ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-64/20 от 17.03.2020 Октябрьского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 5-64/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

17 марта 2020 года г. Ижевск

Судья Октябрьского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Петрова Е.В. в служебном кабинете по адресу <...>,

рассмотрев протокол об административном правонарушении и другие материалы дела об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 ст. 20.2 КоАП РФ

ФИО1, <данные изъяты> года рождения, уроженца <данные изъяты>, зарегистрированного по адресу: <адрес> не работающего, ранее привлекавшегося к административной ответственности,

установил:

из представленных материалов следует, что 7 марта 2020 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 15 минут в период проведения митинга у дома <адрес> перед фасадной частью кинотеатра «Россия», организатором ФИО1 было допущено нарушение регламента проведения публичного мероприятия, а именно: нарушение заявленной тематики мероприятия, в ходе которого Д.Ю.А.. и ФИО1 во время выступления на трибуне вышли за рамки заявленной тематики.

Так, в уведомлении, поданном ФИО1, целью мероприятия являлось: информирование жителей Ижевска о намерении перепрофилировать завод по утилизации химического оружия в городе Камбарка в производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности. Озвучить негативные последствия работы подобного производства. Привлечь внимание СМИ к данной проблеме. Озвучить официальную статистику заболеваемости в городе Камбарка и привлечь внимание органов исполнительной власти к этим данным. Озвучить мнение жителей региона по данному вопросу.

Д.Ю.А. в своем выступлении на трибуне высказывал критику в адрес полиции «Полиция… никакая это не полиция. Частное охранное предприятие – ЧОП, которое при этом носит символику русской освободительной армии генерала Власова…»

ФИО1 по окончании зачитывания резолюции митинга на трибуне скандировал в микрофон вместе с собравшимися «ФИО4 - в отставку!», «ФИО4 и его правительство - в отставку!».

Таким образом, ФИО1, являясь организатором митинга, допустил нарушение регламента проведения публичного мероприятия в форме нарушения заявленной тематики (цели) мероприятия, чем нарушил пункт 4 ст. 5 Федерального закона РФ № 54-ФЗ от 19 июня 2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ - нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, в связи с чем в отношении ФИО2 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ не признал, пояснил, что озвученная им со сцены фраза «ФИО4 и Правительство Удмуртской Республики в отставку» являлась пунктом резолюции и была направлена на привлечение внимания органов власти к данной проблеме. Скандирования не было. Что касается выступления Д.Ю.А., пояснил, что предупредил его до начала выступления о необходимости придерживаться темы и о лимите времени. Д.Ю.А., как мог, в соответствии со своими убеждениями, высказался, привел сравнения. Полагает, что никаких нарушений с его стороны как организатора митинга, не было.

Защитник ФИО1 Ф.В.В. в судебном заседании просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1, поскольку в протоколе не указаны основания и события административного правонарушения, протокол противоречит действительности, видеозаписи, показаниям свидетелей. Факт того, что ФИО1 не пресек Д.Ю.А., не зафиксирован в протоколе как событие административного правонарушения, что является нарушением требований КоАП РФ. Скандирования, как указано в протоколе, после оглашения резолюции - «ФИО4 – в отставку», «правительство – в отставку» не было. Был зачитан пункт резолюции, который соответствовал цели и тематике мероприятия. Скандировали – «Нет заводу смерти», что подтверждается видеозаписью.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, старший инспектор ГИАЗ ОП №2 УМВД России по г. Ижевску ФИО3 в судебном заседании просила привлечь ФИО1 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ, поскольку обстоятельства подтверждаются материалами дела.

Свидетель В.О.В. суду пояснил, что присутствовал на митинге 7 марта 2020 года, вел видеозапись. Что скандировали - не помнит, слов Д.Ю.А. про полицию не помнит. Лозунг про ФИО4 не помнит, но речь была о том, что он несет ответственность за строительство завода, звучала критика в его адрес, в каких именно фразах – не помнит. Но было бы логично выступить с требованиями об отправке его в отставку.

Свидетель Б.В.В. суду пояснила, что на митинге скандировали несколько раз «Нет заводу смерти». «ФИО4 в отставку» - не скандировали. Высказываний про полицию не слышала. Выступали много, она не запомнила, что именно люди говорили. ФИО1 со сцены говорил - «ФИО4 и Правительство в отставку».

