Дело № 5-635/2021
УИД 42RS0037-01-2021-002194-92
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
12 июля 2021 года город Юрга Кемеровская область
Судья Юргинского городского суда Ёлгина Ю.И., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Ю-Транс», расположенного в <...>, ИНН <***>, ОГРН <***> от 17.06.2010 г.,
УСТАНОВИЛ:
Согласно материалам дела об административном правонарушении по части 1 ст.9.1 КоАП РФ, 27.05.2021 при проведении анализа состояния промышленной безопасности теплоснабжающих и теплосетевых организаций с целью хода подготовки организаций к прохождению отопительного периода 2021-2022гг установлено, что ООО «Ю-ТРАНС» допустило нарушение обязательных требований в области промышленной безопасности, а именно: опасный производственный объект, на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа, в том числе воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия не зарегистрированы в установленном законом порядке, нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; организация, эксплуатирующая ОПО III класса опасности на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа, в том числе воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия не имеет лицензии на соответствующий вид деятельности в области промышленной безопасности, нарушение ч.1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 12, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Согласно утвержденной постановлением администрации г. Юрга от 24.07.2020 №770 актуализированной схемы теплоснабжения Юргинского городского округа температурный график отпуска тепла от источников теплоснабжения от ТЭЦ г. Юрга соответствует параметрам 150/70 градусов Цельсия, в соответствии с характеристикой отходящих сетей от ТЭЦ, диаметры эксплуатируемых тепловых сетей находятся в пределах до 800 мм. В соответствии с п. 215 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением» (далее по тексту – ФНП ОРПД), утверждены приказом Ростехнадзора от 25.03.2014 №116 (далее ФНП ОРПД), зарегистрированным в Минюсте России 19.05.2014, рег. №32326, трубопроводы внутренним диаметром более 100 мм подлежат учету эксплуатирующей организацией в органах Ростехнадзора, а объекты на которых эксплуатируется оборудование работающее под давлением, согласно п. 217 ФНП ОРПД, подлежат регистрации в государственном Реестре опасных производственных объектов в установленном Федеральным законом №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» порядке. Указанные тепловые сети предназначены для теплоснабжения потребителей г. Юрга, в том числе по ним осуществляется теплоснабжение населения и социально значимых категорий потребителей и в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 Приложения 2 к №116-ФЗ данные опасные производственные объекты относятся к III классу опасности – опасные производственные объекты (далее – ОПО) средней опасности. В соответствии с ч.1 ст. 9 №116-ФЗ, ч.12, ст. 12, Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», организация, эксплуатирующая ОПО III класса опасности должна иметь лицензию, оформленную в установленном порядке на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. ООО «Ю-ТРАНС» согласно договору аренды имущества от 31.10.2017 №1/2017 с актом приема-передачи имущества от 31.10.2017 является организацией, эксплуатирующей указанные ОПО на которых используется оборудование, работающее под давлением (трубопроводы тепловых сетей).
На основании приведенных обстоятельств составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Законный представитель ООО «Ю-ТРАНС» ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате и времени судебного заседания, в суд не явился.
Защитники Орехов А.Н., Горшков М.С., действующие на основании доверенности, в судебном заседании возражали против доводов, изложенных в протоколе об административном правонарушении по тем основаниям, что ООО «Ю-Транс» эксплуатирует систему теплоснабжения в соответствии с утверждённым температурным графиком с верхней срезкой на 115 С, что подтверждается схемой теплоснабжения Юргинского городского округа, в связи с чем данный объект не относится к категории опасных производственных объектов и не подлежит регистрации и соответственно не подпадает под лицензирование деятельности по эксплуатации взрывопожарных и химически опасных производственных объектов III класса опасности.
Судья, выслушав участников производства по делу о правонарушении, исследовав письменные доказательства, приходит к выводам, изложенным ниже.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (часть 1 ст. 9.1 КоАП РФ).
В соответствии с составленным протоколом об административном правонарушении административным органом были выявлены признаки административного правонарушения, выразившиеся в эксплуатации опасного производственного объекта, на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа, в том числе воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия не зарегистрированного в установленном законом порядке, в нарушение ч. 2 ст. 2 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; в отсутствии лицензии на соответствующий вид деятельности в области промышленной безопасности, нарушение ч.1 ст. 9 Федерального закона №116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», ч. 12, ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» при эксплуатации ОПО III класса опасности на котором используется оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 МПа, в том числе воды при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Статьей 1 Закона N 116-ФЗ определено, что промышленная безопасность опасных производственных объектов - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.
