ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-64/20 от 19.02.2020 Октябрьского районного суда г. Самары (Самарская область)

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

Резолютивная часть постановления оглашена 19 февраля 2020 года.

Мотивированное постановление изготовлено дата.

г. Самара дата

Октябрьский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Леонтьевой Е.В.,

с участием должностного лица, привлекаемого к административной ответственности, директора АНК «***» ФИО2,

представителя ФИО2 – адвоката ФИО5,

представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области ФИО6, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №... в отношении директора АНО «***» ФИО2, *** привлекаемой к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 19.34 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Протоколом №... об административном правонарушении от дата, составленным главным специалистом – экспертом отдела контроля и надзора в сфере массовых коммуникаций Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Самарской области ФИО4, должностному лицу – директору АНО «***» ФИО2 вменено совершение административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ, за нарушение требований п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

В судебном заседании ФИО2 и ее защитник-адвокат ФИО5 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного по ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ не признали, приобщили письменные возражения на протокол по делу об административном правонарушении, просили суд признать акт об изготовлении скриншотов недопустимым доказательством по делу об административном правонарушении и исключить его из числа доказательств, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи отсутствием события административного правонарушения, кроме того, суду пояснили, что по делу имеются неустранимые сомнения, которые должны быть истолкованы в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности, оценка доказательств должностным лицом проведена ненадлежащим образом. Также ФИО2 пояснила, пояснила, что являясь руководителем АНО «***», имеющей Устав, внесенной в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, которая является учредителем средства массовой информации, она не имеет отношения к деятельности электронного периодического издания «***», которое действует под руководством главного редактора, который является самостоятельным должностным лицом и непосредственно руководит указанным СМИ, принимая решения о размещении той или иной информации в средстве массовой информации. При этом СМИ не внесено в реестр организаций, выполняющих функции иностранного агента. Сайт периодического издания «***» не имеет отношения к деятельности АНО, учредитель которого в соответствии со ст.19 Федерального закона «О средствах массовой информации», а также п.4.6 Устава редакции средства массовой информации – электронного периодического издания «***», не имеет права вмешиваться в деятельность редакции периодического издания, за исключением указанных в данном пункте ситуаций.

Представитель Управления Роскомнадзора по Самарской области ФИО6 поддержала протокол об административном правонарушении по указанным в нем основаниям, просила привлечь должностное лицо – директора АНО «***» ФИО2 к административной ответственности.

Изучив представленные материалы дела, письменные возражения на протокол, приобщенные документы в ходе судебного заседания, выслушав участников процесса, прихожу к следующим выводам.

Согласно ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.

Частью 6 ст. 2 данного Закона установлено, под некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, в настоящем Федеральном законе понимается российская некоммерческая организация, которая получает денежные средства и иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и иное имущество от указанных источников (за исключением открытых акционерных обществ с государственным участием и их дочерних обществ) (далее - иностранные источники), и которая участвует, в том числе в интересах иностранных источников, в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» материалы, издаваемые некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, и (или) распространяемые ею, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", должны сопровождаться указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределённым кругом лиц или передачу информации неопределённому кругу лиц.

Согласно ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 года № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Частью 2 ст. 19.34 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в случае издания некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Как следует из материалов дела, и установлено судом, что распоряжением Министерства Юстиции Российской Федерации от дата№...-р Автономная некоммерческая организация "***" (№...) была включена в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента под учётным №.... Данная информация доступна неограниченному кругу лиц и размещена в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном информационном портале Министерства Юстиции Российской Федерации по адресу ***.

дата года в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) из Министерства юстиции Российской Федерации поступили материалы (исх. №... от дата) по результатам государственного контроля (надзора) за деятельностью некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. В результате мониторинга сети "Интернет" территориальными органами Минюста России установлено, что Автономная некоммерческая организация "***" (***) имеет страницы в социальной сети "Вконтакте", на которых АНО "***" публикует материалы с нарушением п. 1 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

дата Управлением Роскомнадзора по Самарской области, в рамках полномочий Роскомнадзора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от дата№... «Об отдельных полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций», проведён осмотр страницы сайта социальной сети "Вконтакте" по адресу *** и установлено следующее. Страница сайта vk.com по адресу *** позиционируется как информационный ресурс, на котором публикуются сообщения и материалы зарегистрированного средства массовой информации электронного периодического издания "***". Соответствующая информация размещена в шапке страницы сайта vk.com по адресу ***. Учредителем и редакцией электронного периодического издания "***", то есть лицом, осуществляющим производство и выпуск СМИ (ст. 2 Закона РФ от 27.12.1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации»), согласно Уставу редакции СМИ является Автономная некоммерческая организация «***» (***). дата года в 15:32 часов на странице сайта vk.com по адресу *** Автономной некоммерческой организацией «***» размещён материал под заголовком "***". дата в 16.12 часов на странице сайта *** Автономной некоммерческой организацией «ФИО3***» размещён материал под заголовком "***".

