Подлинник данного документа подшит в административном деле № 5-64/2016, хранящемся в Набережночелнинском городском суде РТ
№ 5-64/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
15 февраля 2016 года г. Набережные Челны
Судья Набережночелнинского городского суда РТ Шамсутдинов Б.Г., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ОАО «ХК ..., ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
прокуратурой г. Набережные Челны представлено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «...».
Как следует из постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от ..., прокуратурой г. Набережные Челны в период времени с ... проведена проверка исполнения федерального законодательства ОАО «...», осуществляющим деятельность по розничной продаже моторного топлива на автозаправочной станции (далее – АЗС), расположенной по адресу: ... В ходе проверки установлено, что указанным Обществом нарушены требования Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 1 августа 2001 года № 229, выразившиеся в реализации через АЗС судового топлива, предназначенного для применения в судовых энергетических установках и для экспорта.
Представитель ФИО1, действующая на основании доверенности в интересах ОАО «...», в судебном заседании полагала, что в действиях Общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ, поскольку законодательством не установлен запрет на реализацию судового топлива через АЗС, в связи с этим, просила производство по делу прекратить.
В судебном заседании помощник прокурора г. Набережные Челны ФИО2 подтвердила наличие в действиях ОАО «...» нарушений, изложенных в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, просила назначить наказание в виде административного приостановления деятельности автозаправочной станции.
Выслушав лиц участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ, нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до четырех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Применительно к диспозиции ст. 9.11 КоАП РФ объектом противоправного посягательства, являются в частности, правила пользования топливом, безопасность эксплуатации объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки.
Ст. 9.11 КоАП РФ имеет бланкетный характер и отсылает к соответствующим правилам и нормам, техническим требованиям, установленным Правительством РФ, Министерством энергетики РФ и другими федеральными органами исполнительной власти. Объективная сторона данного правонарушения характеризуется действиями (бездействием), нарушающими установленные нормы и правила.
В Целях установления обязательных к применению и исполнению требований на выпускаемое и находящееся в обращении на единой таможенной территории Таможенного Союза топливо, решением Комиссии Таможенного Союза от 18 октября 2011 года № 826, утвержден Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту».
В соответствии с данным регламентом под обращением топлива, на рынке понимается этапы движения топлива от изготовителя к потребителю, охватывающие все стадии, которые проходит паспортизированное топливо после выпуска его в обращение; продавцом топлива признается юридическое либо физическое лицо, являющееся резидентом государства - члена Таможенного Союза (далее – ТС), осуществляющее оптовую и (или) розничную реализацию паспортизированного топлива потребителю в соответствии с национальным законодательством государства - члена ТС и ответственное за размещение на рынке топлива, соответствующего требованиям Технического регламента. Судовое топливо определяется как жидкое топливо, используемое в судовых силовых энергетических установках, требования к характеристикам судового топлива приведены в приложении N 7 к Техническому регламенту ТС.
Одной из форм реализации соглашения государств - членов ТС о единых принципах и правилах технического регулирования является установление запретов и ограничений на выпуск и обращение на территории государств - членов ТС отдельных видов (классов) топлива.
В частности ст. 7 регламента ТС предусматривает запрет и временные ограничения для отдельных государств - членов ТС на выпуск и обращение отдельных классов моторного топлива, а также изъятие с рынка топлива, не соответствующего требованиям Технического регламента ТС.
При этом Технический регламент ТС не содержит запрета на розничную реализацию судового топлива на территории государств - членов ТС.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93 судовое топливо является одним из видов нефтепродукта, производство которого осуществляется в соответствии с требованиями Технического регламента ТС, с учетом Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 54299-2010 (ИСО 8217:2010).
Согласно техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2008 года № 118, с 1 января 2013 года на территории Российской Федерации допускается выпуск и оборот судового топлива с показателями массовой доли серы не более 1,5 процента.
В Российской Федерации продукты нефтепереработки реализуются как на оптовом, так и на розничном рынках. Розничный рынок нефтепродуктов включает в себя рынок бункерного топлива (заправка судов топливом), рынок авиационных керосинов (заправка воздушных судов «заправка в крыло») и реализацию нефтепродуктов через АЗС.
В соответствии с п. 58 ГОСТа Р 51303-2013 «Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28 августа 2013 года N 582-ст, под автозаправочной станцией понимается предприятие, осуществляющее розничную продажу нефтепродуктов и оказывающее дополнительные сопутствующие услуги потребителям.
В целях установления единых технических требований к автозаправочным станциям независимо от форм их собственности, приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 1 августа 2001 года N 229 утвержден руководящий документ «Правила технической эксплуатации автозаправочных станций» (далее - Правила РД 153-39.2-080-01).
Данные Правила содержат требования технического характера, предъявляемые к эксплуатации автозаправочной станции, ее территории, зданиям, сооружениям и оборудованию, инженерным коммуникациям, порядку приема, хранения, выдачи и учета нефтепродуктов, метрологическому обеспечению, экологической и пожарной безопасности, охране труда, обслуживающему персоналу и его профессиональной подготовке. Действия, связанные с нарушением требований РД 153-39.2-080-01 образуют состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 9.11 и другими статьями КоАП РФ в зависимости от объекта правонарушения.
Возбуждая дело об административном правонарушении в отношении ОАО «...», заместитель прокурора г. Набережные Челны, основываясь на результатах анализа п. 1.2 Правил 153-39.2-080-01 во взаимосвязи со ст. 1 Федерального закона от ... № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон ОСАГО) пришел к выводу о том, что автозаправочные станции предназначены для обеспечения нефтепродуктами (топливом) владельцев автомобильных транспортных средств, следовательно, реализация судового топлива, не предназначенного для заправки автотранспортных средств на АЗС запрещена.
Вместе с тем, из системного анализа положений Правил РД 153-39.2-080-01 не следует, что АЗС предназначены только для обеспечения нефтепродуктами (топливом) владельцев автотранспортных средств.
В соответствии с п.п. 1.2, 2.1 Правил РД 153-39.2-080-01, АЗС предназначены для обеспечения потребителей нефтепродуктами, к которым относится и судовое топливо.
Названные Правила не содержат прямой запрет на реализацию через АЗС судового топлива и (или) других видов топлива (нефтепродуктов), не предназначенных для использования в двигателях автотранспортных средств. Единственным законным основанием для запрета на реализацию судового топлива является его несоответствие требованиям, определяемым техническими регламентами.
При этом вывод заместителя прокурора о нарушении Обществом запрета на розничную реализацию судового топлива основан на нормах Закона об ОСАГО, не регулирующего правоотношения в области безопасности эксплуатации объектов хранения, содержания и реализации топлива и продуктов его переработки.
Таким образом, принимая во внимание, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют допустимые доказательства, бесспорно подтверждающие факт нарушения ОАО «...» требований Правил РД 153-39.2-080-01 либо иных правовых норм и Правил в области оборота нефтепродуктов, эксплуатации объектов хранения, содержания, реализации топлива, административная ответственность за которые предусмотрена ст. 9.11 КоАП РФ, производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием в действиях ОАО «...» состава административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9, п. 1 ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ
ПОСТАНОВИЛ:
производство по делу об административном правонарушений, предусмотренном ст. 9.11 КоАП РФ, в отношении ОАО «...» прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано (опротестовано) в Верховный Суд РТ в течение 10 суток через Набережночелнинский городской суд РТ.
Судья: подпись.
Копия верна.
Судья: Шамсутдинов Б.Г.
Постановление на момент размещения не вступило в законную силу.
Судья: Шамсутдинов Б.Г.