ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-636/2021 от 29.06.2021 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Материал № 5-636/2021

УИД 42RS0011-01-2021-001290-11

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области 02 июля 2021 года

резолютивная часть постановления

объявлена 29.06.2021

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,

при секретаре Кадашниковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

ООО "Завод углеродистых материалов", <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:

В соответствии со ст.23.1 КРФобАП в Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном 6.3 КРФобАП, в отношении ООО "Завод углеродистых материалов". Из протокола об административном правонарушении от 15.03.2021 следует, что 15.03.2021 по результатам проведения административного расследования, возбужденного по обращению от 19.01.2021 о нарушении требований санитарного законодательства в частности загрязнения атмосферного воздуха в связи с деятельностью ООО "Завод углеродистых материалов" было установлено, что в связи с осуществлением юридическим лицом основного вида деятельности (производство полукоксования) в атмосферу от имеющихся источников попадают вредные вещества, была проведена оценка «Программы производственного экологического контроля ООО "Завод углеродистых материалов" требованиям санитарных правил, технических регламентов. Выявленные нарушения отражены в заключении эксперта от 09.03.2001, в соответствии с которыми данная программа не соответствует требованиям СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В отношении ООО "Завод углеродистых материалов" должностным лицом были усмотрены признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 КРФобАП.

В судебном заседании защитник ООО "Завод углеродистых материалов" Смирнова И.А. и Бондаренко В.В., действующие на основании доверенности, уполномоченные представлять надлежаще извещенное о времени и месте судебного заседания юридическое лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, указали, что вывод должностного лица о том, что Программа производственного экологического контроля ООО «Завод углеродистых материалов» не соответствует СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарных противоэпидемических (профилактических) мероприятий», ошибочный, так как анализируемая Программа производственного экологического контроля разработана с учетом соблюдения требований экологического законодательства и охраны окружающей среды, и требованиям СП 1.1.1058-01 в обязательном порядке соответствовать не должна. В свою очередь на ООО «Завод углеродистых материалов» во исполнение требований СП 1.1.1058-01 действует иная программа - Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которая и содержит в себе все перечисленные в протоколе должностным лицом сведения, не отраженные в Программе экологического контроля. В отношении указанной Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий получено положительное экспертное заключение Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе о соответствии данной программы требованиям санитарных правил и технических регламентов, в т.ч. требованиям СП 1.1.1058-01. Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностным лицом в рамках проведенной проверки не анализировалась. Таким образом, событие административного правонарушения, указанное в протоколе № б/н от 15.03.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном п.1 ст.6.3 КРФобАП, составленном ведущим специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе, Р., отсутствует. Защитники просят производство по делу прекратить в связи с отсутствием события административного правонарушения.

Заслушав защитников, ведущих специалистов-экспертов территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе Р. и Л., исследовав представленные материалы, суд приходит к следующим выводам.

Федеральный закон РФ от 30.03.1999 № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст.11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

При проведении производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (далее - производственный контроль) необходимо руководствоваться санитарными правилами СП 1.1.1058-01 "Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

В соответствии с указанными санитарными правилами производственный контроль проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в соответствии с осуществляемой ими деятельностью по обеспечению контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов, выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Целью производственного контроля является обеспечение безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов производственного контроля путем должного выполнения санитарных правил, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, организации и осуществления контроля за их соблюдением.

Объектами производственного контроля являются производственные, общественные помещения, здания, сооружения, санитарно-защитные зоны, зоны санитарной охраны, оборудование, транспорт, технологическое оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также сырье, полуфабрикаты, готовая продукция, отходы производства и потребления.

Производственный контроль включает:

1) осуществление (организацию) лабораторных исследований и испытаний в случаях, установленных настоящими санитарными правилами и другими государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами:

- на границе санитарно-защитной зоны и в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), на рабочих местах с целью оценки влияния производства на среду обитания человека и его здоровье;

- сырья, полуфабрикатов, готовой продукции и технологий их производства, хранения, транспортировки, реализации и утилизации;

2) организацию медицинских осмотров, профессиональной гигиенической подготовки и аттестации должностных лиц и работников организаций, деятельность которых связана с производством, хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды, воспитанием и обучением детей, коммунальным и бытовым обслуживанием населения;

3) обоснование безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов производственной и окружающей среды и разработка методов контроля, в том числе при хранении, транспортировке и утилизации продукции, а также безопасности процесса выполнения работ, оказания услуг;

4) ведение учета и отчетности, установленной действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;

5) визуальный контроль специально уполномоченными должностными лицами (работниками) организации за выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, соблюдением санитарных правил, разработку и реализацию мер, направленных на устранение выявленных нарушений.

