ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-62/20 от 06.11.2020 Камбарского районного суда (Удмуртская Республика)

УИД: 18RS0015-01-2019-000580-72

Дело № 5-62/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Камбарка 06 ноября 2020 года

Судья Камбарского районного суда Удмуртской Республики Мавлиев С.Ф.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.,

УСТАНОВИЛ:

Государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ФИО10 (далее – административный орган) 18.12.2019 г. составлен протокол /Пр об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка ФИО1

Как следует из протокола об административном правонарушении /Пр от 18.12.2019 г., на основании приказа Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) (далее - Управление) от 30.10.2019 г. -У, в период с 11.11.2019 г. по 06.12.2019 г. (20 рабочих дней) была проведена выездная плановая проверка, по результатам проверки был составлен Акт от 06.12.2019 г. -ПКУ.

Из материалов проверки следует, что МУП «ГКОС» г. Камбарка осуществляет деятельность на площадке, расположенной по адресу: 427950, <...> (Объект 1Т).

11.11.2019 г. был осуществлён осмотр территории МУП «ГКОС» г. Камбарка расположенной по адресу: 427951, УР, <...> <адрес>. Согласно акту осмотра от 11.11.2019 г. на производственной площадке МУП «ГКОС» г. Камбарка с южной стороны станции дождевых стоков визуально обнаружен навал активного ила черного цвета. Избыточный ил перетекает под забором за территорию МУП «ГКОС» г. Камбарка, стекает по рельефу местности в сторону водного объекта, предположительно пруда, площадью зеркала предположительно 0,5 Га. Отобрана проба отхода в 3-х местах у забора на территории предприятия. Произведены замеры площади перекрытия почвы отходом. Размеры перекрытия: 10,20 м * 6,40 м и 5,50 м * 3,00 м. Замеры проведены 50 метровой рулеткой прямолинейным способом, произведен примерный замер навала отхода, который составил 30 см, визуально, к центру навала слой толще.

Также произведён замер перекрытия почвы за территорией предприятия. Размеры перекрытия 20 м * 8 м, 6,50 м * 19 м, 25 м * 1,50 м. Перекрытие по форме представляет собой вытянутый навал избыточного активного ила чёрного цвета. Перекрытие в виде навала тянется вниз по рельефу местности от забора предприятия в сторону водного объекта. Замеры проведены по не заболоченной местности, далее визуально наблюдаются водные стоки, произвести замер в связи с заболоченностью местности не представляется возможным. Заболоченность начинается примерно в 60 м от водного объекта. Слой перекрытия составляет от 10 см до 40 см, к центру навала слой перекрытия визуально больше.

Согласно заключению экспертной организации по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора от 03.12.2019 г., выданного филиалом «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», 11 ноября 2019 г. в рамках проведения Западно-Уральским межрегиональным управлением Росприроднадзора плановой выездной проверки МУП «ГКОС» г. Камбарка, специалистами Можгинской территориальной лаборатории Филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» проведён отбор пробы отхода производства и потребления: ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод, выполнены КХА и определено содержание влаги и нефтепродуктов.

В результате проведённого анализа отобранного отхода (ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод) определено процентное содержание компонентов отхода, в том числе и содержание нефтепродуктов (0,21 %). Выявлено, что по содержанию нефтепродуктов отход соответствует I-V классу опасности – ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых смешанных сточных вод (код по ФККО 7 22 200 01 39 4).

Учитывая вышеизложенное, административный орган пришёл к выводу, что должностным лицом МУП «ГКОС» г. Камбарка - конкурсным управляющим ФИО1 не уделяется достаточное внимание требованиям природоохранного законодательства, необходимые организационные меры к решению возникших проблем не принимаются, и как следствие допускается невыполнение мероприятий, направленных на исполнение природоохранного законодательства.

Вина конкурсного управляющего МУП «ГКОС» г. Камбарка ФИО1 выразилась в том, что должностное лицо имело возможность организовать выполнение предприятием требований законодательства в области охраны окружающей среды, однако, должных мер не приняло.

Указанные нарушения выявлены Управлением при проведении плановой проверки в отношении МУП «ГКОС» г. Камбарка и зафиксировано в акте -ПКУ от 06.12.2019 г.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Удмуртской Республике в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела уведомлено надлежащим образом. Направило в суд ходатайство о рассмотрении дело в отсутствии представителя административного органа.

Привлекаемое к административной ответственности лицо - ФИО1 в судебное заседание не явился, своего представителя не направил, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.

Заявленное ФИО1 ходатайство об отложении рассмотрения дела определением судьи от 06.11.2020 г. оставлено без удовлетворения, в силу чего, применительно к положениям ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, полагаю считать возможным рассмотрение дела в отсутствие лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, изучив представленные письменные пояснения по делу, прихожу к следующим выводам.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Частью 1 ст. 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.2.3 КоАП РФ.

