ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-629/2022 от 19.09.2022 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-629/2022

(УИД 42RS0011-01-2022-002968-37)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Ленинск-Кузнецкий «19» сентября 2022 года

Судья Ленинск - Кузнецкого городского суда Зеброва Л.А.,

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Шахта им.С.Д.Тихова» (далее по тексту ООО), местонахождение общества: г. Ленинск - Кузнецкий, ул. Зварыгина, 18 «а», место совершения правонарушения: г. Ленинск – Кузнецкий, ООО «Шахта им.С.Д.Тихова»,

о привлечении к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

14.09.2022г. с 10-00 часов при проведении проверки состояния промышленной безопасности в ООО «Шахта им. С.Д. Тихова», расположенном в Кемеровской области, г. Ленинск-Кузнецкий, ул. Зварыгина, 18а, на основании Постановления Правительства РФ от 30.06.2021г. №1082 «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» раздел IV и Приказа Сибирского управления Ростехнадзора от 23.03.2022г. № ПР-340-210-о «Об осуществлении постоянного государственного контроля (надзора) на опасном производственном объекте «шахта угольная», регистрационный №А68-02472-0001, ООО «Шахта им. С.Д. Тихова», выемочного участка лавы №23-1-6/2, были выявлены нарушения ч.1 ст. 9 Федерального закона № 116 от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (ПБ), а именно:

1. При проверке газа метана газоанализатором Атест-2 зав.№2739 в 10см от кровли на сопряжении лавы №23-1-6/2 с конвейерным штреком №23-1-6 процентное содержание составило 3,5% при допустимом не более 2,0%, а на протяжении 3-5метров от лавы №23-1-6/2 в сторону устья конвейерного штрека №23-1-6 в 10см от кровли выработки процентное содержание составило 1,5-2,2%, при допустимом не более 2,0%, при допустимом не более 1,0%. (Нарушен пункт 159 «Правила безопасности в угольных шахтах») – что может привести к взрыву газа метана и гибели людей.

2. На сопряжении лавы №23-1-62/ с конвейерным штреком №23-1-6 ослаблены канатные анкера усиления крепления кровли выработки (гайки прокручиваются от руки). (Нарушены пункты 54, 55 «Правила безопасности в угольных шахтах») – что может привести к обрушению и гибели людей.

3. Напротив энергопоезда в промштреке №23-1-6 на отдельных анкерах крепления верхнего борта выработки отсутствует контакт с горным массивом (пустоты под демпферными шайбами) и отрезки анкеров выступают более 150мм. (Нарушены пункты 54, 55 «Правила безопасности в угольных шахтах») – что может привести к обрушению и гибели людей.

4. На сопряжении лавы №23-1-6/2 с конвейерным штреком №23-1-6 установлено ограждение вентиляционной струи типа "парус" при помощи которого возможно посменное регулирование воздушной струи. (Нарушен пункт 139 «Правила безопасности в угольных шахтах») – что может привести к загазированию и гибели людей.

5. Смесительная камера лавы №23-1-6/2 смонтирована с нарушением «Инструкции по применению схем проветривания выемочных участков шахт с изолированным отводом метана из выработанного пространства с помощью газоотсасывающих установок» (сооружена из стеклоткани наполовину высоты выработки - должна быть на всю высоту выработки, датчики газовой защиты установлены на расстоянии 31метр при необходимом расстоянии не более 15-20 метров). (Нарушены пункт 16 «Правила безопасности в угольных шахтах», пункты 87, 89 «Инструкция по применению схем проветривания выемочных участков шахт с изолированным отводом метана из выработанного пространства с помощью газоотсасывающих установок») – что может привести к загазированию и гибели людей.

Данные нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, а потому в действиях юридического лица ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

По результатам проверки государственным инспектором Ленинского территориального отдела Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Козловым С.В. 14.09.2022 года был составлен Протокол № 08-12-76 об административном правонарушении в отношении юридического лица, а также Протокол № 08-12-76 от 14.09.2022 года о временном запрете ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» – выемки угля из лавы №23-1-6/2 с 17 часов 00 мин 14.09.2022г., до рассмотрения материалов в Ленинск-Кузнецком городском суде. Отключить напряжение в лаве №23-1-6/2, вывести людей на свежую струю, вывесить аншлаги «Вход запрещен!», кроме работ по устранению выявленных нарушений.

