ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-651/16 от 01.08.2016 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

№ 5-651/16

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

01 августа 2016 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

Председательствующего по делу судьи Кузнецовой Н.М.,.

при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,

с участием: представителя прокуроры г. Ставрополя - Г.И.Е.

должностного лица, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – руководителя отдела учета и отчетности – главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административный материал в отношении должностного лица- руководителя отдела учета и отчетности – главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В., <данные изъяты>,

в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением исполняющего обязанности прокурора <адрес>К.С.И. от ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено в отношении должностного лица- руководителя отдела учета и отчетности - главногобухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В., дело об административном правонарушении по ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях -нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности.

Данным постановлением от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт искажения бухгалтерской отчетности.

Так, по результатам внешней проверки исполнения решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <адрес> на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета <адрес>, главного распорядителя бюджетных средств комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> об исполнении бюджета за 2015 год установлено, что в нарушение ст. 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 3, 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, Комитетом в бухгалтерском учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражена недостоверная дебиторская задолженность по уплате арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в результате чего, допущено искажение бухгалтерской отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по строкам 230, 580 и валюты Баланса (ф. 053130), а также показателям сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по счету 1 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» на сумму 14 227,32 тыс. рублей.

Указанная задолженность сформирована методом свернутого сальдо, то есть числящаяся на отчетную дату дебиторская задолженность уменьшена на сумму кредиторской, то есть на сумму авансовых платежей, что привело к искажению данной отчетности.

Приказом руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>Е.Э.В. от ДД.ММ.ГГГГЗ.Т.В. назначена на должность руководителя отдела учета и отчетности - главного бухгалтера.

Согласно должностной инструкции, на руководителя отдела учета и отчетности - главного бухгалтера З.Т.В. возложены следующие обязанности: осуществлять организацию бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности; обеспечивать организацию учета и отчетности комитета, разрабатывать мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины; участвовать в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности комитета по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат; осуществлять контроль за работниками отдела учета и отчетности.

Согласно объяснений З.Т.В. указанные нарушения отчетности допущены ошибочно.

При таких обстоятельствах в действиях должностного лица -руководителя отдела учета и отчетности - главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В. усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КоАП РФ (нарушение порядка предоставления бюджетной отчетности).

Факт совершения указанного правонарушения подтверждается заключением Контрольно-счетной палаты <адрес>, должностной инструкцией руководителя отдела учета и отчетности - главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В. и другими материалами.

Место совершения административного правонарушения <адрес>, <адрес>. Время совершения административного правонарушения с ДД.ММ.ГГГГ.

Должностное лицо, в отношении которого ведется дело об административном правонарушении – руководителя отдела учета и отчетности – главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В. в судебном заседании признала вину, и пояснила, что осознала факт допущенной ею ошибки, обязуется впредь не допускать подобных нарушений.

Представитель прокуратуры г. Ставрополя - Г.И.Е. в судебном заседании просил привлечь должностное лицо – руководителя отдела учета и отчетности – главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В. к административной ответственности по ст. 15.15.6 КРФ об АП, поскольку явно усматривается состав указанного административного правонарушения, назначить наказание в пределах санкции статьи.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деде, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Судом установлено, что Приказом руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>Е.Э.В. от ДД.ММ.ГГГГЗ.Т.В. назначена на должность руководителя отдела учета и отчетности - главного бухгалтера.

Согласно должностной инструкции, на руководителя отдела учета и отчетности - главного бухгалтера З.Т.В. возложены следующие обязанности: осуществлять организацию бухгалтерского учета финансово -хозяйственной деятельности; обеспечивать организацию учета и отчетности комитета, разрабатывать мероприятия, направленные на соблюдение финансовой дисциплины; участвовать в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности комитета по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат; осуществлять контроль за работниками отдела учета и отчетности.

Прокуратурой <адрес> установлен факт искажения бухгалтерской отчетности.

