ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-64/2021 от 19.02.2021 Иланского районного суда (Красноярский край)

5-64/2021

24RS0021-01-2021-000030-25

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 февраля 2021 года г. Иланский

Судья Иланского районного суда Красноярского края Окладников С.В., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.6 КоАП РФ, в отношении юридического лица Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (ИНН№ 7708503727, ОГРН№1037739877295),

УСТАНОВИЛ:

Иланской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» федерального законодательства при сбросе сточных вод после очистных сооружений станции Иланская по результатам которой, выявлены нарушения законодательства в области охраны федеральной собственности.

В ходе проверки установлено, что Красноярская ДТВ осуществляет деятельность по водоотведению хозяйственно-бытовых и производственных сточных вод г. Иланского через очистные сооружения ст. Иланская, отнесенные к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду II категории.

Решением Министерства экологии и природопользования Красноярского края от 22.10.2019 в пользование ОАО «РЖД» для сброса сточных вод предоставлен находящийся в федеральной собственности водный объект - река Илань в черте города Иланский, установлены определенные условия использования указанного водного объекта. Однако, по результатам аналитического контроля, проводимого в соответствии с Программой проведения измерений качества сточных вод на выпуске очистных сооружений ст. Иланская, установлены систематические факты превышения в 2020 году концентрации загрязняющих веществ предельно допустимыми значениями для водоемов рыбохозяйственного назначения.

Кроме того, в нарушение указанного Решения допущены факты наличия в 100 мл воды числа опасных по эпидемиологическому критерию колиформных и термотолерантных бактерий с превышением в 197 раз, в мае в 27 раз.

Кроме того, установлено, что используемый Красноярской ДТВ ультразвуковой расходомер объема сточных вод «АКРОН-01» признан негодным еще 24.09.2020 при очередной проверке, однако до настоящего времени при наличии технической возможности не заменен, в связи с чем, надлежащий учет объема сброса в соответствии с Решением в период с сентября по ноябрь 2020 года не обеспечен.

Водопользование с нарушением его условий, влечет административную ответственность присмотренную ст.7.6 КоАП РФ. в связи с чем Иланский транспортный прокурор просит возбудить в отношении юридического лица - ОАО «РЖД» дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.7.6 КоАП РФ –водопользование с нарушением его условий.

Представитель ОАО «РЖД», в судебное заседание не явился, защитник Л.А. Засемкова, выступающая на основании доверенности, суду предоставила ходатайство о передаче дела по подведомственности, а именно в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора. Просит рассмотреть дело в отсутствии лица, привлекаемого к административной ответственности.

Транспортный прокурор при рассмотрении дела настаивал на привлечении ОАО «РЖД» к административной ответственности по ст. 7.6 КоАП РФ

Заслушав лиц участвующих в деле, изучив постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, исследовав материалы дела, считаю, что вина ОАО «РЖД» доказана совокупностью представленных суду доказательств.

Статьей 7.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону данного правонарушения образует, в том числе, осуществление водопользования с нарушением, установленных для такого пользования условий.

На основании решением Министерства экологии и природопользования Красноярского края от 22.10.2019 в пользование ОАО «РЖД» для сброса сточных вод предоставлен находящийся в федеральной собственности водный объект - река Илань в черте города Иланский.

Иланской транспортной прокуратурой с привлечением специалистов Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка соблюдения Красноярской дирекцией по тепловодоснабжению - структурным подразделением Центральной дирекции по тепловодоснабжению - филиала ОАО «РЖД» (далее - Красноярская ДТВ) федерального законодательства при сбросе сточных вод после очистных сооружений станции Иланская по результатам которой, выявлены нарушения законодательства в области охраны федеральной собственности.

По факту выявленных нарушений транспортным прокурором 24 декабря 2020 года вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.6 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон) негативным воздействием на окружающую среду признается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.

Согласно ст. 3 Закона хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая негативно воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Согласно статье 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима (пункт 4).