Состав данного административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

В силу ст. 1 Федерального закона № 89-ФЗ, под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

Как следует из материалов дела, основанием для составления протокола /Пр от 18.12.2019 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ в отношении должностного лица – конкурсного управляющего МУП «ГКОС» г. Камбарка ФИО1, послужили обстоятельства, выявленные в ходе проведения плановой выездной проверки на основании приказа Западно-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора от 30.10.2019 г. -У в период с 11.11.2019 г. по 06.12.2019 г.

В рамках проведения выездной проверки был выявлен факт сброса МУП «ГКОС» г. Камбарка отхода 4-го класса опасности - ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод на почву с южной стороны станции дождевых стоков предприятия, в результате чего произошло перекрытие почв на площади 402,78 кв.м., из них 81,78 кв.м, на арендованном земельном участке, 321,0 кв.м, на прилегающих землях, занятых лесными насаждениями.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами:

- копией акта проверки государственного контроля (надзора) юридического лица -ПКУ от 06.12.2019 г. (т. 1 л.д. 9-35);

- экспертным заключением от 03.12.2019 г., выполненным филиалом «ЦЛАТИ по Удмуртской республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в лице Можгинской территориальной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», которой на участке предприятия МУП «ГКОС» (с южной стороны станции дождевых стоков предприятия), был проведён отбор проб отхода (ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод). В результате проведённого анализа отобранного отхода (ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод) определено процентное содержание компонентов отхода, в том числе и содержание нефтепродуктов (0,21 %). Выявлено, что по содержанию нефтепродуктов, отход соответствует паспорту отходов I - IV классов опасности - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 7 22 200 01 39 4), разработанному и утверждённому на предприятии (т. 1, л.д. 45-51);

- копией акта обследование территории от 11.11.2019 г. (т. 1, л.д. 52-54).

Данные доказательства в совокупности объективно свидетельствуют о виновности ФИО1 в не обеспечении выполнения предприятием требований законодательства в области охраны окружающей среды.

При этом, доводы ФИО1 о том, что административным органом проверка была проведена в отсутствие управомоченного лица МУП «ГКОС» г. Камбарка, несостоятельны.

Так, отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора) и защиты прав юридических лиц при осуществлении государственного контроля (надзора) регулирует Федеральный закон № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.

Согласно пункту 2 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ при проведении проверки орган государственного контроля (надзора) не вправе осуществлять плановую проверку в случае отсутствия при её проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица.В соответствии с частью 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведённой в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.

Из материалов дела следует, что плановая выездная проверка МУП «ГКОС» проведена в присутствии главного инженера ФИО6

Из должностной инструкции главного инженера МУП «ГКОС», утверждённой конкурсным управляющим МУП «ГКОС» ФИО1 21 сентября 2018 г., с которой ФИО6 ознакомлен 21 сентября 2018 г., следует, что главный инженер относиться к категории руководителей, в функции главного инженера входит руководство производственно-хозяйственной деятельностью МУП «ГКОС», деятельностью технических служб предприятия, контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины на производстве.

Установленное свидетельствует, что проверка проведена с участием должностного лица МУП «ГКОС» - главного инженера ФИО6, что согласуется с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона № 294-ФЗ.

В связи с чем, ставить под сомнение достоверность полученных в ходе проведения выездной плановой проверки доказательств, в виду того, что проверка проведена в присутствии неуполномоченного лица, не имеется.

Заключение от 03.12.2019 г., выполненное филиалом «ЦЛАТИ по Удмуртской республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» в лице Можгинской территориальной лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Удмуртской Республике» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО», вопреки доводам ФИО1, отвечает признакам допустимости в соответствии со статьей 26.7 КоАП РФ.

Ссылка в заключении на Критерии отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей среды, утверждённые Приказом МПР РФ от 15 июня 2001 г. , утратившие силу в связи с изданием Приказа Минприроды России от 4 декабря 2014 г. , утвердившего Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, относимость и допустимость данного экспертного заключения не ставит под сомнение.

Из абзаца второго статьи 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» следует, что под отходами производства и потребления (далее - отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.

В заключение экспертной организации от 3 декабря 2019 г. определён вид отхода, который отнесён к IV классу опасности, который с учётом статьи 4.1 федерального закона № 89-ФЗ является малоопасным отходом, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду.

При этом доводы о том, что применённая экспертом методика отнесения пробы иловой смеси, к отходу производства, обладающим IV классом опасности, вызывает объективные сомнения, в виду того, что полноценного анализа компонентного состава пробы (акт от 11 ноября 2019 г.) в нарушение Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 04 декабря 2014 г. , не проводилось, суд считает несостоятельными.

