ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-650/20 от 29.06.2020 Лангепасского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

29 июня 2020 года гор. Лангепас

(ул.Дружбы народов 20)

Судья Лангепасского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Пашинцев А.В., с участием помощника прокурора г.Лангепаса Якубовской Ю.А., лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, рассмотрев дело <...> об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – инженера по охране окружающей среды (эколога) общества с ограниченной ответственностью «ТНГ-Юграсервис» ФИО1, <данные изъяты> <персональные данные>,

установил:

<дата> заместителем прокурора г.Лангепаса советником юстиции ФИО4 в отношении должностного лица – инженера по охране окружающей среды (эколога) ООО «ТНГ-Юграсервис» ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.19.20 КоАП РФ. Из постановления следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований природоохранного законодательства при сборе и транспортировании отходов, относящихся к I, IV классу опасности. Установлено, что между ООО «Промышленные информационные технологии» (далее - Общество) и ООО «ТНГ-Юграсервис» заключены договоры <...> от <дата>, <...> от <дата>, <...><дата> на прием сточных вод (далее - Договоры), дополнительные соглашения, на основании которых Общество принимает отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления, из септиков, расположенных по адресу: <адрес> (6 септиков), сбрасываемые арендуемым ООО «ТНГ-Юграсервис» автотранспортным средством в приемный резервуар, находящийся на участке Канализационных очистных сооружений, проектной мощностью 15000 куб.м./сут. (далее — КОС-15000) в 5-ой экономической зоне в 15 км от г.Лангепаса. Проверка показала, что за период с 2016 г. по настоящее время с использованием автотранспортного средства - ассенизационной автоцистерны марки <данные изъяты> <персональные данные>, предоставленного ООО «ТНГ-Юграсервис» по договору аренды <...> от <дата> и дополнительному соглашению <...> от <дата> к нему, транспортировано на КОС-15000 свыше 2408 куб.м. отходов коммунальных жидких из неканализованных объектов водопотребления (септиков), а также выгребных ям вышеуказанного общежития. В соответствии с положениями Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», постановления Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов» жидкие бытовые отходы до удаления их путем очистки на очистных сооружениях являются отходами, а, следовательно, транспортирование жидких бытовых отходов автотранспортом от неканализованных объектов водопотребления (септиков) до канализационных очистных сооружений, регулируется законодательством об отходах производства и потребления. Наличие договора на прием сточных вод, заключенного между ООО «Промит» и ООО «ТНГ-Юграсервис» не свидетельствует о том, что откаченные ООО «ТНГ-Юграсервис» из септиков отходы коммунальные жидкие, а также выгребных ям являются сточными водами, так как таковыми они становятся только после их очистки на канализационных очистных сооружениях. В прокуратуру города из Росприроднадзора поступила информация, согласно которой ООО «ТНГ-Юграсервис» получены 2 паспорта на отходы: «Отходы (осадки) из выгребных ям» (ФККО 7 32 100 01 30 4), «Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов» (ФККО 732 101 01 30 4). Порядок предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов закреплен в Правилах № 155, в пункте 3 которых установлена обязанность индивидуального предпринимателя, оказывающего данные услуги предоставлять потребителю информацию о лицензии на осуществление указанной деятельности, если такая деятельность подлежит лицензированию. Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора 22.05.2017 №242 (далее - ФККО) фекальные отходы нецентрализованной канализации, а именно: «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» (7 32 101 01 30 4) и «отходы (осадки) из выгребных ям» (7 32 100 01 30 4) относятся к IV классу опасности. Согласно ч. 1 ст. 9 Закона № 89-ФЗ, п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию. Прокуратурой города в ходе проверки <дата> установлено, что ООО «ТНГ-Юграсервис» осуществляет деятельность по адресу: <адрес>. Проверка показала, что на предприятии отсутствует система централизованного канализования, имеются септики, которые расположены по адресу: <адрес> (производственная база). Из указанных септиков ООО «ТНГ-Юграсервис» с 2006 года (с момента образования предприятия) по текущий период осуществляется сбор и транспортирование жидких коммунальных отходов в отсутствие соответствующей лицензии на транспортном средстве, на которое получено санитарно-эпидемиологическое заключение о его соответствии требованиям законодательства только <дата>, в приемный резервуар на КОС-15000, что создает угрозу экологической безопасности. Таким образом, ООО «ТНГ-Юграсервис» осуществляет деятельность, подлежащую лицензированию и не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), что является нарушением п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», ст. 9 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от <дата><...>. Ответственным лицом в ООО «ТНГ-Юграсервис» за соблюдением природоохранного законодательства является должностное лицо - инженер по охране окружающей среды (эколог) ООО «ТНГ-Юграсервис» - ФИО1

Тем самым, должностным лицом ФИО1 совершено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, то есть осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Помощник прокурора г.Лангепаса Якубовская Ю.А. в судебном заседании просила привлечь должностное лицо ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в суде вину в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что они намерены делать лицензию. Ее средняя заработная плата составляет <данные изъяты> <персональные данные> рублей. Просит применить ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ и назначить ей наказание в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела и исследовав представленные доказательства, прихожу к следующему.