В силу статьи 8 ВК РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением прудов и обводненных карьеров, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту РФ, муниципальному образованию, физическому или юридическому лицу.

Частью 1 статьи 9 ВК РФ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 данного Кодекса.

На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе для целей сброса сточных вод (пункт 2 части 3 статьи 11 ВК РФ).

В соответствии с частями 1, 2 статьи 22 Водного кодекса РФ решение о предоставлении водного объекта в пользование в целях сброса сточных вод должно содержать: сведения о водопользователе; цель, виды и условия использования водного объекта или его части; сведения о водном объекте, в том числе описание местоположения береговой линии (границы водного объекта), его части, в пределах которых предполагается осуществлять водопользование; срок водопользования; место сброса сточных, вод; объем допустимых сбросов сточных вод; требования к качеству воды в водных объектах в местах сброса сточных вод.

Подпунктом 5 пункта 2 статьи 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя вести в установленном порядке учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, регулярные наблюдения за водными объектами и их водоохранными зонами, а также бесплатно и в установленные сроки представлять результаты такого учета и таких регулярных наблюдений в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.

Согласно пункту 2 статьи 55 Водного кодекса РФ при использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Факт совершения ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами:

- Решением Министерства экологии и природопользования Красноярского края от 22.10.2019 № о предоставлении водного объекта в пользование ОАО «РЖД», согласно которого ОАО «РЖД» предоставляется в пользование для сброса сточных вод находящийся в федеральной собственности водный объект - река Илань в черте города Иланский;

Указанным решением для водопользователя установлены определенные условия использования указанного водного объекта, в том числе, недопущение причинения вреда окружающей среде, ведение наблюдений за водным объектом, осуществление мер по охране водного объекта от загрязнения и засорения, а также установлены нормативы сброса загрязняющих веществ в сточные воды, которые является для данной организации нормативом допустимого воздействия на водный объект, понятие которого определено в статье 56 Водного кодекса РФ.

- справкой Росприроднадзора от 24.11.2020 года по итогам участия в проверке, очистных сооружений ст.Иланская Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД № В-575в;

- программа регулярных наблюдений за состоянием водного объекта;

-программа проведения измерений качества сточных вод на очистных сооружениях ст.Иланская Красноярского территориального участка Красноярской дирекции по тепловодоснабжению;

- журналом учета водоотведения средствами измерения;

- протоколами результатов анализов природной воды от 01.10.2020 года;

- протоколом КХА отбора пробы 1,2,3 квартал, октябрь 2020 года;

- протоколом исследований (испытаний) измерений от 13.04.2020 года , от 19.05.2020 года , согласно которых

концентрация взвешенных веществ в сбрасываемых в реку Илань сточных водах за период с января по октябрь 2020 года превышала допустимые нормативы в 3,4 - 10,8 раз, концентрация хлоридов в мае 2020 в 1,7 раза, фосфатов в 2,8 - 14 раз, аммоний-иона в 1,6 - 5,4 раза, нитрат-иона в 1,5 - 3,5 раза, нитрит-иона в 2,2 - 9,6 раза, нефтепродуктов в 1,1 - 1,8 раза, железа в 5,5 - 8,8 раза, марганца в 11 - 31 раза, меди в 3 - 20 раз, цинка в 1,8 - 6 раз, по ХПК в 1,2 - 2,9 раза, по БМК в 1,2 - 14,6 раза.

Кроме того, в нарушение Решения от 22.10.2019 и пункта 4.1.1 СанПиН 2.1.5.980-00 при сбросе сточных вод апреле 2020 года допущены факты наличия в 100 мл воды числа опасных по эпидемиологическому критерию колиформных и термотолерантных бактерий с превышением в 197 раз, в мае в 27 раз;

- извещением о непригодности ультразвукового расходомера объема сточных вод «АКРОН-01» от 24.09.2020 года;

и иными материалами дела.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Вина ОАО «РЖД» в ходе производства по делу установлена и заключается в невыполнении установленных требований законодательства об охране собственности при сбросе сточных вод. Факт допущенного нарушения юридическим лицом не оспаривается. ОАО «РЖД» не были своевременно приняты все зависящие от него меры соблюдения требований водного законодательства. Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих выполнению ОАО «РЖД» требований водного законодательства, не предоставлено.

Оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и освобождения ОАО «РЖД» от административной ответственности не установлено.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.6 КоАП РФ, (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей), составляет три месяца.

Ходатайство защитника ОАО «РЖД» Л.А. Засемковой, о передаче дела по подведомственности, а именно в Енисейское межрегиональное управление Росприроднадзора, не подлежит удовлетворению, так как в силу ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, которые указаны в ч.ч. 1 и 2 ст. 23.1 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, влекущих административное приостановление деятельности, рассматриваются судьями районных судов. Санкция ст. 7.6 КоАП РФ предусматривает административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Кроме того нахожу несостоятельными доводы защитника ОАО «РЖД» при составлении постановления о том, что настоящее инкриминированное деяния влечёт повторную административную ответственность, поскольку ОАО «РЖД» за эти же действия уже привлечено к административной ответственности по ст.8.13 КоАП РФ.

Как следует из материалов дела, при проведении этой же проверки, прокурором возбуждено в отношении ОАО «РЖД» дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение.

Настоящее правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП РФ, предусматривает ответственность за водопользование с нарушением условий пользования водным объектом. То есть ст.7.6 КоАП РФ законодателем отнесена к правонарушениям в сфере охраны собственности, когда ст.8.13 КоАП РФ отнесена к правонарушениям в сфере охраны окружающей среды.

Таким образом, ответственность за которое предусмотрена ст.7.6 КоАП РФ, касается нарушений выполнения условий документа, дающего право пользования водным объектом и может совершено даже без загрязнения водного объекта, а нарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.8.13 КоАП РФ, касается непосредственного воздействия на водный объект, в ходе которого может быть допущено его загрязнение, засорение, истощение.

Оценив в совокупности доказательства, прихожу к выводу о том, что юридическим лицом Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» совершено административное правонарушение, предусмотренное ст. 7.6 КоАП РФ – водопользование с нарушением условий пользования водным объектом.

Смягчающим обстоятельством, суд признает частичное устранение нарушений, а именно установку прибора учета сточных вод, ранее признанного негодным при очередной проверке, что подтверждается актом установки прибора учета сточных вод от 25.01.2021 года, признание вины.

В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания учитываю характер совершенного административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, прихожу к выводу о необходимости назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст.7.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Красноярская дирекция по тепловодоснабжению – структурное подразделение Красноярской дирекции по тепловодоснабжению – структурное подразделение Центральной дирекции по тепловодоснабжению – филиала ОАО «РЖД» (ИНН№ 7708503727, ОГРН№1037739877295), виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.6 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 (Пятидесяти тысяч) рублей.

Административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки.

В случае уплаты штрафа в 60-дневный срок копии квитанций предъявить в Иланский районный суд Красноярского края. При отсутствии документа об уплате штрафа постановление будет направлено для принудительного исполнения в службу судебных приставов.

Реквизиты для уплаты административного штрафа: УФК по Новосибирской области (Западно-Сибирская транспортная прокуратура)

Счет получателя 40101810900000010001

Наименование банка ГРКЦ ГУ Банка России по Новосибирской

области, г. Новосибирск

БИК 045004001

ОКТМО 50701000

КБК 41511690010016000140

- по постановлению Иланского районного суда Красноярского края от 19 февраля 2021 года №5-64/2021 по делу об административном правонарушении, возбужденного прокурором.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в срок 10 дней с момента получения постановления, путем подачи жалобы через Иланский районный суд Красноярского края.

Судья подпись С.В. Окладников