В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ любым хозяйствующим субъектам, где образуются отходы, необходимо отнести любой образующийся отход к конкретному классу опасности.

В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона № 89-ФЗ государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов.

Из положений пункта 2 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ следует, что подтверждение отнесения к конкретному классу Опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьёй 20 Федерального закона № 89-ФЗ, не требуется.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22 мая 2017 г. утверждён Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), представляющий собой перечень образующихся в Российской Федерации отходов.

Согласно данному Федеральному классификационному каталогу отходов ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод является отходом V класса опасности.

Критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду утверждены Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. (далее по тексту - Приказ ).

Согласно пункту 1 данного приказа критерии отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и её территориальных органов.

Пунктами 2, 3 статьи 14 Федерального закона № 89-ФЗ определено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды. На отходы I-IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I-IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.

Отход производства - ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 7 22 201 11 39 4), образуемого в процессе деятельности, относится к IV классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, что следует из паспорта отходов, утверждённого конкурсным управляющим МУП «ГКОС» ФИО1 15 октября 2018 г.

Предметом исследования являлись пробы отхода производства и потребления: ил избыточный биологический очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод.

Экспертом сделан однозначный вывод, что по содержанию нефтепродуктов отход соответствует паспорту отходов I-IV классов опасности - ил избыточный биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код по ФККО 7 22 200 01 39 4), разработанному и утверждённому на предприятии.

Экспертом в заключение от 3 декабря 2019 г. не исследовался вопрос, относятся ли отобранные пробы к конкретному классу опасности.

Следовательно, с учётом предмета исследования, оснований для применения Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. у экспертной организации не имелось.

Из содержания акта отбора пробы отходов от 11 ноября 2019 г. следует, что такие мероприятия проведены с соблюдением требований соответствующих методик, в частности, ПНД Ф 12.1:2:2.2:2.3:3.2-03 «Методические рекомендации. Отбор проб почв, грунтов, донных отложений, илов, осадков сточных вод, шламов промышленных сточных вод, отходов производства и потребления». Доказательств того, что пробы отходов отобраны с нарушением данной методики, материалы дела не содержат.

Со стороны лиц, присутствовавших при отборе проб каких-либо замечаний по процедуре их отбора не поступило.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Вина конкурсного управляющего МУП «ГКОС» г. Камбарка ФИО1 выразилась в том, что должностное лицо, имея возможность и обязанность организовать выполнение предприятием требований законодательства в области охраны окружающей среды, должных мер к этому не приняло, в связи с чем МУП «ГКОС» г. Камбарка, допустило сброс отхода 4-го класса опасности - ила избыточного биологических очистных сооружений хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод на почву.

Протокол об административном правонарушении /Пр от 18.12.2019 г., составленный государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Удмуртской Республике ФИО10 соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ. Действия ФИО1 судья квалифицирует по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ как несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 8.2.3 КоАП РФ.

Оснований для признания допущенного правонарушения малозначительным в порядке ст. 2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку правонарушение исключительным не является, так как может нанести существенный вред экосистеме земельного участка, на котором расположено МУП «ГКОС», что в свою очередь может негативно сказаться на экологической и санитарно-эпидемиологической обстановке населённых пунктов, расположенных вблизи указанного земельного участка.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Частью 2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершённого им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая конкретные обстоятельства рассматриваемого дела, принцип индивидуализации ответственности за административные правонарушения, соразмерность конституционно закрепленным целям и охраняемым законным интересам, судья приходит к выводу, что штраф в размере 10 000 руб. будет соответствовать характеру совершённого конкурсным управляющим МУП «ГКОС» г. Камбарка ФИО1 правонарушения, и не влечёт избыточное ограничение его прав, отвечает критериям пропорциональности, соразмерности, справедливости.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Конкурсного управляющего Муниципального унитарного предприятия «Городские канализационные очистные сооружения» г. Камбарка ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 10 000 (Десять тысяч) руб. 00 коп.

Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления решения в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа: ОТДЕЛЕНИЕ-НБ УДМУРТСКАЯ РЕСПУБЛИКА Г. ИЖЕВСК, БИК 049401001, Расчётный счёт <***>, Лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 590301001, Получатель УФК по Удмуртской Республике (Западно-Уральское межрегиональное управление Росприроднадзора).

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10-ти дней со дня вручения или получения копии мотивированного текста постановления, через Камбарский районный суд.

Мотивированный текст постановления изготовлен 11 ноября 2020 года.

Судья С.Ф. Мавлиев