УИД **RS0**-52
Дело **
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
6 декабря 2021 <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Зиновьев Илья Николаевич, при секретаре Алексеевой А. С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении:
общества с ограниченной ответственностью (ООО) «БРИ ТРАНС», расположенного по адресу: **, дата государственной регистрации ****,
о правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Согласно составленному 10.09.2021 Псковской таможней в отношении ООО «БРИ ТРАНС» протокола об административном правонарушении № 10209000-2815/2021: 08.08.2021 в 10 часов 01 минуту на таможенный пост МАПП Бурачки Псковской таможни на выезд из России прибыл состав грузовых транспортных средств: седельный тягач марки «MERSEDES-BENZ» рег. номер **, с полуприцепом марки «SCHWARZMULLER» рег. номер **, следующий под управлением водителя ФИО1, предоставившего товаросопроводительные документы (ТСД): CMR № 020821-1 от 02.08.2021, инвойс № 24 от 02.08.2021, спецификация № 1 от 30.07.2021, фитосанитарный сертификат № **, ДТ ** от 04.08.2021, согласно которым в транспортном средстве перемещался товар «пиломатериалы обрезные хвойных пород, ель «PISEA ABIES KARST», код ТН ВЭД ЕАЭС 4407129100, в количестве 8 пакетов (грузовых мест), общим весом брутто 17 323,10 кг, объемом 37, 938 м?. Отправитель товара: ИП ФИО2 (Россия); получатель товара: «SABIEDRIBA AR IEROBEZOTU ATBILDIBU «GREENTERRA» (Латвия).
В ходе проведенного таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении указанного транспортного средства фактически перемещается товар, наименование которого соответствует заявленному в ТСД, в количестве 8 пакетов (грузовых мест), общим весом брутто 21 011 кг (в ТСД 17 320,10 кг.), что на 3 778,9 кг больше заявленного в ТСД. Общий фактический объем партии пиломатериала, в соответствии с протоколами выполнения измерений объема партии пиломатериалов поштучным методом, составил: 40, 331 м? (в ТСД 37,938 м?), что на 2,393 м? больше, чем указано в ТСД. Измерения и определение фактического объема партии пиломатериалов проводились по методике измерений объема партии пилопродукции поштучным методом по Методике М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136.
Указанное послужило основанием для составления в отношении ООО «БРИ ТРАНС» протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Защитник ООО «БРИ ТРАНС» Переверзев В. В. в судебном заседании вину Общества не признал, указав, что при проведении таможенного досмотра таможенным органом нарушены требования Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об обеспечении единства измерений», а также требования Методики М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136, при определении объемов и веса пиломатериалов.
Пояснил, что согласно акту таможенного досмотра, измерение и расчет объема товара производился поштучным методом, в соответствии с Методикой М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136. Согласно п. 11.3 Методики поштучный метод предусматривает проведение следующих операций: измерение длины, ширины и толщины каждой единицы пилопродукции; расчет объема каждой единицы пилопродукции по результатам этих измерений; вычисления фактического объема пилопродукции в партии путем сложения объемов всех единиц, входящих в партию. Фактически таможенным органом измерено 8 единиц пилопродукции из 896. При выборочном контроле в соответствии с п. 11.3.7. Методики пиломатериалы должны соответствовать первой группе геометрических особенностей (в соответствии с ГОСТ 24454-80). Указанным ГОСТом установлены предельные отклонения от номинальных. Сведения о том, что пиломатериалы относятся к данной группе в акте таможенного досмотра отсутствуют, однако при этом минимальный объем выборки, в соответствии с таблицей 3 п. 11.3.4 Методики, составляет 80 штук.
