ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-65/2017 от 22.06.2017 Свободненского городского суда (Амурская область)

5-65/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Свободный 22 июня 2017 года

Судья Свободненского городского суда Амурской области Половинко А.В.,

при секретаре судебного заседания Кучабской В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «--», адрес (место нахождения): 676450, --, ИНН --, КПП --, ОГРН --,

установил:

В Свободненский городской суд -- из отделения по -- Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации поступил протокол об административном правонарушении от --, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «--».

Представитель отделения по Амурской области Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации в судебное заседание не явился, направил в адрес суда письменное сообщение о рассмотрении дела в их отсутствие, просит привлечь юридическое лицо – ООО «--» к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Представитель юридического лица - ООО «--» ФИО3 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, предоставила отзыв на протокол об административном правонарушении. Согласно отзову, ООО «--» с протоколом согласно, вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, признают полностью.

Изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ст. 3, 4 Федерального закона от 07.08.2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относятся, в том числе, организация и осуществление внутреннего контроля. Организация внутреннего контроля представляет собой совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Контроль за организацией и осуществлением внутреннего контроля осуществляется соответствующими надзорными органами в соответствии с их компетенцией и в порядке, установленном законодательством РФ, а также уполномоченным органом в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом (ч. 9 ст. 7 ФЗ от 07.08.2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму»).

На основании п. 9 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, ломбарды.

Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (в том числе и за ломбардами) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В соответствии со ст. 76.5 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России направляет некредитным финансовым организациям обязательные для исполнения предписания.

Согласно ст. 76.6 Федерального закона № 86-ФЗ Банк России устанавливает обязательные для некредитных финансовых организаций сроки и порядок составления и представления отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами.

Банк России взаимодействует с некредитными финансовыми организациями посредством информационных ресурсов, размещенных на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе путем предоставления таким организациям доступа к личному кабинету, ведение которого осуществляется Банком России в установленном им порядке, а также с использованием электронных документов. Личный кабинет используется некредитными финансовыми организациями в целях получения от Банка России документов, в том числе запросов, требований (предписаний) Банка России, и передачи в Банк России отчетности, документов (информации), сведений, а также осуществления некредитными финансовыми организациями иных прав и обязанностей, установленных федеральными законами, нормативными актами Банка России (ст. 76.9 Федерального закона № 86-ФЗ).

Согласно п. 5 ч. 4 ст. 2.3 Федерального закона от 19 июля 2007 года № 196-ФЗ «О ломбардах», Банк России направляет ломбарду предписания, обязательные для исполнения, а также запрашивает документы, необходимые для решения вопросов, находящихся в компетенции Банка России. Предписания и запросы Банка России направляются посредством почтовой, факсимильной связи либо посредством вручения адресату или в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном Банком России. При направлении предписаний и запросов Банка России в форме электронных документов данные предписания и запросы считаются полученными по истечении одного рабочего дня со дня их направления адресату в порядке, установленном Банком России, при условии, что Банк России получил подтверждение получения указанных предписаний и запросов в установленном им порядке.

В соответствии с п. 4.3 Главы 4 Указания Банка России от 21 декабря 2015 года № ---У «О порядке взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета, а также порядке и сроках направления другими участниками информационного обмена уведомления об использовании или уведомления об отказе от использования личного кабинета» электронный документ Банка России считается полученным по истечении 24 часов с момента размещения электронного документа в личном кабинете. Подтверждением получения участником информационного обмена электронного документа Банка России является запись о размещении Банком России в личном кабинете, подписанная УКЭП Банка России, с возможностью ее получения. Если момент получения участником информационного обмена электронного документа Банка России выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то электронный документ Банка России считается полученным участником информационного обмена до 18 часов 00 минут по московскому времени первого рабочего дня, следующего за нерабочим днем.

Банком России в лице Отделения по -- Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации -- в отношении ООО «--» вынесено предписание от ---- в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Предписание от ---- направлено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через личный кабинет ООО «--» на официальном сайте Банка России.

В Предписании от ---- установлены следующие требования: в десятидневный срок с даты получения настоящего предписания представить для проверки в Отделение по -- Дальневосточного главного управления Центрального банка Российской Федерации следующие документы и информацию в рамках контроля за организацией и осуществлением внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма:

1. Копии Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, разработанных в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона от -- № 115-ФЗ (далее - Правила внутреннего контроля), в редакциях, действующих в период с -- по дату представления документов (информации).

2. Копии приказов о назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (далее - СДЛ), исполнявших обязанности в период с -- по дату представления документов (информации), а также копии должностных инструкций СДЛ.

3. Копии документов, в которых зафиксированы результаты проведенных проверок наличия среди своих клиентов организаций и физических лиц, в отношении которых применены либо должны применяться меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества (далее - проверка) в соответствии с порядком проведения проверки, установленным программой по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и проведению проверки Правил внутреннего контроля, за период с -- по дату представления документов (информации).