В судебном заседании заместитель начальника Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Грищук А.В., действующий на основании доверенности № 330 от 31.12.2021 со сроком действия по 31.12.2022, пояснил, что при проверке ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» были выявлены нарушения требований промышленной безопасности, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем, ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» была запрещена выемка угля из лавы №23-1-6/2 с 17 часов 00 мин 14.09.2022г., до рассмотрения материалов в Ленинск-Кузнецком городском суде. Отключить напряжение в лаве №23-1-6/2, вывести людей на свежую струю, вывесить аншлаги «Вход запрещен!», кроме работ по устранению выявленных нарушений.

Законные представители ООО «Шахта им. С.Д.Тихова»: Иващенко О.В., действующий на основании доверенности №31/2022 от 06.09.2022 г., выданной сроком до 03.08.2024 без права передоверия, и Платицина Т.Ю., действующая на основании доверенности от 26.11.2021, выданной сроком до 03.08.2024 г., в судебном заседании факт наличия выявленных нарушений требований промышленной безопасности не отрицали. Пояснили, что в настоящее время все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении, - устранены, просят ограничиться минимальным наказанием в виде приостановления деятельности предприятия с момента фактического приостановления деятельности до настоящего времени.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.1997г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены статьей 9 указанного Федерального закона.

Под требованиями промышленной безопасности в соответствии с нормами указанного закона следует понимать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Постановлением Правительства РФ 30.06.2021 г. № 1082 утверждено Положение «О федеральном государственном надзоре в области промышленной безопасности» за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с которыми, задачей государственного горного надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный горный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, являющимися органами государственного горного надзора.

В соответствии с п.5 приложения №1 к ФЗ от 21.07.1997г., к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти взрывы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки установлен I класс опасности согласно подп.1 п.8 приложения №2 к указанному Федеральному закону.

Требования промышленной безопасности в угольных шахтах установлены Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 N 507 «Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61587).

Указанные Правила безопасности распространяются на организации, осуществляющие добычу угля (горючих сланцев) подземным способом (далее - угледобывающие организации), и обязательны для руководителей и специалистов организаций и их обособленных подразделений, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией, консервацией (ликвидацией) опасных производственных объектов угольной промышленности, на которых ведутся подземные горные работы (далее - шахта), конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований (далее - ПАСС(Ф), а также для работников иных организаций, деятельность которых связана с посещением шахт.

Согласно п.3 указанных Правил, Правила устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность, безопасность технологических процессов, направлены на предупреждение аварий и инцидентов в угледобывающих организациях и обеспечивают готовность угледобывающих организаций к локализации и ликвидации последствий аварий.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ «Об административных правонарушениях» или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» является юридическим лицом.

Вина ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

- протоколом об административном правонарушении № 08-12-76 от 14.09.2022 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

- протоколом о временном запрете деятельности № 08-12-76 от 14.09.2022 года, согласно которому, в связи с выявленными нарушениями требований промышленной безопасности, представляющими угрозу жизни и здоровью людей, ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» запрещена выемка угля из лавы №23-1-6/2 с 17 часов 00 мин 14.09.2022г., до рассмотрения материалов в Ленинск-Кузнецком городском суде. Отключить напряжение в лаве №23-1-6/2, вывести людей на свежую струю, вывесить аншлаги «Вход запрещен!», кроме работ по устранению выявленных нарушений.

Данные документы не оспариваются представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Судом установлено, что у ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» имелась возможность для соблюдения правил безопасности, но не были приняты все меры по их соблюдению.

Совокупность собранных и исследованных доказательств, по мнению суда, является достаточной для разрешения данного дела, поскольку вышеприведенные судом доказательства согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не оспариваются представителями юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, соответствуют фактическим обстоятельствам произошедшего правонарушения, не вызывают у суда сомнений в их объективности, в связи с чем суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.

С учетом вышеизложенного, суд считает установленным, что в действиях юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Шахта им.С.Д.Тихова» имеет место нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

В соответствии с положениями ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью.

При решении вопроса о назначении административного наказания суд приходит к выводу о том, что установленные в ходе проверки состояния промышленной безопасности нарушения представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности создает реальную угрозу ввиду возможной аварии и ее последствий на опасном производственном объекте, в связи с чем, считает необходимым назначить наказания в виде административного приостановления деятельности.

