обвинения, суд не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в соответствии со ст.25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе: возбуждать производство по делу об административном правонарушении; участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, представлять доказательства, заявлять ходатайства, давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела; приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле, а также совершать иные предусмотренные федеральным законом действия. Прокурор извещается о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, а также дела об административном правонарушении, возбужденного по инициативе прокурора. Как следует из представленных в суд материалов дела, протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, и иные процессуальные документы были составлены сотрудниками полиции. Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено поддержание обвинения прокурором по делу об административном правонарушении. С ходатайством об участии в рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 прокурор не обращался. Указанных в ст. 25.11 КоАП РФ оснований для обязательного участия прокурора при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2, судом не установлено.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО4, являющийся старшим участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, показал, что 21 апреля 2021 года им на основании рапорта сотрудника полиции о доставлении ФИО2 в отдел полиции в связи с участием того в несанкционированном митинге был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. Он лично не задерживал ФИО2 и не доставлял его в отдел полиции. После получения определения судьи Ленинского районного суда г. Иваново 27 апреля 2021 года о возврате протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 для устранения недостатков им была направлена повестка ФИО2 о необходимости явиться 31 мая 2021 года в 11 часов 30 минут в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново для составления протокола об административном правонарушении. Поскольку в вышеуказанные время и дату ФИО2 не явился, им был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО2 в отсутствие последнего. Изучив представленные материалы дела, в том числе видеозапись несанкционированного митинга у д.6 пл. Революции г. Иваново 21 апреля 2021 года, которая осуществлялась сотрудниками полиции, 31 мая 2021 года он составил протокол об административном правонарушении в отношении ФИО2

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО5, являющийся участковым уполномоченным полиции ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново, показал, что 21 апреля 2021 года он вместе с другими сотрудниками УМВД России по Ивановской области осуществлял охрану общественного порядка на пл. Революции г. Иваново, где проходил несогласованный с органом местного самоуправления митинг. Он осуществлял доставку лиц, участвовавших в несанкционированном митинге, в отдел полиции. Указал, что он видел ФИО2 на пл. Революции г. Иваново, где проходил несогласованный с органом местного самоуправления митинг, а также видел, как сотрудники полиции вели того к спецтранспорту.

Исследовав представленные материалы дела, заслушав участников производства по делу об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Статьей ст.31 Конституции РФ гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации установленного Конституцией РФ права граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

Публичным мероприятием является открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, целью которой являются, в частности, свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п.1 ст.2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).

В соответствии со ст.3 вышеуказанного Федерального закона одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность – соблюдение положений Конституции РФ, данного Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно п.3 ст.2, ч.1 ст.6 данного Федерального закона митинг – это массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Таким образом, участником публичного мероприятия признается любое лицо, участвующее в таком публичном мероприятии, при этом квалификация лица как участника публичного мероприятия не зависит от того, насколько активные действия совершало данное лицо в рамках публичного мероприятия.

В силу положений п.1 ч.3 ст.6 вышеуказанного Федерального закона участники публичного мероприятия обязаны, в том числе, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел.

На основании ст.7 данного Федерального закона организатор публичного мероприятия обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в письменной форме в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Таким образом, данный Закон не допускает проведение публичного мероприятия без соответствующего уведомления органов исполнительной власти (за исключением одиночного пикета).

Согласно п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона «О полиции» сотрудники полиции вправе требовать от граждан прекращения противоправных действий.

Как следует из представленных в суд материалов дела, 19 апреля 2021 года в администрацию г.Иваново Мальцевой И.А. было подано уведомление о проведении 21 апреля 2021 года с 18:45 до 20:15 на пл. Революции публичного мероприятия - митинга в поддержку требований прекратить преследование граждан РФ по политическим мотивам, освободить невиновных из тюрем, соблюдать права заключенных и привлечение общественного внимания к факту нарушения прав А.А. Навального.