4. Копии формализованных электронных сообщений (далее - ФЭС), направленных в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 8 Указания Банка России от -----У «О порядке представления некредитными финансовыми организациями в уполномоченный орган сведений, предусмотренных Федеральным законом «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Указание Банка России ---У), о результатах проведенных проверок за период с -- по дату представления документов (информации).

5. Копии ФЭС, направленных в уполномоченный орган в соответствии с пунктом 8 Указания Банка России ---У, о примененных мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества организаций и физических лиц (в случае применения таких мер) за период с -- по дату представления документов (информации).

6. Копии квитанций, предусмотренных пунктом 9 Указания Банка России ---У и содержащих подтверждение принятия/непринятия уполномоченным органом ФЭС, по результатам контроля каждого направленного ФЭС за период с -- по дату представления документов (информации).

7. Скриншоты страниц Личного кабинета за период с -- по дату представления документов (информации): использование перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (раздел Личного кабинета «Перечень лиц, причастных к экстремистской/террористической деятельности»); посещаемость личного кабинета на портале Росфинмониторинга (раздел Личного кабинета «Перечень лиц, причастных к экстремистской/террористической деятельности»); статистика по отправленным сообщениям в Росфинмониторинг (раздел Личного кабинета «Отправка сообщений».

Данное предписание было размещено в личном кабинете ООО «--» -- в 08:59 часов (время московское).

-- документы и информация, указанные в Предписании от --, с нарушением установленного Предписанием срока, частично представлены в Отделение Благовещенск.

На дату составления протокола не представлены следующие документы: копии Правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, действующих в период с -- по -- (пункт 1 резолютивной части Предписания от ----); копии приказов о назначении специальных должностных лиц, ответственных за реализацию Правил внутреннего контроля (далее - СДЛ), исполнявших обязанности в период с -- по --, а также копии должностных инструкций СДЛ, исполнявших обязанности в период с -- по -- (пункт 2 резолютивной части Предписания от ----/--); документы и информация за период с -- по -- (пункты 3, 4, 5 и 6 резолютивной части Предписания от ----); скриншоты страниц Личного кабинета «Статистика по отправленным сообщениям в Росфинмониторинг» за период с -- по -- (пункт 7 резолютивной части Предписания от ----).

По данному факту -- начальником отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения по -- Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ ФИО4 в отношении юридического лица – ООО «--» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ.

Таким образом, в действиях юридического лица - ООО «--» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Кроме полного признания вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, вина юридического лица подтверждается:

- протоколом № -- об административном правонарушении в отношении юридического лица – ООО «--» по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, составленным начальником отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения по -- Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ ФИО4--;

- Предписанием от ----;

- запись о размещении в личном кабинете ООО «--» электронных документов;

- иными материалами.

Согласно информации отдела финансового мониторинга банковской деятельности, финансовых рынков и валютного контроля Отделения по -- Дальневосточного главного управления Центрального банка РФ, ООО «--» по состоянию на -- не представлены в полном объеме документы, истребованные Предписанием Банка России.

Вышеизложенное дает судье основание сделать вывод, что юридическое лицо – ООО «--» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, то есть неисполнение предписаний, выносимых соответствующим надзорным органом в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом не установлены причины, которые бы препятствовали юридическому лицу ООО «--» исполнить в установленный срок предписание уполномоченного органа. Доказательств того, что ООО «--» были приняты меры к сообщению уполномоченному лицу о невозможности исполнения предписания, материалы дела также не содержат, в суд не представлено.

Срок давности привлечения к административной ответственности предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ не нарушен. Оснований для прекращения производства по делу, предусмотренных ст.ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, обстоятельств исключающих производство по делу, судьей не установлено.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, суд признает полное признание юридическим лицом своей вины и раскаяние в содеянном.

Отягчающих вину обстоятельств, судом не установлено.

При назначении административного наказания, судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, посягающего на безопасность общества и государства, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность.

Учитывая характер и обстоятельства административного правонарушения, судья считает, что наказание ООО «--» должно быть назначено в виде приостановления деятельности. Данный вид наказания, достигнет установленных статьей 3.1 КоАП РФ целей административного наказания, предупреждения совершения новых правонарушений.

В соответствии с ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ, возможно досрочное прекращение исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности судьей по ходатайству, в случае устранения обстоятельств, послуживших основанием для назначения данного вида наказания.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья,

постановил:

Признать юридическое лицо - Общество с ограниченной ответственностью «--» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного приостановления деятельности на 30 (тридцать) суток в отношении ломбарда, расположенного по адресу: --, путем запрета осуществления деятельности ООО «--» по предоставлению краткосрочных кредитов под залог имущества, предоставлению услуг по хранению ценностей, розничной торговли бывшими в употреблении товарами.

Срок административного приостановления деятельности исчислять с --.

Постановление подлежит немедленному исполнению.

Постановление может быть обжаловано в Амурский областной суд через Свободненский городской суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.

Судья Свободненского

городского суда А.В. Половинко