ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-640/2022 от 23.09.2022 Верх-исетского районного суда г. Екатеринбурга (Свердловская область)

Дело №5-640/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

23 сентября 2022 года г. Екатеринбург

Судья Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области ФИО1

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отношении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца г. Озерск, паспорт гражданина РФ серии выдан 02.06.2017 ОУФМС России по Челябинской области, зарегистрированного по адресу: <...>, временно зарегистрированного по адресу: Свердловская область, , студента УрФУ, не женатого, несовершеннолетних детей не имеющего, инвалидность отрицающего, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений,

У С Т А Н О В И Л:

21.09.2022 в период времени с 16 часов 30 минут до 17 часов 15 минут ФИО2, находясь в общественном месте по адресу: <...>, совместно с иным лицом организовал проведение публичного мероприятия в форме группового пикетирования с использованием заранее изготовленного средства наглядной агитации - плаката белого цвета, размером формата А4, с одной стороны плаката надпись печатными буквами зеленым цветом . ФИО2 принял участие в публичном мероприятие в форме пикетирования группой лиц без подачи уведомления в Министерство общественной безопасности Свердловской области о проведении указанного публичного мероприятия, которое проводилось под видом одиночного пикетирования, якобы осуществляемого одним участником. Так, проведена «пикетная очередь» - поочередное пикетирование: ФИО2 находился по адресу: <...>, а иное лицо находилось по адресу: <...> данное мероприятие было объединено единым замыслом и общей организацией в общественном месте, публичной демонстрацией мимо проходящим гражданам средств наглядной агитации (плакатов) с общей темой, цель которой являлось выражение мнения против частичной мобилизации в Российской Федерации с 21.09.2022, объявленной Президентом РФ 21.09.2022. Таким образом, ФИО2 совместно с иным лицом, которое находилось по адресу: <...>, организовали и провели публичное мероприятие - пикетирование группой лиц без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

С протоколом об административном правонарушении ФИО2 ознакомлен, права и обязанности, предусмотренные ст. 25.1, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положение ст. 51 Конституции Российской Федерации ему также были разъяснены.

В судебном заседании ФИО2 вину в совершении административного правонарушения не признал, пояснил, что заранее изготовил плакат белого цвета, размером формата А4, и вышел по адресу: <...>, с целью выражения своей гражданской позиции относительно частичной мобилизации в Российской Федерации с 21.09.2022, объявленной Президентом РФ 21.09.2022. Никаких действий по организации публичных мероприятий не выполнял.

Защитник ФИО2 – адвокат Садыков И.А., действующий на основании ордера, в судебном заседании пояснил, что в действиях ФИО2 не имеется состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, просил прекратить производство по делу.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, его защитника, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с частью 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.

Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантируется только праву на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями ст. 17, 19, 55 Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой, каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", которым в рамках организации публичного мероприятия предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности, на что указано в ст. 4 данного Закона.

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее, чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. 1. и 2 ст. 5).

Публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями (пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ).

Пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции (пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Обязанности организатора публичного мероприятия установлены частью 4 ст. 5 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, а именно, организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (пункт 1); обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (пункт 3).

Одним из принципов проведения публичного мероприятия является законность, определенная пунктом 1 ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ как соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 7 ст. 2 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ под уведомлением о проведении публичного мероприятия понимается документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.

Пунктом 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.06.2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (далее по тексту также - постановление Пленума N 28 от 26.06.2018 г.) определено, что объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 КоАП РФ, образует организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о его проведении (за исключением случаев проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого не требуется). При этом исходя из содержания пункта 3 части 4 и части 5 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях под подачей уведомления в установленном порядке следует понимать в том числе определение места, времени, условий проведения публичного мероприятия в результате согласительных процедур.