Номенклатура, объем и периодичность лабораторных исследований и испытаний определяются с учетом санитарно-эпидемиологической характеристики производства, наличия вредных производственных факторов, степени их влияния на здоровье человека и среду его обитания.

Как в рамках производственного контроля, так и при проведении специальной оценки условий труда лабораторные исследования и испытания осуществляются юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем с привлечением лаборатории, аккредитованной в установленном порядке.

Согласно ст.6.3 КРФобАП нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В обоснование вменяемого административного правонарушения должностное лицо ссылается на заключение эксперта от 09.03.2021 <номер>.

Из заключения эксперта от 09.03.2021 <номер> следует, в разделе «Введение» программы производственного экологического контроля ООО "Завод углеродистых материалов" имеется ссылка на нормативные документы, в соответствии с которыми разработана «Программа …», а именно: ФЗ РФ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, приказ Минприроды России «О утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля» от 28.02.2018 № 74, ГОСТ Р 56061-2014 «Производственный экологический контроль. Требования к программе производственного экологического контроля», ГОСТ Р 56062-2014 «Производственный экологический контроль. Общие положения». Вместе с тем, в программе отсутствует ссылка на СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», в соответствии с которыми должна быть разработана «Программа...» В «Программе...» отсутствует Перечень официально изданных санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания в соответствии с осуществляемой деятельностью предприятия, что не соответствует п.3.1. СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». В программе представлен перечень должностных лиц (работников), отвечающих за осуществление производственного экологического контроля. Вместе с тем, отсутствуют фамилии должностных лиц, приказ об их назначении ответственными за осуществление производственного контроля, что не соответствует п.32. СП 1.1.1058-01. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»

Включенный в «Программу» раздел «Сведения об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников», не соответствует требованиям П.3.3. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий», так отсутствует контроль за состоянием атмосферного воздуха в санитарно-защитной зоне предприятия, в зоне влияния предприятия, за уровнем шума на границе с ближайшей жилой застройкой, за радиационным контролем гамма-излучения, радона в помещениях и на открытой территории, не указаны конкретные точки проведения измерений.

В разделе 7 «Программы...» Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации имеется ссылка на лабораторию ООО «ЛАЦ «АЛЬФА-ТЕСТ» гНовокузнецк, <адрес> (аттестат аккредитации <номер> от <дата>, однако отсутствует в представленных документах область аккредитации лаборатории, что не соответствует п.2.5 СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

Не представлены результаты лабораторного контроля (протоколы лабораторных испытаний (измерений) за уровнями звука (шума), результаты радиационного контроля гамма-излучения, радона в помещениях и на открытой территории на границе санитарно-защитной зоны предприятия, в зоне влияния предприятия, на территории (производственной площадке), что не позволяет провести оценку влияния производства на среду обитания и здоровье населения и не соответствует п.2.7. СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В «Программе..» не представлен перечень форм учета и отчетности, установленные действующим законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля:

протоколы лабораторных исследований, измерений, испытаний;

отчетная форма 2-ТП-воздух;

- отчетная форма 2-ТП-отходы, что не соответствует п. 3.7 СП 1.1.1058-01. «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В «Программе...» не разработан раздел «Перечень возможных аварийных ситуаций, связанных с остановкой

производства, нарушениями технологических процессов, иных, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому

благополучию населения ситуаций, при возникновении которых осуществляется информирование населения.

органов местного самоуправления, органов, уполномоченных осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор, что не соответствует п.3.8. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».

В Программе не представлены организационные мероприятия по соблюдению требований санитарных правил, методов и методик контроля факторов среды обитания, указанием сроков исполнения, ответственных за исполнение, что не соответствует п.3.9. СП 1.1.1058-01«Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий ».

