ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-62/2016 от 17.05.2016 Ленского районного суда (Республика Саха (Якутия))

адм м. № 5-62/2016 .

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г.Ленск Республика Саха (Якутия) 17 мая 2016 года

Судья Ленского районного суда Шмидт Ж.А., при секретаре Васильевой С.В.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеевой Е.А. по доверенности от [ДАТА]___,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.38 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении юридического лица АО «Хатангский морской торговый порт», юридический адрес: 647460 Красноярский край ТДНМР с/п Хатанга ул.Советская, 42, р/с 40702810800030002195, ИНН 2460073530, КПП 246901001, к/с 30101810700000000853,

УСТАНОВИЛ:

[ДАТА] в 10 часов 00 минут на причале нефтебазы ___ «___» в п.Юрюнг-Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия) во время перекачки дизельного топлива с танкера «___», который находится в эксплуатации АО «Хатангский морской торговый порт» на основании договора субаренды судна № ___ от [ДАТА], произошёл разлив нефтепродуктов в протоку реки Анабар – Пропуон – Юряга в количестве около 100-150 литров.

По данному факту Западным межрайонным отделом госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов Ленского территориального управления Росрыболовства было произведено административное расследование.

По результатам расследования установлено, что разлив нефтепродуктов произошёл по вине экипажа танкера, в связи с использованием дополнительного оборудования (счетчика), не предусмотренного конструкцией теплохода. Установка указанного счетчика жидкости конструкцией теплохода не предусмотрена. В результате эксплуатации перекачивающих механизмов на танкере «___» с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов произошло загрязнение рыбохозяйственного водоема – протоки Пропуон-Юряга р.Анабар.

[ДАТА] в отношении юридического лица АО «Хатангский морской торговый порт» начальником Западного межрайонного отдела госконтроля, надзора и охраны водных биоресурсов Ленского территориального управления Росрыболовства составлен протокол об административном правонарушении по ст.8.38 КоАП РФ, который вместе с материалами административного расследования передан в Ленский районный суд для рассмотрения.

В судебном заседании представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Алексеева Е.А. вину АО «Хатангский морской торговый порт» в совершении указанного административного правонарушения не признала, поддержала доводы изложенные в представленном письменном возражении, что фактическим судовладельцем танкера «___» является ___ «___», члены экипажа являются его работниками, поэтому считает, что в соответствии с законодательством РФ, административную ответственность за инкриминируемое правонарушение должен нести судовладелец ___ «___». Также считает, что в протоколе об административном правонарушении отсутствует конкретика норм законодательства, которые они нарушили. Просит в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» производство по делу об административном правоотношении прекратить, ввиду отсутствия вины.

Заслушав представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, изучив материалы дела, прихожу к выводу, что в действиях АО «Хатангский морской торговый порт» действительно имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 КоАП РФ, то есть нарушение правил охраны водных биологических ресурсов.

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела об административном правонарушении.

Так, согласно договору субаренды судна (с экипажем) от [ДАТА]___, заключенного между ___ «___» (Арендодатель) и ЗАО «Хатангский морской торговый порт» (Арендатор), нефтеналивное судно «___» с экипажем во временное владение и пользование принято ЗАО «Хатангский морской торговый порт» для перевозки нефтепродуктов.

Из пп.___, ___ указанного договора следует, что судно передается на период с [ДАТА] по [ДАТА]. Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду судна (за исключением препятствующих эксплуатации судна), которые были оговорены им при заключении договора или были заранее известны Арендатору либо должны были быть обнаружены Арендатором во время осмотра судна или проверки его исправности при заключении договора или передаче судна в аренду.

Согласно раздела ___ договора субаренды судна, Арендатор обязан: принять судно от Арендодателя с соблюдением условий, предусмотренных разделом ___ договора; осуществлять коммерческую эксплуатацию судна в соответствии с условиями договора; вовремя проходить доковые, классификационные и ежегодное освидетельствование в ФАУ «Российский Речной Регистр»; заблаговременно получать все необходимые разрешения, связанные с осуществлением деятельности за пределами Енисейского бассейна; на период аренды судна разработать и применять Систему управления безопасностью судов.

