ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-642/2021 от 09.11.2021 Боготольского районного суда (Красноярский край)

УИД 24RS0-47

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГГГ<адрес>

Объявлена резолютивная часть постановления

ДД.ММ.ГГГГ

Вынесено мотивированное решение

Судья Боготольского районного суда Красноярского края Гусева И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, в отношении должностного лица – заместителя <адрес> по финансово-экономическим вопросам ФИО1, <данные изъяты>

Установил:

В ходе проведения Боготольской межрайонной прокуратурой проверки соблюдения требований бюджетного законодательства администрацией <адрес>, установлено нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов в рамках государственной программы края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п.

Должностным лицом, ответственным за указанное нарушение, согласно должностной инструкции является заместитель главы <адрес> по финансово-экономическим вопросам ФИО1

В ходе проверки установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ году <адрес> принимал участие в конкурсе по отбору муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства по виду государственной поддержки «субсидия на возмещение части затрат на реализацию проектов, содержащих комплекс инвестиционных мероприятий по увеличению производительных сил в приоритетных видах деятельности» (далее по тексту - субсидия), которая предоставляется в рамках государственной программы края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, по результатам конкурсного отбора и направляется на софинансирование расходов мероприятий муниципальных программ.

Муниципальный порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее по тексту - Порядок).

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете <адрес> в ДД.ММ.ГГГГ году на указанные цели составил <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - <данные изъяты> тыс. рублей, за счет средств местного бюджета - <данные изъяты>. рублей.

Победителем муниципального конкурса признан представленный на конкурс <данные изъяты>» проект «<данные изъяты><адрес>». С ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии в сумме <данные изъяты> тыс. рублей. При этом затраты ООО «<данные изъяты>» на приобретение оборудования стоимостью <данные изъяты> тыс. рублей документально не подтверждены, определение победителя конкурса и предоставление ему субсидии осуществлено в отсутствие законных оснований и в нарушение Порядка и условий предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий. Кроме того, ООО «<данные изъяты>» не подтверждено достижение в <данные изъяты> году показателя результативности исполнения мероприятий (использования субсидий) до <данные изъяты> года предоставления субсидий «<данные изъяты>».

В нарушение Порядка и условий соглашения о предоставлении субсидий получателем субсидии ООО «<данные изъяты>» в администрацию <адрес> не представлены ДД.ММ.ГГГГ (в срок до ДД.ММ.ГГГГ) следующие отчеты и документы: отчет о деятельности получателя субсидии (достижение значений показателей результативности), сведения о среднесписочной численности работников, решение о расторжении соглашения и возврате субсидий в связи с непредоставлением ООО «<данные изъяты>» документов (отчетов) в установленный срок ДД.ММ.ГГГГ - до ДД.ММ.ГГГГ) администрацией <адрес> не принято.

В период совершения указанного правонарушения ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, по адресу: <адрес>, обязанности заместителя <адрес> по финансово-экономическим вопросам исполняла ФИО1 в должностные обязанности которой входит соблюдение исполнения законодательства РФ, <адрес>, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, касающихся курируемого направления деятельности; координация вопросов единой финансовой, бюджетной, налоговой и аграрной политики, межбюджетных отношений, бюджетного процесса в целом, социально-экономического развития района; непосредственно координация и контроль деятельность структурных подразделений и муниципальных служащих администрации района: финансового управления, отдела экономики и планирования.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, представила возражение на постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, в котором просила прекратить производство по делу об административном правонарушении на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ- в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Дело рассмотрено в отсутствии лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

И.о Боготольского межрайонного прокурора Гутарева Е.А. в судебном заседании постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в отношении должностного лица – заместителя Главы Боготольского района ФИО1 поддержала, просила суд признать Бакуневич виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде штрафа.

В соответствии с ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ нарушение главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.

Межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (статья 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.139 Бюджетного кодекса РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В силу с ч.4 ст.179 Бюджетного кодекса РФ государственными программами Российской Федерации (государственными программами субъекта Российской Федерации) может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на реализацию государственных программ субъекта Российской Федерации (муниципальных программ), направленных на достижение целей, соответствующих государственным программам Российской Федерации (государственным программам субъекта Российской Федерации). Порядки предоставления и распределения указанных субсидий устанавливаются соответствующей программой.

В соответствии с п.3 ст.1 ст.162 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств обладает следующими бюджетными полномочиями: обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.

Судьей установлено, что постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п утверждена государственная программа <адрес> «<данные изъяты>». Приложением к Госпрограмме программе включена Подпрограмма "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства", которая направлена на достижение следующих социально-экономических результатов: формирование комплексного подхода к решению проблем развития малого и среднего предпринимательства в <адрес> со стороны органов государственной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей, организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;

-создание системы стимулов для развития малого и среднего предпринимательства органами местного самоуправления, организация мониторинга и контроля исполнения государственных полномочий по развитию малого и среднего предпринимательства, а также мониторинга действий муниципальных органов власти по данному направлению;

создание на территории <адрес> устойчивой системы инфраструктурной поддержки малого и среднего предпринимательства, в том числе направленной на продвижение продукции местных производителей на внешние рынки;

-увеличение численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства;

информационное и консультационное сопровождение предпринимателей края, выравнивание территориальных диспропорций в размещении информационных ресурсов;

повышение уровня предпринимательской грамотности;

-вовлечение новых граждан, в т.ч. молодежи, в предпринимательскую деятельность.

Программой предусматривается реализация мер, стимулирующих органы местного самоуправления внедрять на территориях различные формы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Целью Подпрограммы 2 является содействие субъектам малого и среднего предпринимательства и самозанятым гражданам в <адрес> в привлечении финансовых ресурсов, обеспечение доступности образовательной и информационно-консультационной поддержки.

Реализация мероприятий Подпрограммы 2 направлена, с одной стороны, на формирование условий для совершенствования внешней среды развития малого и среднего предпринимательства в крае, с другой - на повышение экономической устойчивости и конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих свою деятельность на территории края.

Обязательным условием при этом является комплексный подход к решению поставленных задач с учетом территориальных особенностей, которые должны быть отражены в муниципальных программах.

Реализация мероприятий 1.1, 1.2, 1.5, 2.1, 2.2, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6, 2.7, 2.8, 3.1, 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3, 3.2, 3.2.1, 3.2.2, 3.3 приложения N 1 к подпрограмме 2 осуществляется агентством, реализация мероприятия 1.3 - агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития <адрес>; реализация мероприятия 1.4 - агентством печати и массовых коммуникаций <адрес>.

Средства на финансирование мероприятий Подпрограммы 2 направляются из краевого бюджета, в том числе за счет средств, полученных в качестве субсидии из федерального бюджета.

Срок реализации Подпрограммы 2: 2014 - 2023 годы.

<адрес> в ДД.ММ.ГГГГ принял участие в конкурсе по отбору муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства по виду государственной поддержки «субсидия на возмещение части затрат на реализацию проектов, содержащих комплекс инвестиционных мероприятий по увеличению производительных сил в приоритетных видах деятельности» (далее по тексту - субсидия).

-Субсидия предоставляется в рамках государственной программы края «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства», утвержденной постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, по результатам конкурсного отбора и направляется на софинансирование расходов мероприятий муниципальных программ.

Министерством экономики и регионального развития <адрес> и администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ заключено Соглашение о предоставлении субсидии бюджету <адрес> из краевого бюджета. По условиям которого, из краевого бюджета в 2019 году бюджету <адрес> представляются субсидии в рамках программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» государственной программы <адрес> «Развитие инвестиционной деятельности, малого и среднего предпринимательства», утвержденной Постановлением, в соответствии с перечнем мероприятий, целях софинансирования которых представляется Субсидия, согласно Приложению к настоящему Соглашению, утвержденным постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. -п «Об утверждении муниципальной программы <адрес> «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства и инвестиционной деятельности в <адрес>».

Муниципальный порядок предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства утвержден постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п (далее по тексту - Порядок).

Общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете <адрес>ДД.ММ.ГГГГ году на указанные цели составил <данные изъяты> тыс. рублей, в том числе за счет средств краевого бюджета - <данные изъяты> тыс. рублей, за счет средств местного бюджета - <данные изъяты>. рублей.

Победителем муниципального конкурса признан проект «модернизация оборудования для содержания промышленного стада несушек в <адрес>», представленный на конкурс ООО «<данные изъяты>».

С ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии в сумме <данные изъяты> тыс. рублей.

Счетной палатой <адрес> проведено контрольное мероприятие «<данные изъяты><адрес>ом». В ходе проверки установлено, что ООО «<данные изъяты>» на рассмотрение конкурсной комиссии предоставлен договор от ДД.ММ.ГГГГ на поставку комплекта клеточного оборудования для содержания промышленного стада кур-несушек стоимостью <данные изъяты> тыс. рублей, заключенный с ООО «<данные изъяты>». Комиссионной проверкой, проведенной ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что часть приобретенного оборудования смонтирована, часть находится в стадии монтажа, часть - в упаковке (в ходе проверки проведена фотосъемка, фотографии приложены). Условиями договора расчет за приобретенное оборудование предусмотрен векселем. В состав документации, предоставленной на конкурс, также включены:

-простой вексель от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>,0 тыс. рублей, подлежащий оплате в срок до ДД.ММ.ГГГГ (оплатить по указанному векселю <данные изъяты> рублей предприятию ООО «<данные изъяты>» обязуется предприятие ООО «<данные изъяты>»);

-акт приема-передачи простого векселя от ДД.ММ.ГГГГ от ООО «<данные изъяты>» ООО «<данные изъяты>».

В соответствии со статьей 143 Гражданского кодекса РФ вексель является ценной бумагой, которая, согласно Положению «<данные изъяты>», утвержденному Постановлением ЦИК СССР и СНК СССР от ДД.ММ.ГГГГ (применяется на территории РФ в соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «<данные изъяты>»), удостоверяет простое и ничем не обусловленное предложение уплатить определенную сумму.

Согласно Постановлению Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.10.1997 № 2600/97 «...сам вексель, являясь денежным обязательством, не может отожествляться с денежными средствами.

В силу статьи 29 Федерального закона от <данные изъяты> №86-ФЗ «<данные изъяты> единственным законным средством наличного платежа на территории Российской Федерации являются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России.

В соответствии со статьей 862 ГК РФ безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями.

Отнесение векселя к документам, подтверждающим расходы заявителя, осуществлено постановлением администрации района от <данные изъяты>

Таким образом, положения Муниципального порядка, позволившие заявителю предъявить вексель в качестве документа, подтверждающего затраты, противоречили действующему законодательству.

С ООО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии в сумме <данные изъяты>0 тыс. рублей (средства краевого бюджета -<данные изъяты> тыс. рублей, средства местного бюджета - <данные изъяты>. рублей).

С ДД.ММ.ГГГГ единственным учредителем ООО <данные изъяты>» является ДВА (глава <адрес>). Согласно выписке из ЕГРЮЛ с ДД.ММ.ГГГГ доверительным управляющим ООО «<данные изъяты>» является ЗВА, который с ДД.ММ.ГГГГ является генеральным директором данной организации.

Учитывая, что затраты ООО «<данные изъяты> на приобретение оборудования стоимостью <данные изъяты>,0 тыс. рублей документально не подтверждены, определение победителя конкурса и предоставление ему субсидии осуществлено в отсутствие законных оснований и в нарушение Порядка и условий предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий.

Также не подтверждено достижение в ДД.ММ.ГГГГ показателя результативности исполнения мероприятий (использования субсидий) до <данные изъяты> предоставления субсидий «<данные изъяты>».

Таким образом, договор поставки оборудования от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «<данные изъяты>» и ООО <данные изъяты>», предусматривающий возможность оплаты простым векселем, содержит признаки мнимой сделки.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 86 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, мнимая сделка, то есть сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна (пункт 1 статьи 170 ГК РФ), Следует учитывать, что стороны такой сделки могут также осуществить для вида ее формальное исполнение, что не препятствует квалификации такой сделки как ничтожной на основании пункта 1 статьи 170 ГК РФ.

В период проведения Счетной палатой края контрольного мероприятия администрацией района в соответствии с распоряжением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р проведена проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на реализацию проекта в отношении ООО «<данные изъяты>», по результатам которой сформулированы следующие выводы:

-проект фактически не реализован: по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ клеточное оборудование в эксплуатацию не введено (монтаж запланирован в ДД.ММ.ГГГГ); цель и показатели эффективности и результативности проекта не достигнуты (увеличение поголовья птицы на 39,0 тыс. голов; увеличение среднесписочной численности работников предприятия на 3 ед.); бюджетные средства, направленные на компенсацию затрат на приобретение клеточного оборудования, подлежат возврату в бюджет.

Таким образом затраты ООО «<данные изъяты>» на приобретение оборудования стоимостью <данные изъяты> тыс. рублей документально не подтверждены, определение победителя конкурса и предоставление ему субсидии осуществлено в отсутствие законных оснований и в нарушение Порядка и условий предоставления бюджетам муниципальных образований субсидий.

Также не подтверждено достижение ДД.ММ.ГГГГ году показателя результативности исполнения мероприятий (использования субсидий) до ДД.ММ.ГГГГ года предоставления субсидий «Объем привлеченных внебюджетных инвестиций в секторе малого и среднего предпринимательства».

В нарушение Муниципального порядка и условий соглашения о предоставлении субсидий получателем субсидии ООО «<данные изъяты>» в администрацию района не представлены за ДД.ММ.ГГГГ год (в срок до ДД.ММ.ГГГГ) следующие отчеты и документы: отчет о деятельности получателя субсидии (достижение значений показателей результативности), сведения о среднесписочной численности работников.

<адрес> в нарушение Порядка не принято решение о расторжении соглашения и возврате субсидий в связи с непредоставлением ООО «<данные изъяты>» документов (отчетов) в установленный срок <данные изъяты> - до ДД.ММ.ГГГГ).

В соответствии с распоряжением администрации района от ДД.ММ.ГГГГ-р, требованием о возврате субсидии от ДД.ММ.ГГГГ «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ вернула субсидии в бюджет района в полном объеме (<данные изъяты>), из которых <данные изъяты>

Согласно выписки из распоряжения -рл от ДД.ММ.ГГГГФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ назначена на муниципальную должность муниципальной службы - заместителем <адрес> по финансово- экономическим вопросам.

В соответствии с разделом III должностной инструкции заместителя <адрес> по финансово-экономическим вопросам к должностным обязанностям ФИО1 относится: соблюдение исполнением законодательства РФ, <адрес>, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, касающихся курируемого направления деятельности; координирует вопросы единой финансовой, бюджетной, налоговой и аграрной политики, межбюджетных отношений, бюджетного процесса в целом, социально-экономического развития района; непосредственно координирует и контролирует деятельность структурных подразделений и муниципальных служащих администрации района: финансового управления, отдела экономики и планирования.

В соответствии с разделом V должностной инструкции заместителя <адрес> по финансово-экономическим вопросам ФИО1 несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности - в пределах, определенных действующим административным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, заместитель <адрес> по финансово-экономическим вопросам ФИО1 несет ответственность за соблюдение бюджетного законодательства.

Положения ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, предусматривающие срок давности привлечения лица к административной ответственности за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (1 год), применяются, если ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности. Срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ составляет 2 года, в связи с чем по настоящему делу на момент рассмотрения не истек.

При таких обстоятельствах, действия должностного лица - заместителя <адрес> по финансово-экономическим вопросам ФИО1 судья квалифицирует по части 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ – нарушение получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами. Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица.

Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 названного Кодекса).

Решая вопрос о виде и мере наказания, суд принимает во внимание характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение.

Обстоятельством, смягчающим административную ответственность суд признает добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение, признание вины ФИО1,.

Обстоятельств отягчающих административную ответственность судье не установлено.

Принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, данные о личности, наличие обстоятельства смягчающего административную ответственность и отсутствие обстоятельств отягчающих административную ответственность, считаю необходимым назначить ФИО1 наказание в пределах санкции ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в минимальном размере, что соответствует предусмотренным ч. 1 ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать должностное лицо -заместителя <адрес> по финансово-экономическим вопросам ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> (десяти тысяч) рублей 00 копеек.

Штраф перечислить: перечислив сумму штрафа по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Разъяснить ФИО1, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ, административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. За неуплату административного штрафа в установленный законом срок предусмотрена ответственность по ст. 20.25 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в соответствии со ст.30.2-30.8 КоАП РФ в Красноярский краевой суд в течение 10-ти дней со дня получения копии настоящего постановления путем подачи жалобы или принесения протеста через Боготольский районный суд.

Судья И.В. Гусева