№ 5-64/2021
03RS0064-01-2021-000342-51
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
01 марта 2021 года город Уфа
Председатель Уфимского районного суда Республики Башкортостан Р.Н. Садыков,
рассмотрев материал в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С», юридический адрес: <адрес>, ИНН №, ОГРН №,
которому вменяется совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6. КоАП РФ,
установил:
<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка исполнения природоохранного законодательства ООО «Сервис-С» при эксплуатации очистных сооружений, расположенных возле жилого комплекса «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» <адрес>
Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ арендодателем в лице администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан арендатору в лице ООО «Сервис-С» предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения очистных сооружений, предназначенных для водоотведения. Срок действия договора аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что на территории участка местности с географическими координатами № с.ш. и № в.д. в юго-восточном направлении от очистных сооружений имеется заполненный хозяйственно-бытовыми сточными водами колодец канализационной сети, через верхний край которого в результате неработоспособности канализационных насосных станций произошел перелив данных сточных вод на рельеф местности (почву) и стекающих по рельефу местности на искусственное углубление. Площадь места слива хозяйственно-бытовых сточных вод из канализационного колодца составила 133,8 кв. м.
В ходе проверки специалистом ГБУ РБ УГАК отобраны пробы почвы (акт отбора от ДД.ММ.ГГГГ): т.о. № 1 - с земельного участка на месте слива хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, т.о. № 2 - с контрольного земельного участка местности, расположенного в 200 м восточнее от загрязненного участка местности, т.е. от т.о. № 1.
Согласно протоколам результатов количественного химического анализа проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ№, № установлено, что:
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 - 6.8 рН содержание водородного показателя с т.о. № 1 составило 7,2 рН;
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 - 1.09 ммоль/100г содержание показателя хлорид-иона с т.о. № 1 составило 1,78 ммоль/100г;
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 - 12 мг/кг содержание показателя обменного аммония с т.о. № 1 составило 31 мг/кг;
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 -1,4 мг/кг содержание показателя поверхностных активных веществ с т.о. № 1 составило 31,6 мг/кг.
По результатам проведенного биотестирования пробы воды от ДД.ММ.ГГГГ перелив хозяйственно-бытовых сточных вод из колодца канализационной сети оказывает острое токсическое действие.
Согласно акту осмотра территории ведущего специалиста - эксперта Уфимского ТУ Минэкологии РБ от ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения осмотра эксплуатирующей организацией меры по предотвращению слива хозяйственно-бытовых сточных вод из колодца канализационной сети не приняты.
Размер вреда, причиненного почвам в результате розлива сточных вод с канализационного колодца рядом с канализационной насосной станцией в <адрес>, составил 173 940 рублей.
В судебном заседании представители ООО «Сервис-С» - ФИО1, ФИО2, нарушения признали. Пояснили, что последствия аварии ими были ликвидированы.
Старший помощник прокурора Уфимского района РБ – Шарафутдинов А.Г. просил привлечь ООО «Сервис-С» к административной ответственности и назначить наказание в виде административного штрафа.
Суд, выслушав объяснения представителя административного органа и представителя юридического лица, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.ст. 42, 58 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее -Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды и т.д.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ при осуществлении хозяйственной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, должна проводиться рекультивация или консервация земель.
В силу ст. 39 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.
Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89 ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно ст. 43.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды. Мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ) и другими федеральными законами.
В силу ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пп. «в», «г» п. 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 № 644, организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать в соответствии с требованиями нормативно-технических документов эксплуатацию объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации, своевременно ликвидировать аварии и повреждения на централизованных системах холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке и сроки, которые установлены нормативно-технической документацией.
В соответствии со ст. ст. 12, 13 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, защите земель от загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия. Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель».
В силу ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п.3.31 ГОСТ 25100-2011 «Грунты. Классификация», почвой является поверхностный слой дисперсного грунта, состоящий из неорганического и органического веществ и обладающий плодородием.
Также определение понятия почвы дается в ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения» в соответствии с которым почва - самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
Под плодородием почвы, согласно положениям ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения», понимается способность почвы удовлетворять потребность растений в элементах питания, влаге и воздухе, а также обеспечивать условия для их нормальной жизнедеятельности.
