ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-629/2021 от 19.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Адм. дело № 5-629/2021

УИД 21RS0023-01-2021-001766-24

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

19 апреля 2021г. г.Чебоксары

(резолютивная часть оглашена 16.04.2021)

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Евстафьев В.В., рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО2, дата года рождения, уроженки адрес, гражданки РФ, зарегистрированной по адресу: адрес, проживающей по адресу: адрес, адрес, адрес,

у с т а н о в и л :

ФИО2 вменено в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2. КоАП РФ, а именно в том, что она дата в 15 час.30 мин. находясь на адрес возле адрес в адрес приняла участие в несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме митинга, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировала, тем самым нарушила требования ст. ст. 6,17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании ФИО2 свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2. КоАП РФ не признала. Пояснила, что она не была участником митинга на пл. Республики в адрес, а занималась профессиональной журналисткой деятельностью по редакционному заданию Московского бюро Радио Свобода по освещению публичных мероприятий и акций в адрес. Она прошла вместе с участниками публичного мероприятия от кинотеатра «адрес. Брала интервью у участников мероприятия и у сотрудников полиции. Вела непрерывную трансляцию на youtube канале «Idel.Реалии», что можно увидеть по ссылке ------ Только в конце публичного мероприятия ее задержали и доставили в отдел полиции. Возможности предоставить сотрудникам полиции редакционное задание у нее в тот момент не было. Но когда она в отделе полиции показала редакционное задание и паспорт, то ее сразу отпустили. У нее действительно не было отличительного знака журналиста и бейджика, но на день проведения публичного мероприятия форма отличительного знака еще не была утверждена.

Также защитником ФИО2 - Никифоровым В.И. представлены письменные возражения в которых аргументируется то, что ФИО2 находясь на пл. Республики в г. Чебоксары осуществляла именно свою профессиональную журналистку деятельность.

Представители ОП-1 УМВД по г. Чебоксары, извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились.

Выслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, просмотрев видеозапись, суд приходит к следующему.

Согласно ч.5 ст.20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3, 5 данной статьи митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера; шествие - массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Обязанности участника публичного мероприятия установлены частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ. Согласно данной норме участник обязан выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Частью 2 ст.17 вышеуказанного закона N 54-ФЗ установлено, что в случае невыполнения указания о прекращении публичного мероприятия сотрудники полиции (военнослужащие и сотрудники войск национальной гвардии Российской Федерации) принимают необходимые меры по прекращению публичного мероприятия, действуя при этом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление этой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 18.05.2012 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 3 части 4 статьи 5 и пункта 5 части 3 статьи 7 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с жалобой гражданина К.", исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3)Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Из акта осмотра интернет-ресурсов от дата следует, что в социальных сетях и в мессенджерах размещены призывы штаба Навального в адрес выйти митинг в поддержку Алексея Навального.

Как следует из ответа заместителя главы администрации адресФИО5 от дата в администрацию адрес на дата уведомлений о публичных мероприятиях в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования и иных массовых акациях, предусмотренных Федеральным законом от дата----- «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» от граждан (организаций) не поступало.

Из протокола об административном правонарушении ----- от дата следует, что дата в 15 часов 30 минут ФИО2 находясь на адрес возле адрес в адрес приняла участие в несогласованном с администрацией адрес публичном мероприятии в форме митинге, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие, не реагировала, тем самым нарушил требования ст. ст. 6, 17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».

Указанное также следует из рапорта полицейского 2 роты ОБППСП УМВД России по адресФИО6, приложенных к материалам дела фотографий, видеозаписи из которых следует, что ФИО2 находится среди других лиц, участвующих в публичном мероприятии на площади Республики в адрес.

Самой ФИО2 также не отрицается, что она находилась на публичном массовом мероприятии в форме митинга, не согласованного с администрацией адрес, на пл. Республики в адресдата около 15 час.30 мин., но отмечается, что она не являлась участником указанного публичного мероприятия, а выполняла свои профессиональные обязанности журналиста по освещению указанных событий.