Административная ответственность по ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - это прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения – принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения; транспортировка воды (сточных вод) - перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

Согласно пункту 2 постановления Правительства РФ от 10.02.1997 № 155 «Об утверждении Правил предоставления услуг по вывозу жидких бытовых отходов» (далее - Правила № 155) жидкие бытовые отходы — это хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Согласно письмам Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.07.2015 № 12-59/16226, от 04.04.2017 № 12-47/9678 отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления.

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям (септиков), удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и их следует считать жидкими отходами, дальнейшее обращение с которыми должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления.

Таким образом, жидкие бытовые отходы до удаления их путем очистки на очистных сооружениях являются отходами, а, следовательно, транспортирование жидких бытовых отходов автотранспортом от неканализованных объектов водопотребления (септиков) до канализационных очистных сооружений, регулируется законодательством об отходах производства и потребления.

ООО «ТНГ-Юграсервис» получены два паспорта на отходы: «Отходы (осадки) из выгребных ям» (ФККО 7 32 100 01 30 4), «Отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов» (ФККО 7 32 101 01 30 4).

Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному приказом Росприроднадзора 22.05.2017 № 242 (далее - ФККО) фекальные отходы нецентрализованной канализации, а именно: «отходы коммунальные жидкие неканализованных объектов водопотребления» (7 32 101 01 30 4) и «отходы (осадки) из выгребных ям» (7 32 100 01 30 4) относятся к IV классу опасности.

Согласно подп. «в» п.4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), коммунальная услуга по водоотведению - это отвод бытовых стоков из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Централизованные сети инженерно-технического обеспечения — это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отведения сточных вод из внутридомовых инженерных систем (п. 2 Правил № 354).

Кроме того, в соответствии с п.26 ст.2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под транспортировкой воды (сточных вод) понимается перемещение воды (сточных вод), осуществляемое с использованием водопроводных (канализационных) сетей.

С учетом изложенного, услуга водоотведения включает в себя полный цикл от приема стоков до их очистки, транспортирование сточных вод с использованием автомобильного транспорта не осуществляется, в связи с чем, в данном случае ООО «ТНГ-Юграсервис» осуществляется транспортирование отходов коммунальных жидких из неканализованных объектов водопотребления (септиков).

Согласно ч.1 ст.9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.30 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по транспортированию отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.

В соответствии с подп. «в» п.3 Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062, для работ по транспортированию отходов 1 - IV классов опасности необходимо наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих установленным требованиям.

Согласно ч.2 ст.40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для работ по сбору, транспортированию отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, транспортирование данного вида отходов возможно только при наличии лицензии, которая подтверждает соответствие транспортного средства требованиям санитарно-эпидемиологической и экологической безопасности.

Проверка показала, что в ООО «ТНГ-Юграсервис» отсутствует система централизованной канализации, имеются септики, которые расположены по адресу: <адрес> (производственная база).

Из указанных септиков ООО «ТНГ-Юграсервис» с 2006 года (с момента образования предприятия) по текущий период осуществляет сбор и транспортирование жидких коммунальных отходов в отсутствие соответствующей лицензии.

Лицом, ответственным за соблюдение природоохранного законодательства в ООО «ТНГ-Юграсервис», является инженер по охране окружающей среды (эколог) ФИО1

Вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтверждается исследованными в судебном заседании письменными материалами дела, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от <дата>, письменным объяснением ФИО1 от <дата>, должностной инструкцией для инженера по охране окружающей среды (эколога) ООО «ТНГ-Юграсервис», приказом ООО «ТНГ-Юграсервис» от <дата><...>, договором аренды транспортных средств от <дата><...>, паспортами отходов I – IV классов опасности, актом проверки Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от <дата><...>, платежными поручениями по внесению платы за очистку сточных вод, договором о передаче полномочий единоличного исполнительного органа от <дата><...>, дополнительными соглашениями к нему, другими материалами.

В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях; при назначении административного наказания должностному лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

К обстоятельствам, смягчающим административную ответственность, относится признание правонарушителем своей вины, а также наличие малолетнего ребенка ФИО2, <дата> года рождения. Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, по делу не установлено.

При этом, согласно части 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.

Вместе с тем, оснований для применения положений ч.2.2 ст.4.1 КоАП РФ в данном случае не усматривается, поскольку минимальный размер административного штрафа, предусмотренный ч.1 ст.19.20 КоАП РФ, составляет 30 000 рублей.

Учитывая обстоятельства дела, прихожу к выводу о назначении ФИО1 наказания в виде административного штрафа в пределах санкции, установленной частью 1 статьи 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в минимальном размере.

Руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

постановил:

Признать должностное лицо – инженера по охране окружающей среды (эколога) общества с ограниченной ответственностью «ТНГ-Юграсервис» ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 (тридцать тысяч) рублей.

Реквизиты для уплаты административного штрафа:

Получатель УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (Прокуратура Ханты-Мансийского автономного округа – Югры)

Лицевой счет: <***>

ИНН <***>, КПП 860101001

БИК 047162000

Расчётный счёт № <***> в РКЦ Ханты-Мансийск

КБК 11601191019000140

ОКТМО 71871000

Разъяснить ФИО1, что административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, документ, подтверждающий его уплату, - представлен в Лангепасский городской суд (<...> народов, дом № 20, к. № 103) в указанный срок. В случае неуплаты штрафа юридическое лицо может быть привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение десяти дней со дня получения его копии.

Судья А.В. Пашинцев