Дело № 5-651/2022 УИД 78RS0006-01-2022-002357-71
Резолютивная часть постановления вынесена и оглашена 26.04.2022
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Санкт-Петербург «26» апреля 2022 года
Судья Кировского районного суда Санкт-Петербурга Абрамова М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении АО «Петербургский тракторный завод», ИНН <***>, КПП 785020001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. АВ, каб. 615, привлекаемого к административной ответственности, предусмотренной ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
АО «Петербургский тракторный завод» совершило повторное невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, а именно:
05.03.2022 в 15 часов 40 минут, при проведении внеплановой выездной проверки объектов защиты - производственных зданий по адресу: <...>, лит. БН, лит. Ч, правообладателем которых является АО «Петербургский тракторный завод», проведенной на основании решения о проведении внеплановой выездной проверки соблюдения требований пожарной безопасности № 30-1-80 (78- 009-2022/0080рс) от 16.02.2022, изданного заместителем начальника управления по Кировскому району - начальником ОНДПР Кировского района управления по Кировскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу ФИО1 установлено, что в 00 часов 01 минуту 02.02.2022 г. по адресу: <...>. лит. БН, лит. Ч, юридическое лицо АО «Петербургский тракторный завод», не выполнило в установленный срок до 01.02.2022, законное предписание органа, осуществляющего государственный пожарный надзор № 30-1-296/1/1 от 10.06.2021, а именно:
лит. БН (Цех. 250)
- здание цеха 250 не оборудовано системой автоматического пожаротушения;
- здание цеха 250 не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- не предусмотрена система вытяжной противодымной вентиляции из производственных и складских помещений цеха 250 с постоянными рабочими местами;
- из коридора без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м на 2 этаже административной части цеха 250 (пом. № 203, 212, 232 по плану ПИБ) не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции;
- из коридора без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м на 1 этаже административной части цеха 250 (пом. № 95, 98, 99, 100, 102, 111, 114, 120, 123, 125 по плану ПИБ) не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции;
- из коридора без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м на 1 этаже административной части цеха 250 (пом. № 76 по плану ПИБ) не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции;
-на путях эвакуации, для отделки стен в лестничной клетке административной части цеха 250 (пом. № 92, 202 по плану ПИБ) применен материал с классом пожарной опасности более, чем КМ 2 (масляная краска) (не представлена документация, подтверждающая применение отделочных материалов на путях эвакуации);
- на путях эвакуации, для отделки стен коридора на 1 этаже административной части цеха 250 (пом. № 76 по плану ПИБ) применен материал с классом пожарной опасности более, чем КМ 3 (стеновые панели) (не представлена документация, подтверждающая применение отделочных материалов на путях эвакуации);
- в лестничных клетках административной части здания на путях эвакуации допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м (батареи);
- коридор административной части здания на 1 этаже длиной более 60 м не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа;
- коридор административной части здания на 2 этаже длиной более 60 м не разделен противопожарной перегородкой 2-го типа;
- на путях эвакуации в здании не предусмотрено аварийное освещение, (административная и производственная часть);
- лестничная клетка не отделена от примыкающего коридора 1-ого этажа (пом. № 93 по плану ПИБ) перегородками с дверями;
- заполнение проема в противопожарной преграде отделяющей коридор административной части здания на 2 этаже (пом. № 203, 212, 232 по плану ПИБ) от производственных помещений выполнено непротивопожарным;
- заполнение проемов в противопожарной преграде отделяющей коридор административной части здания на 1 этаже (пом. № 76, 95, 98, 99, 100, 102, 111, 114, 120, 123, 125 по плану ПИБ) от производственных помещений выполнено непротивопожарным;
- заполнение проемов в противопожарной преграде отделяющей административную часть здания на 1 этаже (пом. № 92 по плану ПИБ) от производственных помещений выполнено непротивопожарным;
- не доведены до требуемого предела огнестойкости не менее R60 несущие элементы лестничных клеток (металлические косоуры);
- не доведены до требуемого предела огнестойкости не менее R90 несущие элементы здания (связи, диафрагмы жесткости, элементы бесчердачных покрытий (балки, ригели) участвующие в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре);
- заполнение проема в противопожарной преграде отделяющей складские помещения (пом. № 21, 22 по плану ПБ) от производственных помещений (пом. № 2, 24) выполнено непротивопожарным;
- не проведены эксплуатационные испытания лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний;
- не проведены эксплуатационные испытания ограждений на кровле с составлением соответствующих протоколов испытаний.
