ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-64/20 от 19.02.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 19 февраля 2020 года.

Мотивированное постановление изготовлено дата.

г. Самара дата

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Леонтьевой Е.В.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, директора АНК «***» ФИО2,

представителя ФИО2 – адвоката ФИО5,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области ФИО6, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... в отношении директора АНО «***» ФИО2, *** привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.34 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом №... об административном правонарушении от дата, составленным главным специалистом – экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области ФИО4, должностному лицу – директору АНО «***» ФИО2 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, за нарушение требований п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В судебном заседании ФИО2 и ее защитник-адвокат ФИО5 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ не признали, приобщили письменные возражения на протокол по делу об административном правонарушении, просили суд признать акт об изготовлении скриншотов недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении и исключить его из числа доказательств, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи отсутствием события административного правонарушения, кроме того, суду пояснили, что по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, оценка доказательств должностным лицом проведена ненадлежащим образом. Также ФИО2 пояснила, пояснила, что являясь руководителем АНО «***», имеющей Устав, внесенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которая является учредителем средства массовой информации, она не имеет отношения к деятельности электронного периодического издания «***», которое действует под руководством главного редактора, который является самостоятельным должностным лицом и непосредственно руководит указанным СМИ, принимая решения о размещении той или иной информации в средстве массовой информации. При этом СМИ не внесено в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Сайт периодического издания «***» не имеет отношения к деятельности АНО, учредитель которого в соответствии со ст.19 Федерального закона «О средствах массовой информации», а также п.4.6 Устава редакции средства массовой информации – электронного периодического издания «***», не имеет права вмешиваться в деятельность редакции периодического издания, за исключением указанных в данном пункте ситуаций.

Представитель Управления Роскомнадзора по Самарской области ФИО6 поддержала протокол об административном правонарушении по указанным в нем основаниям, просила привлечь должностное лицо – директора АНО «***» ФИО2 к административной ответственности.

Изучив представленные материалы дела, письменные возражения на протокол, приобщенные документы в ходе судебного заседания, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Частью 6 ст. 2 данного Закона установлено, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в случае издания некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, что распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от дата№...-р Автономная некоммерческая организация "***" (№...) была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента под учётным №.... Данная информация доступна неограниченному кругу лиц и размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном информационном портале Министерства Юстиции Российской Федерации по адресу ***.

дата года в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) из Министерства юстиции Российской Федерации поступили материалы (исх. №... от дата) по результатам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В результате мониторинга сети "Интернет" территориальными органами Минюста России установлено, что Автономная некоммерческая организация "***" (***) имеет страницы в социальной сети "Вконтакте", на которых АНО "***" публикует материалы с нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

дата Управлением Роскомнадзора по Самарской области, в рамках полномочий Роскомнадзора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата№... «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», проведён осмотр страницы сайта социальной сети "Вконтакте" по адресу *** и установлено следующее. Страница сайта vk.com по адресу *** позиционируется как информационный ресурс, на котором публикуются сообщения и материалы зарегистрированного средства массовой информации электронного периодического издания "***". Соответствующая информация размещена в шапке страницы сайта vk.com по адресу ***. Учредителем и редакцией электронного периодического издания "***", то есть лицом, осуществляющим производство и выпуск СМИ (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»), согласно Уставу редакции СМИ является Автономная некоммерческая организация «***» (***). дата года в 15:32 часов на странице сайта vk.com по адресу *** Автономной некоммерческой организацией «***» размещён материал под заголовком "***". дата в 16.12 часов на странице сайта *** Автономной некоммерческой организацией «ФИО3***» размещён материал под заголовком "***".

Указанные материалы не содержат указания на то, что эти материалы изданы и распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Факт совершения административного правонарушения, и вина должностного лица – директора АНО «***» ФИО2 подтверждается материалами дела, а именно: протоколом №... об административном правонарушении от дата, актом об изготовлении скриншотов по результатам осмотра сайта, скриншотами, распоряжением о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента от дата, выпиской из ЕГРЮЛ от дата в отношении АНО «***», а также иными материалами дела.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца, не может быть принят во внимание, поскольку ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 названного Кодекса, составляет один год.

Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ.

Утверждения о невиновности ФИО2 во вмененном ей административном правонарушении, являются несостоятельными, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по настоящему делу, охватываются объективной стороной вмененного ей административного правонарушения, предусматривающего назначение административного наказания за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены такой некоммерческой организацией. В рассматриваемом случае данных о выполнении должностным лицом требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в ходе производства по делу не установлено.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу ФИО2, не усматривается.

Давая оценку актам об изготовлении скриншотов интернет-страниц суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания их недопустимыми доказательствами. Распечатанные снимки экрана, содержащие информацию с интернет-страниц, получены должностным лицом в ходе проведения проверки, на скриншотах указаны дата и время снимка сайта, разборчиво указаны название и адрес сфотографированного сайта, отчетливо видна размещенная на нем информация. Использование при изготовлении скриншотов интернет-страниц устаревшей операционной системы не может повлечь признание их недопустимыми доказательствами, равно как и иные указанные в возражениях защитника обстоятельства, которые носят предположительный характер, ничем не подтверждены.

Таким образом, вопреки утверждениям защитника, имеющиеся в материалах дела распечатанные снимки экрана интернет-страниц имеют доказательственную силу в целях установления обстоятельств административного правонарушения.

Доводы защитника о необходимости привлечения к участию в деле редакции электронного периодического издания «***», а также его редактора, не являются основанием для прекращения производства по делу и не свидетельствуют о привлечении к ответственности ненадлежащего лица, поскольку согласно п. 1.5 Устава редакции средства массовой информации – электронного периодического издания «***» редакция электронного периодического издания «***» не является юридическим лицом, является структурным подразделением учредителя, в связи с чем не имеет самостоятельного баланса, расчетного и других счетов, не имеет собственных печатей и штампов, не обладает обособленным имуществом. В соответствии с п.4.5 именно учредитель электронного периодического издания в лице его органа управления осуществляет общее руководство работой редакции, вправе обязать редакцию, а последняя обязана включать в электронное периодическое издание ту информацию, рекламу или те сообщения, которые передаются ей учредителем, при этом главный редактор, назначает которого, равно как и иных штатных работников редакции, учредитель имеет возможность только согласовать информацию. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что к административной ответственности привлекается должностное лицо надлежащего юридического лица.

Иные доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, и защитника основаны на ином толковании норм права и установленных судом обстоятельств в более выгодном для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свете, в связи с чем, оцениваются судом критически, признаются судом несостоятельными и не могут служить основанием для прекращения производства по делу.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности ФИО2 в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9- 29.10, 19.34 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо – директора АНО «***» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, на расчетный счет: получатель Управление Федерального казначейства по Самарской области (Управление Роскомнадзора по Самарской области), лицевой счет <***>, ИНН <***>, КПП 631501001, Наименование банка получателя Отделение Самара г.Самара, БИК 043601001, расчетный счет <***>, ОКТМО 36701325, КБК 09611601191019000140, УИН 09600000000024417516 (наименование платежа административный штраф АП-63/5/25 об административном правонарушении от 20.01.2020 года).

Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в канцелярию Октябрьского районного суда г. Самары по адресу: <...>, каб.110.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары.

Председательствующий п/п Е.В. Леонтьева

Копия верна

Судья

Секретарь