ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-659/19 от 14.05.2019 Череповецкого городского суда (Вологодская область)

< >

Дело № 5-659/2019

УИД 35RS0001-01-2019-001073-74

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Череповец 14 мая 2019 года

Судья Череповецкого городского суда Вологодской области Кузнецова Т.А., с участием законного представителя юридического лица, привлеченного к административной ответственности, - председателя ГСК Смирнова Ю.А., защитника Кирилловой Е.В., представившей доверенность, должностного лица комитета охраны окружающей среды мэрии города Череповца, составившего протокол об административном правонарушении, - Х., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении Гаражно-строительного кооператива , юридический адрес: <адрес>, адрес фактического расположения: <адрес>,

у с т а н о в и л:

В отношении Гаражно-строительного кооператива (сокращенное наименование ГСК ) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, совершенном при следующих обстоятельствах:

При проведении ДД.ММ.ГГГГ проверки по сообщению ООО «< >» и в ходе рейдового осмотра, проведенного ДД.ММ.ГГГГ комитетом охраны окружающей среды мэрии <адрес>, установлено, что ГСК , имеющий в постоянном бессрочном пользовании земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, не имея организованного места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерной площадки, бункера-накопителя) и не заключив договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с Региональным оператором в области обращения с ТКО по Западной зоне Вологодской области - ООО «< >», допустил накопление на указанном земельном участке отходов производства и потребления (пластиковая тара, твердые коммунальные отходы, автомобильные шины), в местах, не соответствующих требованиям законодательства, что является нарушением требований ч. 2 ст. 13, ст. 42 Земельного кодекса РФ, п. 3 ст. 11, п. 1, 2 ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 1, ч. 1 ст. 13.4, ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 9, п. 15 «Правил обращения с коммунальными отходами» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 года № 1156, п. 3.8 «Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» утвержденного Постановлением Правительства Вологодской области от 03.09.2018 года .

Законный представитель юридического лица Смирнов Ю.А. и защитник юридического лица Кириллова Е.В. по факту правонарушения пояснили, что договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов не был заключен на момент составления протокола об административном правонарушении, поскольку для принятия решения о заключении такого договора требовалось проведение общего собрания членов кооператива. Председатель ГСК не был уполномочен единолично принять такое решение, поскольку оно связано с финансовыми затратами кооператива – требовалось решить вопрос о приобретении бункера либо обустройстве контейнерной площадки для накопления мусора. Ежегодные собрания членов ГСК проводятся в апреле месяце, провести собрание раньше возможности не было, поскольку многие владельцы гаражных боксов оставляют автомобили на всю зиму и гараж до весны не посещают. В апреле 2019 года собрание проведено, соответствующее решение принято, заявка в ООО «< >» на заключение договора подана, то есть предписание мэрии исполнено, нарушение устранено. По поводу обнаружения в ходе рейда места накопления отходов производства и потребления пояснили, что территория ГСК в целом содержится в порядке, мусор был обнаружен лишь в одном труднодоступном месте – у забора со стороны поликлиники, в настоящее время мусор убран, в подтверждение чего представлены фотографии.

Представитель комитета охраны окружающей среды мэрии <адрес>Х. пояснила, что в настоящее время предписание мэрии об устранении допущенных нарушений гаражно-строительным кооперативом исполнено, свалка мусора действительно была обнаружена в одном месте, у забора со стороны поликлиники, Смирновым Ю.А. представлены фотографии, подтверждающие исполнение предписания об уборке мусора. О том, что юридические лица обязаны с ДД.ММ.ГГГГ заключить соответствующие договоры с региональным оператором ООО «< >», председателю ГСК Смирнову Ю.А. было известно.

Выслушав представителей ГСК и мэрии, изучив представленные документы, суд приходит к выводу о том, что факт совершения административного правонарушения подтверждается:

протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГСК по ст. 8.2 КоАП РФ;

копией объяснений председателя ГСК Смирнова Ю.А. от ДД.ММ.ГГГГ, который факт правонарушения фактически признал;

актом осмотра, обследования территории в районе <адрес>, которым зафиксирован факт захламления отходами производства и потребления участка территории ГСК между стеной и забором, расположенного на земельном участке с кадастровым номером , по адресу: <адрес>;

фотоматериалами;

планом-схемой к акту проверки, обследования от ДД.ММ.ГГГГ;

копией объяснений Б. от ДД.ММ.ГГГГ;

копией кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой ГСК постоянно, бессрочно пользуется земельным участком с кадастровым номером , расположенным по адресу: <адрес>;

копией выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ;

копией выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ;

копией данных субъекта в архиве;

копией протокола общего собрания членов ГСК от ДД.ММ.ГГГГ;

информацией, предоставленной ООО «< >»;

протокол о результатах проведения конкурсного отбора ООО «< >» от ДД.ММ.ГГГГ

предписанием от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ГСК .

В соответствии со ст. 42, ч. 2 ст. 13 Земельного кодекса РФ, землепользователи не должны допускать загрязнение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления. Согласно ч. 1, 2 ст. 51 Федерального Закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещается сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Статья 1 и часть 1 статьи 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяют, что накопление отходов (веществ или предметов, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления), допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Вологодской области от 03.09.2018 N 792 утвержден «Порядок накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)", в соответствии с 3.8 которого накопление ТКО, в том числе крупногабаритных, образующихся на территориях садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений (далее - садоводческие некоммерческие товарищества), в гаражно-строительных кооперативах, осуществляется на контейнерных площадках либо в бункеры-накопители, объемом не менее 8 куб. м.

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления. На территории Западной зоны Вологодской области таким оператором является ООО «< >».

В соответствии с п. 8.4, 8.5 "Правил обращения с твердыми коммунальными отходами", утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Заявка потребителя может направляться региональному оператору начиная со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональным оператором.

Исходя из указанных положений нормативно-правовых актов, юридическое лицо, допустив накопление на используемой территории отходов производства и потребления в месте, которое не соответствует требованиям законодательства, не заключив при этом договора на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором и не имея организованного места накопления твердых коммунальных отходов (контейнерных площадок, бункеров-накопителей), совершает административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Вышеуказанное деяние юридического лица ГСК содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления.

В то же время суд считает возможным признать совершенное юридическим лицом деяние малозначительным на основании ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку оно хотя и содержит формально признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, но с учетом его характера, конкретных обстоятельств его совершения, тяжести наступивших последствий не представляет существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Принимая такое решение, суд учитывает, что обязанность по заключению договора на оказание услуг по обращению с ТКО с соответствующим региональным оператором возникла у юридического лица с ДД.ММ.ГГГГ, и в ДД.ММ.ГГГГ кооперативом в ходе исполнения соответствующего предписания мэрии <адрес> подана заявка в ООО «< >» на заключение такого договора, то есть правонарушение не являлось длительным и не было сопряжено с игнорированием требований уполномоченных должностных лиц об устранении нарушений. Территория ГСК в целом содержалась в порядке, что подтверждено фотоматериалами, накопление бытового мусора было допущено лишь в одном труднодоступном для обнаружения месте – между стеной гаража и забором. В настоящее время нарушение устранено. Существенной угрозы общественным отношениям в области экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления в результате вышеуказанного деяния не наступило.

Руководствуясь ст. ст. 8.2, 2.9, 29.9 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л :

Гаражно-строительный кооператив освободить от административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного правонарушения.

Объявить Гаражно-строительному кооперативу устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Череповецкий городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись Т.А. Кузнецова

Подлинный < > подшит

в дело (материал) № 5-659/2019

Череповецкого городского суда