Согласно ответа руководителя аппарата Администрации г. Иваново от 19 апреля 2021 года Мальцевой И.А. было предложено изменить время проведения публичного мероприятия в соответствии с положениями ст.7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, а также в связи с ограничениями на проведение мероприятий с очным участием граждан, установленными Указом Губернатора Ивановской области «О введении на территории Ивановской области режима повышенной готовности» от 17 марта 2020 года № 23-уг. Данное уведомление было получено Мальцевой И.А. 19 апреля 2021 года.

Согласно имеющимся в материалах дела рапортам сотрудников полиции, в том числе сотрудников полиции ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, в период с 19:00 часов до 21:00 часов 21 апреля 2021 года на пл.Революции г. Иваново собрались граждане, которым сотрудники полиции разъясняли, в том числе через громкоговоритель, что данное мероприятие не согласовано с Администрацией г. Иваново и является незаконным, за участие в несогласованном публичном мероприятии предусмотрена ответственность в соответствии с КоАП РФ; объявленные требования сотрудников полиции о необходимости разойтись частью граждан не были соблюдены, оставшиеся на площади граждане подняли флаги и плакаты с различными лозунгами, выкрикивали лозунги, после чего наиболее активных граждан стали задерживать и препровождать в специальный автотранспорт для дальнейшего доставления в отделы полиции с целью установления их личностей и составления протоколов об административных правонарушениях по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

Согласно объяснениям сотрудника полиции ФИО13, 21 апреля 2021 года он при осуществлении охраны общественного порядка в период проведения несогласованного митинга на пл.Революции г.Иваново с 19 часов через громкоговоритель неоднократно предупреждал собравшихся граждан о незаконности митинга, просил незамедлительно разойтись, разъяснял ответственность за участие в незаконном митинге и неповиновение законным требованиям сотрудников полиции. Видел, что на площади собравшиеся в толпу граждане выкрикивали политические лозунги, образовали «живую цепочку», развешивали баннер, кто-то стоял с табличкой с надписью «свободу политзаключенным». Другие полицейские также неоднократно предупреждали о незаконности митинга и требовали разойтись. Граждане на требования сотрудников полиции не реагировали, продолжали участвовать в митинге; объяснениям сотрудника полиции ФИО14, он осуществлял видеозапись митинга.

Факт участия ФИО2 в несогласованном с органами исполнительной власти публичном мероприятии – митинге подтверждается также видеозаписью, сделанной сотрудниками полиции на митинге 21 апреля 2021 года на пл. Революции г. Иваново. Из содержания видеозаписи следует, что в момент разъяснения сотрудниками полиции посредством использования средств громкоговорящей связи присутствующим гражданам информации о проведении публичного мероприятия в нарушение закона и предупреждении об ответственности за невыполнение требований сотрудников полиции, участие в незаконном митинге, лицо, похожее на ФИО2 по телосложению, чертам лица и усам, находилось вместе с другими лицами в положении, образующем «живую цепь», не приняло мер покинуть митинг. Каких-либо существенных нарушений норм КоАП РФ, влекущих признание видеозаписи, на которой зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения, недопустимым доказательством, не установлено. Согласно ч.3 ст.11 Федерального закона «О полиции» от 7 февраля 2011 года №3-ФЗ полиция использует технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в том числе в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности. Представленная ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново вместе с материалами дела в суд видеозапись, содержащая факт участия ФИО2 в незаконном публичном мероприятии, соответствует требованиям ст.26.7 КоАП РФ, получена в установленном законом порядке. Довод ФИО2 о том, что он не зафиксирован на видеозаписи, суд расценивает как способ защиты с целью избежать ответственности за совершенное им деяние. Наличие разных цветов верхней одежды не исключало возможности у ФИО2 надеть ее как красного, так и черного цвета, не ставит под сомнение факт участия ФИО2 в несанкционированном митинге.