По результатам внешней проверки исполнения решения Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете <адрес> на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» и бюджетной отчетности главного администратора доходов бюджета <адрес>, главного распорядителя бюджетных средств комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> об исполнении бюджета за 2015 год установлено, что в нарушение ст. 13 Закона № 402-ФЗ, пунктов 3, 4 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн, Комитетом в бухгалтерском учете по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ отражена недостоверная дебиторская задолженность по уплате арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которые расположены в границах городских округов, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды указанных земельных участков в результате чего, допущено искажение бухгалтерской отчетности по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ по строкам 230, 580 и валюты Баланса (ф. 053130), а также показателям сведений по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) по счету 1 205 21 000 «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» на сумму 14 227,32 тыс. рублей.

Указанная задолженность сформирована методом свернутого сальдо, то есть числящаяся на отчетную дату дебиторская задолженность уменьшена на сумму кредиторской, то есть на сумму авансовых платежей, что привело к искажению данной отчетности.

Факт совершения административного правонарушения и виновность З.Т.В. подтверждаются приказом N 97 л/с от ДД.ММ.ГГГГ о приеме работника на работу – З.Т.В. в отдел учета и отчетности на должность руководителя отдела –главного бухгалтера, постоянно; должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГГГ, в которой имеется ее подпись; заключением утвержденным ДД.ММ.ГГГГ председателем Контрольно-счетной палаты <адрес>М.Ю.Г.

Административная ответственность по ст. 15.15.6 КРФ об АП наступает за непредставление или представление с нарушением сроков, установленных бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, либо представление заведомо недостоверной бюджетной отчетности или иных сведений, необходимых для составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

Статьей 264.1 БК РФ, предусмотрено, что единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями настоящего Кодекса. Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Бюджетный учет осуществляется в соответствии с планом счетов, включающим в себя бюджетную классификацию Российской Федерации. План счетов бюджетного учета и инструкция по его применению утверждаются Министерством финансов Российской Федерации. Бюджетная отчетность включает: отчет об исполнении бюджета; баланс исполнения бюджета; отчет о финансовых результатах деятельности; отчет о движении денежных средств; пояснительную записку.

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 402-ФЗ), бухгалтерский учет - это формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составлении на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В силу ст. 3 Закона № 402-ФЗ, бухгалтерская (финансовая) отчетность -это информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 7 Закона № 402-ФЗ ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта. При этом руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено настоящей частью.

Статьей 13 Закона № 402-ФЗ установлены общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Порядок составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации установлен Приказом Минфина России от ДД.ММ.ГГГГн «Об утверждении Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетной системы Российской Федерации»

Согласно Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации главные распорядители бюджетных средств, наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры и здравоохранения, указанные в ведомственной структуре расходов соответствующего бюджета, осуществляющие полномочия главного распорядителя бюджетных средств по предоставлению в установленном порядке данному учреждению как получателю бюджетных средств субсидий из соответствующего бюджета на выполнение установленного ему государственного задания - главные распорядители бюджетных средств), распорядители бюджетных средств, получатели бюджетных средств, государственные (муниципальные) бюджетные, государственные (муниципальные) автономные учреждения, осуществляющие в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме, иные получатели бюджетных средств, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени соответствующего публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета (далее в целях настоящей Инструкции - получатели бюджетных средств), главные администраторы, администраторы доходов бюджетов, главные администраторы, администраторы источников финансирования дефицита бюджетов, финансовые органы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и органы управления государственными внебюджетными фондами и территориальными государственными внебюджетными фондами, осуществляющие составление и исполнение соответствующих бюджетов (далее в целях настоящей Инструкции - финансовые органы), органы, осуществляющие кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее в целях настоящей Инструкции - органы казначейства), органы, осуществляющие кассовое обслуживание государственных (муниципальных) бюджетных учреждений, государственных (муниципальных) автономных учреждений и иных организаций (далее в целях настоящей Инструкции - органы, осуществляющие кассовое обслуживание), составляют и представляют годовую, квартальную и месячную отчетность об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетная отчетность) по формам согласно Приложению к настоящей Инструкции.

Бюджетная отчетность составляется главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, главными администраторами, администраторами доходов бюджетов, главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджетов, финансовыми органами, органами казначейства, органами, осуществляющими кассовое обслуживание (далее в целях настоящей Инструкции - субъекты бюджетной отчетности), на следующие даты: месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным, квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным.

