ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-654/2021 от 04.10.2021 Сысольского районного суда (Республика Коми)

УИД 11МS0048-01-2021-001485 - 60 Дело № 5-654/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

04 октября 2021 года с. Койгородок

Судья Сысольского районного суда Республики Коми ПодороваМ.И.,

с участием помощника прокурора Койгородского района Республики Коми Лодыгиной М.В.,

рассмотрев по месту постоянного судебного присутствия в с. Койгородок Койгородского района Республики Коми материалы дела в отношении должностного лица – главы МР «Койгородский, руководителя администрации МР «Койгородский» ФИО1, ранее не привлекавшейся к административной ответственности, привлекаемой к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Согласно постановлению о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.09.2021, вынесенному прокурором Койгородского района Республики Коми Шенцевым Н.В., должностное лицо - глава МР «Койгородский, руководитель администрации МР «Койгородский» ФИО1 умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, установленных федеральным законом, а именно: не устранила нарушения федерального законодательства, на которые было указановпредставлениипрокурораот 15.07.2021, а также не известила прокурора о дате рассмотрения представления.

В судебном заседании помощник прокурора Койгородского района Лодыгина М.В. считает, что в действиях должностного лица ФИО1 содержится состав правонарушения, предусмотренногост.17.7КоАПРФ по обстоятельствам, изложенным в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.09.2021. Пояснила, что ответ на представление дан в установленный законом срок – 13.08.2021.

Должностное лицо ФИО2 извещена надлежаще, на рассмотрение дела не явилась, о невозможности явки по уважительным причинам суд не известила, ходатайства об отложении рассмотрении дела не заявляла. В связи с изложенным, суд считает возможным рассмотреть дело без её участия.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Как следует из представленных документов, прокуратурой Койгородского района по результатам изучения муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12 (далее - Муниципальная программа), на предмет соответствия законодательству в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности в части закрепления мероприятий по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий их проявлений в адрес главы МР «Койгородский»-руководителя АМР «Койгородский».ФИО1 15.07.2021 внесено представление № 13-02-2021 «Об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму и экстремистской деятельности».

Как следует из представления, в силу пункта 7 статьи 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», ст.2 Федерального закона № 114-ФЗ от 25.07.2002 « О противодействии экстремистской деятельности» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.

Согласно пункту 6.1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

Статьей 5.2 Федерального закона № 35-ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений: разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; организуют и проводят в муниципальных образованиях информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов, печатной продукции, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий;

В силу статьи 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ, в целях противодействия экстремистской деятельности федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Муниципальная программе «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», утверждена постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12.

Согласно Муниципальной программе, одним из основных мероприятий в рамках задачи по профилактике терроризма и экстремизма является реализация мер по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий (п. 1.3.3), при этом направлением реализации данного мероприятия указана профилактика по вопросам предупреждения терроризма и экстремизма, без указания конкретных мероприятий (способов) профилактики, и указанное мероприятие связывают с таким целевым показателем, как количество проведенных заседаний рабочей группы антитеррористической комиссии МО МР «Койгородский».

Однако в рамках проведения заседаний рабочей группы антитеррористической комиссии МО МР «Койгородский» профилактика терроризма и экстремизма возможна лишь в части выявления причин и условий, способствующих совершению террористических актов и осуществлению экстремистской деятельности, но не в части последующего устранения выявленных причин и условий.

В соответствии с п. 21 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009, к одним из основных мер по предупреждению (профилактике) терроризма относятся информационные меры (разъяснение сущности терроризма и его общественной опасности, формирование стойкого непринятия обществом идеологии насилия, а также привлечение граждан к участию в противодействии терроризму), т.е. профилактика, как мера предупреждения терроризма и экстремизма должна быть ориентирована на осуществление пропагандистских и воспитательных мероприятий среди населения и организаций по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, по формированию у граждан стойкого непринятия идеологии терроризма, а также на привлечение граждан к участию в противодействии терроризму и экстремизму.