В силу пп.___.-___. договора Арендатор вправе от своего времени заключать договоры перевозки или буксировки без согласия Арендодателя, заключать договоры субаренды судна с экипажем.

Кроме того, согласно п.___. договора убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащем исполнением обязательств по договору возмещаются Арендатором в полной сумме.

Согласно акту служебного расследования инцидента, связанного с разливом дизельного топлива при выкачке с танкера «___» АО «Хатангский морской торговый порт» на причале в п.Юрюнг-Хая Анабарского улуса Республики Саха (Якутия), созданной комиссией установлено, что причиной разлива нефтепродуктов на борту танкера «___» АО «Хатангский морской торговый порт» стала деформация места соединения судового трубопровода и счётчика, установленного на борту судна и не закрепленного должным образом (отсутствие фундамента). Вывод комиссии: разлив нефтепродуктов на борту танкера «___» АО «Хатангский морской торговый порт» произошёл по вине экипажа, в связи с использованием дополнительного оборудования (счётчика), не предусмотренного конструкцией теплохода.

Обстоятельства инцидента также подтверждаются объяснительными, в том числе капитана и членов экипажа танкера «___». В своей объяснительной капитан танкера «___» С. указывает, что «Выгрузка дизельного топлива производилась судовым грузовым насосом через счётчик, предоставленный ЗАО «ХМТП». По проекту судна установка данного счётчика не предусмотрена, также счетчик не был укомплектован не фильтром, не стационарной подставкой для него, о чём руководство ЗАО «ХМТП» было оповещено, что возможно и сыграло решающую роль в разгерметизации соединения».

Согласно письма ФГУ «Якутское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов» всего в бассейне р.Анабар насчитывается 27 видов рыбообразных и рыб (с подвидами). Ширина водоохраной зоны реки Анабар составляет 200 м.

Справка Якутского филиала ФГБНУ «Государственный научно-производственный центр рыбного хозяйства» от [ДАТА] по факту разлива нефтепродуктов в протоку Пропуон-Юряга рыбохозяйственного водоема р.Анабар подтверждает, что нефтепродукты, поступающие в водоем, уничтожают нерестилища и нагульные угодья, препятствуют естественной аэрации и нарушают нормальные биологические процессы водоема, портят качество рыбной продукции. Даже в малых количествах нефтепродукты вредны для гидробионтов. Указанные действия могут повлечь массовую гибель рыбы и других водных животных в протоке Пропуон-Юряга рыбохозяйственного водоема р.Анабар.

Из протокола об административном правонарушении от [ДАТА]___ в отношении юридического лица АО «Хатангский морской торговый порт» следует, что в рамках проведения административного расследования установлено: «В соответствии с инструкцией по оформлению грузовых документов и проведению грузовых операций ЗАО «ХМТП» на танкер «___» был установлен счётчик жидкости непредусмотренный конструкцией танкера. Счётчик жидкости не проходил сертификацию в Российском Речном Регистре и был установлен не соответствующим образом. Установка счётчика на танкере «___» субарендатором должна была выполнятся по согласованию с Российским Речным Регистром и под его техническим наблюдением. Сертификат, выданный Российским Речным Регистром на использование счетчика на танкере «___», АО «Хатангский морской торговый порт» не представило. В результате эксплуатации перекачивающих механизмов на танкере «___» с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов произошло загрязнение рыбохозяйственного водоема – протоки Пропуон-Юряга р.Анабар. Были нарушены: ст.ст.22, 42 ФЗ «О животном мире», ч.1 ст.34, 35, 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.ст.42, 48, 56, 61, 65 Водного Кодекса РФ, ст.ст.11, 13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства, утвержденного постановлением Совета Министров СССР № 1045, ст.48, 50 ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биоресурсов», ст.ст.34, 45, 46 ФЗ «Об охране окружающей среды», пп.2, 5, 6 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 года №380, Требование по предотвращению гибели объектов животного мира при осуществлении производственных процессов, а также при эксплуатации транспортных магистралей, трубопроводов, линий связи и электропередачи (в ред. постановления Правительства РФ от 13.03.2008 года № 169). Ответственность за данное правонарушение предусмотрена ст.8.38 КоАП РФ.

Нарушений при проведении административного расследования в отношении АО «Хатангский морской торговый порт» суд не усматривает.

