ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-641/20 от 28.08.2020 Советского районного суда г. Орска (Оренбургская область)

<данные изъяты>

Дело № 5-641/2020

УИД 56RS0033-01-2020-001721-96

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 августа 2020 года г. Орск Оренбургской области

Резолютивная часть постановления объявлена 26 августа 2020 года

Мотивированное постановление изготовлено 28 августа 2020 года

Судья Советского районного суда г. Орска Оренбургской области Курносова Ю.В.,

при секретаре судебного заседания Плотниковой Ю.С.,

с участием помощника Орского транспортного прокурора Репиной К.И.,

представителя ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» - Медведевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 6.4. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении

государственного унитарного предприятия Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», расположенного по адресу: Оренбургская область, Оренбургский район, пос. Аэропорт, ул. Авиаторов, д. 1, ИНН 5638057261, ОГРН 1105658017225, дата регистрации 11.08.2010,

УСТАНОВИЛ:

2 марта 2020 года в 11.00 час. в ходе проведения проверки исполнения законодательства о защите прав потребителей в Орском филиале ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», расположенного в г. Орске, Аэропорт, установлены нарушения требований Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 29.03.1985, в частности, пункта 3.2 Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, согласно которому, оптимальная норма температуры воздуха в помещениях аэровокзалов в залах ожидания и спецконтроля должна составлять 20-25°C, допустимая - 18-22°C (таблицы 1 и 2).

Основанием для проведения проверки послужили сведения, полученные в ходе мониторинга сети Интернет в части соблюдения законодательства о защите прав потребителей деятельности Орского филиала ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при эксплуатации здания аэровокзала. Проверка проводилась с привлечением специалиста Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области.

Проверкой выявлено, что температура воздуха в зале ожидания аэровокзала составляет от 15,57°С до 16,0°С.

В судебном заседании представитель ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» Медведева Е.В., действующая на основании доверенности от 10 января 2020 года, вину в совершении административного правонарушения не признала. Пояснила, что проверка аэропорта проводилась 2 марта 2020 года в 11-00 час. замеры температуры воздуха в зале ожидания аэровокзала, указанные в акте, были произведены в 11-00 час., то есть вне регламента работы аэропорта. Допустимая и оптимальная температуры воздуха в помещениях аэровокзала в зале ожидания аэропорта, указанная в п. 3.2. требований, поддерживается регулярно во время работы аэропорта согласно регламента. Режим работы аэропорта, согласно Правилам НОТАМ, установлен с 21-00 час. до 09-00 час. После 09-00 час. аэропорт не обязан поддерживать нужную температуру в зале ожидания. При этом, не отрицала, что в иные часы работы аэропорт открыт для пребывания в нем граждан.

Помощник Орского транспортного прокурора Репина К.И. подтвердила наличие в действиях ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» признаков административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4 КоАП РФ, просила назначить наказание в пределах санкции статьи.

В судебном заседании исследованы следующие письменные доказательства:

- решение о проведении проверки от 15 февраля 2020 года исполнения законодательства о защите прав потребителей;

- акт проверки от 2 марта 2020 года, согласно которому установлены нарушения ФЗ от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 29.03.1985;

- протокол лабораторных исследований от 3 марта 2020 года, согласно которому температура воздуха в зале ожидания аэропорта на 3,9°С ниже предельно-допустимого уровня;

- заключение санитарно-эпидемиологической (гигиенической) оценки от 03 марта 2020 года, согласно которой выявлены нарушения требований п. 6.3 СанПин 2.2.4.548-96.

Выслушав участников судебного заседания, оценив представленные по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до двух тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно частям 3, 7 статьи 40 Воздушного кодекса РФ от 19 марта 1997 года № 60-ФЗ аэропорт это комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимое оборудование.

Статьей 42 Конституции РФ и статьей 8 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» гарантировано каждому право на благополучную окружающую среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В силу ст. 11 и ч. 3 ст. 24 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства. Содержание жилых помещений должно отвечать санитарным правилам. При эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из статьи 1 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ следует, что под санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами понимаются нормативные правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Основные санитарно-гигиенические условия эксплуатации аэропортов в целях создания благоприятных условий труда и пребывания в них пассажиров, установлены Санитарно-гигиеническими требованиями к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденными Министерством гражданской авиации СССР 29 марта 1985 года.

Названные Санитарно-гигиенические требования к аэровокзалам гражданской авиации не противоречат ГОСТ 30494-2011. Межгосударственный стандарт. Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата в помещениях, введенных в действие приказом Росстандарта от 12.07.2012 № 191-ст., поскольку являются специальной нормой, имеют направленное правовое регулирование и применяются на территории Российской Федерации, что подтверждается письмом Минздрава РФ от 06.01.2004 № 2510/90-04-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене и эпидемиологии на транспорте».

Согласно пункту 3.2 Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 29.03.1985, оптимальная норма температуры воздуха в помещениях аэровокзалов в залах ожидания и спецконтроля составляет 20-25°C, допустимая - 18-22°C (таблицы 1 и 2).

В соответствии с Федеральным законом от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.

В судебном заседании установлено, что с 20 февраля по 2 марта 2020 года Орской транспортной прокуратурой совместно со специалистом Юго-Восточного территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в Орском филиале ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург», расположенном по адресу: г. Орск, Аэропорт, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а именно: п.3.2 Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 29.03.1985, оптимальная норма температуры воздуха в помещениях аэровокзалов в залах ожидания и спецконтроля составляет 20-25°C, допустимая - 18-22°C (таблицы 1 и 2).

Материалами дела подтверждается, что в результате проведения замеров температурного режима Орского филиала ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» 2 марта 2020 года зафиксировано несоответствие температуры воздуха нормативам величины, установленной п.3.2 Санитарно-гигиенических требований к аэровокзалам гражданской авиации, утвержденных Министерством гражданской авиации СССР 29 марта 1985 года (приложение N 1 "Оптимальные и допустимые нормы температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в помещениях жилых зданий").

Проверкой, проведенной испытательным лабораторным центром Юго-Восточного территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Оренбургской области, выявлено, что температура воздуха в зале ожидания аэровокзала Орского филиала ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» составляет от 15,57 до 16,0°С, то есть ниже оптимальной и допустимой.

Факт нарушения ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения подтверждаются имеющимися в материалах дела доказательствами, которые согласуются между собой.

Нарушение ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» санитарно-эпидемиологических требований к аэропорту Орского филиала ГУП Оренбургской области «Аэропорт Оренбург» создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.

Являясь собственником здания аэропорта, ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» обязано при его эксплуатации соблюдать санитарные правила для обеспечения безопасных для человека условий труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом суд учитывает, что внеплановая проверка деятельности ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» проведена с соблюдением требований ст. 10 ФЗ № 294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Вышеуказанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, установленные в ходе проверки, подтверждаются актом проверки от 2 марта 2020 года, согласно которому проверка проведена в присутствии представителя ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» Медведевой Е.В.

С учетом изложенного действия ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» подлежат квалификации по ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ – как нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 6.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.

Санкция ст. 6.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает наказание для юридических лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Решая вопрос о виде административного наказания, суд учитывает, что назначенное наказание должно соответствовать целям предупреждения совершения новых правонарушений, соразмерности и справедливости наказания, а также балансу публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

При определении вида административного наказания ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург», суд учитывает характер совершенного административного правонарушения при осуществлении воздушных транспортных перевозок, а также выявленные нарушения, устранение которых возможно без временного приостановления деятельности предприятия.

Учитывая, характер совершенного правонарушения, посягающего на санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. 29.10 Кодекса об административных правонарушениях РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

государственное унитарное предприятие Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 6.4. Кодекса об административных правонарушениях РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Сумма административного штрафа подлежит уплате в срок не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, по следующим реквизитам: получатель Управление Федерального казначейства по Свердловской области (Уральская транспортная прокуратура). Банк получателя: ИНН 6671233692, КПП 6671101001, р/с 401018105000000 в ГРКЦ ГУ Банка России по Свердловской области г. Екатеринбург, КБК 41511690010016000140, ОКАТО 65401377000, ОКПО 81791934.

Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Советский районный суд г.Орска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья подпись Ю.В. Курносова

<данные изъяты>