ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-65/20 от 19.05.2020 Донецкого городского суда (Ростовская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

19 мая 2020 года г. Донецк Ростовской области.

Судья Донецкого городского суда Ростовской области Степанян Ш.У.

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении физического лица-предпринимателя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина <данные изъяты>, уроженца <адрес>, зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации физического лица-предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, идентификационный код физического лица ,

Установил:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ в 10 час 25 минут в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни, расположенного по адресу: Россия, <...>, со стороны России прибыло транспортное средство грузовой автомобиль <данные изъяты> регистрационный номер с полуприцепом бортовым <данные изъяты> регистрационный номер , под управлением ФЛП ФИО1, перевозчика осуществляющего международную перевозку груза. В ходе таможенного контроля ФЛП ФИО1, перевозчиком товара были представлены следующие документы: паспорт гражданина <данные изъяты>, свидетельство о регистрации транспортных средств , доверенности на транспортные средства, декларация на товары (ЭК 10 ЭД) , CMR от ДД.ММ.ГГГГ, счет - фактуры №, от ДД.ММ.ГГГГ на товары – майонез, кетчуп, соус, джем, варенье в ассортименте, семи наименований в количестве 3619 мест, вес брутто 18291,50 кг., отправитель товара – АО «НЕФИС-БИОПРОДУКТ», по адресу: <адрес> товара ООО «СВ ПЕРСПЕКТИВА» <адрес> товара физическое - лицо предприниматель (ФЛП) ФИО1, адрес регистрации: <адрес>, свидетельство о государственной регистрации физического - лица предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ. На основании сведений, указанных в АТО , в рамках ПР (14), в боксе углубленного досмотра ЗТР таможенного поста МАПП Донецк был проведен таможенный досмотр грузового автомобиля <данные изъяты> регистрационный номер с полуприцепом бортовым <данные изъяты> регистрационный номер , составлен акт таможенного досмотра . В ходе таможенного досмотра установлено, что в полуприцепе равномерно по всей площади расположены 33 деревянных поддона, на которых размещен товар в картонных коробках – майонез, кетчуп, соус, джем, варенье в ассортименте, семи наименований в количестве 3619 мест, все брутто 18291,50 кг., что соответствовало товаросопроводительным документам: декларации на товары (ЭК 10 ЭД) , CMR от ДД.ММ.ГГГГ, счет - фактуры №, от ДД.ММ.ГГГГ. Весь досмотренный товар имеет хороший внешний вид, без загрязнений, без следов порчи. Упаковка без повреждений. В результате досмотра выявлено 33 деревянных поддона, не указанных в графе 31 декларации на товары (ЭК 10 ЭД) , в графе 9 CMR от ДД.ММ.ГГГГ, в счет - фактурах , от ДД.ММ.ГГГГ, таможенной декларации на транспортное средство .

ФИО1, извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие ФИО1

Суд, исследовав и оценив все собранные по делу доказательства в их совокупности, приходит к следующему.

Частью 3 ст. 16.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ перевозчику - ФЛП ФИО1 вменяется совершение действий, выразившихся в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС ДД.ММ.ГГГГ через таможенный пост МАПП Донецк Миллеровской таможни путем представления недействительных документов (документов, содержащих недостоверные сведения), ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

При этом одним из доказательств вины ФИО1 является протокол опроса ФЛП ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что ФИО1 свою вину в сообщении в таможенный орган недостоверных сведений о наименовании и количестве грузовых мест при убытии с таможенной территории ЕАЭС ДД.ММ.ГГГГ признает, показания данные в объяснении при проведении таможенного контроля подтверждает. Однако, согласно объяснению ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, имеются расхождения во времени. А именно, со слов ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ он осуществлял международную автомобильную перевозку товара – продуктов питания семи наименований в количестве 3619 мест, вес брутто 18291,50кг. Но, прибыл в зону таможенного контроля таможенного поста МАПП Донецк Миллеровской таможни ДД.ММ.ГГГГ в 19 часов 20 минут и подал для оформления процедуры убытия товаросопроводительные документы, в том числе: ДТ от ДД.ММ.ГГГГ, CMR от ДД.ММ.ГГГГ, счет-фактуры №, от ДД.ММ.ГГГГ на товары – майонез, кетчуп, соус, джем, варенье в ассортименте, размещенных на 33 деревянных паллетах (поддонах). Данные объяснения отражены и в протоколе об административном правонарушении.