Таким образом, профилактика терроризма и экстремизма может быть осуществлена путём распространения информационных материалов, печатной продукции посредством размещения методических пособий, памяток по вопросам противодействия терроризму для граждан, руководителей мест с массовым пребыванием людей, а также организаций, проведения разъяснительной работы и иных мероприятий.

Кроме этого, в соответствии с п. 4 ст. 5.2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-Ф3, органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с Муниципальной программой, одним из основных мероприятий в рамках задачи по профилактике терроризма и экстремизма является повышение уровня антитеррористической защищенности муниципальных объектов, объектов жизнеобеспечения, объектов (мест) массового пребывания людей, культуры, физкультуры и спорта, образования, здравоохранения (п. 1.3.2). В качестве направлений реализации мероприятия указано, в том числе, устройство парковочных мест возле учреждений с массовым пребыванием людей, что предполагает необходимость финансового обеспечения мероприятия.

Между тем ресурсное обеспечение реализации Муниципальной программы по мероприятию «Профилактика терроризма и экстремизма» на 2021-2025 гг. не предусмотрено, что исключает возможность его реализации по мероприятию «Повышение уровня антитеррористической защищенности муниципальных объектов, объектов жизнеобеспечения, объектов (мест) массового пребывания людей, культуры, физкультуры и спорта, образования, здравоохранения».

В связи с этим снижается реальная возможность предотвращения совершения террористических актов и осуществления экстремистской деятельности, что ставит под угрозу права и свободы человека и гражданина, в том числе право на жизнь.

Неполнота мер, принимаемых органом местного самоуправления, в том числе отсутствие необходимого объема финансовых средств не позволяют адекватно реагировать на возможные последствия проявления террористических настроений в обществе, способствовать их нейтрализации и максимальному искоренению. Учитывая изложенное, необходимо конкретизировать направления реализации по мероприятию « Реализация мер по предупреждению терроризма и экстремизма, минимизации их последствий», и решить вопрос о возможности включения в в программу мер информационного и методического характера по профилактике и предупреждению терроризма и экстремизма; необходимо также предусмотреть финансовое обеспечение реализации муниципальной программы по мероприятию « Профилактика терроризма и экстремизма».

Указывая, что выявленные недостатки проверки нарушения стали возможны вследствие неэффективного управления, отсутствия должного контроля за работой подчиненных, прокурор на основании статьи 22,24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2201-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требует: безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры Койгородского района, в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, решить вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности. О месте и времени рассмотрения представления заблаговременно уведомить прокуратуру Койгородского района. О результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру Койгородского района в письменной форме в течение месяца со дня внесения представления.

Представление получено должностным лицом ФИО1 16.07.2021.

Из представленных материалов дела следует, что представление «Об устранении нарушений в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности» рассмотрено 10 августа 2021 года на заседании при главе МР «Койгородский»-руководителе администрации МР «Койгородский». По результатам рассмотрения прокурору была направлена соответствующая информация в письменном виде, из которого следует, что мероприятия антитеррористической направленности реализуются в рамках подпрограммы «Обеспечение правопорядка и профилактики правонарушений» муниципальной программы «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12, «Развитие образования на территории МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 59/12, «Развитие и сохранение культуры в МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 60/12.

Организуются и проводятся информационно-пропагандистские мероприятия по разъяснению сущности терроризма и его общественной опасности, а также по формированию у граждан неприятия идеологии терроризма, в том числе путем распространения информационных материалов на официальном сайте муниципального района «Койгородский», методических материалов, плакатов, памяток, видеоматериалов антитеррористической и антиэкстремистской направленности. Информационные материалы антитеррористической направленности публикуются на страницах местной газеты «Новая жизнь», на её сайте и в группах социальных сетей «ВКонтакте». В рамках реализации мероприятий Комплексного плана противодействия идеологии терроризма на территории Койгородского района ежегодно в сентябре месяце проводится комплекс мероприятий, посвященный Дню солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября), в образовательных организациях проводятся классные часы с просмотром патриотических и антитеррористических роликов, уроки памяти «Мы помним тебя, Беслан», общешкольные линейки, выставки.

