ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-629/2018 от 13.06.2018 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 5-629/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

<...> **.**. 2018 года

Судья Псковского городского суда Псковской области Бондаренко И.В., при секретаре Ломанове Е.М., с участием представителя Псковской таможни ФИО1, выступающей по доверенности №* от **.**.**** года, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП №*, ИНН №*), **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, зарегистрированного по адресу: <адрес>, ранее не привлекаемого к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л:

**.**.2018 года должностным лицом Псковской таможни в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП №*, ИНН №*) составлен протокол об административном правонарушении, выразившемся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Определением от **.**.2018 года дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Псковский городской суд Псковской области.

Индивидуальный предприниматель ФИО2, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Посредством телефонной связи сообщил, что не может явиться в судебное заседание к назначенному времени, поскольку находится в длительной командировке; вину в совершении инкриминируемого правонарушения признает; товар, явившийся предметом административного правонарушения, забирать не намерен.

Представитель Псковской таможни ФИО1 в судебном заседании обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, поддержала. Полагала, что вина ИП ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, полностью подтверждается материалами дела в совокупности, и является доказанной. С учетом всех обстоятельств дела, просила признать ИП ФИО2 виновным в совершении инкриминируемого правонарушения, и с учетом позиции лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении, просила назначить ИП ФИО2 наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Выслушав представителя Псковской таможни, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно подп. 26 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС перевозчик – это лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.

В силу подп. 27 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под ввозом товаров на таможенную территорию Союза понимается совершение действий, которые связаны с пересечением таможенной границы Союза и в результате которых товары прибыли на таможенную территорию Союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до выпуска таких товаров таможенными органами.

Согласно ст. 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС или в соответствии с ТК ЕАЭС. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.

В соответствии с подп. 45 п. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС под товаром понимается любое движимое имущество, в том числе валюта государств-членов, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая энергия, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.

Согласно ст. 14 ТК ЕАЭС товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза.

В силу п. 1 ст. 88 ТК ЕАЭС перевозчик обязан уведомить таможенный орган о прибытии товаров на таможенную территорию Союза путем представления документов и сведений, предусмотренных статьей 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, либо путем представления документа, содержащего сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа.

В соответствии с подп.1 п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС при международной перевозке автомобильным транспортом при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик представляет следующие документы на транспортное средство международной перевозки, транспортные (перевозочные) документы, документы, сопровождающие международные почтовые отправления при их перевозке, определенные актами Всемирного почтового союза и имеющиеся у перевозчика коммерческие документы на перевозимые товары, а также сведения о государственной регистрации транспортного средства международной перевозки, перевозчике товаров (наименование и адрес), стране отправления и стране назначения товаров (наименования), отправителе и получателе товаров (наименования и адреса), продавце и покупателе товаров в соответствии с имеющимися у перевозчика коммерческими документами, количестве грузовых мест, их маркировке и видах упаковок товаров, товарах (наименования и коды товаров в соответствии с Гармонизированной системой описания и кодирования товаров или Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков), весе брутто товаров (в килограммах) либо объеме товаров (в кубических метрах), наличии (отсутствии) товаров, ввоз которых на таможенную территорию Союза запрещен или ограничен, месте и дате составления международной товаротранспортной накладной, идентификационных номерах контейнеров.

Сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам - влечет за собой административную ответственность по части 3 статьи 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что **.**. 2018 года на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни с целью въезда на таможенную территорию ЕАЭС прибыло транспортное средство международной перевозки тягач «М», рег. №*, с полуприцепом «К», рег. №*, под управлением водителя ИП ФИО2 - гражданина России Ш.С., действующего на основании доверенности от **.**.2018.

Перевозка осуществлялась из Латвии в Россию перевозчиком – индивидуальным предпринимателем ФИО2, зарегистрированным по адресу: <адрес>, ИНН №*, ОГРНИП №*, ОКПО №*, дата государственной регистрации **.**.****.

При прибытии на Таможенную территорию ЕАЭС на т/п МАПП Бурачки Псковской таможни водителем перевозчика ИП ФИО2 С. должностному лицу т/п МАПП Бурачки Псковской таможни следующие товаросопроводительные документы (далее – ТСД): международная товаротранспортная накладная (CMR) №* от **.**.2018, инвойс №* от **.**.2018, упаковочный лист №* от **.**.2018.