Отсутствует раздел «Перечень работ и услуг, выпускаемой продукции, видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека и подлежащих гигиенической оценке, сертификации, лицензированию», что не соответствует п.3.5. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно - противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Фактически заключение эксперта от 09.03.2021 <номер> является единственным доказательством, на которое ссылается должностное лицо в протоколе об административном правонарушении от 15.03.2021.

Однако, суд не находит оснований считать, что ООО «Завод углеродистых материалов» в данном случае должно нести административную ответственность за вменяемое правонарушение, поскольку фактически отсутствует само событие вменяемого административного правонарушения ввиду следующего.

Судом в ходе рассмотрения дела была допрошена ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе Р., которая пояснила, что в рамках административного расследования ею у ООО "Завод углеродистых материалов" истребовалось документы и какие были получены, такие и были направлены на экспертизу, сама Р. не дает оценку программе производственного экологического контроля, в этом вопросе она всецело полагается на экспертное заключение. О том, что в ООО «Завод углеродистых материалов» имеется и Программа производственного экологического контроля, и Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не устанавливалось в ходе административного расследования.

В ходе рассмотрения дела допрошена ведущий специалист-эксперт территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе Л. (эксперт, проводивший экспертизу) пояснила, что какие документы ей были представлены на экспертизу, такие и подвергались экспертному изучению и оценке на предмет требованиям санитарных правил, технических регламентов, Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, действующая в ООО «Завод углеродистых материалов», ей на экспертизу не предоставлялась.

В силу ч.1 ст. 1.5 КРФобАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.3 и ч.4 ст.1.5 КРФобАП лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ст.26.1 КРФобАП выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие (бездействие), за которое законодательством об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, и другие обстоятельства, подлежащие выяснению.

Судом установлено, что согласно определению от 10.02.2021 ведущим специалистом-экспертом территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе Р. у ООО «Завод углеродистых материалов» истребилась программа производственного контроля. Никем при этом не оспаривается, что фактически была представлена Программа производственного экологического контроля, на что должностным лицом, исходя из ее показаний, обращено внимания не было, содержание этой программы до передачи ее эксперту ею не изучалось внимательно.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что в ООО «Завод углеродистых материалов» имеется Программа производственного экологического контроля, которой располагали в рамках данного дела должностные лица Роспотребнадзора, а также во исполнение требований СП 1.1.1058-01 в ООО «Завод углеродистых материалов» действует Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, которая содержит в себе все перечисленные все те данные недостающие данные согласно заключению эксперта от 09.03.2021 <номер>, которые не отражены в документе, названном Программа производственного экологического контроля.

Как установлено судом, Программа организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий должностным лицом и экспертом в рамках проведенной проверки не анализировалась. Но в отношении указанной Программы организации и проведения производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законом порядке ООО «Завод углеродистых материалов» получено положительное экспертное заключение Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кемеровской области» в городе Ленинске-Кузнецком, городе Полысаево и Ленинск-Кузнецком районе о соответствии данной программы требованиям санитарных правил и технических регламентов, в т.ч. требованиям СП 1.1.1058-01, на что прямо указано в данном заключении от 15.08.2018 <номер>.

Таким образом, должностным лицом не было своевременно выявлено наличие данной Программы, что повлекло неполное предоставление материала на экспертную оценку, конкретно эта Программа не анализировалась, а учитывая положительное экспертное заключение по ней, полученное ранее, оснований говорить о том, что имеется событие административного правонарушения нет.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.24.5 КРФобАП обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, является отсутствие события административного правонарушения.

На основании вышеизложенного, суд, установив обстоятельство, предусмотренное п.1 ч.1 ст.24.5 КРФобАП, считает производство по делу подлежащим прекращению за отсутствием события административного правонарушения в отношении ООО «Завод углеродистых материалов».

Руководствуясь ст.24.5, ст.29.9-29.11 КРФобАП, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Завод углеродистых материалов» прекратить за отсутствием события административного правонарушения.

Мотивированное постановление изготовлено 02.07.2021.

День изготовления постановления в полном объёме является днем его вынесения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: подпись Н.В. Орлова

Подлинник находится в материалах дела № 5-636/2021 в Ленинск-Кузнецком городском суде Кемеровской области.