Указанные доводы ФИО2 подтверждаются редакционным заданием ООО «РСЕ/РС» в котором указывается, что журналист ФИО2, выполняет задание Московского бюро Радио Свобода по освещению публичных мероприятий и акций в г.Чебоксары, в том числе согласованных и несогласованных акций протеста, митингов, пикетов – с целью созданий публикаций на интернет-сайтах ------ и в социальных сетях.

Из письма Управления Рокомнадзора по Чувашской Республике от дата----- следует, что ООО «РСЕ/РС», как один его проектов сайт idelreal.org, были признаны Министерством юстиции Российской Федерации иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. Сайт idelreal.org не являются зарегистрированными средствами массовой информации на территории Российской Федерации. Их деятельность не подпадает по действие Закона РФ от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации».

Также суду представлено письмо МИД РФ №2930 от 18.03.2020 из которого следует, что «Настоящим подтверждается, что представительство (корреспондентский пункт) американской радиокорпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» открыто в Москве в 1991 г. Его сотрудники аккредитуются и регистрируются при Министерстве иностранных дел Российской Федерации.

Журналистская деятельность аккредитованных корреспондентов на территории Российской Федерации осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 и «Правилами аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1055.

Представительство (корреспондентский пункт) расположено по адресу: адрес. Дано для представления в государственные органы Российской Федерации и действительно в течение 12 месяцев.

На запрос суда МИД РФ ответило, что ООО «РСЕ/РС» является юридическим лицом, образованным материнской компанией Русской службой «РСЕ/РС» дата в соответствии с требованиями к СМИ-иноагентам в рамках исполнения Федерального закона от 02.12.2019 №426-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «Об информации, информационных технологиях и защиты информации», отдельной акредитации и/или регистрации в качестве независимого корпункта иноСМИ при МИД РФ ООО «РСЕ/РС» не имеет.

«Idel/Реалии» является региональным медиапроектом, аффилированным с РСЕ/РС и также признанным иностранным агентом.

Из письма Управления Роскомнадзора по Чувашской Республики – Чувашии от дата----- следует, что Ресурс «Idel/Реалии», внесенный дата в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, зарегистрированным средством массовой информации на территории Российской Федерации не является.

Во исполнение требований ст. 25.1 Закона Российской Федерации от дата----- «О средствах массовой информации» для организации распространения материалов ресурса «Idel/Реалии» в Российской Федерации учреждено ООО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» -----, генеральный директор - ФИО1, место нахождения: адрес

ООО «Радио Свободная Европа/Радио Свобода», внесенное дата в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, не является зарегистрированным средством массовой информации, учредителем (соучредителем) средств массовой информации и вещателем.

Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации принимается Минюстом России по согласованию с МИД России.

Кроме того в Российской Федерации действует Представительство (корреспондентский пункт) Радиокорпорации «Радио Свободная Европа/Радио Свобода» (США).

Аккредитация иностранных корреспондентов осуществляется МИД России в соответствии со ст.48 и 55 Закона о СМИ,

Согласно ст.25.1 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", в случае признания юридического лица, зарегистрированного в иностранном государстве, или иностранной структуры без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, или физического лица, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") и получающих денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, в соответствии с частью третьей статьи 6 настоящего Закона иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, организация распространения на территории Российской Федерации предназначенных для неограниченного круга лиц печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов такого иностранного средства массовой информации (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") осуществляется учрежденным им российским юридическим лицом.

Таким образом, ООО «РСЕ/РС» не является СМИ, зарегистрированным в Российской Федерации, а является образованным во исполнение требований Закона РФ «О средствах массовой информации» юридическим лицом, для организации распространения на территории Российской Федерации материалов иностранного средства массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Следовательно, регистрация как СМИ для указанного Общества не требуется.

Сайт «Idel.Реалии» является региональным медиапроектом, аффилированным с РСЕ/РС (иностранным СМИ) и включен в Рееестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функцию иностранного агента.