В силу части 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - это условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Опасными производственными объектами в соответствии с указанным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к закону.
Согласно подпункту "б" пункта 2 приложения N 1 к Закону N 116-ФЗ к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением воды более 0,07 мегапаскаля при температуре нагрева более 115 градусов Цельсия.
Опасные производственные объекты по смыслу Закона N 116-ФЗ подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 20 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - это документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования систем теплоснабжения поселения, городского округа, их развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности и утверждаемый правовым актом.
П. 227 Приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.12.2020 года N 536 "Об утверждении федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением" (далее - Приказ N 536) гласит при наличии оборудования под давлением регистрации в государственном реестре ОПО подлежат:
а) объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, подлежащее учету в территориальных органах Ростехнадзора или иных федеральных органах исполнительной власти в области промышленной безопасности, идентифицируемые по признакам, указанным в пункте 3 настоящих ФНП и пункте 2 приложения к Федеральному закону N 116-ФЗ;
б) объекты, в составе которых используется оборудование под давлением, не подлежащее учету согласно пункту 223 настоящих ФНП при наличии признаков опасности, обусловленных обращением перечисленных в пункте 1 приложения N 1 к Федеральному закону N 116-ФЗ опасных веществ в количестве, превышающем указанное в приложении N 2 к Федеральному закону N 116-ФЗ.
Таким образом, отнесение трубопровода тепловой сети к опасным производственным объектам осуществляется на основании рабочих параметров среды (давления и температуры), указанных в паспорте тепловой сети (трубопровода, оборудования).
Вместе с тем, паспорт спорного трубопровода тепловой сети административному органу не представлялся, в материалах настоящего дела не имеется.
Материалами дела подтверждается, что постановлением Администрации города Юрги от 10.09.2020 № 913 утверждена актуализация на 2021 год схемы теплоснабжения Юргинского городского округа до 2030 года, согласно которой тепловые сети от Теплоэлектроцентрали (далее ТЭЦ) к городским объектам находятся в собственности КУМИ и сторонних предприятий, данные сети обслуживаются ООО «Энерготранс» на правах аренды. ООО «Ю-Транс» проводит ряд мероприятий по заключению договоров аренды на тепловые сети, находящиеся в собственности, договоров аренды муниципальных тепловых сетей, что свидетельствует о том, что ООО «Ю-Транс» после утверждения указанного тарифа является теплосетевой организацией в фактической схеме теплоснабжения.
Доводы защиты сводятся к тому, что поскольку фактическая температура нагрева воды при передаче тепловой энергии посредством эксплуатируемых объектов ООО «Ю-Транс» не превышает 115 градусов Цельсия в связи с имеющейся верхней срезкой на 115 градусов, данные объекты не относятся к категории опасных производственных объектов.
Данные доводы суд находит обоснованными по тем основаниям, что актуализацией на 2021 год схемы теплоснабжения Юргинского городского округа, системы теплоснабжения городского округа эксплуатируются в соответствии с утвержденными температурными графиками: 150/70 °С с верхней срезкой на 115 °С и изломом на 70 °С. Таким образом, ТЭЦ имеет возможность эксплуатировать оборудование только с верхней срезкой, и выдавать температуру теплоносителя не более 115 градусов Цельсия (пункт 5.6). При этом суд обращает внимание на то, что расчетные параметры и рабочие параметры не являются тождественными понятиями.
Согласно отчету потребления тепла и теплоносителя за период с декабрь 2020 года по январь 2021 года максимальная температура теплоносителя подающего трубопровода составляет 107,12°C. Таким образом, административным органом не доказано, что максимальная температура превысила 115°C.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
В силу положений ч. ч. 1 и 4 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Изложенное в совокупности подтверждает отсутствие оснований для привлечения ООО «Ю-Транс» к ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Судья, руководствуясь ст. 29.9-29.10 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Ю-Транс» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд путем подачи жалобы судье, которым вынесено постановление по делу, или непосредственно в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня его получения.
Судья Ю.И. Ёлгина