Дело № 5-65/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
8 мая 2020 года пгт Эгвекинот
Судья Иультинского районного суда Чукотского автономного округа Воронин А.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – Муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское», ОГРН <***>, ИНН <***>, расположенного по адресу: 689202, Чукотский автономный округ, <...>,
у с т а н о в и л:
юридическое лицо – Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» (далее - МУП ЖКХ «Иультинское») не выполнило в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства, при следующих обстоятельствах.
<...> в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении МУП ЖКХ «Иультинское» Северо-Восточным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования было установлено, что юридическое лицо МУП ЖКХ «Иультинское», расположенное по адресу: ул. Ленина, д. 18, пгт Эгвекинот, Иультинский район, Чукотский автономный округ, не выполнило в срок до 11 февраля 2020 года предписание № 02-009/2019 от 23 января 2019 года «Об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований» в части осуществления деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов, в соответствии с общим техническими требованиям и требованиями безопасности, установленными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, чем совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Юридическое лицо МУП ЖКХ «Иультинское», извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, своего законного представителя или защитника в судебное заседание не направило, представив ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, вину признают, в содеянном раскаиваются.
На основании части 3 статьи 25.4 КоАП РФ считаю возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему выводу.
<...> государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по <...>ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении № <...>/д-20/пр1 в отношении юридического лица МУП ЖКХ «Иультинское» по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, согласно которому с 20 февраля по <...> по адресу: <...>, пгт Эгвекинот, <...>, Чукотский автономный округ, в ходе проведения внеплановой документарной проверки в отношении МУП ЖКХ «Иультинское» установлено, что юридическое лицо МУП ЖКХ «Иультинское» <...> совершило административное правонарушение, выразившееся в невыполнении в установленный срок законного предписания от 02-009/2019 от <...> «Об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований», сроком исполнения <...>.
Часть 1 статьи 19.5 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Предписание - это обязательный для исполнения документ от имени надзорного органа и направленный (врученный) юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, должностному лицу или гражданину, содержащий выявленные нарушения (недостатки) конкретных положений федеральных законов, нормативных актов и срок по их устранению.
Объективная сторона данного административного правонарушения состоит в невыполнении в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Субъектом административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ является лицо, на которое возложена обязанность по осуществлению действий, предусмотренных законным предписанием.
С учетом диспозиции части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ является законность предписания, выданного органом государственного надзора.
При рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 19.5 КоАП РФ, судья должен выяснять законность вынесенного предписания, имея в виду, что оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства, но не определять характер необходимых действий, которые должны быть совершены для его выполнения, а также не разрешать правовые споры, подменяя собой судебные органы.
Таким образом, если предписание выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке, то его следует считать законным. Неотмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения, и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
Из Положения о Северо-Восточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <...>№ <...>, следует, что Северо-Восточное межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования межрегионального уровня, осуществляющим отдельные функции Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории <...>, Чукотского автономного округа (л.д. 91-102).
Согласно сведениям ЕГРЮЛ от <...> МУП ЖКХ «Иультинское» зарегистрировано в качестве юридического лица <...>, имеет ИНН <***> и ОГРН <***> (л.д. 54-70).
МУП ЖКХ «Иультинское» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I-IV класса опасности на основании лицензии № <...> от <...> (л.д. 32-34).
Согласно пункту 26, 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от <...>№ <...> «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от <...>№ <...>» (далее - Правила обращения с ТКО), оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющий деятельность по транспортированию твердых коммунальных отходов, должен владеть мусоровозами, отвечающими общим техническим требованиям и требованиям безопасности, установленным законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Транспортирование твердых коммунальных отходов с использованием мусоровозов, не оснащенных аппаратурой спутниковой навигации, допускается до <...>.
В соответствии с пунктом 2 Правил обращения с ТКО "мусоровоз" - транспортное средство категории N, используемое для перевозки твердых коммунальных отходов.
Согласно ГОСТ Р 52051-2003 «Механические транспортные средства и прицепы. Классификация и определение» транспортное средство категории N являются механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов.
Виды отходов, относящихся к ТКО, определены Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от <...>№ <...>, где все виды отходов подтипа отходов «Отходы коммунальные твердые» (код 7 31 000 00 00 0), а также другие отходы типа отходов «Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве, отходы при предоставлении услуг населению» (код 7 30 000 00 00 0), в случае, если в наименовании подтипа отходов или группы отходов указано, что отходы относятся к ТКО.
В ходе проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу проверки в отношении МУП ЖКХ «Иультинское» по соблюдению законодательства в области окружающей среды и нарушений природоохранных требований установлено, что МУП ЖКХ «Иультинское» допущены нарушения пунктов 26, 27 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно в сельских поселениях Амгуэма, Уэлькаль, Конергино, Ванкарем, Нутепэльмен, Рыркайпий и пгт Эгвекинот отсутствуют специализированные транспортные средства (мусоровозы), в связи с чем <...> старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу ФИО2 юридическому лицу МУП ЖКХ «Иультинское» выдано предписание от <...>№ <...>, со сроком устранения выявленных нарушений <...>, которое получено директором МУП ЖКХ «Иультинское» ФИО3<...> (л.д. 23-24).
Из материалов дела следует, что указанное предписание вынесено уполномоченным лицом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Чукотскому автономному округу - государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Чукотскому автономному округу в пределах своей компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, предписание в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным не признано и не отменено, в нем четко и ясно сформулированы действия, которые необходимо совершить исполнителю, является доступным для понимания и исполнимым.
Таким образом, законность предписания органа, осуществляющего государственный надзор в области охраны окружающей среды, сомнений не вызывает.
В силу пункта 1 части 2 статьи 10 Федерального закона о защите прав юридических лиц основанием для проведения внеплановой проверки является истечение срока исполнения юридическим лицом ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами.
На основании приказа Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <...>№ <...>, с целью оценки полноты и своевременности исполнения предписаний «Об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований», указанных в предписании № <...> от <...>, проведена внеплановая документарная проверка его исполнения, в результате которой установлено, что указанное предписание <...> не было исполнено по причине отсутствия финансовых средств у предприятия, необходимых для приобретения спецтехники для транспортирования твердых коммунальных отходов (мусоровозов) транспортирующих твёрдые коммунальные отходы с аппаратурой спутниковой навигации (л.д. 12-14, 17-21).
Согласно части 2 статьи 25 Федерального закона о защите прав юридических лиц юридические лица, допустившие нарушение указанного Федерального закона, не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора) об устранении выявленных нарушений обязательных требований несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (ст. 19.5 КоАП РФ).
Факт совершения юридическим лицом МУП ЖКХ «Иультинское» данного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении № <...>/д-20/пр1 от <...>; приказом Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <...>№ <...>; уведомлением Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <...> о проведении внеплановой документарной проверки юридического лица; актом проверки Северо-Восточного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <...>№ <...>/д/ИП-20; предписанием № <...> от <...> об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований; письмом МУП ЖКХ «Иультинское» № <...> от <...>; лицензией № <...> от <...> на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV класса опасности; Уставом МУП ЖКХ «Иультинское»; свидетельством о внесении записи в ЕГРЮЛ от <...>; свидетельством о государственной регистрации юридического лица; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении МУП ЖКХ «Иультинское» от <...>; Положением о Северо-Восточном межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от <...>№ <...>.
Оценив совокупность представленных в материалы дела доказательств в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, оснований не доверять им не нахожу, поскольку они получены в соответствии с требованиями законодательства об административных правонарушениях, согласуются между собой, противоречий не имеют. Неустранимых сомнений в виновности МУП ЖКХ «Иультинское» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, по делу не имеется. В соответствии с требованиями статьи 26.2 КоАП РФ вышеуказанные доказательства признаются допустимыми.
На основании статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Доказательств о выполнении предписания, как и доказательств, препятствующих его выполнению МУП ЖКХ «Иультинское» в период срока, установленного для исполнения предписания, в суд не представлено.
С ходатайством о продлении срока исполнения предписания в орган государственного контроля юридическое лицо не обращалось, предписание, и сроки его исполнения не обжаловало. Также в суд не представлено доказательств, подтверждающих, что МУП ЖКХ «Иультинское» предпринимались все зависящие от него меры по выполнению предписания контролирующего органа от 23 января 2019 года № 02-009/2019.
На основании изложенного, действия МУП ЖКХ «Иультинское» квалифицирую по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор об устранении нарушений законодательства.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Доказательств, свидетельствующих о тяжелом имущественном и финансовом положении МУП ЖКХ «Иультинское», не представлено.
Обстоятельством, смягчающим административную ответственность, в соответствии с пунктом 1 части 1 и части 2 статьи 4.2 КоАП РФ является признание МУП ЖКХ «Иультинское» своей вины в совершении данного правонарушения и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность юридического лица МУП ЖКХ «Иультинское», судьей не установлено.
С учетом характера совершенного административного правонарушения, имущественного и финансового положения юридического лица, наличие смягчающего и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, считаю возможным определить МУП ЖКХ «Иультинское» наказание в виде административного штрафа размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 19.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 4.1 и 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
признать юридическое лицо – Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей, подлежащего зачислению по реквизитам: получатель – УФК по Чукотскому автономному округу (Управление по обеспечению деятельности мировых судей ЧАО л/счет <***>), р/счет № <***>, отделение Анадырь г. Анадырь, БИК 047719001, ОКАТО 77715000, КБК 60911601193010005140, УИН 0.
Разъяснить Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское», что в силу требований статьи 31.5 КоАП РФ при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления о назначении административного наказания в виде административного штрафа невозможно в установленные сроки, судья, вынесший постановление, может отсрочить исполнение постановления на срок до одного месяца. С учетом материального положения лица, привлеченного к административной ответственности, уплата административного штрафа может быть рассрочена судьей, вынесшим постановление, на срок до трех месяцев.
Разъяснить Муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства «Иультинское» положения статьи 32.2 КоАП РФ, в соответствии с которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлечённым к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней, судья, вынесший постановление, направляет в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ неуплата административного штрафа в установленный законом срок влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в суд Чукотского автономного округа в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Иультинский районный суд Чукотского автономного округа.
Судья А.Д. Воронин