Дело №5-651/2021 23RS0027-01-2021-001523-06
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
23 июля 2021 года г. Лабинск
Судья Лабинского городского суда Краснодарского края Синельников Андрей Александрович,
рассмотрев материал об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <...> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>., <...>, поступивший из ОМВД России по Лабинскому району,
установил:
<...> в 18 часов 40 минут установлено, что в ходе проведения проверки по сообщению МУП «Санитарная очистка», зарегистрированному в КУСП ОМВД России по <...>. за 25 от <...>, в магазине «<...>», расположенном по адресу: <...> выявлен факт невыполнения индивидуальным предпринимателем ФИО1, осуществляющим предпринимательскую деятельность в указанном магазине, обязанности по заключению договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов (далее – ТКО), что повлекло нарушение санитарно-эпидемиологических требований.
В судебное заседание ИП ФИО1 не явился, был уведомлен надлежащим образом о слушании дела.
Исследовав административный материал, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 настоящего Кодекса, влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Из материалов дела следует, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренном по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении ИП ФИО1 послужило сообщение директора муниципального унитарного предприятия «Санитарная очистка» Лабинского городского поселения <...>.25 от <...> со списками индивидуальных предпринимателей, не заключивших договоры на оказание услуги по обращению с ТКО на территории <...>..
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
В соответствии с ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» собственники твёрдых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Аналогичное положение следует из п. 5 Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156, согласно которому договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твёрдые коммунальные отходы и находятся места (площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) Правил.
Порядок заключения договора на оказание услуги по обращению с ТКО установлен в разделе I(1) Правил обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 (далее – Правила №1156).
В соответствии с п. 8(1) указанных Правил региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами в порядке, установленном настоящим разделом, в отношении твёрдых коммунальных отходов, образующихся также в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях, в том числе в многоквартирных домах (кроме случаев, предусмотренных чч. 1 и 9 ст. 157.2 ЖК РФ, при которых договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами заключается в соответствии с жилищным законодательством РФ), и на земельных участках, – с лицами, владеющими такими зданиями, строениями, сооружениями, нежилыми помещениями и земельными участками на законных основаниях, или уполномоченными ими лицами.
В силу п. 8(4) Правил №1156 основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности, либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.
Заявка потребителя может направляться региональному оператору, начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, заключённого органом исполнительной власти субъекта РФ и региональным оператором (п. 8(5) Правил №1156).
Пунктом 8 (17) указанных Правил предусмотрено, что региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путём размещения соответствующей информации на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации. В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пп. 8(5) – 8(7) Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами считается заключённым на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своём официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, исходя из положений Правил обращения с ТКО №1156, подача потребителем заявки на заключение договора носит добровольный характер, поскольку законом установлена возможность заключения указанного договора в ином порядке.
В обязанность регионального оператора входит направление всем потребителям, в том числе индивидуальным предпринимателям по адресам, указанным в ЕГРЮЛ предложений о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с формой типового договора, утверждённой Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года №1156 (п. 2.1.5 соглашения).
Согласно сообщению МУП «Санитарная очистка» выбор регионального оператора по обращению с отходами, является обязанностью субъектов Российской Федерации, и выбирается на основании конкурсного отбора, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. МУП «Санитарная очистка» не является региональным оператором, в связи с чем, заключение договора на вывоз твёрдых коммунальных отходов носит рекомендательный характер.
Таким образом, МУП «Санитарная очистка» не были опубликованы условия публичной оферты – договора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Лабинского района, не установлен единый тариф на услугу регионального оператора.
Частью 1 ст. 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с пп. 1, 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события и состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Согласно разъяснению, данному в постановлении Пленума Верховного Суда РФ в от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», при рассмотрении дел об административных правонарушениях, а также по жалобам на постановления или решения по делам об административных правонарушениях судья должен исходить из закреплённого в ст. 1.5 КоАП РФ принципа административной ответственности – презумпции невиновности лица, в отношении которого осуществляется производство по делу. Реализация этого принципа заключается в том, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, вина в совершении административного правонарушения устанавливается судьями, органами, должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, должны толковаться в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание все указанные выше обстоятельства дела, в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП производство по делу в отношении ИП ФИО1 подлежит прекращению в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ, судья
постановил:
производство по делу в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1, <...> года рождения, зарегистрированного и проживающего по адресу: <...>., <...> – прекратить в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Лабинский городской суд Краснодарского края лицом, подвергнутым административному наказанию, в течение десяти суток со дня вручения или получения им копии постановления.
Судья А.А. Синельников