Как указано в ст.6 Закона РФ от 27.12.1991 N 2124-1 "О средствах массовой информации", настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Таким образом, вышеуказанный Закон распространяется и на иностранные СМИ в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации, в том числе в части прав журналистов.

Согласно ст. 2 Закона РФ "О средствах массовой информации" журналист - под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

Таким образом, статус журналиста распространяется и на лиц, не состоящих с редакцией в трудовых отношениях, однако являющихся ее внештатными сотрудниками либо корреспондентами (специальный корреспондент, репортер, фотокорреспондент, фоторепортер, видеорепортер, видеокорреспондент, телекорреспондент, радиооператор), действующими по ее отдельному поручению, а также на иностранных корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации независимо от их гражданства.

Исходя из вышеизложенного, а также с учетом записи видеотрансляции выложенной на странице https://m. Youtube.com/watch?v=tdT0NbuzA, суд приходит к выводу о том, что ФИО2 находясь на пл.Республики в адресдата выполняла журналистское задание, а не являлась участником публичного мероприятия, не согласованного в администрацией г. Чебоксары.

Ее доставление в отдел полиции было связано с тем, что при выполнении своей деятельности, она не обозначила себя как журналист.

Как указано в п.5 ст.6 Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак (признак) представителя средства массовой информации, вид и описание которого устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны, и общероссийскими общественными объединениями журналистов.

На журналиста, присутствующего на публичном мероприятии в целях осуществления своей профессиональной деятельности, распространяются обязанности и запреты, предусмотренные частями 3 и 4 настоящей статьи.

Обязательные требования к отличительному знаку представителя СМИ были установлены приказом Роскомнадзора от дата N 30, то есть после рассматриваемых событий, однако это не освобождало ФИО2 иметь иной ясно видимый отличительный знак, указывающего, что она является представителем СМИ (как следует из распространяемого СМИ обычно это жилет с надписью «ПРЕССА»).

Указанные требования к обозначению представителя СМИ ФИО2, не выполнены, в связи с чем, действия работников полиции по доставлению ФИО2 в отдел полиции являются правомерным.

Приказом МВД России от 30.04.2012 N 389 утверждено Наставление о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан.

В соответствии с п. 8 Наставления после доставления граждан в дежурную часть оперативный дежурный обязан выяснить основания доставления, принять от должностного лица, осуществившего доставление, письменный рапорт или протокол о доставлении (п. 8.1); установить личность доставленного лица, выяснить сведения о регистрации данного лица по месту жительства (месту пребывания) (п. 8.2); зарегистрировать факт доставления в Книге учета лиц, доставленных в дежурную часть территориального органа МВД России (п. 8.3).

В соответствии с п. 4 Наставления выяснение обстоятельств факта задержания и доставления осуществляется оперативным дежурным незамедлительно в специальном помещении, оборудованном в соответствии с правилами, предусмотренными приложением N 1 к настоящему Наставлению.

Согласно пункту 5 Наставления по результатам выяснения обстоятельств факта задержания и доставления оперативным дежурным принимается одно из следующих решений: о помещении лица в специальное помещение дежурной части, предназначенное для содержания лиц, задержанных полицией по основаниям, предусмотренным частью 2 статьи 14 Федерального закона "О полиции" (пп. 5.1); об освобождении лица при отсутствии оснований для его помещения в помещение для задержанных (пп. 5.2).

По установлению личности ФИО2 она была отпущена.

Нарушения п.5 ст.6 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ ФИО2, выразившиеся в необозначении статуса представителя СМИ в протоколе об административном правонарушении ей не вменяется.

Определением от дата в отношении ФИО2 было вынесено определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении по факту ее участия в публичном мероприятии, не согласованном с администрацией г. Чебоксары. Данное решение являлось правомерным.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.20.2. КоАП РФ в отношении ФИО2 в связи с отсутствием в ее действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары

Судья В.В.Евстафьев

Копия верна судья: