Дело № 5-64/2020
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
город Остров Псковская область *** 2020 года
Судья Островского городского суда Псковской области Родакова И.Р.,
при секретаре Ефимовой О.А.,
с участием представителя юридического лица –Администрация Островского района ФИО1, действующего на основании доверенности от ***, сроком действия 3 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Администрация Островского района, юридический адрес: ...,
У С Т А Н О В И Л:
*** в суд по подведомственности из Северо-Западного Управления Ростехнадзора поступил протокол и материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица –Администрация Островского района о совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Юридическому лицу – Администрации Островского района инкриминировано административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ, а именно, нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Главным государственным инспектором отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО6*** на основании анализа сведений, полученных Северо-Западным Управлением Ростехнадзора из Комплексной системы информатизации об организациях, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов (Реестр ОПО) и информации из АО «Газпром газораспределение Псков» в отношении ИОМС Администрация Островского района, имеющей в собственности муниципальное имущество – газопроводы высокого и низкого давления (пер. Молодежный, Западный), высокого давления с установкой ШРП по ..., среднего и низкого давления (..., ...), среднего давления (распределительный газопровод по ..., газификация жилых домов центральной части ...), низкого давления (..., распределительный газопровод по ..., газификация жилых домов ИЖФ, ..., центральная часть ...), всего 11 объектов системы газоснабжения, общей протяженностью № км., расположенные на территории ... и района, выявлены нарушения в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, выразившиеся в бездействии в отношении следующего:
- опасный производственный объект III класса опасности - сети газораспределения(общей протяженностью № км.) не зарегистрированы в Государственном реестре опасных производственных объектов (Реестр ОПО), чем нарушена ч.2 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов,
- в составе организации отсутствует газовая служба, занимающаяся эксплуатацией сети газораспределения в нарушение требований п. 9 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности (ФНП) "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", утвержденные Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542,
-не заключены договора по техническому обслуживанию на газораспределительные сети (общей протяженностью 11,16669 км.) с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ, чем нарушены требования п.9 ФНП, утвержденные Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542,
-администрация не имеет лицензии на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством РФ в нарушение требований ст. 9 ФЗ №116-ФЗ, п.12 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности",
-не заключен договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством РФ об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, чем нарушена ст. 9 ФЗ №116-ФЗ.
Постановлением Островского городского суда Псковской области от *** производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ в отношении юридического лица Администрации Островского района прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 134-140).
Решением Псковского областного суда от *** указанное выше постановление Островского городского суда Псковской области от *** отменено, с направлением дела на новое рассмотрение (л.д. 202-206).
При новом рассмотрении дела представитель Администрация Островского района ФИО1 в судебном заседании не оспаривая фактические обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, полагал, что Администрация Островского района является ненадлежащим субъектом инкриминируемого правонарушения, поскольку не является организацией, эксплуатирующей опасные производственные объекты (газораспределительные сети), находящиеся в собственности муниципального образования «Островский район», не осуществляет техническое обслуживание и ремонт газовых трубопроводов, а также не транспортирует по газораспределительной сети природный газ и не является его поставщиком. При этом указал, что эксплуатирующей организацией всех газовых сетей на территории Островского района является АО «Газпром газораспределение Псков», с которым до настоящего времени договор аренды газовых сетей не заключен ввиду уклонения последних от их заключения. Полагал, что наличие в собственности муниципального образования объектов газоснабжения не является основанием для признания органа местного самоуправления организацией, эксплуатирующей указанный объект, соответственно, администрация района не может быть признана субъектом вмененного административного правонарушения. Вместе с тем, в случае, если суд придет к выводу о наличии оснований для привлечения Администрации Островского района к административной ответственности, просил назначить наказание с применением положений ст. 4.1 ч. 3.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении - главный государственный инспектор отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления Ростехнадзора ФИО2 допрошенный в судебном заседании фактические обстоятельства дела, изложенные в протоколе об административном правонарушении, подтвердил. Указал, что в настоящее время допущенные нарушения в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не устранены.
Допрошенный в ходе рассмотрения дела заместитель начальника отдела промышленной безопасности по Псковской области Северо-Западного управления ФИО3 в судебном заседании указала, что орган местного самоуправления, являясь собственником опасных производственных объектов, обязан организовать выполнение всех предусмотренных законом мер для обеспечения законности использования сети газораспределения.
При рассмотрении дела суд оценивает собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, и с позиции соблюдения требований закона при их получении, то есть части 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов определяет Федеральный закон от 27.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Опасными производственными объектами являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в приложении 1 к Закону N 116-ФЗ (статья 2 Закона N 116-ФЗ); в частности, это объекты, на которых транспортируются опасные вещества, в том числе горючие вещества – жидкости, газы пыли, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления.
Пункт 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет требования промышленной безопасности как условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Пунктом 2 статьи 2 указанного Закона установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта предусмотрены статьей 3 Закона № 116-ФЗ, которая возлагает обязанность по их исполнению на организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект.