В соответствии с частью 1.1 ст. 7 Федерального закона от 19.06.2004 г. N 54-ФЗ, уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

Как следует из материалов дела 21.09.2022 в период времени с 16 часов 30 минут до 17 часов 15 минут ФИО2, находясь в общественном месте по адресу: <...>, совместно с иным лицом организовал проведение публичного мероприятия в форме группового пикетирования с использованием заранее изготовленного средства наглядной агитации - плаката белого цвета, размером формата А4, с одной стороны плаката надпись печатными буквами зеленым цветом «. ФИО2 принял участие в публичном мероприятие в форме пикетирования группой лиц без подачи уведомления в Министерство общественной безопасности Свердловской области о проведении указанного публичного мероприятия, которое проводилось под видом одиночного пикетирования, якобы осуществляемого одним участником. Так, проведена «пикетная очередь» - поочередное пикетирование: ФИО2 находился по адресу: <...>, а иное лицо находилось по адресу: <...> данное мероприятие было объединено единым замыслом и общей организацией в общественном месте, публичной демонстрацией мимо проходящим гражданам средств наглядной агитации (плакатов) с общей темой, цель которой являлось выражение мнения против частичной мобилизации в Российской Федерации с 21.09.2022, объявленной Президентом РФ 21.09.2022. Таким образом, ФИО2 совместно с иным лицом, которое находилось по адресу: <...>, организовали и провели публичное мероприятие - пикетирование группой лиц без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

Факт совершения ФИО2 указанного административного правонарушения и его вина подтверждаются совокупностью исследованных судьей доказательств, в том числе:

протоколом об административном правонарушении , составленным в соответствии с положениями ст.28.2 КоАП РФ, в котором отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, каких-либо процессуальных нарушений при его составлении не установлено;

объяснениями ФИО2 от 21.09.2022 об обстоятельствах правонарушения,

объяснениями свидетелей ФИО3 и ФИО4 от21.09.2022, согласно которым 21.09.2022 в их присутствии у ФИО2 был изъят плакат;

рапортом оперативного дежурного от 22.09.2022, согласно которому в дежурную часть ОП №9 УМВД России по г. Екатеринбургу 22.09.2022 в 18:20 часов поступило сообщение о том, что по адресу: <...>, проводится пикет;

ответом начальника отдела по обеспечению деятельности в сфере подготовки и проведения публичных мероприятий Министерства общественной безопасности Свердловской области от 21.09.2022, согласно которому в Министерство общественной безопасности Свердловской области не поступали и не согласовывались уведомления о проведении 21.09.2022 в г. Екатеринбурге публичных мероприятий;

протоколом об административном задержании ФИО2 от 21.09.2022,

протоколом изъятия у ФИО2 плаката белого цвета, размером формата А4, с одной стороны плаката надпись печатными буквами зеленым цветом «

рапортом начальника ООПАЗ ГУ МВД России по Свердловской области ФИО5 от 21.09.2022, из которого следует, что 21.09.2022 в УМВД России по г. Екатеринбургу поступила оперативная информация о готовящихся в центральной части города несогласованных протестных акциях в связи с объявленной частичной мобилизацией и проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции по защите мирного населения Донецкой и Луганской Народных Республик. Согласно данной информации группа граждан планирует провести несогласованное с Министерством общественной безопасности Свердловской области публичное мероприятие в форме пикетирования группой лиц, при этом под видом одиночных пикетов, не требующих согласования, провести «пикетную очередь» - поочередное пикетирование участниками социально значимых объектов, то есть объединенное единым замыслом и общей организацией совместное единовременное пребывание и передвижение в общественном месте, публичную демонстрацию мимо проходящим гражданам и проезжающим гражданам в общественном транспорте и на личных автомобилях заранее приготовленных средств наглядной агитации (плакатов, транспарантов) на одну и ту же тематику с целью выражения и формирования мнения по вопросам политической и общественной жизни страны (фактически пикетирование группой лиц). Оперативный источник подтвердил, что на тротуаре по пр. Ленина в г. Екатеринбурге (у домов № 25 и № 33) такое публичное мероприятие намереваются провести ФИО6 и ФИО2, которые уже договорились о времени проведения мероприятия и изготовили средства наглядной агитации. 21.09.2022 в 16 часов 20 минут в сети «Интернет» обнаружена информация о наличии в средствах массовой информации сообщений о проведении гражданами в центральной части города несогласованных публичных мероприятий, в ходе которых производится фотофиксация участников и опубликование фотографий в сети «Интернет». Для проверки данной информации и ранее полученной оперативной информации я совместно с иными сотрудниками полиции прибыл на площадь 1905 года г. Екатеринбурга по адресу: <...>. По прибытию на место мной осуществлялось, патрулирование на автомобиле возможного места проведения публичного мероприятия и наблюдение из автомобиля за окружающей обстановкой. Визуальным наблюдением установлено, что около 16 часов 30 минут в районе площади 1905 года г. Екатеринбурга уже находились граждане, впоследствии установленные как ФИО2 и ФИО6, которые держали в руках неустановленные предметы, предположительно, свернутые плакаты, что-то обсуждали между собой. После этого указанные граждане перешли к реализации их совместных и, очевидно, заранее спланированных действий, каждый из них проводил пикет с использованием заранее приготовленных средств наглядной агитации - плакатов «Нет законам военного времени Люди - не мясо!; «Salvador Dali; The face of war (перевод - Лицо войны); Как вам личико?», в ходе которого осуществилась публичная демонстрация мимо проходящим гражданам и проезжающим гражданам в общественном транспорте и на личных автомобилях таких средств наглядной агитации. Указанные действия совершались ФИО2 и ФИО6 в период времени с 16 часов 30 минут до 17 часов 15 минут, при этом ФИО6 в районе дома № 25 по пр. Ленина осуществлял демонстрацию плаката с текстом: «Salvador Dali; The face of war (перевод - Лицо войны); Как вам личико?», а ФИО2 - демонстрацию плаката с текстом: «Нет законам военного времени Люди - не мясо!; Винтовка - это праздник, Гражданская оборона человек хочет жить! Нет законам военного времени» в районе дома № 33 по пр. Ленина. Совокупность указанных актов пикетирования с достаточной очевидностью были объединены единством целей и общей организацией, проводились одновременно и территориально тяготели друг к другу, а ФИО2 и ФИО6 использовали наглядные средства агитации на единую тему - для публичного выражения мнения в связи с объявленной частичной мобилизацией и проводимой Вооруженными Силами Российской Федерации специальной военной операции по защите мирного населения Донецкой и Луганской Народных Республик;

фотоматериалами.

Оценивая собранные по делу об административном правонарушении доказательства, в совокупности с другими материалами дела, судья приходит к выводу о наличии состава правонарушения и доказанности вины ФИО2 в совершении правонарушения, его действия судья квалифицирует по ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы ФИО2 и его защитника о том, что в его действиях не имеется состава административного правонарушения, опровергаются материалами дела и исследованными в судебном заседании доказательствами.

Публичное мероприятие, в котором принимал участие ФИО2, одиночным пикетом не являлось, поскольку из представленных доказательств видно, что в нем принимали участие иные лица, проводившие поочередное пикетирование в центральной части города, объединенное единым умыслом и общей тематикой, в связи с чем, требовалось предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия. При этом к объяснениям свидетеля ФИО6, данным в судебном заседании, о том, что он не договаривался ни с кем о проведении поочередного пикетирования, судья относится критически, расценивает как защитную линию поведения свидетеля с целью избежать привлечения к административной ответственности.

При назначении административного наказания судья принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, являются совершение правонарушения впервые, а также то, что ФИО2 является студентом.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая изложенное, с учетом характера совершенного правонарушения, посягающего на общественный порядок, создавшего реальную угрозу для общественной безопасности в условиях массового скопления людей, в целях предупреждения совершения новых правонарушений лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья считает возможным назначить наказание в виде административного ареста на срок 10 суток. Оснований для назначения более мягкого наказания суд не усматривает, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

В силу положений ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изъятый плакат белого цвета, размером формата А4, с одной стороны плаката надпись печатными буквами зеленым цветом » подлежит оставлению в деле в течение всего срока хранения данного дела.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного ареста на срок 10 суток.

Срок отбытия административного наказания ФИО2 исчислять с 17 час. 15 мин. 21 сентября 2022 года, с момента административного доставления.

Постановление может быть обжаловано или опротестовано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы или протеста через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области.

Исполнение постановления в части доставления правонарушителя к месту отбытия наказания возложить на инспектора по охране общественного порядка ОП № 9 УМВД России по г. Екатеринбургу ФИО7

Исполнение постановления в части фактического отбывания наказания ФИО2 возложить на начальника спецприемника для лиц, арестованных в административном порядке УМВД России по г. Екатеринбургу (<...>).

Обязать начальника спецприемника для лиц, арестованных в административном порядке УМВД России по г. Екатеринбургу в обязательном порядке по отбытии ФИО2 административного наказания в виде административного ареста, направить в адрес Верх-Исетского районного суда г.Екатеринбурга информацию об исполнении постановления и отбытии назначенного судом наказания.

Плакат белого цвета, размером формата А4, с одной стороны плаката надпись печатными буквами зеленым цветом оставить в деле в деле в течение всего срока хранения данного дела.

Судья.