Согласно представленным товаросопроводительным документам, в грузовом отделении транспортного средства с регистрационными номерами «№*/№*» перемещался товар – «фанера», код ТН ВЭД ЕАЭС 44123300. Всего 11 грузовых мест, общим весом брутто 19601,88 кг.

Документы и сведения представлялись в соответствии со ст. 89 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза.

На таможенном посту МАПП Бурачки **.**.2018 в ** часа ** минут зарегистрировано сообщение о прибытии транспортного средства - №*.

В соответствии с товаросопроводительными документами, отправитель товара – «L», <адрес>.

Получатель товара – ООО «А», <адрес>.

В результате проведенного таможенного досмотра (акт таможенного досмотра №*) установлено, что в грузовом отделении транспортного средства перемещается 11 грузовых мест (заявлено 11), общий вес брутто перемещаемого товара составляет 20190 кг (согласно ТСД – 19601,88 кг), что на 588,12 кг больше чем заявлено в товаросопроводительных документах.

В связи с вышеуказанными обстоятельствами, **.**.2018 года должностным лицом таможенного поста МАПП Бурачки Псковской таможни было вынесено определение о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и проведении административного расследования.

В ходе административного расследования товар, явившийся предметом административного правонарушения, а именно: фанера деревянная клееная многослойная, с верхней стороны торцов обработанная лакокрасочным покрытием коричневого цвета, размеры - 18х2290х1926 мм, всего 9 листов, общим весом брутто 509,5 кг, был изъят и передан на ответственное хранение представителям ООО «Т» (<адрес>).

В ходе административного расследования было установлено, что водитель ИП ФИО2 – Ш.С. представил таможенному органу недостоверные сведения о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, совершив тем самым административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В подтверждение вины индивидуального предпринимателя ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суду предоставлены следующие доказательства: копия CMR №* от **.**.2018 года (л.д.9), копия инвойс №* от **.**.2018 года (л.д.10), копия упаковочного листа №* от **.**.2018 года (л.д.11), копия паспорта Ш.С. (л.д.12, 30), копия доверенности от **.**.2018 года (л.д.13, 19, 29), копии свидетельств о регистрации ТС (л.д.14, 30), копия акта таможенного досмотра №* от **.**.2018 года (л.д.15-17), копия заявления Ш.С. от **.**.2018 года (л.д.18), копия акта таможенного досмотра №* от **.**.2018 года (л.д.20-25), копия требования о проведении операций в отношении товаров и транспортных средств от **.**.2018 года (л.д.26, 34), копия требования о предъявлении товаров от **.**.2018 года (л.д.27, 33), копия уведомления о проведении таможенного досмотра от **.**.2018 года (л.д.28, 32), копия поручения на таможенный досмотр №* от **.**.2018 года (л.д.31), копия акта таможенного осмотра от **.**.2018 года (л.д.35-36), копия докладной записки от **.**.2018 года №* о направлении транспортного средства на приграничный СВХ (л.д.37), копия служебной записки от **.**.2018 года №* о направлении транспортного средства на приграничный СВХ (л.д.38), копия письма начальника управления транспортной и складской логистики ООО «А» К.Д. от **.**.2018 года (л.д.40), протокол изъятия вещей и документов от **.**.2018 года (л.д.41-43), акт приема-передачи материальных ценностей на ответственное хранение от **.**.2018 года (л.д.44), протокол опроса свидетеля Ш.С. от **.**.2018 года (л.д.49-51), копия объяснения ИП ФИО2 от **.**.2018 года (л.д.58), копия заявки на осуществление перевозки №* от **.**.2018 года к договору №* от **.**.2018 года (л.д.59-60), копия свидетельства о внесении в ЕГРИП записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 г. от **.**.2002 года (л.д.61), копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации (л.д.62), копия трудового договора №* от **.**.2017 года (л.д.63-65), выписка из ЕГРИП по состоянию на **.**.2018 года (л.д.68), сведения из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (л.д.69-70).

Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, сомнений не вызывают.

Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Отношения, связанные с международной перевозкой грузов автомобильным транспортом, регулируются не только таможенным законодательством Евразийского экономического союза и законодательством государств – членов Евразийского экономического союза, но и международными договорами, участником которых является Российская Федерация.

В соответствии со ст. 4 Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее - КДПГ), заключенной в г. Женеве 19.05.1956, договор перевозки устанавливается накладной.

В силу п.1 ст. 9 КДПГ накладная, если не доказано противного, имеет силу договора относительно его условий и удовлетворения принятия груза перевозчиком.

Статьей 6 КДПГ определен перечень сведений, которые должна содержать накладная, к числу которых относится: принятое обозначение характера груза и тип его упаковки и, в случае перевозки опасных грузов, их обычно признанное обозначение; число грузовых мест, их особая разметка и номера; вес груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза.

Таким образом, заключая договор перевозки, перевозчик должен знать предмет договора, проверить все сведения, указанные в накладной. Штамп и подпись перевозчика в накладной свидетельствуют о соответствии фактически принятого к перевозке груза сведениям о нем, содержащимся в накладной.

Согласно ст. 8 КДПГ при принятии груза перевозчик обязан проверить: a) точность записей, сделанных в накладной относительно числа грузовых мест, а также их маркировки и номеров; b) внешнее состояние груза и его упаковки. Если перевозчик не имеет достаточной возможности проверить правильность записей, упомянутых в пункте 1 a) настоящей статьи, он должен вписать в накладную обоснованные оговорки.

Данная обязанность не исключает возможности проверки перевозчиком также веса (брутто) товара, а при невозможности проверки веса (брутто) и маркировки товара – внесения в накладную соответствующих оговорок.

Отсутствие таких оговорок в документах, в случае выявления недостоверности заявленных в них сведений, может свидетельствовать о недостаточной степени заботливости перевозчика по соблюдению требований таможенного законодательства, и о наличии вины в его действиях.

Таким образом, обязанность предоставить достоверные сведения о перевозимом товаре, в том числе и сведения о весе брутто товара, в силу ст. 89 ТК ЕАЭС, возлагается на перевозчика.

Как следует из представленных таможенному органу документов, какие-либо изменения (в части несоответствия веса брутто товара) или обоснованные оговорки в графу № 18 (оговорки и замечания перевозчика) в CMR №* от **.**.2018 года водителем ИП ФИО2 – Ш.С. внесены не были, что свидетельствует о недостаточной степени заботливости и осмотрительности перевозчика, которая необходима для соблюдения требований таможенного законодательства.

Из протокола опроса свидетеля Ш.С. от **.**.2018 года следует, что последний работает водителем международных перевозок в транспортной компании I.P. «SIZOV S.P.». С руководителем указанной фирмы Ш.С. заключен трудовой договор. При устройстве на работу в фирму Ш.С. ознакомили с обязанностями водителя при принятии товара к международной перевозке и его международной перевозке. Конвенция КДПГ Ш.С. известна.

Также, из опроса свидетеля Ш.С. следует, что погрузка товара производилась **.**.2018 года в Латвии г. Р.. При погрузке Ш.С. присутствовал, но товаросопроводительных документов у него на руках не было, получил их по окончанию погрузки. Перед погрузкой представитель фирмы отправителя сказал, что должно быть загружено 11 грузовых мест товара «фанера». При погрузке Ш.С. считал грузовые места. Взвешивание товара при погрузке не производилось. Маркировка на грузовых местах присутствовала. После погрузки взвешивание транспортного средства с товаром не производилось. Каких-либо отметок в графу 18 CMR Ш.С. не вносил, так как понадеялся на добропорядочность отправителя. В пути следования на т/п Т. Латвийской таможни производилось взвешивание транспортного средства с товаром, но результаты Ш.С. не сообщались, самостоятельно Ш.С. ими не интересовался. При прибытии на т/п МАПП Бурачки было произведено взвешивание транспортного средства с товаром, результаты которого до Ш.С. были доведены. Перевес составил 1800 кг. Далее транспортное средство с товаром было направлено на таможенный досмотр. При таможенном досмотре Ш.С. присутствовал, с результатами таможенного досмотра согласился.

Из письменного объяснения ИП ФИО2 от **.**.2018 года следует, что автотранспортное средство "М"№*/№*, принадлежащее индивидуальному предпринимателю ФИО2, следовало на загрузку по заявке от транспортно-экспедиционной компании «Р». Отправитель товара «L», <адрес>. Получатель товара «Р», <адрес>. При погрузке присутствовал водитель фирмы ИП ФИО2 – Ш.С., с которым заключен трудовой договор №* от **.**.****, паспорт №* выдан **.**.****. Водитель при загрузке не считал грузовые места, взвешивание товара не производилось, отметок в графу 18 CMR, так же не вносил, так как понадеялся на добропорядочность отправителя. При прибытии на т/п МАПП Бурачки, водитель предоставил товаросопроводительные документы CMR №* от **.**.2018, инвойс №* от **.**.2018, Packing List №* от **.**.2018г.. Согласно представленным товаросопроводительным документам, в транспортном средстве №*/№* перемещался товар фанера (код ТН ВЭД 44123300). Всего 11 грузовых мест, вес брутто 19601,88 кг, после взвешивания перевес составил около 1800 кг. Далее транспортное средство с товаром было направлено на таможенный досмотр. При таможенном досмотре водитель присутствовал, с результатами таможенного досмотра согласился. Со своей стороны ИП ФИО2 признал факт наличия недостоверных сведений и о наличии возможности установления указанного несоответствия до прибытия на таможенную территорию ЕАЭС на весах латвийской таможни или на грузовых терминалах в пути следования.

Таким образом, проанализировав все обстоятельства дела и, принимая во внимание, что в силу ст. 3 КДПГ перевозчик отвечает, как за свои собственные действия и упущения, так и за действия и упущения своих агентов и всех других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, когда эти агенты или лица действуют в рамках возложенных на них обязанностей, суд считает установленным, что индивидуальным предпринимателем ФИО2 нарушены требования, установленные ст. 89 ТК ЕАЭС, относительно сообщения таможенному органу недостоверных сведений о весе брутто товаров при прибытии на таможенную территорию Евразийского экономического союза и помещении товара под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления документов, содержащих недостоверные сведения, в связи с чем, суд находит вину индивидуального предпринимателя ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, доказанной.

При таких обстоятельствах, за совершение административного правонарушения, индивидуальный предприниматель ФИО2 должен быть подвергнут административному наказанию.

В соответствии с ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения.

Согласно примечанию 1 к статье 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - за административные правонарушения, предусмотренные настоящей главой, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

При назначении наказания учитываются характер и степень общественной опасности правонарушения, наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств.

Индивидуальный предприниматель ФИО2 впервые совершил административное правонарушение в области таможенного дела, вину в совершении инкриминируемого правонарушения признал в полном объёме, что судом признается обстоятельствами, смягчающими административную ответственность. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.

Вместе с тем, определяя вид наказания, судом учитывается и позиция индивидуального предпринимателя ФИО2, который не желает забирать товар, явившийся предметом административного правонарушения, в связи с чем, суд считает целесообразным применить в отношении правонарушителя наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения.

Оснований для освобождения перевозчика - индивидуального предпринимателя ФИО2 от административной ответственности и признания правонарушения малозначительным не имеется, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключалась в пренебрежительном отношении перевозчика к выполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела, выразившиеся в непринятии всех мер для предотвращения правонарушения.

Издержки по данному делу об административном правонарушении отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 - 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Индивидуального предпринимателя ФИО2 (ОГРНИП №*, ИНН №*), **.**.**** года рождения, уроженца <данные изъяты>, гражданина РФ, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде конфискации товара, явившегося предметом административного правонарушения - фанеры деревянной клееной многослойной, с верхней стороны торцов обработанной лакокрасочным покрытием коричневого цвета, размером - 18х2290х1926 мм, всего 9 листов, общим весом брутто 509,5 кг, переданного на ответственное хранение представителям ООО «Т» (<адрес>).

Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской области.

Процессуальные издержки по данному делу об административном правонарушении отсутствуют.

Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Срок предъявления к исполнению 2 года.

Судья И.В. Бондаренко