Также пояснил, что согласно представленных ТСД, в частности ДТ10131010/040821/0509674, заявленная отправителем влажность пиломатериалов составляет 14-19%. Влажность необработанных пиломатериалов является величиной не постоянной. При изменении влажности в процессе транспортировки (хранения) вес товара мог меняться. Согласно влажности (14-19%), указанной в ДТ, вес 1 м? пиломатериалов составляет 450 кг/ м?, то есть вес соответствует заявленному в декларации на товары, при изменении влажности в сторону увеличения до 30%, вес 1 м? составит 490 кг/м?, то есть общий вес партии составит уже 490* 39,21= 19 212,90 кг., при увеличении влажности до 40% вес 1 м? составит 520 кг/м?, то есть общий вес партии составит уже 520* 39,21= 20 389,00 кг. При проведении таможенного досмотра указанный параметр таможенным органом не исследовался.
Представитель Псковской таможни – заместитель начальника отдела административных расследований Псковской таможни ФИО3, в судебном заседании считала вину перевозчика ООО «БРИ ТРАНС» доказанной, доводы административного протокола в отношении ООО «БРИ ТРАНС» поддержала. Пояснила, что в ходе проведения таможенного досмотра должностным лицом Псковской таможни произведено измерение всех досок находящихся в пачках, которых, согласно акта таможенного досмотра (АТД), было 8 штук (8 грузовых мест), как и предусмотрено методикой измерения М 13-24-13 ФР.1.27.2014.17136. Было установлено, что в каждой пачке находилось по 112 досок, каждая из которых была измерена и установлено, что размеры досок в каждой пачке одинаковы. Общий фактический объем пилопродукции, с учетом абсолютной погрешности V2,м? (+/- 0,40), составил 40,331 м?. При составлении АТД сведения о количестве измеренных досок отражены должностным лицом не корректно, однако согласно приложению к АТД (по фото) видно, что были произведены замеры каждой доски в каждой пачке.
Также пояснила, что согласно ТД 10228010/040821/0509674 от 04.08.2021 и инвойса влажность древесины на момент декларирования составляла 14-19 %. С момента декларирования до момента проведения фактического контроля прошло не более 5 дней, кроме того товар перевозился в тентованном транспортном средстве и был упакован в полиэтиленовую пленку для сохранения влажности древесины и исключения факторов, влияющих на изменение первоначальных характеристик товара, таких как влажность и вес. В связи с чем, при проведении фактического контроля, у должностного лица таможенного поста не возникло оснований для увеличения степени проводимого досмотра, в части измерения влажности. Досмотр проведен в соответствии с выданным поручением.
Выслушав защитника и представителя таможни, изучив материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с пп. 26 ч. 1 ст. 2 ТК ЕАЭС, перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
Согласно п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС при убытии товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные п. 1 ст. 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено указанным Кодексом.
В соответствии с требованиями ст. 89 ТК ЕАЭС, при международной перевозке автомобильным транспортом при прибытии товаров на таможенную территорию Союза перевозчик сообщает таможенному органу в числе прочих сведений сведения о количестве грузовых мест, их маркировке, наименовании товаров, весе (брутто) товаров либо объеме товаров.
В силу ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве товара при прибытии на территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, путем представления недействительных документов признается административным правонарушением.
Согласно примечанию к ст. 16.1 КоАП РФ, под недействительными документами понимаются документы, содержащие недостоверные сведения.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением в области таможенного дела признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В данном случае перевозчику инкриминируется представление таможенному органу недействительных документов, а именно: товаросопроводительных документов, содержащие недостоверные сведения относительно веса и объема перевозимых пиломатериалов (досок).
Так, согласно материалам дела, фактический объем предъявленного товара составил 40,331 м?, в то время как в таможенной декларации заявлен номинальный объем 37, 938 м?, объем с учетом отклонений на величину усушки в дополнении к декларации 39,21 м? (л. д. 37), вес брутто предъявленного товара составил 21 011 кг, превысив заявленный (17 320,10 кг) на 3 778,9 кг.
Вместе с тем, как следует из раздела IX группа 44 «Древесина и изделия из нее» Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) для целей таможенного контроля пиломатериалов, в том числе по заявленному ООО «БРИ ТРАНС» коду 4407129100 (Лесоматериалы, полученные распиловкой или расщеплением вдоль, строганием или лущением, не обработанные или обработанные строганием, шлифованием, имеющие или не имеющие торцевые соединения из ели обыкновенной вида "Picea abies Karst."), их количество определяется объемными параметрами в кубических метрах.