Администрация МР «Койгородский» участвует в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых территориальными федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти Республики Коми. Ежегодно проводятся командно-штабные тренировки по установлению уровней террористической опасности, объектовые тренировки.

Обеспечивается выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления. Общее количество объектов с массовым пребыванием людей - 39. Состояние антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей удовлетворительное.

Печатная продукция (плакаты, памятки, методические пособия по установлению уровней террористической опасности) ежегодно направляются аппаратом Антитеррористической комиссии Республики Коми в администрацию МР «Койгородский» и распределяются в учреждения культуры, спорта, образования, сельские поселения для размещения на стендах и местах массового пребывания людей.

Финансирование мероприятий «Профилактика терроризма и экстремизма» в муниципальной программе «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский» в 2021 году не предусмотрено. Финансовые средства направлены на мероприятия по укреплению материально технической базы, созданию безопасных условий в организациях в сфере образования в рамках муниципальной программы «Развитие образования на территории МО МР «Койгородский» в размере 5,3 млн. рублей, из них на антитеррористическую защищенность объектов образования запланировано израсходовать 1,7 млн. рублей. Кроме того, в муниципальной программе «Развитие и сохранение культуры в МО МР «Койгородский» предусмотрены финансовые средства на антитеррористическую защищенность объектов культуры в размере 0,3 млн. рублей.

Начальнику отдела по делам ГО, ЧС МР «Койгородский» ФИО4 указано на недопустимость нарушения требований федерального законодательства в сфере в сфере противодействия терроризму и экстремистской деятельности.

Письменный ответ на представление должностным лицом направлен в прокуратуру 13.08.2021, т.е. в установленный в представлении срок.

Указывая, что из ответа АМР «Койгородский» на представление следует, что, в нарушение статей 6, 7, 24 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не приняты, изменения в Муниципальную программу «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский» не внесены, прокурор не извещен о дате рассмотрения представления, постановлением прокурора от 14.09.2021 возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица ФИО1 по ст.17.7 КоАП РФ.

Таким образом, в вину должностного лица вменены: не принятие конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, не внесение изменений в Муниципальную программу «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», неизвещение прокурора о дате рассмотрения представления.

Статьей17.7КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленноеневыполнениетребованийпрокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Необходимым элементом состава указанного административного правонарушения является, в частности, невыполнение законных требований прокурора, вытекающие из его полномочий.

В силу положений пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

В пункте 3 статьи 22 Закона о прокуратуре указано, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно пункту 1 статьи 24 Закона о прокуратуре представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями (пункт 3 статьи 7 Закона о прокуратуре).

Таким образом, исходя из указанной выше нормы, представление должно быть рассмотрено безотлагательно, в течение месяца со дня его внесения должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, о результатах рассмотрения сообщено в установленный прокурором срок.

Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий влечет за собой установленную законом ответственность (пункт 3 статьи 6 Закона о прокуратуре).

В силу указанного, должностное лицо, получив представление прокуратуры, обязано рассмотреть его и, в случае согласия, исполнить, уведомив прокуратуру о результатах рассмотрения.

Поскольку представление исходит от государственного органа, должностного лица, обладающего властными полномочиями, его содержание с точки зрения изложения должно отвечать требованиям исполнимости, точности, ясности и определенности.

Лицо, на которое возлагается обязанность по исполнению представления, должно иметь возможность однозначно определить, в соответствии с какими конкретно нормами права, какие меры и в какие сроки оно должно предпринять в целях устранения выявленных нарушений.

Из смысла вышеуказанных правовых норм следует, что представление прокурора должно содержать указание на нарушение определенных норм закона лицом, в адрес которого оно вынесено.

