ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-63/20 от 07.04.2020 Увинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело№5-63/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

07.04.2020 года пос.Ува Удмуртской Республики

Судья Увинского районного суда Удмуртской Республики Ёлкина В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Администрации муниципального образования ***4

у с т а н о в и л:

Администрация муниципального образования ***6» (далее- Администрация МО «***5 привлекается к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Так, *** главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в ******1 вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в отношении Администрации МО «***7» на основании обращения жителя д.*** Удмуртской Республики (регистрационный *** от ***), содержащего сведения о нарушении требований санитарно-эпидемиологического законодательства Администрацией МО «***28»: не выполнены возложенные нее полномочия по созданию и обустройству мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в д.*** Удмуртской Республики.

*** проведен осмотр (обследование) площадки накопления твердых коммунальных отходов по *** в д.*** с целью оценки площадки требованиям санитарного законодательства.

*** в *** мин. главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в ******1 вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела по административному расследованию.

*** в адрес регионального оператора по Удмуртской Республике ООО «***8 направлен запрос о предоставлении информации по вопросу оборудования мест накопления (площадок) ТКО и приобретения контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов.

*** в *** мин. при рассмотрении документов, представленных Администрацией МО «***9 и акта санитарно-эпидемиологического обследования Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике»в ****** от *** выявлены нарушения требований ч.1 п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.ст.11, ч.3 ст.39 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.8,ст.13.4, ст.22 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и требований санитарных правил, которые влекут угрозу жизни и здоровью населения.

Согласно ч.1 п.18 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям администрации МО «***10 отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

В соответствии с реестром мест накопления твердых коммунальных отходов на территории МО «***», размещенном в информационно-коммуникационной сети Интернет на официальном сайте муниципального образования «***», Администрацией МО «***11 выполнена властно-распорядительная функция по созданию места накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская Республика, ***, ***, с нарушением требований законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, что подтверждается Постановлением Администрации МО «***12» *** от ***.

Согласно акта санитарно-эпидемиологического обследования Филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Удмуртской Республике» в ****** от ***, установлено, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская Республика, ***, ******, не соответствует требованиям п.2.1., п.2.4.СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», п.2.2.2.СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»: место накопления (площадка) твердых коммунальных отходов не оборудовано ограждением и не установлены контейнеры или иные сборники.

Согласно информации регионального оператора ООО «***13» *** от ***., представленной в рамках рассмотрения обращения в адрес надзорного органа, обустройство и строительство контейнерных площадок не включено в тариф на предоставление коммунальной услуги «обращение с твердыми коммунальными отходами».

Согласно приложения к письму ООО «***14*** от ***., Министерством строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Удмуртской Республики в тариф «обращение с твердыми коммунальными отходами» на 2020 г. включены расходы на приобретение контейнеров для сбора твердых коммунальных отходов в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки Регоператора на очередной период регулирования. Региональный оператор готов установить в 2020г. контейнеры в количестве 200 штук. Контейнеры будут устанавливаться на оборудованные контейнерные площадки, которые соответствуют требованиям законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии с ч.2 п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1039 от 31.08.2018г. места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

По мнению административного органа, накопление твердых коммунальных отходов в необорудованных местах накопления (площадках) создает угрозу жизни и здоровью населения, способствует скоплению и размножению грызунов, являются местом прокорма бродячих животных, что создает угрозу распространения инфекционных заболеваний, передающихся животным: геморрагическая лихорадка с почечным синдромом.

Поскольку Администрацией МО «***15» не в полном объеме осуществляются возложенные на нее полномочия по соблюдению требований санитарного законодательства, а именно по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, *** главным специалистом-экспертом Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в ******1 в отношении Администрации МО «***16» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ- нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Санкция ст.6.3 КоАП РФ предусматривает наказание в отношении юридических лиц – предупреждение или наложение административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

*** материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.3 КоАП РФ, в отношении Администрации МО «***17 поступили на рассмотрение Увинского районного суда.

В судебное заседание представитель Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Удмуртской Республике в поселке Ува не явился, в письменном заявлении к суду начальник отдела ***2 просила дело рассмотреть без участия представителя административного органа, настаивала на назначении юридическому лицу административного штрафа.

