материал №5-63/16год
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г.Смоленск, пр.Гагарина, д.46 01 марта 2016 года
Судья Ленинского районного суда г.Смоленска Поваренкова В.А.,
с участием:
лица, в отношении которого ведется административное производство: заместителя Главы города Смоленска по городскому хозяйству Захарцова А.М.,
представителя лица, в отношении которого ведется административное производство Гырлиной Е.В.,
при секретаре: ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, в отношении должностного лица -заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству Захарцова ФИО6,
у с т а н о в и л:
ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица - заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, из которого следует, в ходе проверки соблюдения требования законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории <адрес>, проведенной ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по <адрес> установлено, что вследствие не принятия надлежащих мер со стороны заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1 выявлено уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления Администрацией <адрес> (далее - Администрация) (коммунально-бытовые отходы, отработанная авторезина, строительные материалы и т.д.) в Чуриловском овраге (на протяжении около 2 км.: начало (2-й <адрес>, пересечение улиц Николаева и Дохтурова около ГСК «<данные изъяты> окончание <адрес> (дамба)). Таким образом, в ходе проверки в действиях заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1 выявлено наличие признаков административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
В судебном заседании заместитель Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1 и его представитель ФИО4 пояснили, что протоколом об административном правонарушении они не согласны, считают, что в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ, поскольку ФИО1 не является надлежащим должностным лицом, подлежащим привлечению к административной ответственности. В соответствии с должностной инструкцией заместитель Главы <адрес> по городскому хозяйству координирует вопросы мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа. Решением Смоленского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о территориальном органе Администрации <адрес>, согласно пункту 6.3.<адрес> обеспечивает исполнение функции Администрации города по охране окружающей среды. Согласно п.24 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» №131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов, городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. Участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов подтверждается проведением мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок на территории <адрес>. Так, <адрес> во исполнение функций по охране окружающей среды на территории района в 2014 году были ликвидированы <данные изъяты>; в 2015 году ликвидировано 6 несанкционированных свалок на сумму <данные изъяты> год на уборку несанкционированных салок запланировано <данные изъяты> того, <адрес> ежеквартально проводятся встречи с председателями уличных комитетов, садоводческих товариществ, гаражно-строительных кооперативов, с представителями общественности, органами внутренних дел по вопросу недопущения образования несанкционированных свалок и о необходимости заключения договоров на вывоз мусора. Ежегодно проводятся весенние и осенние месячники по санитарной очистке и уборке территории с привлечением сил общественности и специализированной техники сторонних организаций. Таким образом <адрес> в полной мере учувствует в организации деятельности по сбору, транспортированию, захоронению отходов. В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Утверждение старшего государственного инспектора о том, что вследствие непринятия надлежащих мер со стороны заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству произошло уничтожение плодородного слоя почвы, не соответствует действительности. Также старшим государственным инспектором при проведении административного расследования не были приняты во внимание и должным образом не оценены обстоятельства того, что для вмененного данного правонарушения конкретному лицу необходимо не только выявление факта уничтожения плодородного слоя почвы, но и установление причинной связи между конкретными действиями субъекта (с установлением времени их совершения) и наступившими последствиями. В протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении отражены сведения о превышении нормативов предельно-допустимых концентраций (ГЩК) загрязняющих веществ в почве, но при этом не установлена причинно-следственная связь загрязнения почвенного слоя именно расположенными на нем отходами производства и потребления, т.е. загрязнение почвы тяжелыми металлами могло произойти вследствие негативного воздействия на окружающую среду деятельностью различных предприятий расположенных на территории <адрес>. Считают, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.8.6 КоАП РФ, поскольку не доказано наличие в действиях ФИО1 объективной стороны правонарушения. Просят производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении зам. Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1 прекратить на основании п.1 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
Рассмотрев протокол об административном правонарушении и представленные с ним материалы, выслушав объяснения участников процесса, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании и следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ руководителем Росприродназора по <адрес> утвержден приказ № «Об утверждении планового (рейдового) задания на проведение планового (рейдового) осмотра земельных участков в границах территории <адрес>.
Из акта обследования территории <адрес> на предмет соблюдения требований природоохранного законодательства в области охраны окружающей среды, в том числе в области обращения с отходами производства и потребления от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на территории <адрес> – в Чуриловском овраге (на протяжении около 2 км.: начало <адрес>, пересечение улиц <данные изъяты><адрес> (дамба)) выявлено несанкционированное размещение отходов 3-5 классов опасности (коммунально-бытовые отходы, отработанная авторезина, строительные материалы и т.д.).