В связи с указанным, исходя из представленных материалов дела, невозможно достоверно установить время совершения действий, направленных на сообщение недостоверных сведений о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС. Неустановление времени совершения административного правонарушения, являющегося элементом объективной стороны правонарушения, свидетельствует об отсутствии доказательств наличия в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.

Кроме того, суд приходит к выводу о том, что в действиях ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в связи с сообщением недостоверных сведений о товаре в виде 33 деревянных поддонов, на основании следующего.

Согласно п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.11.2019 N 49 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике в связи с вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" принимая во внимание публичный характер таможенных правоотношений, при оценке соблюдения декларантом (здесь и далее также - таможенный представитель) данных требований Таможенного кодекса судам следует исходить из презумпции достоверности информации (документов, сведений), представленной декларантом в ходе таможенного контроля, бремя опровержения которой лежит на таможенном органе.

Из материалов дела следует, что в вину ФИО1 вменяется то, что им представлена декларация на товары, в графе 31 которой отсутствует информация о поддонах в количестве 33 штук, в графе 9 CRM от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует информация о данных поддонах как о товаре.

Согласно Решению Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения" в графе 31 под номером 1 указываются, в том числе, наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений;

Под номером 2 указываются, в том числе, для товара, имеющего упаковку, через запятую - общее количество грузовых мест, занятых товаром (если товар занимает грузовые места не полностью, то дополнительно в скобках указывается количество грузовых мест, занимаемых товаром частично, с проставлением через тире "-" записи: "часть места"), коды видов упаковки товара в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов с проставлением через тире "-" количества упаковок по каждому виду.

При этом под упаковкой понимаются любые изделия и материалы, служащие или предназначенные для упаковки, защиты, размещения и крепления или разделения товаров, за исключением упаковочных материалов (солома, бумага, стекловолокно, стружка и т.п.), перевозимых навалом;

Если декларируемый товар находится на поддонах - сведения о поддонах и их количестве с указанием через знак разделителя "/" кода поддона в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов.

При этом под поддоном понимается устройство, на настиле которого можно разместить вместе некоторое количество товаров с тем, чтобы образовать транспортный пакет с целью его перевозки, погрузки (выгрузки) или штабелирования с помощью механических аппаратов. Это устройство состоит из двух настилов, соединенных между собой распорками либо из одного настила, опирающегося на ножки. Устройство должно иметь как можно меньшую общую высоту, допускающую его погрузку (выгрузку) с помощью вилочных погрузчиков или тележек по перевозке поддонов, а также может иметь или не иметь надстройку.

Согласно действующему законодательству прямые требования, о необходимости включения сведений декларантом о поддонах в декларацию, в соответствии с «Таможенным кодексом Евразийского экономического союза (приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) и Федеральным законом от 03.08.2018 года № 289-ФЗ (ред. От 27.12.2019) «О таможенном регулирований в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» - отсутствуют. Это отражено и в информации, предоставленной заместителем начальника Приволжского таможенного поста от ДД.ММ.ГГГГ (лист. 96).

Не предусмотрена обязанность указания в графе 31 декларации на товары при вывозе товара из территории РФ и в силу Письма ГТК России № 01-06/16742 от 26.04.2001 «О таможенном оформлении поддонов (паллет)», которое указано в протоколе об административном правонарушении в качестве документа, порождающего обязанность ФИО1 по декларированию поддонов.

В Письме ГТК России № 01-06/16742 от 26.04.2001, помимо прочего указано, что при ввозе (вывозе) товаров на поддонах (паллетах), если поддоны (паллеты) не являются предметом внешнеторгового договора купли - продажи или мены или иного договора, сведения о поддонах (паллетах) заявляются в грузовой таможенной декларации (ГТД), подаваемой при декларировании товаров, перемещаемых на этих поддонах (паллетах), при этом имеется ссылка на Инструкцию о порядке заполнения грузовой таможенной декларации, утвержденной Приказом ГТК России от 16.12.98 N 848, которая утратила силу.

Указанное письмо ГТК России регламентирует вопрос содержания грузовой таможенной декларации» в соответствии с "Конвенцией о временном ввозе" (заключена в Стамбуле 26.06.1990), при этом согласно ст. 127 Таможенного кодекса ЕАЭС «временный ввоз» - это отдельная (самостоятельная) таможенная процедура, а в рассматриваемом случае имеет место быть таможенная процедура экспорта (согласно таможенной декларации от ДД.ММ.ГГГГ).

Учитывая изложенное, положения Письма ГТК России № 01-06/16742 от 26.04.2001 года «О таможенном оформлении поддонов (паллет)» и нормы "Конвенции о временном ввозе" (заключена в Стамбуле 26.06.1990) не применимы в данном случае.