Кроме того, в представлении должно быть указано, какие именно меры необходимо принять для устранения выявленных нарушений. В противном случае, лицо лишено возможности устранить выявленные нарушения, иными словами исполнить требования представления.

Представление прокурора от 15.07.2021 указанным требованиям не отвечало, критериям обоснованности, мотивированности и исполнимости не соответствовало.

Как следует из описательной части представлении от 15.07.2021, АМР «Койгородский» не приняты меры по профилактике терроризма и экстремизма, в частности в Муниципальной программе «Безопасность жизнедеятельности населения МО МР «Койгородский», утвержденной постановлением администрации МР «Койгородский» от 30.12.2020 № 65/12, не включены меры информационного и методического характерапо профилактике и предупреждению терроризма и экстремизма, отсутствует ресурсное обеспечение реализации Муниципальной программы по мероприятию «Профилактика терроризма и экстремизма» на 2021-2025 гг.

В направленном должностным лицом АМР «Койгородский» ответе на представлении со ссылкой на муниципальные правовые акты опровергаются доводы, изложенные в представлении, в том числе указывается на проведение администрацией района информационно-пропагандистских мер и профилактических мероприятий антитеррористической и антиэкстремистской направленности, о финансировании соответствующих мероприятий в сфере образования и культуры, т.е. в рамках иных муниципальных программ, а также путем распространения печатной продукции Антитеррористической комиссии Республики Коми.

Исходя из буквального содержания оспариваемого преставления следует, что оно по сути своей носит беспредметный характер, поскольку не отражает конкретное событие нарушения законодательства, подлежащее немедленному устранению, и не содержит перечня мер, принятие которых требуется для восстановления режима законности.

Резолютивная часть представления не отвечает требованиям исполнимости, так как сводится к дословному воспроизведению в нем абзаца 2 пункта статьи 24 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" о принятии конкретных мер и письменном сообщении о достигнутых результатах.

В частности, в пункте 1 резолютивной части ставится вопрос о безотлагательном рассмотрении представления с участием представителя прокуратуры, в пункте 2 указывается требование об абстрактном принятии лицом, в отношении которого вынесено представление "конкретных мер", в пункте 3 предписывается решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц.

Между тем, системный анализ вышеприведенных положений Закона о прокуратуре позволяет сделать вывод о том, что представление прокурора должно содержать не только описание наименования правонарушения и требование о прекращении, но и указывать на само событие правонарушения и содержать перечень действий, которые следует предпринять лицу для его устранения.

При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу, что представлениепрокуроране конкретизировано относительно действий главы администрации района, обязательных к исполнению, не содержит ссылок на специальные нормативно-правовые акты, не конкретизирует виновные действия (бездействие) должностного лица, и, следовательно,требованияпредставления не могут быть признаны законными и обоснованными.

Поскольку представление судом расценивается как необоснованное, неизвещение прокурора о дате его рассмотрения не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ,

Учитывая все вышеизложенные обстоятельства в совокупности, судья приходит к выводу, что наличие состава административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ вдействиях должностного лица ФИО3 не доказано.

Всилуст.1.5КоАПРФлицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно ч.1 ст.29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление: о назначении административного наказания; о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Согласно ч. 1.1ст.29.9КоАПРФпостановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренныхстатьей24.5 настоящего Кодекса.

В силу п. 3 ч. 1ст.24.5КоАПРФпроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Производство по делу подлежит прекращению в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

Руководствуясьст.29.10КоАПРФ, судья

ПОСТАНОВИЛ:


Производство по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – главы МР «Койгородский, руководителя администрации МР «Койгородский» ФИО1 по статье 17.7 КодексаРФоб административных правонарушенияхпрекратитьв связи сотсутствием в её действиях составаправонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд РК через Сысольский районный суд в течение 10 дней со дня вручения копии настоящего постановления.

Судья Подорова М.И.