ДД.ММ.ГГГГ ст. государственным инспектором по <адрес>ФИО5 вынесено определение № о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ч.2 ст.8.6 КоАП РФ в отношении юридического лица - Администрации <адрес>.
Из протокола проведения осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что была осмотрена территория <адрес> и в <адрес>, пересечение улиц <данные изъяты>», окончание <адрес> (дамба)) выявлено несанкционированное размещение отходов <данные изъяты> опасности (коммунально-бытовые отходы, отработанная авторезина, строительные материалы и т.д.). ДД.ММ.ГГГГ с <данные изъяты>. аккредитованной лабораторией ФГБУ <данные изъяты>» филиалом ЦЛАТИ по <адрес> произведен отбор проб почвы оврага в водоохраной зоне Чуриловского ручья и природной воды из Чуриловского ручья, протекающего по дну западной части Чуриловского оврага, находящегося: <адрес>, <адрес>, пересечение улиц <данные изъяты>
Согласно Экоаналитического заключения от ДД.ММ.ГГГГ природные поверхностные воды Чуриловского ручья, протекающего по дну западной части Чуриловского оврага имеют следующие превышения <данные изъяты>
Согласно Экоаналитического заключения от ДД.ММ.ГГГГ почва в <адрес>, в овраге, расположенном на пересечении <адрес> и <адрес>, отобрана в пяти точках на площади <данные изъяты>., глубина отбора пробы <данные изъяты>
Из представленных материалов следует, что данный земельный участок (территория Чуриловского оврага) на государственный кадастровый учет не поставлен, сведения о границах данной территории, а также, кадастровый паспорт отсутствуют, решения о предоставлении (пользовании) территории оврага Администрацией <адрес> не принималось. По информации градостроительного регламента земельного участка, установленном в составе Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением 41-й сессии III созыва Смоленского городского Совета 28.02.2007г. №, и внесенных изменений решением 15-ой сессии IV созыва Смоленского городского Совета 09.11.2010г. №, данный земельный участок относится к территориальной зоне Р1 (зона рекреационно-природной территории, сохранение существующего природного ландшафта, зеленых массивов, создание на этих условиях комфорта посещения лесных территорий, с включением объектов инженерной инфраструктуры).
Из должностной инструкции зам. Главы <адрес> по городскому хозяйству, утвержденной Главой <адрес>ДД.ММ.ГГГГ следует, что зам. Главы <адрес> по городскому хозяйству координирует вопросы организации в границах <адрес> мероприятий по охране окружающей среды.
В соответствии с решением Смоленского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ№ учрежден территориальный орган Администрации <адрес> – <адрес>. Согласно положения о территориальном органе Администрации <адрес> – <адрес>, территориальный орган, являясь структурным подразделением Администрации <адрес> обеспечивает на территории <адрес> исполнительно-распорядительные функции Администрации города в пределах переданных им закрепленных полномочий. Также <адрес> обеспечивает исполнение функций Администрации города по решению вопросов местного значения на территории <адрес>, в том числе и в области охраны окружающей среды.
Согласно сообщения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Чуриловский овраг территориально расположен в границах <адрес>.
Уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ.
В соответствии со ст.2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им правонарушения в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются в частности Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ст.7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) к полномочиям органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии п.1 ст.51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 части 2 статьи 12 Земельного кодекса Российской Федерации одной из целей охраны земель является предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель (подпункт 2 пункта 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса РФ собственники земельного участка и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности, соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарных, гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов; не допускать загрязнения, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
Принимая во внимание, что в протоколе об административном правонарушении не указано в чем именно выраженно не принятие надлежащих мер со стороны заместителя <адрес> по городскому хозяйству ФИО1, в связи с выявленным уничтожением плодородного слоя почвы и в какой период времени, и то обстоятельство, что заместитель Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1 в силу своих полномочий, установленных должностной инструкцией не является должностным лицом, уполномоченным нести безусловную ответственность за порчу земли в результате нарушения правил обращения с отходами производства и потребления, суд считает, что производство по делу подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в виду отсутствия в действиях должностного лица – заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.8.6 КоАП РФ. Также суд отмечает, что ФИО1 как должностное лицо не был поставлен Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по <адрес> в известность ни о проведении проверки соблюдения требований законодательства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды на территории <адрес> ни о результатах проверки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.24.5, 29.7, 29.9-29.11 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении заместителя Главы <адрес> по городскому хозяйству Захарцова ФИО6 - прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в виду отсутствия в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Смоленский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья В.А.Поваренкова