ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-63/20 от 02.06.2020 Шатурского городского суда (Московская область)

УИД 50RS0-05

Дело ___________________________________________________________________________

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Шатура Московской области 02 июня 2020 год

Судья Шатурского городского суда Московской области Терентьев И.Н., с участием старшего помощника межрайонного природоохранного прокурора Московской области Булыгиной Д.Е., при секретаре Баркаловой А.С., рассмотрел дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении

общества с ограниченной ответственностью «Звезда», <адрес>, <адрес>

Выслушав прокурора, изучив представленные материалы,

у с т а н о в и л :

общество с ограниченной ответственностью «Звезда» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.21 КоАП РФ, то есть выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения, при следующих обстоятельствах:

Межрайонной природоохранной прокуратурой Московской области проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при осуществлении ООО «ЗВЕЗДА» деятельности в области обращения с отходами по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено.

ООО «Звезда» (ранее - «ЦУОПП», ООО «Прогресс») осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, утилизации, обезвреживанию отходов I-IV классов опасности по адресу: <адрес> выданной Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области.

Деятельность в области обращения с отходами осуществляется ООО «Звезда» на земельном участке с кадастровым номером категория земель — земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения промышленных объектов, общей площадью 8 880 кв.м.

Для осуществления деятельности по обращению с отходами ООО «Звезда» арендует здание ремонтно-механической мастерской общей площадью 1083,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес><адрес>.

Объектам, эксплуатируемым ООО «Звезда» по указанному адресу присвоена I категория негативного воздействия на окружающую среду согласно свидетельству о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно разработанной ООО «Звезда» программе производственного экологического контроля, содержащей данные инвентаризации источников выбросов, основными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на предприятии являются: пиролизная установка «Фортан-М», установка СКГО-10-ЭЭТ, установка «УЗГ-1М», измельчитель HAMMEL, инсиниратор серии ЭПС, установка УРЛ-2М, инсиниратор ИН059, установка КТО, пакетировочный пресс, мини дробилка Мд-150.

Суммарная масса вредных веществ, выбрасываемых в атмосферу при осуществлении ООО «Звезда» деятельности в области обращения с отходами, составляет 263,8 тонны/год.

ООО «Звезда» заключен договор аренды оборудования от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «ПромОтходы», в рамках которого ООО «Звезда» арендуются следующие установки: СКГО-Ю-ЭЭТ, инсиниратор ИН-50, измельчитель Hammel, установка Фортан-6, котел типа КВМ, установка Экотром-2У, металлический контейнер 1мЗ, накопительные емкости стеклоплатиковые КТР НЕ-2, сосуд стальной сварной ГКК2 50-4-2480, контейнер КСГМГ100МСК.

Установка УЗГ-1М находится у ООО «Звезда» в собственности согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ.

Также согласно данным учета в области обращения с отходами за 2018 год, представленным ООО «Звезда» приняло 137 891, 441 тонну отходов I-IV классов опасности от сторонних организаций, которые согласно данные отчета были обезврежены, утилизированы на специализированной оборудовании предприятия.

В соответствии с ч. 2,3 чт. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» вредное физическое воздействие на атмосферный воздух допускается на основании разрешения, выданного уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах I категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, осуществляются на основании комплексного экологического разрешения, выданного в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Федеральный законом от 25.12.2018 № 496-ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «Об экологической экспертизе» и Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» урегулированы противоречия и пробелы, связанные с введением с 1 января 2019 года дифференцированной системы нормирования в зависимости от категории объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (п.3 ст.2 Закона).

Данным законом установлено, что разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещения, полученные лицами, осуществляющими деятельность на объектах I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до получения комплексное экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

Указанным законом, также предусмотрена возможность в период с 1 января 2019 года (до получения КЭР) выдачи или переоформления документов и разрешений (в том числе и разрешение на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух), которые будут действовать до получения КЭР.

При отсутствии разрешения на выброс радиоактивных веществ в атмосферный воздух, разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух, а также при нарушении условий, предусмотренных данными разрешениями, юридические лица и индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Переходные положения по срокам получения комплексного экологического разрешения установлены пунктами 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В указанный перечень включается до трехсот объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вклад которых в суммарные выбросы, сбросы загрязняющих веществ в Российской Федерации составляет не менее чем 60 процентов.

Согласно пункту 1 статьи 11 Закона № 219-ФЗ разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее - разрешения и документы), полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к объектам I и II категорий, до 1 января 2019 года, действуют до дня истечения срока действия таких разрешений и документов либо до дня получения комплексного экологического разрешения или представления декларации о воздействии на окружающую среду в течение срока действия таких разрешений и документов.

