Дело № 5-641/2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 августа 2018 года г. Нефтеюганск
Судья Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Ганеев Р.Г.
расположенный по адресу: ХМАО - Югра, <...>,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении
юридического лица АО «Юганскводоканал» (АО «ЮВК»), расположенного по адресу: ХМАО - Югра, <...>., корп. 57, ИНН <***>,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Нефтеюганской межрайонной прокуратурой в период с (дата) по (дата) проведена проверка в отношении АО «ЮВК» в сфере исполнения природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, по результатам которой установлено, что в нарушение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО, АО «ЮВК» не переоформлена лицензия от (дата) №ЭХ-00-005324 (X), на вид деятельности, наименование которого изменено, а также в связи с внесением изменений в перечень работ, которые выполняются в составе лицензирования взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 и истечением срока действия лицензии (до (дата)).
В связи с выявленными нарушениями в адрес АО «ЮВК» (дата) внесено представление об устранении в месячный срок нарушения закона.
Нефтеюганской межрайонной прокуратурой в период с (дата) по (дата) проведена проверка в отношении АО «ЮВК», в ходе которой установлено, что по состоянию на (дата) нарушения, указанные в представлении межрайонной прокуратуры от (дата)№ не устранены, лицензия от (дата) №ЭХ-00-005324 (X) не переоформлена, в связи с чем, заместителем Нефтеюганского межрайонного прокурора (дата) в отношении АО «ЮВК» вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании помощник прокурора Нефтеюганской межрайонной прокуратуры Свитина А.А. доводы, изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении поддержала, настаивала на привлечении АО «ЮВК» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, полагая, что срок привлечения к административной ответственности в отношении юридического лица исчисляется со дня совершения правонарушения и составляет один год.
Представители АО «ЮВК» ФИО3, ФИО4, ФИО5 в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признали, пояснив, что в настоящее время принимаются меры к переоформлению лицензии.
Выслушав помощника прокурора Нефтеюганской межрайонной прокуратуры, представителей АО «ЮВК», судья приходит к следующему:
Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Объектом данного административного правонарушения является институт государственной власти в виде реализации полномочий прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, действующего от имени государства и представляющего его интересы, вытекающие из норм закона.
В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре) требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Как следует из материалов дела и установлено в ходе судебного заседания, Нефтеюганской межрайонной прокуратурой в период с (дата) по (дата) проведена проверка в отношении АО «ЮВК» в сфере исполнения природоохранного законодательства и законодательства о промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, по результатам которой установлено, что в нарушение требований законодательства о промышленной безопасности ОПО, АО «ЮВК» не переоформлена лицензия от (дата) №ЭХ-00-005324 (X), на вид деятельности, наименование которого изменено, а также в связи с внесением изменений в перечень работ, которые выполняются в составе лицензирования взрывоопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 и истечением срока действия лицензии (до (дата)).
В связи с выявленными нарушениями в адрес АО «ЮВК» (дата) внесено представление об устранении в месячный срок нарушения закона.
По результатам проверки, заместителем Нефтеюганского межрайонного прокурора Помаховой Е.Н. (дата) вынесено постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ в отношении юридического лица АО «ЮВК».
Вместе с тем, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности по следующим основаниям.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ указывает на то, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, составляет три месяца со дня совершения административного правонарушения.
Как следует из материалов дела, (дата) в адрес АО «ЮВК» внесено представление об устранении нарушения закона, в месячный срок.
В данном случае последним днем периода, предоставленного для исполнения обязанности по предоставлению по требованию прокурора, являлось (дата)
Ответ на представление прокурора об устранении нарушений законодательства об охране окружающей среды, о промышленной безопасности опасных производственных объектов № от (дата) был предоставлен АО «ЮВК» в Нефтеюганскую межрайонную прокуратуру (дата).
Таким образом, трехмесячный срок давности привлечения АО «ЮВК» к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, применительно к ст. 4.5 КоАП РФ, по данному делу начал течь с (дата) и истек (дата).
При указанных обстоятельствах, ссылка заместителя Нефтеюганского межрайонного прокурора в постановлении о возбуждении производства об административном правонарушении на то, что в нарушение требований законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектом, АО «ЮВК» не переоформлена лицензия от (дата) №ЭХ-00-005324 (X), не является основанием к привлечению к административной ответственности юридического лица по ст. 17.7 КоАП РФ, поскольку (дата) общество за данное нарушение привлечено к ответственности государственным инспектором Северо-Уральского управления Ростехнадзора по ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, и согласно предписанию об устранении выявленных нарушений №-П обществу предоставлен срок для устранения нарушений в срок до (дата).
Согласно части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
Санкция ст. 17.7 КоАП РФ предусматривает возможность назначения наказания в виде дисквалификации, однако данный вид наказания может назначаться только должностным лицам, тогда как настоящее дело было возбуждено в отношении юридического лица.
Кроме того, следует учесть, что по общему правилу невыполнение установленных нормативным правовым актом требований, для которых предусмотрен определенный срок исполнения, не является длящимся правонарушением.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования положений ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ во взаимосвязи с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
За пределами срока давности привлечения к административной ответственности решить вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, обсуждаться не может.
Согласно ч. 2 ст. 29.4 КоАП РФ, при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, выносится постановление о прекращении производства об административном правонарушении.
Таким образом, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
С учётом изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9 ч.1, 29.10, 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «Юганскводоканал» по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Постановление может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, в течение десяти суток со дня получения копии постановления, через Нефтеюганский районный суд. В этот же срок постановление может быть опротестовано прокурором.
Судья: подпись
Копия верна: судья Р.Г. Ганеев