лит. Ч (цех 230)
- здание цеха 230 не оборудовано системой автоматического пожаротушения;
- здание цеха 230 не оборудовано системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
- выход с лестничной клетки на чердак не предусмотрен через противопожарную дверь 2-го типа размером не менее 0,75 х 1,5 метра;
- не доведены до требуемого предела огнестойкости не менее R90 несущие элементы здания (связи, диафрагмы жесткости, элементы бесчердачных покрытий (балки, ригели) участвующие в обеспечении общей устойчивости и геометрической неизменяемости здания при пожаре);
- не проведена огнезащитная обработка стропил и обрешетки чердачных покрытий огнезащитными составами;
- на путях эвакуации, для отделки стен коридора на 4 этаже административной части цеха 230 (пом. № 1 по плану ПИБ) применен материал с классом пожарной опасности более, чем КМ 3 (обои) (не представлена документация, подтверждающая применение отделочных материалов на путях эвакуации);
- на путях эвакуации, для отделки пола коридора на 4 этаже административной части цеха 230 (пом. № 1 по плану ПИБ) применен материал с классом пожарной опасности более, чем КМ 4 (линолеум) (не представлена документация, подтверждающая применение отделочных материалов на путях эвакуации);
- на путях эвакуации, для отделки пола коридора на 3 этаже административной части цеха 230 (пом. № 1 по плану ПИБ) применен материал с классом пожарной опасности более, чем КМ 4 (линолеум) (не представлена документация, подтверждающая применение отделочных материалов на путях эвакуации);
- из коридора без естественного проветривания при пожаре длиной более 15 м на 3 этаже административной части цеха 230 (пом. № 1 по плану ПИБ) не предусмотрено удаление продуктов горения при пожаре системами вытяжной противодымной вентиляции;
- руководитель организации не обеспечил исправность, своевременное обслуживание и ремонт внутреннего противопожарного водопровода здания цеха 230 (отсутствуют пожарные краны);
- на путях эвакуации в здании не предусмотрено аварийное освещение, (административная и производственная часть);
- в лестничных клетках административной, части здания на путях эвакуации допущено размещение оборудования, выступающего из плоскости стен на высоте менее 2,2 м (батареи);
- не доведены до требуемого предела огнестойкости не менее R45 несущие элементы лестничных клеток (металлические косоуры);
- запоры на дверях эвакуационных выходов из поэтажных коридоров (1, 2, 3, 4 этаж) административной части здания цеха 230 в лестничные клетки не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа;
- не проведены эксплуатационные испытания лестниц с составлением соответствующих протоколов испытаний;
- не проведены эксплуатационные испытания ограждений на кровле с составлением соответствующих протоколов испытаний;
- отсутствуют приспособления для самозакрывания с уплотнением в притворах на дверях лестничных клеток в здании цеха 230.
При этом, постановлением мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга № 5-1109/2021-70 31.08.2021 АО «Петербургский тракторный завод» привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, АО «Петербургский тракторный завод» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
В судебное заседание законный представитель АО «Петербургский тракторный завод» не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении слушания дела не представил, направил защитника Гридяева Н.А., действующего на основании доверенности № 94300-103 от 01.02.2022. При таких обстоятельствах, на основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии законного представителя АО «Петербургский тракторный завод».
Защитник АО «Петербургский тракторный завод» Гридяев Н.А. ходатайствовал о прекращении производства по делу, поскольку постановлением мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга № 5-1109/2021-70 от 31.08.2021 Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ по факту неисполнения предписания № 30-1-527/1/1 от 05.02.2021, которое не относится к сути проверки по настоящему делу и было вынесено в отношении другого контролируемого объекта защиты, а именно расположенного по адресу: <адрес>, что свидетельствует о том, что АО «Петербургский тракторный завод» не допустило повторное совершение административного правонарушения.
Сроки, установленные для исполнения предписания № 30-1-80 от 16.02.2022, не отвечают требованиям разумности, установленными положениями Федерального закона № 248-ФЗ. Выявленные нарушения устранить в установленный срок не представляется возможным, поскольку общее количество нарушений составляет 99, практически все из них несут капитальный характер.
АО «Петербургский тракторный завод» неоднократно давал письменные и устные объяснения в отдел надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района управления по Кировскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу о невозможности устранения в установленные сроки всего объёма нарушений, а также ходатайствовал об увеличении сроков контролируемых предписаний, но не одно объяснение или ходатайство не было учтено или удовлетворено.