При этом положениями подпункта «б» пункта 3 статьи 2 Закона № 496-ФЗ с 1 января 2019 года и до получения комплексных экологических разрешений в сроки, установленные частями 6 и 7 статьи 11 Закона № 219-ФЗ, допускается выдача или переоформление разрешений и документов в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Такие разрешения и документы действуют до дня получения комплексного экологического разрешения в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи.

Вместе с тем, 25.10.2019 в 10:30 при проведении проверки установлено, что ООО «Звезда» осуществляет выброс вредных веществ в атмосферный воздух (вредное физическое воздействие) при осуществлении деятельности по обращению с отходами по адресу: <адрес> отсутствии разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с разъяснениями п.38 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 18.10.2012 г. №21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» эксплуатация объекта без разрешений и лицензий может являться основанием для ограничения, приостановления либо прекращения деятельности эксплуатирующей организации.

В судебное заседание представитель ООО «Звезда» ФИО5 не явился, однако ранее пояснил, что общество вину не признает, просит прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава правонарушения, пояснил, что обезвреживание отходов не осуществлялось, установки по обезвреживанию отходов не эксплуатировались (находились на хранении). При проведении проверки факт выброса вредных веществ установлен не был.

Сам по себе факт хранения данных установок на территории городского округа Рошаль не свидетельствует о том, что данные установки эксплуатировались когда-либо ранее только на территории городского округа Рошаль, а не за пределами Шатурского муниципального района <адрес> и городского округа Рошаль.

Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. -р утвержден "Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды".

Согласно пункту 10 статьи 31.1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" комплексное экологическое разрешение содержит нормативы допустимых выбросов не любых загрязняющих веществ, а только "высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах загрязняющих веществ".

Актом проверки не установлено, что выбросы осуществлялись в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, выбросы осуществлялись именно на территории Шатурского муниципального района Московской области или городского округа Рошаль, хотя бы одно из веществ, выброс которых осуществлялся, одновременно и входит в "Перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды", утв. Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 г. № 1316-р, и относится к "высокотоксичным веществам, веществам, обладающим канцерогенными, мутагенными свойствами (веществам I, II класса опасности)".

В материалах дела отсутствует доказательства о виновности Общества. При этом измерение концентраций загрязняющих веществ в выбросах инструментальными методами не производилось.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу о виновности ООО «Звезда» по следующим основаниям:

так, вина ООО «Звезда» подтверждается следующими доказательствами:

- решением и.о. межрайонного природоохранного прокурора <адрес> о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ,

- актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что на производственной площадке ООО «Звезда» на момент проверки деятельность не осуществлялась, однако на площадке под открытом небом на почве размещены отходы производства и потребления: трансформаторы отработанные, имеющее на корпусе таблички, в том числе содержащие информацию о регистрационных знаках в количестве 6 единиц Типа ТНЗ-1000/10, 1 трансформатор Типа ТНПУ-2000/10 и 2 единицы трансформаторов, имеющих жидкостные индикаторы уровня охлаждающей жидкости (совтол, содержащий трихлордифинил, пентохлордифинил).

Под открытым небом непосредственно на почве хранятся пластмассовые емкости, железные бочки.

В арендуемом ООО «ЗВЕЗДА» здании расположено специализированное оборудование, предназначенное для обращения с отходами.

Согласно лицензионному делу для обезвреживания отходов I класса опасности, в том числе отходов конденсаторов с трихлордифинилом, отходов конденсаторов с пентохлордифинилом, трансформаторов с пентохлордифинилом заявлено специализированное оборудование - СКГО-10-ЭЭТ, имеющее положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом I Росприроднадзора от 10.04.2015 , которое согласно экспертизе имеет определенные характерные признаки (состав, вид оборудования) и требования при эксплуатации.

При проведении проверки приняли участие представители организации - производителя установки СКГО-10-ЭЭТ ООО «ЭКОЭНЕРГОТЕХ», которыми дана оценка подлинности расположенной в здании установки «типа СКГО-10-ЭЭТ». В частности установлено, что оборудование отдаленно напоминает, за счет присутствия имитации вертикально установленных реакторов, установку СКГО-10-ЭЭТ.

Вместе с тем, указанная установка не оборудована насосами высокого давления, запорной, регулирующей и предохранительной арматурой, работающей при высоком давлении, оборудованием для выведения и разделения продуктов реакции, автоматизированной системой контроля и управления в составе исполнительных элементов, контроллера, персонального компьютера с программным обеспечением, монитором для визуализации параметров процесса СКГО и его управлением. Оборудование не оснащено элементами, предназначенными для управления электропневмоклапаными и измерения высокого давления в реакторах, подающих и отводящие магистралях, на реакторах отсутствуют характерные признаки подвода электроэнергии к нагревательным элементам, а также подвода обезвреживаемой смеси в верхней части реактора.