В число требований входит обязанность иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации (абзац 5 пункта 1 статьи9 Закона № 116-Ф), в соответствии с пунктом 12 части 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по эксплуатации взрывопожарных и химических опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию.
К требованиям промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта относится также заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте (абзац 18 пункта 1 статьи 9 Закона № 116-ФЗ).
Приказом Ростехнадзора от 15.11.2013 N 542 утверждены Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности "Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления", в соответствии с п. 9
В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.
В соответствии с ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Субъектами указанных правонарушений могут быть как граждане и должностные лица, так и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, чья деятельность функционально связана с опасными производственными объектами.
Административное правонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения. Противоправность деяния заключается в нарушении или невыполнении лицом установленных правил, норм, стандартов и требований. При этом, противоправное деяние не связывается правовой нормой с обязательным наступлением вредных последствий. Для привлечения к администрации ответственности достаточно самого факта нарушения (невыполнения) требований, предписанных правовой нормой, так как административные правонарушения в рассматриваемой сфере считаются оконченными с момента совершения самих противоправных деяний, т.е. создания угрозы тем или иным общественным отношениям.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Как следует из преамбулы Закона N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", его положения распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.
При этом Закон № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов» не ставит исполнение предусмотренных им требований в зависимость от использования (неиспользования) опасного производственного объекта для оказания услуг потребителям.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В рассматриваемом случае, поскольку договор на эксплуатацию газораспределительной сети с какой-либо иной организацией не заключен, в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду данное имущество не передано, то Администрация Островского района, являясь собственником опасного производственного объекта, имеет статус организации эксплуатирующей газораспределительную сеть.
При этом, тот факт, что Администрация Островского района не относится к специализированным организациям, не свидетельствует об отсутствии полномочий для выполнения требований законодательства в области промышленной безопасности в отношении находящегося в муниципальной собственности опасного производственного объекта.
Таким образом, обязанность по исполнению требований законодательства в области промышленной безопасности возникла у Администрации Островского района ввиду наличия в собственности муниципального образования опасного производственного объекта.
Вина юридического лица – Администрации Островского района в совершении указанного выше административного правонарушения объективно подтверждается следующими исследованными в судебном заседании доказательствами: протоколом № от *** (л.д. 5-9); сведениями о газопроводах, принадлежащих Администрации Островского района, на которые не заключены договора аренды и договоре на техническое обслуживание и аварийно-диспетчерское обеспечение на 2020 года с приложением копий договоров аренды муниципального имущества с перечнем (л.д. 18,19; 39-76); выпиской из реестра муниципальной собственности Островского района (л.д. 20-38);
Сведения, содержащиеся в протоколе и представленных материалах, принимаются в качестве доказательств вины правонарушителя, так как протокол об административном правонарушении составлен компетентным лицом, с соблюдением требований ст.28.2 КоАП РФ.
Исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу о доказанности вины юридического лица-Администрации Островского района в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, и квалифицирует бездействие Администрации Островского района, как нарушение требований промышленной безопасности.
В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает, что правонарушение в области требований промышленной безопасности совершено впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судом не установлено.
Оснований для признания иных обстоятельств в качестве смягчающих, судья не усматривает с учетом конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения.
Санкция ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ предусматривает административное наказание в отношении юридических лиц в виде наложения админитсратвиного штрафа от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Допущенное административное правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок соблюдения требований по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов, который должен носить устойчивый характер и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений, нарушение таких требований может повлечь причинение значительного ущерба жизни, здоровью, имуществу граждан, а также имуществу государства, юридических лиц. Администрация Островского района, являясь участником правоотношений в сфере промышленной безопасности, обязано обеспечивать выполнение всех необходимых мер для недопущения события противоправного деяния при той степени заботливости и осмотрительности, которая требуется от нее в целях надлежащего исполнения своих обязанностей и требований закона.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что оснований для признания административного правонарушения совершенного Администрацией Островского района малозначительным в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не имеется.
Обсуждая вопрос о размере и виде наказания, суд исходит из следующего.
Согласно ч.1 ст.4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 указанной статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Назначая наказание, суд учитывает характер, степень опасности, конкретные обстоятельства совершенного административного правонарушения, данные о юридическом лице – Администрации Островского района, которое к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения не привлекалось, обстоятельства смягчающие и отягчающие наказание, и считает возможным назначить Администрации Островского района наказание, предусмотренное санкцией ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ в виде административного штрафа, с применением положений ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ в размере 100 000 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 4.1- 4.3, 29.10, 29.11, 9.1 ч. 1 КоАП РФ, суд
п о с т а н о в и л:
Юридическое лицо – Администрацию Островского района признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Административный штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.
Реквизиты для оплаты административного штрафа: <данные изъяты>
Настоящее постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Островский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья И.Р. Родакова