Решая вопрос о сроке наказания в виде приостановления деятельности, суд в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельством, смягчающим административную ответственность признает раскаяние законных представителей ООО «Шахта им. С.Д.Тихова», добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим контроль, в настоящее время нарушения устранены в полном объеме, что подтверждается представленными суду документами, а именно: приказом о создании комиссии № 2095 от 15.09.2022г., актом комиссионной проверки от 15.09.2022г., приказом о проведении заседания комиссии (ПДК) № 2096 от 15.09.2022г., протоколом № 20 заседания постоянно - действующей комиссии производственного контроля (КПК) от 15.09.2022г., книгой нарядов очистного участка №1, с отметками о выполнении работ, журналами организационно –профилактических мероприятий, уведомлением об устранении нарушений требований ПБ, актом приемки глухой вентиляционной перемычки №18, отчетом по полученным данным с прибора, мероприятием по исключению местных скоплений газа метана под кровлей выработки на сопряжении лавы 23-1-6/2 и конвейерного штрека 23-1-6, из которых следует, что:

В сбойке №16-10 возведена глухая шлакоблочная перемычка. При проверке газа метана газоанализатором Атест-2 зав.№3508-22 в 10см от кровли на сопряжении лавы №23-1-6/2 с конвейерным штреком №23-1-6 процентное содержание составило 0,2% при допустимом не более 2,0%, а на протяжении 3-5метров от лавы №23-1-6/2 в сторону устья конвейерного штрека №23-1-6 в 10см от кровли выработки процентное содержание составило 0,15-0,21%, при допустимом не более 1,0%.

На сопряжении лавы №23-1-6/2 с конвейерным штреком №23-1-6 протянуты гайки на канатных анкерах усиления крепления кровли выработки.

Напротив энергопоезда в промштреке №23-1-6 на анкерах крепления верхнего борта выработки обеспечен контакт с горным массивом (устранили пустоты под демпферными шайбами) и перебурили анкера.

На сопряжении лавы №23-1-6/2 с конвейерным штреком №23-1-6 демонтировано ограждение вентиляционной струи типа "парус" исключена возможность посменного регулирования воздушной струи.

Смесительная камера лавы №23-1-6/2 смонтирована в соответствии "Инструкции по применению схем проветривания выемочных участков шахт с изолированным отводом метана из выработанного пространства с помощью газоотсасывающих установок" (смонтирована из стеклоткани на всю высоту выработки, датчики газовой защиты установлены на расстоянии 20метров).

Кроме того, на предприятии разработаны и выполнены следующие мероприятия по исключению местных скоплений газа метана под кровлей выработки на сопряжении лавы 23-1-6/2 и конвейерного штрека 23-1-6:

Внесено дополнение в паспорт выемочного участка лавы 23-2-6/2 в части увеличения вынимаемой мощности на концевой операции сопряжения лавы 23-1-6/2 и конвейерного штрека 23-1-6;

Произведено бурение сбоечных скважин в межлавном целике с промежуточного штрека 23-1-7 с подключением их к газоотсасывающему трубопроводу для извлечения газовоздушной смеси в месте контакта перекрытия секции крепи и кровлей выработки для ликвидации местных скоплений метана с последующим их использованием для изолированного отвода метановоздушной смеси с выработанного пространства;

Произведено бурение дегазационных скважин с промежуточного штрека 23-1-7 для извлечения газовоздушной смеси над секциями крепи №1,2,3 с последующим их использованием в качестве дегазации выработанного пространства скважинами пробуренными под куполом обрушения с параллельной выработки.

Также суду представлены документы, подтверждающие привлечение к ответственности работников шахты, виновных в нарушениях, указанных в протоколе об административном правонарушении, а именно:

- приказ № 2097 от 15.09.2022 «О снижении размера премии»; приказ №2098 от 15.09.2022 «О снижении размера премии».

Сомневаться в объективности представленных документов у суда нет оснований, а потому суд считает справедливым, целесообразным и соразмерным назначить наказание ООО «Шахта им.С.Д.Тихова» в виде приостановления деятельности – выемки угля из лавы №23-1-6/2 с 17 часов 00 мин 14.09.2022г. Отключить напряжение в лаве №23-1-6/2, вывести людей на свежую струю, вывесить аншлаги «Вход запрещен!», кроме работ по устранению выявленных нарушений - на срок 5 (пять) суток, поскольку менее строгий вид административного наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 9.1 ч.1, 29.6 ч.5, 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Шахта им.С.Д.Тихова» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности – выемки угля из лавы №23-1-6/2 с 17 часов 00 мин 14.09.2022г. Отключить напряжение в лаве №23-1-6/2, вывести людей на свежую струю, вывесить аншлаги «Вход запрещен!», кроме работ по устранению выявленных нарушений - на срок 5 (пять) суток, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу или непосредственно в Кемеровский областной суд.

Судья: подпись Л.А. Зеброва

Подлинный документ находится в административном деле №5-629/2022 Ленинск – Кузнецкого городского суда Кемеровской области.