Указанные материалы не содержат указания на то, что эти материалы изданы и распространены некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента.

Факт совершения административного правонарушения, и вина должностного лица – директора АНО «***» ФИО2 подтверждается материалами дела, а именно: протоколом №... об административном правонарушении от дата, актом об изготовлении скриншотов по результатам осмотра сайта, скриншотами, распоряжением о включении некоммерческой организации в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента от дата, выпиской из ЕГРЮЛ от дата в отношении АНО «***», а также иными материалами дела.

Данные доказательства оформлены в соответствии с требованиями закона, надлежащими должностными лицами, в рамках выполнения ими служебных обязанностей, причиной составления которых послужило непосредственное выявление административного правонарушения, они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам в соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ.

Срок давности привлечения к административной ответственности составляет три месяца, не может быть принят во внимание, поскольку ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ установлено, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 названного Кодекса, составляет один год.

Таким образом, установлены все обстоятельства, подлежащие выяснению по делу в силу ст. 26.1 КоАП РФ.

Утверждения о невиновности ФИО2 во вмененном ей административном правонарушении, являются несостоятельными, поскольку обстоятельства, послужившие основанием для привлечения должностного лица к административной ответственности по настоящему делу, охватываются объективной стороной вмененного ей административного правонарушения, предусматривающего назначение административного наказания за издание некоммерческой организацией, выполняющей функции иностранного агента, материалов и (или) их распространение, в том числе через средства массовой информации и (или) с использованием сети "Интернет", без указания на то, что эти материалы изданы и (или) распространены такой некоммерческой организацией. В рассматриваемом случае данных о выполнении должностным лицом требований пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в ходе производства по делу не установлено.

Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны быть истолкованы в пользу ФИО2, не усматривается.

Давая оценку актам об изготовлении скриншотов интернет-страниц суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания их недопустимыми доказательствами. Распечатанные снимки экрана, содержащие информацию с интернет-страниц, получены должностным лицом в ходе проведения проверки, на скриншотах указаны дата и время снимка сайта, разборчиво указаны название и адрес сфотографированного сайта, отчетливо видна размещенная на нем информация. Использование при изготовлении скриншотов интернет-страниц устаревшей операционной системы не может повлечь признание их недопустимыми доказательствами, равно как и иные указанные в возражениях защитника обстоятельства, которые носят предположительный характер, ничем не подтверждены.

Таким образом, вопреки утверждениям защитника, имеющиеся в материалах дела распечатанные снимки экрана интернет-страниц имеют доказательственную силу в целях установления обстоятельств административного правонарушения.

Доводы защитника о необходимости привлечения к участию в деле редакции электронного периодического издания «***», а также его редактора, не являются основанием для прекращения производства по делу и не свидетельствуют о привлечении к ответственности ненадлежащего лица, поскольку согласно п. 1.5 Устава редакции средства массовой информации – электронного периодического издания «***» редакция электронного периодического издания «***» не является юридическим лицом, является структурным подразделением учредителя, в связи с чем не имеет самостоятельного баланса, расчетного и других счетов, не имеет собственных печатей и штампов, не обладает обособленным имуществом. В соответствии с п.4.5 именно учредитель электронного периодического издания в лице его органа управления осуществляет общее руководство работой редакции, вправе обязать редакцию, а последняя обязана включать в электронное периодическое издание ту информацию, рекламу или те сообщения, которые передаются ей учредителем, при этом главный редактор, назначает которого, равно как и иных штатных работников редакции, учредитель имеет возможность только согласовать информацию. На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что к административной ответственности привлекается должностное лицо надлежащего юридического лица.

Иные доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, и защитника основаны на ином толковании норм права и установленных судом обстоятельств в более выгодном для лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, свете, в связи с чем, оцениваются судом критически, признаются судом несостоятельными и не могут служить основанием для прекращения производства по делу.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, по делу не установлено, добытые по делу доказательства получены с соблюдением требований статьи 26.2 КоАП РФ, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о виновности ФИО2 в совершении вменяемого ей административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9- 29.10, 19.34 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать должностное лицо – директора АНО «***» ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.34 КоАП РФ и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

В соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 60 (шестидесяти) дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, на расчетный счет: получатель Управление Федерального казначейства по Самарской области (Управление Роскомнадзора по Самарской области), лицевой счет 04421А19290, ИНН 6317051799, КПП 631501001, Наименование банка получателя Отделение Самара г.Самара, БИК 043601001, расчетный счет 40101810822020012001, ОКТМО 36701325, КБК 09611601191019000140, УИН 09600000000024417516 (наименование платежа административный штраф АП-63/5/25 об административном правонарушении от 20.01.2020 года).

Документ, подтверждающий оплату штрафа, необходимо представить в канцелярию Октябрьского районного суда г. Самары по адресу: г. Самара, ул. Мичурина, д.125А, каб.110.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд г. Самары.

Председательствующий п/п Е.В. Леонтьева

Копия верна

Судья

Секретарь