Представитель Администрации МО «***18» и.о. главы муниципального образования ***3 в суд не явилась, просила дело рассмотреть без ее участия, в письменном заявлении к суду указала, что с выводами территориального отдела согласна. В то же самое время при принятии решения просила учесть, что в соответствии с п.72 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 № 435, контейнеры для ТКО предоставляются собственникам отходов региональным оператором, то есть ООО «***19 Кроме того, согласно постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 № 547 «О внесении изменений постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2017 года № 435 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Удмуртской Республики", допускается складирование ТКО в местах накопления ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором, что и происходило в рассматриваемом случае. Обустройство места накопления ТКО в д. ***, где проживает всего три семьи, в соответствии с утвержденным главой муниципального образования «Увинский район» Планом мероприятий («дорожная карта») по созданию новых мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПин на территории муниципального образования «Увинский район» на 2019- 2020 годы, предусмотрено в мае 2020 года. Поэтапное создание мест накопления ТКО связано с нехваткой финансовых средств для одновременного их создания и установлением в Удмуртской Республике на период 2019-2020 г.г. переходного периода для перехода к сбору ТКО региональным оператором. С учетом изложенного и обстоятельств выявленного правонарушения, в частности, зимнего периода времени, допущенные Администрацией нарушения не несли реальной угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, и поэтому, принимая во внимание то, что ранее Администрация МО «***20 к административной ответственности не привлекалась, представитель юридического лица ходатайствовал перед судом о назначении административного наказания в виде предупреждения.

Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.8 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В соответствии со ст.13.4. Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление). Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов должен включать в себя: данные о нахождении мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о технических характеристиках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; данные о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

данные об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления (в том числе раздельного накопления) твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с ч.2 п.3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ №1039 от 31.08.2018г., места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Из материалов дела следует, что место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов по адресу: Удмуртская Республика, ***, ***, ***, не соответствует требованиям п.2.1., п.2.4.СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований», п.2.2.2.СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», а именно: место накопления (площадка) твердых коммунальных отходов не оборудовано ограждением и не установлены контейнеры или иные сборники, что подтверждается актом санитарно-эпидемиологического обследования *** от ***.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела- протоколом об административном правонарушении, актом санитарно-эпидемиологического обследования *** от ***, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий от *** и проведенной в ходе осмотра видеосъемкой, согласно которых по адресу: д***, *** имеется водонепроницаемое покрытие- бетонная плита, ограждения и мусоросборников- нет, иными материалами дела.

Действия Администрации МО «***21» суд квалифицирует по ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушений- нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.

Согласно п.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч.2 ст.3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность Администрации МО «***22 является совершение правонарушения впервые. Отягчающие ответственность обстоятельства отсутствуют.

При назначении административного наказания судья учитывает наличие смягчающего ответственность юридического лица обстоятельства, отсутствие отягчающих обстоятельств, финансовое положение юридического лица, отсутствие в бюджете муниципального образования денежных средств на самостоятельное обустройство ограждения площадки для сбора ТКО. Кроме того, суд находит заслуживающими внимания доводы Администрации МО «***23» о том, что в соответствии с п.72 Порядка сбора твердых коммунальных отходов (ТКО) на территории Удмуртской Республики, утвержденного постановлением Правительства Удмуртской Республики от 08.11.2017 № 435, контейнеры для ТКО предоставляются собственникам отходов региональным оператором, то есть ООО «***24». Кроме того, согласно постановления Правительства Удмуртской Республики от 26.12.2018 № 547 «О внесении изменений постановление Правительства Удмуртской Республики от 8 ноября 2017 года № 435 "Об утверждении Порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора) на территории Удмуртской Республики", допускается складирование ТКО в местах накопления ТКО в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором. Согласно видеозаписи, проведенной ***, место сбора ТКО оборудовано водонепроницаемым покрытием, доступ к нему обеспечен (дорога прочищена от снега), захламления площадки мусором не имелось (на площадки находился один закрытый пластиковый пакет с мусором), вывозка мусора производится по графику 3 раза в неделю. Какого-либо материального ущерба, вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера действиями (бездействием) Администрации МО «***25 не причинено, не выявлено и угрозы причинения указанного вреда, поскольку административным органом не применена мера обеспечения в виде временного запрета деятельности в порядке ст.27.16 КоАП РФ.

Также суд учитывает и то обстоятельство, что в *** зарегистрировано 11 граждан (проживает три семьи), и в соответствии с утвержденным главой муниципального образования «Увинский район» Планом мероприятий («дорожная карта») по созданию новых мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с СанПин на территории муниципального образования «***26» на 2019- 2020 годы предусмотрено в мае 2020 года. В связи с вышеизложенным, судья полагает возможным назначить Администрации МО «***» административное наказание в виде предупреждения, которое предусмотрено санкцией ч.1 ст.6.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 3.12, 29.9-29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

За совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.6.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, юридическому лицу Администрации МО ***27» назначить административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение 10 суток со дня получения его копии через Увинский районный суд.

Судья- В.А.Ёлкина