Термометр на оборудовании имеет максимальную шкалу в 100 градусов, тогда как согласно ГЭЭ на установку СКГО-10-ЭЭТ рабочая температура в реакторе, необходимая для обезвреживания отходов составляет 500-550 градусов.

Вышеуказанные факты свидетельствуют на то, что указанное оборудование не является установкой СКГО-Ю-ЭЭТ, а также не способна обеспечить осуществление процесса сверхкритического гидротермального окисления (обезвреживания отходов I класса опасности, в том числе отходов, содержащих трихлордифинил, пентохлордифинил). ООО «ЭКОЭНЕРГОТЕХ» установка СКГО-10-ЭЭТ ООО «ЗВЕЗДА» не передавалась.

Согласно технологическому регламенту в результате деятельности по обезвреживанию отходов, содержащих трихлордифинил, образуются вторичные черные металлы, вторичные цветные металлы, шламы IV класса опасности.

Кроме того, в здании расположено иное емкостное специализированное оборудование, предназначенное для обращения с отходами, наименование и назначение которого определить в ходе визуального осмотра не представляется возможным.

Установлено, что здание, в котором расположено специализированное оборудование, имеет приточно-вытяжную вентиляцию, имеющую выход на крышу здания в виде трубы для осуществления технических выбросов вредных веществ в атмосферный воздух от эксплуатируемого оборудования.

В здании расположены емкости с различными наименованиями, содержащие сыпучие материалы, емкости с жидкостями.

На отдельной площадке возле здания оборудовано место для временного ’ накопления твердых коммунальных отходов.

Также с внешней стороны здания расположено емкостное оборудование, в количестве 4 единиц (л.д.8-10).

- объяснением заместителя генерального директора ООО «Звезда» ФИО6, подтвердившей, что общество перерабатывало вредные вещества с выбросом в атмосферный воздух от эксплуатируемого оборудования,

- протоколами анализов от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, - отчетом по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных за 2018 год (л.д.49-88),

- актом приема-передачи оборудования от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.89),

- заключением экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации установки для уничтожения галогенорганических и органических веществ без кислотообразующих компонентов сверхкритическим гидротермальным окислением СКГО-10-ЭЭТ (л.д.105-223),

- выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.224-233),

- постановлением о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.8.21 КоАП РФ генерального директора ООО «ЗВЕЗДА» ФИО1 за то же правонарушение, которое не обжаловалось, при этом ФИО1 был уплачен и штраф, назначенный ей в качестве наказания (т.2 л.д.68-74),

- договором -А/02/16 от ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между ООО «Центр управления отходами производства и потребления»(ООО «ЦУОПП»), с ООО «Магистраль ЛТД» на оказание комплекса услуг по обращению с отходами 1-1У (У) класса опасности),

- дополнительным соглашением к договору -А/02/16, от ДД.ММ.ГГГГ (на оказание комплекса услуг по обращению с отходами) от ДД.ММ.ГГГГ,

- дополнительным соглашением ООО «Звезда» к договору -А/02/16, от ДД.ММ.ГГГГ (на оказание комплекса услуг по обращению с отходами) от ДД.ММ.ГГГГ,

- актами об обращении с отходами 2017г. 2018 г. 2019 г.,

- платежными поручениями, актами выполненных работ, паспортами отходов I-IV классов опасности.

Действия ООО «ЗВЕЗДА» суд квалифицирует по ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения.

При назначении наказания и определении его вида суд учитывал степень общественной опасности содеянного, отсутствие отягчающих и смягчающих обстоятельств.

С учетом изложенного, суд считает, что ООО «ЗВЕЗДА» должно быть подвергнуто наказанию в виде административного приостановления деятельности.

Руководствуясь ч.1 ст.8.21 и ст. 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

п о с т а н о в и л :

признать общество с ограниченной ответственностью «ЗВЕЗДА» (, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.21 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за которое ему назначить наказание в виде административного приостановления деятельности по сбору транспортированию, утилизации, обезвреживанию I-IV классов опасности, производимой в здании ремонтно-механической мастерской 235, производственного назначения, общей площадью 1083 кв.м. инв., лит. 2-Б, условный , расположенной по адресу: <адрес> сроком на 90 (девяносто) суток.

Настоящее постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Московского областного суда в течение 10 суток со дня его вынесения.

Судья Шатурского городского суда Терентьев И.Н.