АО «Петербургский тракторный завод» осознаёт всю серьёзность нарушений, указанных в предписаниях и стремится к их устранению. Непрерывно ведется работа по совершенствованию своей деятельности в данном направлении, и в поддержании пожарной безопасности на должном уровне. Ежегодно завод выделяет большой объём финансирования на обеспечение пожарной безопасности, что подтверждается большим количеством реализованных мероприятий в части оборудования эксплуатируемых объектов, а именно производственных и административных частей с массовым пребыванием людей, наиболее пожароопасных участков, таких как окрасочно-сушильные камеры, склады ГСМ, склады красок и краскозаготовительных участков, маслоподвалы и т.д., автоматическими установками пожаротушения, системами пожарной сигнализации, системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, внутренним противопожарным водопроводом, системами вытяжной противодымной вентиляции, противопожарными дверьми, воротами и шторами. Данные мероприятия являются лишь одной частью всей системы обеспечения пожарной безопасности на АО «Петербургский тракторный завод», в которую также входят вопросы режимного характера, а именно: укомплектование площадей первичными средствами пожаротушения их контролю и учёту, проведение противопожарных инструктажей и агитационных мероприятий, проведение противопожарных тренировок по эвакуации, обучение персонала пожарно-техническому минимуму, проведение обследований объектов и территории на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, контроль и учёт огневых работ, проведение работ по техническому обслуживанию, освидетельствование и ремонт существующих систем и установок автоматической противопожарной защиты, расследование случаев пожаров и загораний, с последующей разработкой мероприятий по недопущению подобных случаев. Проверка на водоотдачу и работоспособности внутреннего противопожарного водопровода, разработка документарной базы (с точки зрения лёгкости усвоения и понимания обеспечения пожарной безопасности всем персоналом АО «Петербургский тракторный завод») и т.д. Перечисленные мероприятия также требуют значительных финансовых и временных затрат, в сравнении с нарушениями капитального характера. Все перечисленные мероприятия были неоднократно подтверждены как документарно (договоры на выполнение работ, акты выполненных работ, проекты на смонтированные системы и установки, а также исполнительная документация и т.д.), так и лично инспекторами отдела надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района управления по Кировскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу при проведении выездных проверок в отношении объектов защиты, эксплуатируемых АО «Петербургский тракторный завод».
Совокупность всех факторов указывает на то, что устранение нарушений действующих предписаний возлагает огромную финансовую нагрузку на АО «Петербургский тракторный завод» и требует больших временных затрат, что в свою очередь делает невозможным устранение всего перечня нарушений действующих предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности в установленные предписаниями сроки. На сегодняшний день АО «Петербургский тракторный завод» ведет работу по разработке плана устранения нарушений действующих предписаний об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности (о чём неоднократно сообщалось в отдел надзорной деятельности и профилактической работы Кировского района управления по Кировскому району Главного управления МЧС России по г. Санкт-Петербургу), в соответствии с положениями ч. 4 и ч. 5, ст. 14 Федерального закона №248-ФЗ от 31.07.2020, а именно с учётом стоимости и временных рамок на устранение, а также личных финансовых возможностей общества, однако в связи с неблагоприятной обстановкой, сложившейся в Российской Федерации на сегодняшний день, затронувшей все направления жизнедеятельности, в том числе и сферу обеспечения пожарной безопасности, которая повлекла за собой значительное увеличение цен и сроков поставок: первичных средства пожаротушения, огнезащитных составов, оборудования, составных частей и кабельной продукции, входящих в состав систем пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматических установок пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода и т.д., точные сроки по подготовке данного плана установить не представляется возможным. Ориентировочный срок готовности реального плана устранения нарушений действующих предписаний – 01.10.2022.
Представители ОНДиПР Кировского района Управления по Кировскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу – старший инспектор ФИО2 и инспектор ФИО3 составленный в отношении АО «Петербургский тракторный завод» поддержали в полном объеме, пояснив, что указанные нарушения были выявлены еще в 2018 году, срок исполнения предписаний неоднократно продлевался, в период пандемии данный срок был продлен сразу на 11 месяцев. Против прекращения производства по делу возражали.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд считает вину АО «Петербургский тракторный завод» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст.19.15 КоАП РФ установленной и доказанной материалами дела, а именно:
- протоколом об административном правонарушении № 30-1-120 от 15.03.2022, составленном в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным лицом в присутствии представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица;
- копией постановления мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга ФИО4 от 31.08.2021 о привлечении АО «Петербургский тракторный завод» к административной ответственности, предусмотренной ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, постановление вступило в законную силу 11.09.2021;
- решением о проведении внеплановой выездной проверки от 16.02.2022 № 30-1-8, принятым заместителем начальника управления – начальником ОНД и ПР Кировского района управления по Кировскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО1 в связи с истечением срока исполнения предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 10.06.2021 № 30-1-296/1/1 (срок устранения – 01.02.2022), срок проведения проверки с 21.02.2022 по 05.03.2022, представитель АО «Петербургский тракторный завод» ознакомлен с решением 01.03.2022;
- актом внеплановой выездной проверки № 30-1-80 от 05.03.2022, согласно которому проверка проведена с 01.03.2022 10 часов 40 минут по 05.03.2022 15 часов 30 минут, установлен факт неисполнения п.п. 1-17 предписания от 10.06.2021 № 30-1-296/1/1;
- предписанием № 30-1-296/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности согласно которому срок устранения нарушения требований пожарной безопасности установлен по 01.02.2022;
- протоколом осмотра от 05.03.2022 из которого следует, что инспектором НД ОНДПР Кировского района Управления по Кировскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу ФИО3 проведен осмотр здания по адресу: <адрес>
- выпиской из ЕГРЮЛ в отношении АО «Петербургский тракторный завод».