Это связано с тем, что влажность необработанных пиломатериалов является величиной не постоянной.
Письмом ЦТУ ФТС России от 01.09.2008 № 21-22/17084 «О направлении информации», до таможенных органов доведена информация о том, что древесина способна изменять влажность в зависимости от изменения температурно- влажностного состояния окружающего воздуха, то есть является гигроскопичным материалом. Плотность (вес) древесины изменяется в зависимости от ее влажности. Так, в отношении перемещаемых пиломатериалов (ель), плотность древесины в зависимости от влажности, может составлять:
влажность 10% - 440 кг/м3;
влажность 20% - 460 кг/м3;
влажность 30% - 490 кг/м3;
влажность 40% - 520 кг/м3;
влажность 50% - 560 кг/м3.
То есть фактически, при изменении влажности, в процессе транспортировки (хранения) вес товара может меняться. Согласно влажности (14-19%), указанной перевозчиком в ТД 10228010/040821/0509674, вес 1 м3 пиломатериалов составляет 450 кг/м3. При изменении влажности в сторону увеличения до 30%, вес 1 м3 составит 490 кг/м3, т.е. общий вес партии составит 490* 39,21=19212,90 кг, при увеличении до 40% вес 1 м3 составит 520 кг/м3, т.е. общий вес партии составит 520* 39,21=20389,00 кг, при увеличении до 50% вес 1м3 составит 560 кг/м3, т.е. общий вес партии составит уже 560*39,21=21957,60 кг, что превысит установленный таможенным органом вес брутто 21011 кг.
Поэтому, в соответствии с п. 5 Методики измерения объема пилопродукции при проведении таможенных операций М 13-24-13, рекомендованной ФТС 27.01.2017, при проведении таможенного контроля необходимо применять влагомер с предельной погрешностью 1% для измерения влажности пилопродукции.
Согласно представленной перевозчиком ТД 10228010/040821/0509674 заявленная отправителем влажность пиломатериалов составляет 14-19%.
При проведении таможенного досмотра параметр влажности пилопродукции таможенным органом не исследовался, в связи с чем в судебном заседании возникли сомнения, разрешить которые не удалось, относительно недостоверности заявленного перевозчиком веса брутто товара, поскольку, если при взвешивании товара таможенным органом влажность составляла 40-50%, то указанный в ТСД вес брутто при 14-19% влажности был достоверным.
Также возникли сомнения и относительно достоверности произведенного таможенным органом расчета фактического объема предъявленной пилопродукции.
Письмом ФТС России Министерства финансов РФ от 06.02.2020 № 01-11/06458 «О направлении рекомендаций» в адрес таможенных органов направлены для использования в работе рекомендации по осуществлению действий должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра.
В соответствии с п. 3.3.2 Рекомендаций, при определении количественных показателей товаров методиками (методами) измерений, за исключением методик (методов) измерений, предназначенных для выполнения прямых измерений как единицы товара, так и упаковок (ящиков, штабелей, бункеров и т.п.), производство замеров осуществляется в соответствии с требованиями аттестованных методик (методов) измерений.
Согласно Федеральному закону от 26.06.2008 № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» - методика (метод) измерений - совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений с установленными показателями точности (п. 11 ст. 2 ФЗ).
В акте таможенного досмотра от 09.08.2021 № ** указано, что измерение и расчет объема пилопродукции производился поштучным методом, в соответствии с Методикой М 13-24-13 (л. д. 24).
Согласно с п. 6 Методики действительно установлены следующие методы измерений поштучный, штабельный, комплексный.
Как следует из п. 11.3 Методики, поштучный метод предусматривает проведение следующих операций:
- измерение длины, ширины и толщины каждой единицы пилопродукции;
- расчет объема каждой единицы пилопродукции по результатам этих измерений;
- вычисления фактического объема пилопродукции в партии путем сложения объемов всех единиц, входящих в партию.
Штабельный метод измерения предусматривает измерение длины, ширины и высоты штабелей, с вычислением коэффициентов плотности укладки, представленных в Таблице 4.
