ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-639/2021 от 09.08.2021 Староминской районного суда (Краснодарский край)

К делу № 5-639/2021 г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Станица Староминская Краснодарского края 09 августа 2021 года

Судья Староминского районного суда Краснодарского края Болдырев С.А.,

с участием представителя юридического лица ОАО «Кавказ», привлекаемого к административной ответственности ФИО1, по доверенности,

рассмотрев дело об административном правонарушении по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ в отношении ОАО «Кавказ»,

установил:

29 июня 2021 года по результатам проведенной плановой выездной проверки ОАО «Кавказ» объекта НВОС «Молочно-товарная ферма № 2 (МТФ-2)», расположенного по адресу: Краснодарский край, Староминский район, 2,57 км по направлению на запад от поселка Первомайский Рассветовского сельского поселения Староминского района, код объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду 03-0123-005481-П, II категория НВОС установлено, что ОАО «Кавказ» осуществляет деятельность по транспортированию отходов IV класса «навоз крупного рогатого скота свежий (код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 1 12 110 01 33 4») в отсутствии лицензии на транспортирование отходов IV класса «навоз крупного рогатого скота свежий (код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 1 12 110 01 33 4»), что является нарушением положения п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 г № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», за что предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении ОАО «Кавказ» ФИО1 пояснила, что ОАО «Кавказ» является товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции с основным видом деятельности «Выращивание сахарной свеклы». Дополнительными видами деятельности являются: выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур; выращивание семечковых и косточковых культур; разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока и т.д. Среди прочих видов деятельности, согласно Выписке из ЕГРЮЛ, отсутствует транспортирование отходов I-IV классов опасности с целью продажи/поставки (получения прибыли). Навоз – полученный в результате жизнедеятельности крупного рогатого скота от дополнительного вида деятельности, проходит стадию компостирования (обезвреживания) и применяется на собственных сельскохозяйственных угодьях в качестве органического удобрения. Объектом проверки административного органа являлась молочно-товарная ферма № 2, откуда навоз, по внутрихозяйственным дорогам перемещался на молочно-товарную ферму № 5 для складирования на навозохранилище. (Навозохранилище, как «Сооружение животноводства» является собственностью ОАО «Кавказ» площадью 4580,1 кв.м. с кадастровым номером , о чем в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним 10.06.2014 г. сделана регистрационная запись). Перемещение навоза осуществляется собственным автотранспортом в пределах собственных земель и арендованных общедолевой собственности. Вывоз навоза за пределы землепользования предприятия по дорогам общего пользования не осуществляется. Статья 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» дает разъяснение основных понятий, в том числе транспортирование отходов – перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории РФ, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах. ОАО «Кавказ» для транспортировки навоза использует внутрихозяйственные дороги, соединяющие поля и производственные подразделения (молочно-товарные фермы), которые проложены на собственных землях или арендованных в общедолевом праве. Данный факт неоспорим, подтверждается Выписками из ЕГРН в приложении, выкопировкой из публичной кадастровой карты маршрута/движения перевозки навоза от МТФ № 2 до МТФ № 5. ОАО «Кавказ» не осуществляет прием органических отходов от иных лиц в целях дальнейшего транспортирования за соответствующую плату, не получает от такой деятельности прибыль. Просит суд освободить ОАО «Кавказ» от административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ и прекратить производство по административному делу, отменить п.6 предписания Росприроднадзора № 03-23-125П-1 от 29.06.2021 г. в части оформления лицензии на транспортирование отходов 4 класса «Навоз крупного рогатого скота свежий (код отхода по федеральному классификационному каталогу отходов 1 12 110 01 33 4)».

Представитель заинтересованного лица Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в судебное заседание не явился, о месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом, в суд представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

Выслушав представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, исследовав представленные доказательства, суд приходит к убеждению, что в действиях ОАО «Кавказ» отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренные ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ.

В соответствии со ст.1 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

В соответствии со ст.9 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» Лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с учетом положений настоящего Федерального закона.

Согласно п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99 «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, подлежит лицензированию.

В соответствии с ч.1 ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как видно из материалов дела, юридическое лицо ОАО «Кавказ» является товаропроизводителем сельскохозяйственной продукции с основным видом деятельности «Выращивание сахарной свеклы». Дополнительными видами деятельности являются: выращивание зерновых (кроме риса), зернобобовых культур и семян масличных культур; выращивание семечковых и косточковых культур; разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока и т.д..

Согласно Выписке из ЕГРЮЛ ОАО «Кавказ», отсутствует транспортирование отходов I-IV классов опасности с целью продажи/поставки (получения прибыли). Навоз – полученный в результате жизнедеятельности крупного рогатого скота от дополнительного вида деятельности, проходит стадию компостирования (обезвреживания) и применяется на собственных сельскохозяйственных угодьях в качестве органического удобрения.

В судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, а именно Выписками из ЕГРН, выкопировкой из публичной кадастровой карты маршрута/движения перевозки навоза от МТФ № 2 до МТФ № 5, что ОАО «Кавказ» для транспортировки навоза использует внутрихозяйственные дороги, соединяющие поля и производственные подразделения (молочно-товарные фермы), которые проложены на собственных землях или арендованных в общедолевом праве. ОАО «Кавказ» не осуществляет прием органических отходов от иных лиц в целях дальнейшего транспортирования за соответствующую плату, не получает от такой деятельности прибыль.

В соответствии с разъяснениями Министерства природных ресурсов и экологии РФ, опубликованными 24.05.2016, юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе использовать продукты, образующиеся в результате их хозяйственной и иной деятельности, в том числе навоз, помет, иные органические вещества и материалы, для собственных нужд по целевому назначению при дальнейшем осуществлении хозяйственной деятельности, в том числе в качестве удобрения при ведении растениеводства в сочетании с животноводством (смешанное сельское хозяйство) в соответствии с уставной, проектной, технологической и иной документацией при соблюдении природоохранных, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства. В случае отнесения в соответствии с законодательством навоза, помета и других органических веществ и материалов, которые образуются в животноводстве в результате содержания сельскохозяйственных животных и являются продуктами жизнедеятельности последних, к продукции, и (или) их использования в качестве продуктов по целевому назначению для собственных нужд, требования природоохранного законодательства, включая требования к получению лицензий на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, оформлению паспортов, разработке проектов нормативов образования и лимитов на их размещение, расчету и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов производства и потребления на такие навоз, помет, органические вещества и материалы, распространяться не будут.

В соответствии с п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения.

Таким образом, в действиях юридического лица ОАО «Кавказ» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст. 24.5, ст.29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица ОАО «Кавказ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Краснодарский краевой суд через Староминской районный суд в течение десяти дней.

Копию постановления направить в Южное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Судья С.А. Болдырев