Оснований полагать, что представленные доказательства получены с нарушением закона, не имеется. Достоверность представленных суду доказательств у суда сомнений не вызывает. Протокол об административном правонарушении от 21 апреля 2021 года был возвращен в порядке, установленном п.4 ч.1 ст.29.4 КоАП РФ. Извещение о необходимости явиться в ОМВД России по Ленинскому району г. Иваново 31 мая 2021 года в 11 часов 30 минут в качестве лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, для составления протокола об административном правонарушении было направлено ФИО2 по адресу места его жительства, который он указал при даче объяснений. Протокол об административном правонарушении от 31 мая 2021 года составлен в отсутствие ФИО2 в соответствии с ч.4.1 КоАП РФ. Оснований ставить под сомнение указанные в протоколе об административном правонарушении время, дата и место совершения ФИО2 административного правонарушения у суда не имеются, поскольку они подтверждаются представленными материалами дела.

В соответствии с п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания.

Согласно ч.5 ст.5 вышеуказанного Закона организатор публичного мероприятия не вправе его проводить, если он не подал в срок уведомление о проведении публичного мероприятия либо не принял направленное ему органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления обоснованное предложение об изменении места и (или) времени.

Как следует из материалов дела, на уведомление о проведении митинга Администрация г. Иваново в установленные сроки довела до сведения организатора предложение об изменении времени проведения публичного мероприятия. Однако организатор митинга Администрацию г. Иваново не информировал о принятии (непринятии) предложения об изменении времени проведения публичного мероприятия.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что ввиду отсутствия согласования с органами местного самоуправления изменения по их мотивированному предложению времени проведения публичного мероприятия проведенный 21 апреля 2021 года на пл. Революции г. Иваново митинг являлся незаконным.

Незаконный митинг в общественном месте, безусловно, нарушал общественный порядок, то есть сложившуюся систему отношений, правил поведения в обществе, регулируемых, в том числе и действующим законодательством.

В связи проведением несогласованного публичного мероприятия, нарушающего общественный порядок, у сотрудников полиции имелись основания требовать прекращения противоправного поведения.

Неоднократные требования сотрудников полиции к митингующим немедленно разойтись, сопровождавшие разъяснениями о проведении публичного мероприятия в нарушение закона и предупреждениями об ответственности за невыполнение требований сотрудников полиции, участие в незаконном митинге, являлись законными требованиями прекратить участие в незаконном публичном мероприятии, что соответствует предоставленным полиции п.1 ч.1 ст.13 Закона «О полиции» полномочиям.

Невыполнение ФИО2, являвшимся участником публичного мероприятия, законных требований сотрудников органов внутренних дел, свидетельствует о нарушении им требований п.1 ч.3 ст.6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.

При осведомленности ФИО2 о несогласованности митинга с органами местного самоуправления, его участие в митинге после требований сотрудников полиции разойтись, прекратив участие в незаконном митинге, является нарушением установленного порядка проведения митинга.

Суд квалифицирует действия ФИО2 по ч.5 ст.20.2 КоАП РФ. Существенных нарушений процессуальных требований, влекущих прекращение производства по делу, не установлено, поэтому суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства ФИО2 и его защитника о прекращении производства по делу.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

При назначении наказания суд принимает во внимание характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, и считает необходимым назначить ФИО2 наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч.5 ст.20.2 КоАП РФ.

Руководствуясь ч.5 ст.20.2, ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ,

п о с т а н о в и л:

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате по реквизитам: получатель платежа - УФК по ФИО1ФИО3 (УМВД России по ФИО1ФИО3), КПП , ИНН налогового органа , сокращенное наименование - УМВД России по ФИО1ФИО3, код ОКТМО , номер счета получателя платежа в ОТДЕЛЕНИЕ ФИО3 БАНКА РОССИИ//УФК ПО ФИО1ФИО3, БИК 012406500, кор./сч. , код бюджетной классификации КБК , УИН .

Разъяснить лицу, привлеченному к административной ответственности, что при неуплате административного штрафа в течение 60 суток со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, оно подлежит привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ, влекущей наложение штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа, либо административный арест на срок до 15 суток.

Постановление может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд города Иваново в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Ю.С. Раскина