Согласно п. 11.3.4 Методики, определение номинальных размеров единиц пилопродукции производится с учетом величину усушки (для ширины и толщины), которая определяется по ГОСТу 6782.1-75 (для хвойной пилопродукции), с учетом величины влажности; количество единиц пилопродукции (объем выборки) для определения влажности определяется согласно Таблице 3. Согласно этой же таблице осуществляют выборку при выборочном контроле размеров объема партии пиломатериалов.
Как следует из строки 3 указанной Таблицы 3, при объеме партии от 501 до 1200 штук объем выборки должен составлять не менее 80 штук единиц пилопродукции.
Согласно ТСД ООО «БРИ ТРАНС» им перевозилось 896 единиц пилопродукции – досок обрезных из древесины ели.
Следовательно, таможенному органу необходимоы было измерить не менее 80 досок.
В нарушение указанной методики в ходе таможенного досмотра было измерено лишь 8 досок (длина которых составила от 6050 до 6080 мм), по одной из каждого грузового места – штабеля, что не соответствует поштучному методу измерения, указанному в акте таможенного досмотра.
Доводы представителя таможенного органа о том, что в каждом штабеле (пачке) доски имели абсолютно одинаковые размеры нахожу несостоятельными, поскольку они опровергаются как представленной данным представителем увеличенной фотографией штабеля досок (маркировка на фото 9.8.2021 22:39), так и материалами дела, в частности фототаблицей к акту таможенного досмотра № **, где видно различие в длине досок (фото 49, 50).
Различие досок в штабелях подтверждается и актом более раннего таможенного досмотра от 09.08.2021 № ** где в двух штабелях измерено по одной доске, и их длина составила по 6020 мм (л. д. 11-12).
И если рассчитывать объем штабелей, к примеру, из меньшей длины доски, то объем 1-го грузового места будет не 5,107 м3, а 4,515 м3 (6020*150*50), 2-го грузового места не 4,822 м3, а 4,277 м3 (6020*145*49) и так далее. В итоге общий объем может сравняться с тем, который перевозчик указал в дополнении к таможенной декларации (39,21 м?).
Доводы представителя таможенного органа о том, что в ходе таможенного досмотра были произведены замеры каждой доски в каждой пачке, то есть всех 896 досок, не принимаются, поскольку результаты этих замеров не приведены в акте таможенного досмотра и не отражены в протоколе выполнения измерений (л. д. 30), содержащим данные лишь восьми измерений.
Таким образом, в связи с нарушением Методики М 13-24-13, таможенным органом не установлен действительный объем перевозимых лесоматериалов, убедительными допустимыми доказательствами не подтверждено, что представленные перевозчиком документы содержали недостоверные сведения относительно веса и объема товара.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу об отсутствии в деянии ООО «БРИ ТРАНС» состава инкриминируемого административного правонарушения, в связи с недоказанностью сообщения данным перевозчиком в таможенный орган недостоверных сведений о количестве товара при убытии с таможенной территории Таможенного союза.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в случае отсутствия состава административного правонарушения, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
Процессуальные издержки по делу за перевод документов в размере 273 рубля 40 копеек, в соответствии с ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ, подлежат отнесению на счет федерального бюджета.
На основании п. 1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ изъятый товар подлежит возвращению ООО «БРИ ТРАНС».
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении ООО «БРИ ТРАНС» прекратить, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в его деянии состава административного правонарушения.
Изъятый товар «пиломатериалы обрезные хвойных пород, ель «PISEA ABIES KARST», размер доски дл. 6050 мм * ш. 150 мм * толщ 50 мм, в количестве 52 шт., объемом 2,359 м?, который хранится на складе СВХ ООО «Транзит-Терминал» (Псковская область, Пыталовский район, Гавровская волость, д. Уболекнка), возвратить ООО «БРИ ТРАНС».
Судебные издержки за проведение перевода документов, составившие 273 рубля 40 копеек, отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья подпись И. Н. Зиновьев
Резолютивная часть постановления объявлена 1 декабря 2021 г.