ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-651/2018 от 20.06.2018 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

5-651/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 20июня 2018 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Коваленко Т.К.,

с участием представителя Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» Синяковой И.А., действующей на основании доверенности от <дата> года

представителя Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фролова О.А., действующего на основании доверенности от <дата> года

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск», расположенного по адресу: г. Нижневартовск, проспект Победы, д. 16, ИНН: 8603220040, ОГРН: 1168600050090, о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» консультантом отдела лицензионного контроля Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фролова О.А., 31.05.2018 года был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которого в период с 28 мая по 31 мая 2018 года на основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 10.05.2018 года «О проведении плановой выездной проверки Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр - Нижневартовск», от 25 мая 2018 года «О внесении изменений в приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры от 10 мая 2018 года «О проведении плановой выездной проверки Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск»проведена плановая выездная проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. В ходе проверки выявлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований федеральных государственных образовательных стандартовв учреждении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, и не соответствующие требованию федеральных государственных образовательных стандартов: установлен факт отсутствия у преподавателя Р.Г.Ревы с 15.01.2018 г. и у преподавателя Е.Н. Кузнецова с 10.01.2018 образования, свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации отсутствует.

Должностное лицо Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Фролов О.А. в судебном заседании настаивал на привлечении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» к административной ответственности, суду пояснил, что проведение аттестации педагогических работников не заменяет обязанности работодателя требовать с них документы об образовании установленного образца, если это документы иностранного государства – они должны пройти процедуру признания, их обладатель должен получить свидетельство о признании иностранного образования.

Защитник автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» Синякова И.А.. в судебном заседании вину в совершении правонарушения не признала, суду пояснила, что на основании ч. 1 ст. 46 Закона N 273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Согласно положения п. 9 Единого квалификационного справочника, лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Возможность проведения аттестации педагогических работников предусмотрена ч. 1, 2 ст. 49 Закона N 273-Ф3, согласно которой, аттестация педагогических работников организаций осуществляющих образовательную деятельность, проводится в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности и по желанию педагогических работников (за исключением педагогических работников из числа профессорско-преподавательского состава) в целях установления квалификационной категории.Проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями. самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Приказом Министерства образования и науки РФ 07.04.2014 г. № 276 утвержден «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (далее - Порядок проведения аттестации), который определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации педагогических работников организаций.

В силу п. 23 Порядка проведения аттестации, аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации".

Внештатный преподаватель Р.Г.Рева 20.10.2014 года был аттестован сроком на 5 лет, поэтому допущен к работе, Кузнецов (Кобылин) Е.Н. аттестован 23.06.2017 года, кроме того имеет свидетельство о признании его диплома.

Выслушав объяснения защитника, представителя административного органа, исследовав и оценив все доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотреннымиКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Частью 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, а также лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности регулируются Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года №966 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования к квалификации по должности: «преподаватель» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В судебном заседании установлено, что Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск»осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от 20 февраля 2016года №2563 (л.д. 51).

10 мая 2018 года Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры издан приказ проведении плановой выездной проверки в отношенииАвтономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» (л.д.13-17).

25 мая 2018 года Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры издан приказ о внесении изменений в приказ Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 10 мая 2018 года «О проведении плановой выездной проверки в отношении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск»( л.д.18)

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в Учреждении имеется педагогические работник, не имеющий профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике: отсутствует высшее профессиональное образование или средне профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы у преподавателя Ревы Р.Г.

В соответствии с пунктом 6 статьи 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в случае признания федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации их обладателю выдается свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации.

Диплом о высшем образовании Ревы Р.Г (), выданный в Украине в 1993 году ( л.д. 105) не прошел установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Свидетельство о признании иностранного образования на территории Российской Федерации не представлено. В соответствии с Соглашением между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях от 26 мая 2000 года в процедуре признания не нуждаются документы об образовании и о квалификации, полученные в Украине после 26 мая 2000 года.

Факт отсутствия необходимого свидетельства о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, также подтверждается пояснениями директора Учреждения ( л.д. 109-110).

При рассмотрении дела об административном правонарушении защитником АНО ДПО «РУЦ-Нижневартовск» было представлено свидетельство о признании диплома младшего специалиста на Кузнецова Е. Н., где указано, что его диплом эквивалентен Диплому Российской Федерации о среднем профессиональном образовании квалификации «Фельдшер» по специальности «Лечебное дело», свидетельство выдано 13.03.2007 года.

В соответствии с ч. 7 ст. 27.2 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", информационное обеспечение процедуры признания документов иностранных государств об уровне образования и (или) квалификации на территории Российской Федерации осуществляется национальным информационным центром, функции которого выполняет организация, уполномоченная Правительством Российской Федерации.