Все документы, имеющиеся в деле об административном правонарушении, составлены уполномоченными должностными лицами, их содержание и оформление соответствует требованиям КоАП РФ, все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в данных документах отражены. Нарушений требований административного законодательства при составлении указанных документов судом не выявлено.
Перечисленные доказательства суд оценивает относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности достаточными для установления факта совершения АО «Петербургский тракторный завод» ДД.ММ.ГГГГ в 00 часов 01 минуту по адресу: <адрес> неисполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный пожарный надзор, совершенного повторно, то есть в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Частью 12 ст. 19.5 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 12 или 13 ст. 19.5 КоАП РФ влечет административную ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
Предписание об устранении нарушений требований законодательства представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций. Условиями для вынесения предписания являются нарушения законодательства РФ, которые к моменту выдачи такого предписания не устранены нарушителем закона самостоятельно. Предписание по своей правовой природе является ненормативным правовым актом, подлежащим обязательному исполнению.
Состав ст. 19.5 КоАП РФ является формальным и, в данном случае, объективная сторона заключается в невыполнении в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, то есть для привлечения к административной ответственности достаточно самого факта невыполнения требований предписания.
При этом, как следует из материалов дела, предписание № 30-1-2961/1 от 10.06.2021 вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, в установленном законом порядке не признано судом незаконным и не отменено, данное предписание содержит конкретные требования и достаточный срок их выполнения.
Учитывая все вышеизложенные обстоятельства, суд полагает установленной вину АО «Петербургский тракторный завод» в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 14 ст.19.5 КоАП РФ.
Доводы защитника об отсутствия повторности совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст.19.5 КоАП РФ, суд признает не состоятельным, поскольку факт привлечения Общества к административной ответственности по ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка № 70 Санкт-Петербурга ФИО4 от 31.08.2021, вступившим в законную силу 11.09.2021.
Объективная сторона ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ состоит в повторном совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, вне зависимости от объекта защиты, на котором нарушения требований пожарной безопасности были выявлены.
Доводы защитника о предоставлении должностными лицами МЧС для устранения выявленных нарушений неразумного срока, не могут являться основанием для освобождения Общества от административной ответственности.
Положения Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» предусматривают право обжалования решений контрольных (надзорных) органов и действий (бездействия) их должностных лиц. Между тем сведений о подаче таких жалоб суду не представлено.
Таким образом, оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также ст. 2.9 КоАП РФ, суд не усматривает.
При назначении административного наказания суд, учитывает характер совершенного административного правонарушения, конкретные обстоятельства дела, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность АО «Петербургский тракторный завод» обстоятельств, меры, принимаемые Обществом для устранения выявленных нарушений и полагает возможным в данном конкретном случае назначить АО «Петербургский тракторный завод» наказание в виде административного штрафа в соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ, в размере менее минимального, установленного санкцией ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 3.2 ст. 4.1, ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л:
Признать АО «Петербургский тракторный завод», (ИНН <***>, КПП 785020001, ОГРН <***>, адрес места нахождения: Санкт-Петербург, пр. Стачек, д. 47, лит. АВ, каб. 615) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст.19.5 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 75 000 (семидесяти пяти) тысяч рублей, зачислив денежные средства на следующие реквизиты: получатель УФК по г. Санкт-Петербургу (Главное управление МЧС России, л/с <***>), ИНН <***>, КПП 783801001, БИК 014030106, ОКТМО 40303000, ОГРН <***>, к/с № 03100643000000017200, банк получателя: Северо-Западное ГУ Банка России УФК по г. Санкт-Петербургу, г. Санкт-Петербург, банковский счет 40102810945370000005, КБК 17711601191010005140, УИН «0».
Административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.
Квитанцию об оплате штрафа необходимо представить в канцелярию Кировского районного суда Санкт-Петербурга, расположенную по адресу: <...>, каб. 111, тел.415-64-03, не позднее следующего дня после истечения срока для оплаты штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления.
Судья М.М. Абрамова