В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 №242, хозяйственно-бытовые сточные воды отнесены к отходам 4 класса опасности.
Согласно договору аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ№ арендодателем в лице администрации сельского поселения Зубовский сельсовет муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан арендатору в лице ООО «Сервис-С» предоставлен земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, для размещения очистных сооружений, предназначенных для водоотведения. Срок действия договора аренды установлен до ДД.ММ.ГГГГ.
Проверкой установлено, что на территории участка местности с географическими координатами № с.ш. и № в.д. в юго-восточном направлении от очистных сооружений имеется заполненный хозяйственно-бытовыми сточными водами колодец канализационной сети, через верхний край которого в результате неработоспособности канализационных насосных станций произошел перелив данных сточных вод на рельеф местности (почву) и стекающих по рельефу местности на искусственное углубление. Площадь места слива хозяйственно-бытовых сточных вод из канализационного колодца составила 133,8 кв. м.
В ходе проверки специалистом ГБУ РБ УГАК отобраны пробы почвы (акт отбора от ДД.ММ.ГГГГ): т.о. № 1 - с земельного участка на месте слива хозяйственно-бытовых сточных вод на рельеф местности, т.о. № 2 - с контрольного земельного участка местности, расположенного в 200 м восточнее от загрязненного участка местности, т.е. от т.о. № 1.
Согласно протоколам результатов количественного химического анализа проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ№, № установлено, что:
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 - 6.8 рН содержание водородного показателя с т.о. № 1 составило 7,2 рН;
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 - 1.09 ммоль/100г содержание показателя хлорид-иона с т.о. № 1 составило 1,78 ммоль/100г;
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 - 12 мг/кг содержание показателя обменного аммония с т.о. № 1 составило 31 мг/кг;
- с учетом погрешности при допустимом значении показателя с т.о. № 2 -1,4 мг/кг содержание показателя поверхностных активных веществ с т.о. № 1 составило 31,6 мг/кг.
По результатам проведенного биотестирования пробы воды от ДД.ММ.ГГГГ перелив хозяйственно-бытовых сточных вод из колодца канализационной сети оказывает острое токсическое действие.
Согласно акту осмотра территории ведущего специалиста - эксперта Уфимского ТУ Минэкологии РБ от ДД.ММ.ГГГГ на момент проведения осмотра эксплуатирующей организацией меры по предотвращению слива хозяйственно-бытовых сточных вод из колодца канализационной сети не приняты.
Размер вреда, причиненного почвам в результате розлива сточных вод с канализационного колодца рядом с канализационной насосной станцией в <адрес>, составил 173 940 рублей.
Таким образом, на вышеуказанном земельном участке произошло загрязнение почвы в результате непринятия ООО «Сервис-С» достаточных мер, направленных на ее предотвращение.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет административное наказание.
Порча земель представляет собой действие (бездейстие), приводящие к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель. Порчей земель является ухудшение их качества в результате антропогенной деятельности, связанной с обращением опасных веществ и отходов, лишением плодородного слоя почвы, увеличением количества химических веществ или уровня радиации и т.п.
Изложенное свидетельствует о наличии в действиях ООО «Сервис-С» признаков административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, квалифицируемого как уничтожение плодородного слоя почвы и порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для здоровья людей и окружающей среды отходами производства и потребления, а также доказанности вины Общества в совершении данного правонарушения.
Изложенные выше обстоятельства, свидетельствуют о том, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, на нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но у юридическое лицо не приняло все зависящие от него меры по их соблюдении.
Действия юридического лица - общества с ограниченной ответственностью «Сервис-С» следует квалифицировать по ч. 2 ст. 8. 6 КоАП РФ порча земель опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами.
При назначении административного наказания юридическому лицу суд исходит из следующего.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принимая во внимание отсутствие негативных последствий, отягчающих административную ответственность обстоятельств, суд считает возможным применить положения статьи 4.1 КоАП РФ, определить штраф в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ суд не находит.
Руководствуясь ст. ст.29.9, 29.10, 29.11 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л:
признать ООО «Сервис-С» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента получения или вручения копии постановления через Уфимский районный суд Республики Башкортостан.
Председатель Уфимского районного суда
Республики Башкортостан Р.Н. Садыков