В силу ч. 1 ст. 34 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ч. 2 ст. 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 50 ФЗ от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.

Статья 8.38 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов с нарушением правил охраны водных биологических ресурсов, если хотя бы одно из этих действий может повлечь массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия.

В соответствии со ст.3 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ (КВВТ РФ), судовладелец (также владелец судна) – юридическое лицо, эксплуатирующее судно от своего имени, независимо от того, является ли оно собственником судна или использует его на ином законном основании.

На основании ч.2 ст.60, ч.3 ст.61 КВВТ РФ, на внутреннем водном транспорте аренда судов осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и установленными правилами. Ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным судном, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.640 Гражданского кодекса РФ, ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ.

В силу ст.1079 (гл.59) ГК РФ юридические лица, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов и т.п.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы. Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо, которое владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством и т.п.).

На основании пп. «а», «д» п.9 «Положения о Российском Речном Регистре», утвержденного приказом Минтранса РФ от 16.01.1995 года № 3 (в ред. от 31.07.1998 года) Российский Речной Регистр в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функции, в том числе: технический надзор за постройкой, переоборудованием, модернизацией и ремонтом судов, судовых устройств, механизмов и оборудования, предназначенных для установки на суда, с выдачей соответствующих документов; согласование технической документации на постройку, переоборудование, модернизацию и ремонт судов, судовых устройств, механизмов и оборудования.

В соответствии с п.5.15 «Положения о классификации судов внутреннего и смешанного (река - море) плавания», утвержденного приказом Минтранса РФ от 01.11.2002 года № 136 (в ред. от 11.01.2009 года), всякие изменения, касающиеся материалов, изделий и конструкций судна, на которые распространяются требования правил, согласовываются с Речным Регистром до их реализации.

Согласно п.4.6.17. «Руководства по технической эксплуатации судов внутреннего водного транспорта. РД 212.0182-02», утвержденного Минтрансом РФ 20.12.2001 года, поднадзорные Регистру механизмы и оборудование, а также изделия и материалы, устанавливаемые на судне, должны иметь соответствующие сертификаты.

Таким образом, вина юридического лица АО «Хатангский морской торговый порт» в нарушение правил охраны водных биологических ресурсов подтверждается материалами дела об административном правонарушении.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не имеется.

Санкция ст.8.38 КоАП РФ предусматривает наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии чч.3, 3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, рассматривающий дело об административном правонарушении может назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.

При назначении административного наказания, судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, то, что ранее данное юридическое лицо к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекалось и полагает, что АО «Хатангский морской торговый порт» следует назначить наказание в виде административного штрафа.

С учетом установленных обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, смягчающие вину обстоятельства, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица, принимая во внимание своевременную ликвидацию последствий розлива нефтепродуктов командой танкера и отсутствие серьезных последствий, суд считает возможным назначить наказание, с применение чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо Акционерное общество «Хатангский морской торговый порт», юридический адрес: 647460 Красноярский край ТДНМР с/п Хатанга ул.Советская, 42, р/с 40702810800030002195 в КФ ЗАО АИКБ «Енисейский объединенный банк» г.Красноярск, ИНН 2460073530, КПП 246901001, БИК 040407853, к/с 30101810700000000853, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить данному юридическому лицу наказание за данное правонарушение, применив чч.3.2, 3.3 ст.4.1 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 50 000 (пятьдесят тысяч) рублей.

Административный штраф подлежит уплате:

Наименование получателя платежа: УФК по РС(Я) (ЛТУ Федеральное Агентство по рыболовству),

Налоговый орган: ИНН 1435211295, КПП 143501001, ОКТМО 98627000,

счет 40101810100000010002,

Наименование банка: ГРКЦ НБ РС(Я) г. Якутск, БИК 049805001,

Наименование платежа: Штраф за нарушение законодательства об охране и использовании животного мира,

Код бюджетной классификации (КБК): 07611625030016000140.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ - административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлечённым к административной ответственности не позднее 60 (шестидесяти дней) со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу, либо со дня истечении срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ.

Неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный КоАП РФ, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Ленский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: п/п Шмидт Ж.А.

Копия верна: судья Шмидт Ж.А.