В соответствии с требованиями Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до вступления в силу Федерального закона

от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Кузнецов Е.Н. ( Кобылин ) прошел процедуру признания документа иностранного государства.

В соответствии со п. 9 ст.110 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", признан утратившим силу Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании", однако правовых последствий в виде недействительности ранее выданных свидетельств о признании документов об образовании, выданных в иностранных государствах законодатель в данном законе не предусмотрел.

В ст.108 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", «Заключительные положения» сказано только о том, что организации, осуществляющие образовательную деятельность, осуществляют образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации (за исключением имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ), выданных им до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

8. Свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ являются недействующими со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что ранее выданные свидетельства прохождения процедуры признания документа иностранного государства не были признаны ни недействительными, ни утратившими силу.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что факт нарушения лицензионных требований при заключении договора с Е.Н.Кузнецовым (Кобылиным) автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» не нашел своего подтверждения в ходе судебного заседания.

Доводы защитника о том, что работники с иностранными дипломами об образовании были аттестованы, в связи с чем в действиях организации отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ст.19.20 КОАП РФ, суд во внимание не принимает по следующим основаниям.

В соответствии с п. 9. Приказа Минздравсоцразвития РФ от <дата> N 761н (ред. от <дата>) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе "Требования к квалификации", но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В судебном заседании установлено, что сотрудник АНО ДПО «Региональный учебный центр-Нижневартовск Рева Р.Г. аттестован и допущен аттестационной комиссией как лицо, соответствующие занимаемой должности.

Данные выводы аттестационной комиссии не освобождают Рева Р.Г. от необходимости получить свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации. П.9 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) на Рева Р.Г. не распространяется, так как он имеет специальную подготовку, что подтверждается дипломом на л.д.105.

В связи с вышеизложенным, суд приходит к выводу о том, что Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск»при осуществлении образовательной деятельности были нарушены лицензионные требования и в действиях Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Вина Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» в совершении правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях подтверждается исследованными в ходе судебного заседания доказательствами :

Протоколом об административном правонарушении от 31мая 2018 года, из которого следует, что в ходе проверки выявлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований федеральных государственных образовательных стандартов учреждении Автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, и не соответствующие требованию федеральных государственных образовательных стандартов;

копией Акта проверки от 31 мая 2018 года, из которой следует, что в ходе проверки выявлены нарушения подп. «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 №966, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Учреждении имеются педагогические работники, заключившие с Учреждением договоры возмездного оказания услуг, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н, и не соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов: отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование у преподавателя Ревы Р.Г. (предоставлен диплом о высшем образовании , полученный в Украине 25.06.1993, не прошедший установленную процедуру признания в соответствии со статьей 107 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации. Свидетельство о признании иностранного образования в ходе проведения проверки не представлено);

копией договора возмездного оказания услуг от <дата> заключенного между Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» и Рева Р.Г.;

копией договора возмездного оказания услуг от <дата> заключенного между Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» и Рева Р.Г.;

копией договора возмездного оказания услуг от <дата> заключенного между Автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» и Рева Р.Г.;

копией диплома ,, из которой следует, что Реве Р.Г. присвоена квалификация инженер-геолог в 1993 году в иностранном государстве;

копии объяснений директора автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр – Нижневартовск» Дубина С.А., данных в ходе проведения проверки, из которых следует, что при заключении гражданско-правовых договоров с Рева Р.Г. и Кузнецовым Е.Н. документы о признании образования не требовали (л.д.109-110, 111);

Доводы защитника о том, что в 2014 году административным органом была проведена аналогичная проверка и вопросов к данным работникам не возникало, суд во внимание не принимает, так как при проверке 2014 года проверялся образовательный уровень штатных сотрудников организации, при проведении проверки в 2018 году запрашивались документы по всем работникам, в том числе и работающим по гражданско-правовым договорам.

Установленный законом порядок привлечения лица совершившего административное правонарушение к административной ответственности соблюден.

Нарушений нормКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недостатков протокола, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

При назначении административного наказания, судья, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, источник финансирования юридического лица привлекаемого к административной ответственности, непрерывный характер деятельности учреждения, являющегося образовательным, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, способного при данных обстоятельствах обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать Автономную некоммерческую организацию дополнительного профессионального образования «Региональный учебный центр - Нижневартовск» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Получатель штрафа: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ИНН 8601032266, КПП 860101001, р/счет № 40101810900000010001, БИК 047162000, Банк: РКЦ Ханты-Мансийска г. Ханты-Мансийск, КБК 07711607000016000140, л/сч 04871W08270.

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу.

В случае не уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в установленный законом срок, судья направляет материалы судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья Т.К. Коваленко