Отчетным годом является календарный год - с 1 января по 31 декабря включительно. Первым отчетным годом для вновь созданных главных распорядителей, распорядителей, получателей бюджетных средств, главных администраторов, администраторов доходов бюджетов, главных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, органов, осуществляющих кассовое обслуживание, считается период с даты их регистрации в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Отчетным годом в целях бюджетной отчетности для казенных учреждений, созданных путем изменения типа государственного (муниципального) бюджетного, автономного учреждения, считается период с даты изменения типа (с даты включения созданного казенного учреждения в реестр получателей бюджетных средств) в установленном законодательством Российской Федерации порядке по 31 декабря года их создания.

Согласно положений статьи 264.2 БК РФ, главные распорядители бюджетных средств, главные администраторы доходов бюджета, главные администраторы источников финансирования дефицита бюджета (далее - главные администраторы бюджетных средств) составляют сводную бюджетную отчетность на основании представленной им бюджетной отчетности подведомственными получателями (распорядителями) бюджетных средств, администраторами доходов бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета. Главные администраторы средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета представляют сводную бюджетную отчетность соответственно в Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований в установленные ими сроки.

Согласно пункту 6 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации бюджетная отчетность подписывается руководителем и главным бухгалтером главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора доходов бюджета, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, финансового органа, органа казначейства, органа, осуществляющего кассовое обслуживание. Формы бюджетной отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, кроме того, подписываются руководителем финансово-экономической службы.

В случае передачи получателем бюджетных средств, администратором доходов бюджета, администратором источников финансирования дефицита бюджета полномочий по ведению бюджетного учета иному государственному (муниципальному) учреждению (далее - централизованной бухгалтерии) бюджетная отчетность составляется и представляется в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией и соглашением о передаче полномочий по ведению бюджетного учета. Бюджетная отчетность, составленная централизованной бухгалтерией, подписывается руководителем получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета, передавшего полномочия по ведению учета, руководителем и главным бухгалтером (бухгалтером-специалистом) централизованной бухгалтерии, осуществляющей ведение бюджетного учета.

В соответствии со ст. 2.4 КРФ об АП, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к ст. 2.4 КРФ об АП, под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Судом проверены соблюдение административным органом процедуры производства по административному делу, и не усматривается ее нарушения.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КРФ о АП суд приходит к выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.6 КРФ о АП, доказанности вины З.Т.В. в совершении данного административного правонарушения. Действия должностного лица, правильно квалифицированы органом, по указанной выше норме закона.

З.Т.В., осуществляя финансово-хозяйственную деятельность, наделенная правом первой подписи бухгалтерских и расчетных документов в соответствии со ст. 6 Федерального закона "О бухгалтерском учете" обязана соблюдать нормы бюджетного законодательства.

Неустранимых сомнений в виновности главного бухгалтера муниципального образования - З.Т.В., материалы дела не содержат.

Санкция статьи 15.15.6 КРФ об АП - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

При назначении административного наказания, за совершенное административного правонарушение, суд исходит из совокупности таких обстоятельств, как характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение должностного лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность ст. 4.2 КРФ об АП и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, предусмотренных ст. 4.3 КРФ об АП, и приходит к выводу о возможности назначения наказания в пределах санкции закона, с избранием минимального размера административного штрафа в сумме 10000 рублей, полагая, что административный вид наказания в виде указанной суммы штрафа будет соразмерным и справедливым наказанием, за совершённое административное правонарушение по ст. 15.15.6 КРФ об АП, и достигнет целей административного наказания, в целях недопущения в последующем, совершения новых правонарушений должностным лицом, исполняя свои обязанности.

На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 29.7, 29.9-29.11. КРФ об АП, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать виновной должностное лицо – руководителя отдела учета и отчетности – главного бухгалтера комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>З.Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10000,00 ( десять тысяч) рублей.

Административный штраф следует перечислить в <данные изъяты>

Постановление может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5 КРФ в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Н.М. Кузнецова