В соответствии с письмом ФТС России от 28.06.2013 N 18-12/27777 "О методических рекомендациях" при определении понятий "грузовое место", "упаковка" следует применять понятия, употребляемые в международных правовых актах.

Так, согласно Рекомендациям Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Рекомендация N 21/Rev.1 европейской экономической комиссии ООН "Коды для видов груза, упаковки и материалов упаковки" от августа 1994 г.):

- "грузовое место" - конечный продукт упаковочной операции в том виде, в каком он подготовлен для транспортировки, и состоит из собственно упаковки (резервуар, контейнер) и находящегося в ней груза. Термин "грузовое место" включает все применяемые для упаковки приспособления, и в частности держатели, используемые в качестве внешней или внутренней оболочки товаров, держатели, с помощью которых товары накручиваются, наматываются или связываются (в отличие от тех, что определены в международных конвенциях), и резервуары. Данный термин исключает средства транспортировки и транспортное оборудование, как то поддоны и контейнеры;

- "упаковка" - материалы и компоненты, используемые при любых упаковочных операциях для хранения и защиты готовых изделий или материалов во время транспортировки.

- "вид упаковки" - форма или конфигурация грузового места в том виде, в каком оно представлено для транспортировки.

Из изложенного и из материалов дела следует, что перевозчиком ФИО1 поддоны в количестве 33 штуки использовались только лишь для удобства транспортировки декларируемого товара, и в этом конкретном случае поддон (паллет) с декларируемым товаром не представляет собой отдельное грузовое место и соответственно не образовывает неделимый транспортный пакет (упаковку). Поэтому, в данном случае норма Решения Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 "О форме декларации на товары и порядке ее заполнения», а именно «если декларируемый товар находится на поддонах - сведения о поддонах и их количестве с указанием через знак разделителя "/" кода поддона в соответствии с классификатором видов груза, упаковки и упаковочных материалов», не применима.

Кроме того, из материалов дела следует, что деревянные поддоны в количестве 33 штуки не являлись предметом внешнеторгового договора купли-продажи или мены или иного договора, предусматривающего передачу поддонов (паллет) в собственность иностранному лицу при их вывозе. Поэтому в данном случае нельзя рассматривать поддоны как самостоятельный товар, обязательный к декларированию.

Объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, образуют действия лица, выразившиеся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений на каждом этапе перемещения, указанном в диспозиции ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

По ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ подлежит квалификации деяние, выразившееся в сообщении таможенному органу недостоверных сведений путем:

- представления недействительных документов;

- использования поддельного средства идентификации;

- использования подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ составляет, в том числе, сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) объеме товаров.

Согласно статье 26.2. КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5. КоАП РФпроизводство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности (за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи), или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).

Однотипные признаки состава административного правонарушения в совокупности образуют так называемые элементы состава административного правонарушения. К элементам состава административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Признаками объективной стороны административного правонарушения являются, в том числе, время,место, способ, характер совершения деяния, его повторность, неоднократность, злостность, систематичность. В рассматриваемом деле событие административного правонарушения наличествует, но отсутствует должным образом установленный обязательный признак объективной стороны состава административного правонарушения – время совершения.

Недекларирование сведений о транспортном оборудовании, которое выступает в качестве многооборотной тары, и используется для удобства транспортировки товаров, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

В связи с изложенным суд приходит к выводу, что перевозчик ФИО1 переместил товар через таможенную границу с использованием действительных документов, не содержащих недостоверные сведения о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при убытии с таможенной территории Таможенного союза.

Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии доказательств тому, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения в области таможенного дела, выразившегося в сообщении таможенному органу недостоверных сведений о наименовании товара и его весе при убытии с таможенной территории Таможенного союза, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 24.7 КоАП РФ суммы, израсходованные на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств, орудия совершения или предмета административного правонарушения являются издержками по делу об административном правонарушении.

В соответствии с абз. 2 ч. 3 ст. 24.7 КоАП РФ в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном индивидуальным предпринимателем и предусмотренном КоАП РФ, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета.

Согласно сопроводительному письму Миллеровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ издержек по настоящему делу об административном правонарушении в соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ не имеется.

С учетом изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

Постановил:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, в отношении физического лица-предпринимателя ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Изъятые вещественные доказательства, 33 деревянных поддона, находящиеся на ответственном хранении в ЗТК таможенного поста МАПП Донецк по адресу: Россия, <адрес>, - вернуть законному владельцу.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Донецкий городской суд Ростовской области в течение 10 суток с момента получения или вручения копии постановления.

Судья: