ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-630/2021 от 26.04.2021 Ленинскогого районного суда г. Чебоксар (Чувашская Республика)

Адм. дело № 5-630/2021

УИД 21RS0023-01-2021-001767-21

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 апреля 2021 г. г. Чебоксары

Судья Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Сидорова И.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении ФИО1, дата года рождения, уроженки адрес------ зарегистрированной по адресу: адрес, проживающей по адресу: адрес

установил:

дата------ в отношении ФИО1 составлен протокол ----- об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), из которого следует, что она дата в ------, приняла участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, тем самым нарушила требования ст. ст. 6,17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.2. КоАП РФ, не признала, пояснив, что она не являлась участником митинга, состоявшегося дата на адрес, а занималась профессиональной журналисткой деятельностью ------. Непосредственно на публичном мероприятии ее не задерживали. Редакционное задание у нее в тот момент имелось. На день проведения публичного мероприятия форма отличительного знака журналиста еще не была утверждена.

Защитник ФИО1 - ФИО3, извещенный о месте и времени, на судебное заседание не явился.

Должностное лицо, составившее протокол, ------ полагал, что вина ФИО1 доказана материалами дела.

Выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, исследовав представленные доказательства, видеозапись, судья приходит к следующему.

В силу статьи 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Нормы ст. 26.1 КоАП РФ обязывают судью определять обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, в том числе наличие события административного правонарушения, установить лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность. В соответствии с п. 6 настоящей статьи суд также обязан установить обстоятельства, исключающие производство по делу, к числу которых, в частности, отнесены: отсутствие события административного правонарушения; отсутствие состава административного правонарушения.

Согласно частям 1-2 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (ч.3 ст.1.5 КоАП РФ).

В соответствии с положениями ст. 26.2 КоАП РФ наличие события или состава административного правонарушения устанавливается на основании фактических данных, являющихся доказательствами по делу об административном правонарушении.

Согласно части 2 статьи 26.2 КоАП РФ фактические данные, являющиеся доказательствами по делу об административном правонарушении, устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии с частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон № 54-ФЗ).

Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ).

Проведение публичного мероприятия должно основываться на принципах законности, выражающейся в соблюдении положений Конституции Российской Федерации, данного закона, иных законодательных актов Российской Федерации, и добровольности участия в публичном мероприятии (статья 3 Федерального закона № 54-ФЗ).

В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ митинг - массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона № 54-ФЗ участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона № 54-ФЗ. В соответствии с частью 3 статьи 6 указанного Федерального закона во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

Как следует из материалов дела, дата с ------ состоялось несогласованное с администрацией г. Чебоксары публичное мероприятие в форме митинга в поддержку кандидата в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов ФИО5

Из протокола об административном правонарушении ----- от дата следует, что дата в ------ФИО1, находясь на площади Республики возле адрес, приняла участие в несогласованном с администрацией г. Чебоксары публичном мероприятии в форме митинга, при этом на неоднократные законные требования сотрудников полиции прекратить данное мероприятие не реагировала, тем самым нарушила требования ст. ст. 6, 17 Федерального закона РФ от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях».

Указанное также следует из рапорта ------ Согласно рапорту указанный факт выявлен в ходе проверки и анализа видеозаписи.

Вместе с тем, данный вывод административного органа опровергается представленным суду доказательствами.

ФИО1 также не отрицает, что она находилась на публичном массовом мероприятии в форме митинга, не согласованном с администрацией г.Чебоксары, на пл. Республики в ------ но отмечает, что она не являлась участником указанного публичного мероприятия, а выполняла свои профессиональные обязанности журналиста по освещению указанных событий.

Из приложенных к материалам дела фотографий, видеозаписи следует, что ФИО1 находится среди других лиц, участвующих в публичном мероприятии адресадрес, осуществляет съемку происходящих событий с использованием мобильного телефона, о том, что ФИО1 в группе граждан участвовала в несогласованном митинге, выкрикивала лозунги тематического содержания из видеозаписи не следует. Во время митинга и по окончании указанного публичного мероприятия ФИО1 не была задержана.

Указанные доводы ФИО1 подтверждаются редакционным заданием заместителя ------

Из письма Управления Роскомнадзора по Чувашской Республике от дата----- следует, что ------

Также суду представлено письмо ------

Аккредитация иностранных корреспондентов осуществляется МИД России в соответствии со ст.48 и ст. 55 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации».

Представители иностранных СМИ в ходе осуществления своей журналистской деятельности на территории Российской Федерации руководствуются положениями Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» и Правилами аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации», утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1055.

Вопрос реализации журналистом редакционного задания, выданного ему иностранным СМИ, лежит в плоскости правовых взаимоотношений между данным журналистом и корпунктом и/или центральной редакцией иностранного издания. При этом журналист при выполнении редакционного задания не имеет права выходить за рамки национального законодательства Российской Федерации.

Таким образом------

Как указано в ст. 6 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации», настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Российской Федерации, а для создаваемых за ее пределами - лишь в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации.

Указанный Закон распространяется и на иностранные СМИ в части, касающейся распространения их продукции в Российской Федерации, в том числе в части прав журналистов.

Согласно ст. 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» под журналистом понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию.

На основании ст. 52 указанного Закона РФ профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется: на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения; на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Таким образом, статус журналиста распространяется и на лиц, не состоящих с редакцией в трудовых отношениях, однако являющихся ее внештатными сотрудниками либо корреспондентами (специальный корреспондент, репортер, фотокорреспондент, фоторепортер, видеорепортер, видеокорреспондент, телекорреспондент, радиооператор), действующими по ее отдельному поручению, а также на иностранных корреспондентов, аккредитованных в Российской Федерации независимо от их гражданства.

В соответствии с ч. 5 ст. 6 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции Федерального закона от 21.07.2014 № 258-ФЗ) основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

В силу п. 7 ст. 47 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» журналист имеет право присутствовать на митингах и демонстрациях. В соответствии с пунктом 1 статьи 47 Закона журналист имеет право, в том числе, искать, запрашивать, получать и распространять информацию. При этом в соответствии п. 9 ст. 49 данного Закона на журналиста возложена обязанность предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста.

Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Обязательные требования к отличительному знаку представителя СМИ были установлены приказом Роскомнадзора от дата-----, то есть после рассматриваемых событий. Редакционное задание у ФИО1 имелось, оно представлено суду. При составлении протокола об административном правонарушении, имея возможности дать объяснения, ФИО1 также указала на статус журналиста как место работы.

По делу отсутствуют данные, в том числе не следует это из приобщенной видеозаписи, о том, что ФИО1 непосредственно участвовала как гражданин с целью свободного выражения и формирования мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, как предполагает статья 2 Закона о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, ее поведение отличается от действий участников несанкционированного мероприятия – согласно видеозаписи ФИО1 осуществляла съемку происходящего публичного мероприятия, участие в обсуждении поднимаемых на мероприятии вопросов не принимала.

Частями 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Суд приходит к выводу о том, что ФИО1дата, находясь на адресадрес, выполняла журналистское задание, а не являлась участником публичного мероприятия, не согласованного с администрацией г. Чебоксары. Редакционное задание конкретного СМИ подтверждает связь указанного лица со средством массовой информации на момент указанных событий и круг ее полномочий.

Журналист, присутствующий на публичном мероприятии с целью освещения ее в СМИ и выполняющий свои профессиональные обязанности, участником публичного мероприятия не является, поэтому не может нести ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, так как к ответственности может быть привлечен только специальный субъект - участник публичного мероприятия, определение которому дано в ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

Таким образом, в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, в связи с чем производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд

п о с т а н о в и л :

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1 прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Ленинский районный суд г. Чебоксары

Судья И.Н. Сидорова

Мотивированное постановление составлено 26 апреля 2021 года.

Резолютивная часть постановления объявлена 23 апреля 2021 года.