Свидетель А.Н.И. суду пояснила, что на митинге присутствовала, не слышала, чтобы со сцены говорили про полицию и «ФИО4 в отставку».

Свидетель З.И.Ш. суду пояснил, что выступления на митинге соответствовали тематике – незаконному строительству завода. Высказывания выступающего про полицию он расценил в историческом контексте. Не помнит, была ли сказана фраза «ФИО4 и Правительство в отставку» - говорили много.

Выслушав объяснения ФИО1, его защитника Федоровой В.В., должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, старшего инспектора ГИАЗ ОП №2 УМВД России по г. Ижевску ФИО3, показания свидетелей, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

Статьей 31 Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Федеральный закон № 54-ФЗ).

В силу пункта 1 ст. 2 Федерального закона №54-ФЗ под публичным мероприятием понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.

Как следует из пункта 3 ст. 2 указанного Федерального закона, митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.

Как следует из правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года №1619-О, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность организатора и участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации и проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования. При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность организатора и участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения ими противоправных, виновных действий или их противоправного, виновного бездействия.

Правовой статус организатора публичного мероприятия закреплен в статье 5 Федерального закона №54-ФЗ, в соответствии с пунктом 1 которой организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

В силу положений пунктов 3-6 части 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан:

- обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

- требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

- обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

- приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий.

В соответствии с частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4 настоящей статьи, которое влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.

Исходя из правовой позиции, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях» объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 ст.5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 ст.20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия.

Таким образом, законом установлена административная ответственность организатора публичного мероприятия при неисполнении возложенных на него обязанностей, в том числе требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона, обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок, приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий.

Как усматривается из материалов дела, 21 февраля 2020 года в Администрацию г. Ижевска поступило уведомление от ФИО1 как организатора мероприятия (вх. № КЛ-1274/01-20) о проведении 7 марта 2020 года в период с 14-00 до 17-00 часов публичного мероприятия на территории Центральной площади г. Ижевска, ограниченной фасадной частью кинотеатра «Россия» (нежилой дом № 242 ул. К.Маркса), пешеходным мостом, фасадной частью Дворца культуры «Металлург» (нежилой дом № 246 ул. К.Маркса), лестничным маршем восточной части площади, в форме митинга.

Цель мероприятия, согласно уведомления: информирование жителей Ижевска о намерении перепрофилировать завод по утилизации химического оружия в городе Камбарка в производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности. Озвучить негативные последствия работы подобного производства. Привлечь внимание СМИ к данной проблеме. Озвучить официальную статистику заболеваемости в городе Камбарка и привлечь внимание органов исполнительной власти к этим данным. Озвучить мнение жителей региона по данному вопросу.

25 февраля 2020 года Администрацией г. Ижевска проведение указанного публичного мероприятия согласовано, при этом ФИО1 предупрежден об ответственности организатора и участников публичного мероприятия за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2 КоАП РФ.

Указанное публичное мероприятие проведено 7 марта 2020 года с 14 часов 00 минут до 15 часов 15 минут у дома № <адрес> перед фасадной частью кинотеатра «Россия».

При проведении указанного публичного мероприятия организатором ФИО1 было допущено нарушение регламента проведения публичного мероприятия, а именно: нарушение заявленной тематики мероприятия. В ходе митинга выступающий Д.Ю.А. и сам ФИО1 во время выступления на трибуне вышли за рамки заявленной тематики. В частности, в своем выступлении на трибуне Д.Ю.А. высказывал критику в адрес полиции следующего содержания: «Полиция… никакая это не полиция. Частное охранное предприятие – ЧОП, которое при этом носит символику русской освободительной армии генерала Власова…»; ФИО1 на трибуне озвучил фразу «Отправить в отставку Главу Удмуртской Республики ФИО4 и Правительство Удмуртской Республики»

Данные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в частности:

- протоколом об административном правонарушении от 11 марта 2020 года № 602741;

- рапортами сотрудников полиции;

- объяснениями очевидцев Н.И.В., Д.Д.И.,

- уведомлением от ФИО1 как организатора мероприятия (вх. № КЛ-1274/01-20) о проведении 7 марта 2020 года в период с 14-00 до 17-00 часов публичного мероприятия в форме митинга;

- ответом Администрации города Ижевска (исх. № КЛ-1274/01-20 от 25 февраля 2020 года),

- объяснениями ФИО1, данными им в судебном заседании;

- видеозаписями административного правонарушения от 7 марта 2020 года.

Указанные доказательства получены в соответствии с требованиями закона и являются достаточными для обоснования вывода о виновности ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст.20.2 КоАП РФ.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ, состоит в организации либо проведении публичного мероприятия с нарушением организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, тем самым выражается в невыполнения (нарушении) организатором публичного мероприятия обязанностей (запретов), установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ.

К числу таких обязанностей относится, в том числе, обеспечение соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия; предъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; принятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий.

В ходе рассмотрения дела достоверно установлено, что при приведении публичного мероприятия его участниками, в частности ФИО5, были допущены высказывания, которые не соответствовали согласованной тематике митинга.

При этом организатором публичного мероприятия ФИО1, будучи ранее предупрежденным о недопустимости нарушения закона при проведении митинга (предостережение от 7 марта 2020 года), обязанности, предусмотренные законом, не исполнены, не принято мер, направленных на прекращение нарушения закона, в том числе путем соответствующего требования соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, соблюдения заявленной тематики.

Кроме того, судом установлен и ФИО1 не оспаривается тот факт, что им со сцены была высказана фраза «Отправить в отставку Главу УР ФИО4 и Правительство УР», что, по мнению суда, не соответствует цели митинга.

Указанная в уведомлении цель публичного мероприятия: «информирование жителей Ижевска о намерении перепрофилировать завод по утилизации химического оружия в городе Камбарка в производственно-технический комплекс по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов опасности. Озвучить негативные последствия работы подобного производства. Привлечь внимание СМИ к данной проблеме. Озвучить официальную статистику заболеваемости в городе Камбарка и привлечь внимание органов исполнительной власти к этим данным. Озвучить мнение жителей региона по данному вопросу » является определенной, не допускает ее произвольного или неоднозначного толкования, однако, высказывания со сцены с призывами отправить в отставку ФИО4 и Правительство УР не соответствуют цели публичного мероприятия и не отражают планируемый результат проведения публичного мероприятия.

Таким образом, ФИО1, являясь организатором митинга, допустил невыполнение (нарушения) обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Федерального закона №54-ФЗ, что подлежит квалификации по части 1 статьи 20.2 КоАП РФ.

При этом судья отклоняет и считает несостоятельными доводы ФИО1 и его защитника о том, что заявленная тематика мероприятия была соблюдена и об отсутствии нарушений со стороны ФИО1 как организатора, расценивает их как защитные, имеющие целью избежать административной ответственности, и опровергающиеся совокупностью собранных по делу доказательств, материалами дела и фактическими обстоятельствами дела.

Оснований подвергать сомнению обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, отраженные в протоколе об административном правонарушении, рапортах сотрудников полиции и с достаточной полнотой и ясностью зафиксированные на видеозаписях, имеющихся в материалах дела, судья не усматривает.

Неточности описания событий, допущенные в протоколе, на его действительность не влияют. Имеющийся в материалах дела протокол об административном правонарушении соответствует всем предъявляемым к нему ст. 28.2 КоАП РФ требованиям.

Разрешая вопрос об административном наказании ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ, отмечаю следующее.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ст. 4.1 КоАП РФ).

Определяя вид и размер наказания, судья учитывает общественную опасность совершенного правонарушения, характер совершенного административного правонарушения, объектом которого являются общественный порядок и общественная безопасность, обстоятельства, при которых оно было совершено, личность ФИО1

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

Учитывая изложенное, считаю необходимым назначить ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения ФИО1 от административной ответственности в силу характера и обстоятельств совершенного правонарушения, не имеется.

Срок привлечения ФИО1 к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, не истек, обстоятельств, указанных в ст. 24.5 КоАП РФ, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 ст. 20.2 КоАП РФ, не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ судья,

постановил:

признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде в виде административного штрафа в размере 10000 рублей.

Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты административного штрафа, наложенного судом:

Получатель УФК по Удмуртской Республике (<данные изъяты>

Разъяснить ФИО1, что сведения об оплате штрафа должны быть представлены в суд не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики через Октябрьский районный суд г. Ижевска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: Е.В. Петрова